Структура рынка и ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Цена отдельного товара может отклоняться от его сто­имости под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объек­тивную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.
Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных зат­рат в наилучшем варианте использования производственных ресур­сов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от зат­рат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат поку­пателем. При этом цена является самостоятельной вне стоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимо­сти, для объяснения цены в ней нет необходимости.

Содержание

Введение. 3
Раздел 1 Теоретические основы рыночного ценообразования. 4
1.1. Суть цены.. 4
1.2. Экономические функции цены.. 4
1.3. Методологические вопросы ценообразования. 10
Раздел 2 Классификация цен и их система. 12
2.1. Виды цен и их классификация. Состав и структура цен. 12
2.2. Система цен и признаки, лежащие в ее основе. 23
Глава 3 Структура рынка и ценообразование. 25
3.1. Особенности ценообразования на различных типах рынка. 25
3.2. Этапы процесса ценообразования. 28
3.3. Ценовая информация и ее роль в принятии решения по ценам. 33
Заключение. 35
Список использованной литературы.. 36

Работа содержит 1 файл

статистика.docx

— 77.67 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение. 3

Раздел 1 Теоретические основы рыночного ценообразования. 4

1.1. Суть цены.. 4

1.2. Экономические функции  цены.. 4

1.3. Методологические вопросы  ценообразования. 10

Раздел 2 Классификация цен  и их система. 12

2.1. Виды цен и их  классификация. Состав и структура  цен. 12

2.2. Система цен и признаки, лежащие в ее основе. 23

Глава 3 Структура рынка  и ценообразование. 25

3.1. Особенности ценообразования  на различных типах рынка. 25

3.2. Этапы процесса ценообразования. 28

3.3. Ценовая информация  и ее роль в принятии решения  по ценам. 33

Заключение. 35

Список использованной литературы.. 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Цены и ценообразование  являются одним из ключевых элементов  рыночной экономики. Цена – сложная  экономическая категория. В ней  пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников  одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара.

Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением  об абстрактном труде как объективной  субстанции стоимости. Сущность этой концепции  заключается в следующем: товар  имеет стоимость и цену.

Стоимость – это воплощенные  в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для дан­ного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится каче­ственно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

Цена отдельного товара может  отклоняться от его сто­имости под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объек­тивную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.

Другая концепция объясняет  цену товара суммой денежных зат­рат в наилучшем варианте использования производственных ресур­сов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от зат­рат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат поку­пателем. При этом цена является самостоятельной вне стоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимо­сти, для объяснения цены в ней нет необходимости.

Построение рыночного  хозяйства требует решительного преодо­ления многих теоретических и методологических догм, которые все еще имеются в экономической науке и практике хозяйствования, в том числе и в области ценообразования. Прежде всего необходимо решить весьма важную проблему общего и принципиального харак­тера, в зависимости от которой находятся другие вопросы, связан­ные с теорией, методологией и практикой ценообразования.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы рыночного ценообразования 

1.1. Суть цены 

Цена как важная составляющая рыночной экономики является эквивалентом обмена товаров. В общем виде это  количество денег, за какую продавец хочет продать товар, а покупатель – купить его.

С помощью цены формируется  большая часть экономических  отношений в обществе. Это касается как сферы производства товаров, так и сферы их оборота и  реализации. Цена относится непосредственно  к образованию, разделению и использованию  денежных накоплений, то есть всех товарно-денежных отношений.

В цене отображается количество материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которые предприятие-производитель  тратит в процессе производства товаров, а предприятие -реализатор – во время их реализации.

Цена обслуживает хозяйственный  оборот и является показателем обменных отношений между товарами и деньгами. При этом цена, особенно в условиях рыночной экономики, может отклоняться  от стоимости товара, которая заложена в форме цены и зависит от многих показателей, которые действуют  в обществе. Большую роль при этом играет состояние товарно-денежных отношений и их развитие.

Закупочные, оптово-посреднические и розничные цены образуют единственную взаимосвязанную систему цен, что  обеспечивает процесс реализации сделанного в национальной экономике общего общественного продукта за материально-вещественным составом и стоимостью. Особенное  значение имеют розничные цены, что  обеспечивает в этом процессе реализацию за стоимостью части изготовленного общего общественного продукта, которая  в натуральной форме может  быть использована как предмет личного  потребления и создает фонд потребления. Уровень розничных цен обозначает также конечное распределение национального  дохода (в денежном выражении), с  которого формируется фонд накопления и фонд потребления. Только через  цену происходит настоящая оценка потребительской  стоимости товара.

 

1.2. Экономические функции  цены 

Функция является внешним  проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реализа­ции в реальной действительности внутренней глубинной сущности экономической категории.

Функция цены является внешним  проявлением ее внутреннего со­держания. К функциям цены может быть отнесено только то, что ха­рактерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно вы­делить пять функций цены.

1. Учетная функция цены, или функция учета и измерения  затрат общественного труда, определяется  самой сущностью цены, т.е., яв­ляясь  денежным выражением стоимости,  цены показывают, во что обходится  обществу удовлетворение конкретной  потребности в той или иной  продукции. Цена измеряет, сколько  затрачено труда, сы­рья, материалов, комплектующих изделий на изготовление то­вара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных из­держек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая пред­лагается изготовителем товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием рыночных факто­ров значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и по­купателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.

Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара[1].

В условиях же монополизированной экономики, деформирован­ного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдер­жать рост которых может только административное регулирование.

Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами  конкурен­тов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества то­вара стремится обогнать конкурентов.

В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимост­ных показателей, которые можно разделить на количественные и ка­чественные.

Количественные показатели – валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных  вложений, объем товарооборота, объем  продукции фирм, предприятий и  отраслей.

Качественные показатели – рентабельность, продуктивность работы, фондоотдача.

Цена выступает экономическим  инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных  хозяйственных про­цессов, измерение их результатов. Например, объем произведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен сумме цен на ее изделия или услуги. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам товары и услуги, исходя из затрат труда.

В этой функции цена выступает  одним из главных показателей  эффективности производства, служит ориентиром для принятия хо­зяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

2. Стимулирующая функция  цены. Суть ее проявляется в  по­ощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулиру­ющее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или со­кращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для произ­водителей особенно важны цены, по которым они сами непосред­ственно продают свою продукцию.

С помощью цены можно стимулировать  или дестимулировать:

? научно-технический прогресс;

? экономию затрат ресурсов;

? изменение качества продукции;

? изменение структуры  производства и потребления.

Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня при­были в цене, надбавок и скидок к основной цене.

Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, кото­рая позволяет производителю выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами. Возможности стимулирования процессов воспроизводства с помощью действующе­го в России механизма ценообразования довольно эффективны.

Важное значение имеет  стимулирование ценами научно-техничес­кого прогресса. Это выражается в разработке и внедрении новой пе­редовой техники, более современной технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении новых из­делий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов.

Стимулирование оптимальной  структуры производства и потреб­ления совершается путем применения ценовых мероприятий. Рацио­нализация структуры производственного потребления осуществляет­ся путем формирования соответствующего уровня и соотношений цен на взаимозаменяемые виды продукции, путем установления одина­кового или различного уровня цен в расчете на единицу полезного эффекта.

Стимулирование оптимальной  структуры личного потребления  населения осуществляется за счет дифференциации ставок косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж), а также путем  использования различных методов  оценки сырья при калькуляции себестоимости изделий, системы договорных цен.

3. Распределительная функция  цены связана с возможностью  от­клонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:

? отраслями экономики;

? различными формами собственности;

? регионами страны;

? фондом накопления и  фондом потребления;

? различными социальными  группами населения.

Так, с помощью высоких  розничных цен на предметы роскоши  и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили) обеспечивается перераспределение с помощью  бюджета денежных средств определенной части населения с высоким  уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для  социаль­ной защиты малообеспеченных категорий населения.

Распределительная функция  цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного  чистого дохода, который поступает  в бюджеты разных уровней на общегосударствен­ные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие соци­альные задачи общества.

С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой  стоимости между производителем и потребителем, между отдельны­ми категориями населения. Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. При установле­нии цены на товар выше его стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец соответственно получает увеличен­ные доходы.

Отклонения цены товара от его стоимости носят массовый харак­тер из-за множества торговых сделок. Это свидетельствует о законо­мерности отклонений цен на конкретные товары от их стоимости. Однако по всей товарной массе в результате купли-продажи цена и стоимость в своей совокупности уравновешиваются, поскольку вы­игрыш одних должен быть равен проигрышу других. Следовательно, равенство суммы цен всех товаров и их стоимости является такой же закономерностью, как и отклонения цен от стоимости по каждому конкретному товару в отдельности.

В качестве средства перераспределения  чаще всего используются регулируемые цены. Однако они – не единственный инструмент рас­пределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финан­сы и кредитная система. Так, при решении задачи повышения жиз­ненного уровня определенной категории населения эффективнее все­го использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых плате­жей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, по­скольку от снижения цен обычно выигрывает все население.

4. Функция сбалансирования  спроса и предложения выражается  в том, что через цены осуществляется  связь между производством и  потреблением, предложением и спросом.

Информация о работе Структура рынка и ценообразование