Торговая и оптовая надбавка в структуре отечественного ценообразования

Автор: n****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всесторонний анализ цены, а также попытка определить степень влияния таких структурных элементов цены как торговая надбавка, оптовая (снабженческо-сбытовая) надбавка, наценка и скидка на ее формирование, выяснить их сущность, а также определить методы их расчетов.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
-рассматривалась сущность и роль цены в экономике;
-исследовалась структура цены, с целью выявления ее основных элементов;
-давалась подробная оценка каждому из элементов структуры, а также условия их формирования.

Содержание

Введение
Глава 1.Структура цены и ее сущность.
1.1. Понятие цены.
1.2. Функции цены.
1.3. Состав и структура цены.
Глава 2. Оптовая надбавка и ее оптимизация.
2.1. Сущность оптовой надбавки.
2.2. Величина и уровень снабженческо-сбытовой (оптовой) надбавки.
Глава 3. Торговая наценка, надбавка и скидка.
3.1. Сущность торговой надбавки
3.2. Торговая скидка:сущность, виды.
3.3. Торговая наценка:сущность, уровни.
Примеры расчетов цены с учетом торговой и оптовой надбавки.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая цены.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

     Функции по оптовым закупкам, хранению и  продаже продукции потребителям-предприятиям или розничным продавцам осуществляют снабженческо-сбытовые, заготовительные  предприятия, оптово-посредни-ческие фирмы, торгово-закупочные предприятия. Все перечисленные субъекты сферы обращения несут соответствующие расходы по закупкам товаров, их реализации. Возмещение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помощью снабженческо-сбытовых надбавок. Последние, по существу, есть цена за услуги оптового звена.

     Как любая цена, снабженческо-сбытовая наценка содержит три элемента:

     -затраты  посредника или издержки обращения; 

     -прибыль; 

     -косвенные  налоги.

     По  мере развития конкуренции цепочка  посредников уменьшается.

     В абсолютном выражении посреднические скидка и надбавка совпадают, поскольку  исчисляются как разница между  ценой, по которой посредник закупает товар, и ценой, по которой его  продает. Разница между понятиями  «скидка» и «надбавка» появляется, если они приводятся в процентном выражении: 100%-ная база для исчисления надбавки — цена, по которой посредник приобретает товар, а 100%-ная база для исчисления скидки — цена, по которой посредник реализует этот товар.

     В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также прибыль, признанная необходимой для нормальной деятельности.

     Если  предприятия-изготовители отпускают  продукцию по свободной отпускной цене, то снабженческо-сбытовые надбавки также устанавливаются самостоятельно субъектами оптового звена с учетом сложившегося спроса и предложения на соответствующем товарном рынке, а также качества и потребительских свойств продукции, товаров.

     В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут сами устанавливать и регулировать размеры снабженческо-сбытовых надбавок, применяемых при реализации продукции внутри данного региона. Более того, органы исполнительной власти в указанных случаях могут не только определять размеры снабженческо-сбытовых наценок, но и устанавливать методы их применения (к свободной цене предприятия-изготовителя или к цене закупки).

     Если  товары поступают от поставщиков, находящихся  за пределами России (страны СНГ, зарубежные страны), то уплачиваемые пошлины, сборы (платежи) за таможенные процедуры учитываются  в затратах снабженческо-сбытовых организаций  при реализации продукции по свободным ценам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2.Величина  и уровень снабженческо-сбытовой (оптовой) надбавки.

     В практике отечественного ценообразования  величина снабженческо-сбытовой (оптовой) надбавки может определяться двумя  способами. Первый – по уровню снабженческо-сбытовой надбавки, установленному в соответствии с законодательством к цене приобретения товара (отпускной, закупочной или цене закупки другого оптового предприятия) без налога на добавленную стоимость. В этом случае сумма снабженческо-сбытовой (оптовой) надбавки рассчитывается по формуле (1):

     Формула снабженческо-сбытовой надбавки

     (1)

      где Ус. с. – уровень снабженческо-сбытовой надбавки, %.

     Для определения суммы снабженческо-сбытовой надбавки необходимо знать цену приобретения товара без НДС, которую находят  по формуле (2):

     Формула цены приобретения товара

     (2)

      Уровень снабженческо-сбытовых надбавок каждое предприятие имеет право устанавливать самостоятельно исходя из своих затрат, желаемой прибыли, сложившегося на рынке спроса и предложения. Исключение составляют реализация детского питания, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также реализация товаров и продукции в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, по которым предусмотрено государственное регулирование цен – установление предельного размера уровня снабженческо-сбытовых надбавок.

     Регулирование уровня снабженческо-сбытовых надбавок находится в компетенции органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право не только ограничивать их размер, но и устанавливать метод применения (к отпускной цене или цене закупки). 
 

     Глава 3. Торговые наценки, надбавки и скидки

     3.1. Сущность торговой  надбавки.

     Предметом ценовой политики торгового предприятия  выступает не цена товара в целом, а лишь один из ее элементов — торговая надбавка. Именно этот элемент цены товара характеризует цену торговых услуг, предлагаемых покупателю при его реализации торговым предприятием. И только этот элемент цены с учетом конъюнктуры потребительского рынка, условий своей хозяйственной деятельности, уровня цены производителя и других факторов торговое предприятие формирует самостоятельно. Несмотря на высокую степень связи с ценой производителя, уровень торговой надбавки далеко не всегда определяется уровнем цены на товар. Так, при низком уровне цены на товар, предложенном его производителем, может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки, и наоборот — при высоком уровне цены производителя торговые предприятия часто ограничиваются низким уровнем торговой надбавки.

     Прежде всего, выяснив в каком диапазоне потребительского рынка может формироваться торговая надбавка розничного предприятия, т.е. определим возможные границы его маневра в формировании своей ценовой политики (рис. 2):

     Цены предложения производителей товаров      Цены  предложения  оптовых посредников      Цены  спроса розничных покупателей
     Поле  формирования оптовой надбавки предприятиями  розничной торговли
     Цены предложения на потребительском рынке      Цены  спроса на потребительском рынке

          Рис. 2-Границы торговой надбавки розничного предприятия.

     Из  рисунка 2 видно, что нижним пределом формирования торговой надбавки предприятий  розничной торговли выступают цены оптового предложения товара на рынке, определяемые ценами его производителей и оптовых посредников.. Верхний пределом формирования торговой надбавки предприятий розничной торговли являются цены спроса конечных покупателей товара.

     Наряду  с внешними границами возможного диапазона формирования торговой надбавки розничного торгового предприятия, рассмотрим также состав ее внутренних элементов

     Торговая  надбавка предприятия состоит из трех основных элементов:

    1. суммы издержек обращения, связанных с реализацией товара;

     2) суммы налоговых платежей, входящих  в цену товара, т.е. уплачиваемых  непосредственно за счет доходов  торгового предприятия (к ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные сборы и пошлины

       3) суммы прибыли и реализации товаров (до вычета из нее налогов).

     Снижение  уровня издержек обращения (т.е. их размера  в цене каждого товара) может быть обеспечено за счет роста объема продажи товаров, реализации внутренних резервов их экономии и других направлений хозяйственной деятельности. Снижение суммы и уровня налоговых платежей, входящих в цену товара, может быть обеспечено за счет совершенствования ассортиментной политики предприятия, отказа от импорта ряда товаров, осуществления более эффективной налоговой политики (более полного использования системы налоговых льгот) и других мероприятий. Снижение уровня первых двух элементов в цене товаров позволяет формировать в рамках диапазона торговой надбавки более высокий размер прибыли (уровень рентабельности), т.е. осуществлять более эффективную ценовую политику.

     С учетом рассмотренных предпосылок  сформулируем принципы формирования ценовой  политики торгового предприятия. К числу основных из этих принципов относятся :

     1. Обеспечение увязки ценовой политики  предприятия с общей стратегией  торгового менеджмента и приоритетными  целями развития товарооборота.  Ценовая политика должна рассматриваться  как важнейшая составная часть стратегии развития торгового предприятия на отдельных этапах ее реализации, а; ее цели должны строго корреспондировать с избранными приоритетными целями развития товарооборота (по отношению к целям развития товарооборота цели формирования ценовой политики носят подчиненный характер).

     2. Обеспечение увязки ценовой политики  предприятие с конъюнктурой потребительского  рынка и особенностями избранной  рыночной ниши. Такая увязка позволяет  учесть не только условия формирования  цен (а соответственно и торговых надбавок) на товар в соответствующих сегментах потребительского рынка, но и характер требований к этой цене отдельных категорий розничных покупателей.

     3. Обеспечение увязки ценовой политики  предприятия с типами пунктов  розничной продажи товаров Такие параметры типа магазина, как форма его товарной специализации, характер размещения на территории населенного и ценовой уровень реализуемых товаров, оказывают непосредственное влияние на цели и возможности формирования соответствующей ценовой политики торгового предприятия

     4. Обеспечение комплексности подхода  уровня торговой надбавки на  товар в сочетании с  уровнем  торгового обслуживания покупателей.  Уровень торгового обслуживания  покупателей является важным  фактором дифференциации уровня цен на товары (а соответственно уровня и суммы торговой надбавки) в соответствии с покупательскими предпочтениями отдельных категорий населения. Поэтому в процессе формирования ценовой политики эти два параметра должны рассматриваться в комплексе.

     5. Осуществление активной ценовой политики на рынке. Активные формы этой политики определяются такими факторами, как самостоятельность подходов к установлению уровней розничных цен и торговых надбавок , дифференциацией подходов к формированию уровней торговых надбавок на отдельные группы товаров . Осуществление активной ценовой политики обеспечивает четко выраженное ценовое позиционирование данного торгового предприятия на потребительском рынке.

     6. Обеспечение высокого динамизма  ценовой политики. Этот динамизм  обёспечивается быстротой реагирования разработанной ценовой политики на изменение внутренних условий развития торгового предприятия и факторов внешней среды.

           Одним из внешних факторов, оказывающих влияние на формирование уровня торговой надбавки (наценки), выступает конкуренция. В зависимости от выбранной конкурентной стратегии фирма стремится обеспечить себе либо лидерство по ценам, либо ориентируется на средний уровень цен конкурентов. Последняя из стратегий является преобладающей. Стремясь поддерживать цены на более низком уровне, чем у конкурентов, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий уровень торговых надбавок (наценок), осуществляя режим экономии издержек для того, чтобы возместить расходы и иметь возможность получить прибыль.

     Базой формирования уровня торговой надбавки (наценки) служит уровень цен приобретения товара. Несмотря на глубокую взаимосвязь  уровень торговой надбавки (наценки) далеко не всегда определяется уровнем  цены на товар. Так, при низком уровне цены производителя может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки (наценки), и наоборот - при высоком уровне цены производителя предприятия торговли и общественного питания ограничиваются низким уровнем торговой надбавки (наценки). В более выгодном положении находятся предприятия, осуществляющие режим экономии и получающие вследствие этого значительный размер прибыли.

           При определении уровня торговой надбавки (наценки) целесообразно  учитывать стадию жизненного цикла  товара (продукции). На этапе внедрения нового товара (продукции) на рынок уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается минимальным, и продажа зачастую бывает убыточной. На этапе подъема уровень торговой надбавки (наценки) возрастает, и соответственно растет объем валового дохода. Наиболее высокая торговая надбавка формируется на стадии зрелости, когда объем продажи максимален. Этап ухода товара (продукции) с рынка сопровождается падением уровня торговой надбавки и значительным уменьшением валовых доходов.

Информация о работе Торговая и оптовая надбавка в структуре отечественного ценообразования