Торговая и оптовая надбавка в структуре отечественного ценообразования

Автор: n****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всесторонний анализ цены, а также попытка определить степень влияния таких структурных элементов цены как торговая надбавка, оптовая (снабженческо-сбытовая) надбавка, наценка и скидка на ее формирование, выяснить их сущность, а также определить методы их расчетов.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
-рассматривалась сущность и роль цены в экономике;
-исследовалась структура цены, с целью выявления ее основных элементов;
-давалась подробная оценка каждому из элементов структуры, а также условия их формирования.

Содержание

Введение
Глава 1.Структура цены и ее сущность.
1.1. Понятие цены.
1.2. Функции цены.
1.3. Состав и структура цены.
Глава 2. Оптовая надбавка и ее оптимизация.
2.1. Сущность оптовой надбавки.
2.2. Величина и уровень снабженческо-сбытовой (оптовой) надбавки.
Глава 3. Торговая наценка, надбавка и скидка.
3.1. Сущность торговой надбавки
3.2. Торговая скидка:сущность, виды.
3.3. Торговая наценка:сущность, уровни.
Примеры расчетов цены с учетом торговой и оптовой надбавки.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая цены.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

     При оценке сложившегося уровня торговой надбавки, основной целью является определение того минимального 6е уровня, ниже которого она не может быть установлена исходя из требования самоокупаемости процесса продажи товаров. В процессе оценки уровня торговой надбавки анализируются:

     а) средний уровень торговой надбавки на предприятии и его динамика по отдельным этапам предпланового периода;

     б) сложившаяся дифференциация уровня отдельных элементов торговой надбавки (издержек обращения; налогов, входящих в цену товаров; прибыли), а также  структура этих элементов в составе торговых надбавок;

     в) сложившаяся дифференциация уровня и структуры торговой надбавки в  разрезе отдельных групп (подгрупп, видов) товаров;

     г) возможности снижения уровня текущих  затрат за счет экономии отдельных  видов издержек обращения и осуществления эффективной хозяйственной деятельности в предстоящем периоде.

     Возможный уровень текущих затрат предприятия, связанных с реализацией отдельных  групп (подгрупп, видов) товаров (определяемый как суммарный уровень издержек обращения в предстоящем периоде), а также уровень налогообложения доходов и будут представлять собой тот минимальный базис, на основе которого можно формировать уровни торговых надбавок.

     Формирование  конкретного уровня торговой надбавки на товары. Такая конкретизация осуществляется по каждой товарной позиции в соответствии с избранной для нее моделью расчета уровня торговой надбавки. При этом определяются необходимые для расчета конкретные значения отдельных исходных показателей. Главным элементом всех расчетов выступает Цена закупки единицы товара, поэтому расчеты конкретного уровня торговой надбавки (а соответственно и уровня цены реализации) осуществляются после поступления товаров на предприятие в соответствии с заключенными контрактами с поставщиками (когда цепа Закупки единицы товара уже определена окончательно).

     Формирование  механизма своевременной корректировки  уровни торговой надбавки. Такая корректировка может носить характер запланированных и незапланированных отклонений от расчетного уровня торговой надбавки в сторону его уменьшения или увеличения.

     Запланированное уменьшение уровня торговой надбавки может регулироваться системой заранее  обусловленных скидок с розничной  цены товара, предоставляемых: на покупку  определенного количества конкретного  товара; на определенный суммарный объем покупки товаров; постоянным покупателям, имеющим специальную фирменную карточку магазина.

     Запланированное увеличение уровня торговой надбавки может регулироваться системой заранее  обусловленных размеров увеличения розничной цены товаров: при предоставлении связанных с их покупкой дополнительных торговых услуг; при продаже товаров в ночное время, в праздничные дни ив других аналогичных случаях.

     Незапланированное отклонение от расчетного уровня торговой надбавки может вызываться изменением конъюньтуры рынка (общим снижением или повышением цен на данной товар); изменением ставок налогообложения торговой деятельности; изменением условий хозяйствования (вызвавшим снижение или повышение уровня издержек обращения) и другими аналогичными причинами.

     Механизм  такой корректировки расчетного уровня торговой надбавки должен быть разработан на предприятии в процессе формирования ценовой политики.

     Фактором, снижающим уровень торговой надбавки (наценки), является рост звенности  товародвижения. Увеличение количества посредников в продвижении товара (продукции) в сфере обращения приводит к значительному росту его цены, так как каждый из них прибавляет к цене приобретения свой уровень торговой надбавки. Чем выше эта цена, тем ниже уровень торговой надбавки устанавливает следующее звено товаропроводящей сети, ориентируясь на цену, которую может заплатить потребитель.

     Уровень торговых надбавок (наценок) дифференцируется в зависимости от типа предприятий  торговли и общественного питания. Их различия в розничной и оптовой торговле объясняются сроками реализации товаров, оборачиваемостью, необходимостью оказания дополнительных услуг при продаже и послепродажном обслуживании. Ограниченные сроки реализации (особенно скоропортящихся товаров), быстрая оборачиваемость продовольственных товаров влияют на формирование более низкого уровня торговой надбавки, так как уменьшают размер затрат, необходимых для их доведения до покупателя. Медленная оборачиваемость непродовольственных товаров (особенно сложного ассортимента) и дополнительные затраты по их реализации являются определяющими факторами установления более высокого уровня торговой надбавки.

     В универсальных магазинах средний  уровень торговой надбавки зависит  от складывающегося соотношения  в объеме товарооборота продовольственных и непродовольственных товаров. С ростом доли непродовольственных товаров средний размер торговой надбавки увеличивается, и наоборот.

     Невысоким уровнем торговых надбавок отличаются фирменные магазины. Это объясняется  тем, что часть их издержек возмещается за счет доходов их владельцев - предприятий-изготовителей фирменной продукции, оптовых предприятий. Более низкий уровень издержек, чем у конкурентов, позволяет установить невысокий уровень торговой надбавки, сделать цену товара более привлекательной для покупателя и, как следствие, способствует расширению сферы деятельности предприятия на потребительском рынке.

     Существенны расхождения в уровнях торговых наценок в различных типах  предприятий общественного питания. Наиболее высокие наценки применяются в ресторанах, кафе, барах и других предприятиях, которые предоставляют потребителям комплекс высококачественных услуг по организации отдыха. Более низкий уровень торговых наценок формируется в столовых при промышленных предприятиях, вузах, техникумах, колледжах, в школьных столовых, целью которых является организация быстрого обслуживания определенного контингент потребителей: работников предприятий, учащихся, студентов.

     Уровень торговых надбавок (наценок) зависит  от применяемого метода организации продажи. Так, внедрение самообслуживания, торговли по образцам, через торговые автоматы способствует установлению более низкого уровня издержек за счет экономии средств на оплату живого труда. Уменьшение этих

     расходов  обеспечивает возможность снижения цены товара (продукции), одновременно стимулируя рост объема реализации и величины валового дохода.

     На  предприятиях торговли и общественного  питания уровень торговых надбавок (наценок) дифференцируется в зависимости  от качества товаров (продукции), культуры торгового обслуживания. Уровень торговых надбавок на высококачественные товары существенно отличается от уровня торговых надбавок на другие товары, имея в цене такого товара значительный удельный вес. Как свидетельствует опыт развитых стран, доля торговых надбавок в цене товара колеблется от 15 до 70%, а по товарам экстра-класса цена продажи превышает цену покупки более чем в 2-2,6 раза. Культура торгового обслуживания оценивается потребителем рядом показателей: широким выбором товаров (продукции), предоставлением дополнительных услуг, применением прогрессивных методов продажи товаров, профессионализмом и этикой обслуживающего персонала и др. Учитывая мнение покупателей о достигнутом уровне культуры торгового обслуживания, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий размер торговой надбавки (наценки) на товар (продукцию). Высокая оценка культуры торгового обслуживания, данная потребителями, позволяет предприятию применить более высокий процент торговой надбавки (наценки) к цене приобретения товара (сырья).

     Уровень торговых надбавок зависит от выбранной  предприятием стратегической цели. Если целью является расширение сферы  влияния на рынке, то уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается  исходя из рыночных цен приобретения и продажи товаров. При ориентации предприятий на получение прибыли уровень торговой надбавки (наценки) формируется таким образом, чтобы возместить издержки, осуществить развитие производственной и социальной сферы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2. Торговая скидка:сущность, виды

     Скидка   -   сумма,   на   которую   снижается   продажная   цена   товара, реализуемого покупателю, при выполнении им определенных условий.

     Прежде  чем перейти к самому описанию скидок, видов скидок, следует обратить внимание на принципы их применения, выполнение которых должно обеспечивать эффективность всей системы скидок:

     - Во-первых, применение системы скидок должно привести к положительному экономическому эффекту. То есть скидки не должны восприниматься как неизбежное зло, с которым приходится мириться компании. Напротив, они должны служить, по крайней мере, сохранению уровня прибыльности, а лучше - его повышению.

     - Во-вторых, предоставляемая скидка должна вызывать у покупателя реальный интерес и стремление к выполнению оговоренных условий.

     -В-третьих, система скидок должна быть проста и понятна клиентам и сотрудникам компании. Наличие в одной системе одновременно большого количества разных видов скидок может создать путаницу и непонимание у покупателя и значительно затруднить работу отдела продаж.

     Виды  скидок:

     Размер  скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателем и от конъюнктуры рынка в момент заключения сделки. В мировой практике насчитывается около 20 видов

     скидок  с цены, в курсовой работе я расскажу только о некоторых из них, наиболее часто встречаемых:

     -Общая  (простая) скидка предоставляется с прейскурантной или справочной цены товара, составляет 20 - 30 %, а в некоторых случаях доходит до 40%. Такие скидки широко практикуются при заключении сделок на машины и оборудование. К простой скидке можно отнести скидку, предоставляемую при покупке товара за наличный расчет (сконто). Она дается продавцом в тех случаях, когда справочная цена предусматривает краткосрочный кредит и покупатель согласен оплатить наличными (2 - 3%).

     -Скидка  за оборот (бонусная) предоставляется постоянным покупателям на основании специальной доверенности. В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока (обычно одного года), а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок. Это накопительные или скидочные карты разных магазинов.

     -Скидка  за количество или серийность (прогрессивная) предоставляется покупателю при условии покупки им заранее определенного увеличивающегося количества товара. Серийные заказы представляют большой интерес для производителей, так как при изготовлении машин одного и того же типа и размера снижаются их издержки производства.

     -Сезонные  скидки - уменьшение цены для потребителей, производящих несезонные закупки товаров, что позволяет поддерживать стабильный уровень производства на протяжении всего года. «Готовь сани летом» (поговорка)

     -Конфиденциальные  скидки - не фиксируемые в контрактах, а реализуемые на основе устной договоренности.

     Место и значение торговых скидок

     Понятие торговой скидки тесно связано с  такими понятиями, как цена, доходы, товарные потери. По сути своей торговая скидка есть элемент цены.

     Торговая  скидка служила, прежде всего для  возмещения неравномерных издержек по продаже определенных групп товаров. При помощи торговых скидок раньше пытались сгладить воздействие физических сил природы на результат реализации, что выражалось в естественной потере количества или качества реализуемого товара. Для этого применялись скидки с веса или цены.

     Скидка  с веса означала, что определенное количество товара отпускалось покупателю бесплатно. В случае потери количества товара применялись следующие скидки с веса:

     -привес - скидка в случае потери товара при развесе в мелкой продаже;

     -куляж - скидка на испарение жидких товаров;

     -беземшон - скидка на товар, который пристает к стенкам упаковки. Скидки с веса делались с нетто товара (очень редко с брутто) и выражались или процентно или с места.

     Скидка  с веса производилась также при  потере качества товара:

     - рефакция - скидка в случае частичного повреждения товара;

     -фусти - скидка на товар, который содержит примеси (листья, камушки).

     В случае потери качества товара могла  устанавливаться и скидка с цены:

     -декорд - скидка на тот случай, если качество товара оказалось ниже оговоренного. Скидка с цены устанавливалась в процентах к стоимости товара. В наше время в учете подобные виды скидок за потерю количества были трансформированы в естественную убыль товаров по тем товарам, вес которых уменьшается в силу их физических качеств (усушка, испарение, утечка). Естественная убыль товаров - одна из статей издержек обращения и никак не связана в учете с торговыми скидками.

     Здесь четко прослеживается связь между  понятиями торговой скидки и товарных потерь. Понятие нормируемых потерь являлось следствием размежевания товарных потерь на нормативные и сверхнормативные (то есть по вине материально ответственных лиц или других). Скидки за качество сейчас перестали, вместо этого цены уже устанавливаются в зависимости от качества реализуемых товаров.

Информация о работе Торговая и оптовая надбавка в структуре отечественного ценообразования