Структура рынка и ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Цена отдельного товара может отклоняться от его сто­имости под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объек­тивную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.
Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных зат­рат в наилучшем варианте использования производственных ресур­сов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от зат­рат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат поку­пателем. При этом цена является самостоятельной вне стоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимо­сти, для объяснения цены в ней нет необходимости.

Содержание

Введение. 3
Раздел 1 Теоретические основы рыночного ценообразования. 4
1.1. Суть цены.. 4
1.2. Экономические функции цены.. 4
1.3. Методологические вопросы ценообразования. 10
Раздел 2 Классификация цен и их система. 12
2.1. Виды цен и их классификация. Состав и структура цен. 12
2.2. Система цен и признаки, лежащие в ее основе. 23
Глава 3 Структура рынка и ценообразование. 25
3.1. Особенности ценообразования на различных типах рынка. 25
3.2. Этапы процесса ценообразования. 28
3.3. Ценовая информация и ее роль в принятии решения по ценам. 33
Заключение. 35
Список использованной литературы.. 36

Работа содержит 1 файл

статистика.docx

— 77.67 Кб (Скачать)

На основе оптовых цен  предприятия (отпускных цен) производит­ся планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы). Оптовая (отпускная) цена предприятия состо­ит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибы­ли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС.

Цена изготовителя продукции  обращена к производству, тесно связана  с ним.

Разновидностью оптовой  цены предприятия-изготовителя являет­ся трансфертная цена.

Трансфертная цена применяется  при совершении коммерческих операций между подразделениями одной  и той же фирмы или пред­приятия. Она может использоваться как в отношении готовых изде­лий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит.

Использование трансфертных цен может оказывать существенное влияние на конкурентоспособность  фирмы на рынке. Так, путем сни­жения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предпри­ятиями, можно заметно повысить конкурентоспособность конечного товара.

Пониженные трансфертные цены иногда применяются также для  уменьшения таможенных пошлин. Однако это противоречит ан­тимонопольному законодательству и может быть наказуемо.

Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприя­тия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям.

Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скид­ку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка – это цена на услугу по снабжению и сбыту; как любая цена она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.

Если цены изготовителей  продукции больше тяготеют к производ­ству, то оптовые цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).

Разновидностью оптовой  цены промышленности является цена биржевого  товара (или биржевых сделок). Эта  цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места  поставки, предус­мотренного биржевым контрактом.

Таким образом, цены различаются  в зависимости от того, на ка­кой стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три  стадии товародвижения:

? предприятие – оптовая  торговля;

? оптовая торговля –  розничная торговля;

? розничная торговля –  потребители.

Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:

? оптовая цена предприятия  (отпускная цена), ее еще называют  це­ной изготовителя;

? оптовая цена промышленности;

? розничная цена (о ней  речь пойдет дальше).

Закупочные цены – это  цены (оптовые), по которым реализуется  сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными  предприя­тиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, про­данной по различным каналам реализации (заготовительным орга­низациям, по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены – договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложе­ния.

По своему составу закупочная цена состоит из: во-первых, себес­тоимости, во-вторых, размера прибыли, необходимого для продол­жения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыноч­ных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства, и, в-третьих, НДС.

Тарифы грузового и  пассажирского транспорта – плата  за пере­мещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными органи­зациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.

Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей: ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и  ставки за движенческую операцию (транспортировка  грузов).

Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в  роз­ничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сфе­ры обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в произ­водстве.

Состав розничной цены характеризуется следующими экономичес­кими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленнос­ти, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также нало­гом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых орга­низаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в про­центах к ценам приобретения товаров (с НДС).

Для правильного понимания  категории цены следует различать  понятия состав цены и структура  цены. Состав цены характеризуется  ее экономическими элементами (себестоимость, прибыль), вы­раженными их абсолютными значениями, например в рублях. В от­личие от состава цены, структура цены есть соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, или удельный вес этих эле­ментов в цене товара. Так, если цену взять за 100%, то себестоимость по отношению к цене составит, например, 70%, а прибыль – 20% и т.д.

 

Разновидностью розничной  цены является аукционная цена.

Аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе. Она  может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократ­но выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от уровня про­фессионализма лица, проводящего аукцион.

Кроме продажной цены имеется  еще цена потребления или издер­жки потребления. Дело в том, что недостаточно купить товар, чтобы удовлетворить потребность. По многим товарам, особенно длительного пользования, необходимо еще осуществить затраты по эксплуа­тации – расходы на обслуживание, ремонт, запасные части, топли­во, электроэнергию и т.д. Поэтому расходы потребителя состоят из двух частей – рыночной цены товара и цены потребления, включаю­щей затраты, связанные с потреблением товара. Цена потребления по товарам длительного пользования, как правило, намного выше продажной цены. Продажная цена от общих расходов по эксплуата­ции за весь срок службы, например легкового транспорта, составляет 20%, а бытового холодильника – 10%.

Относительно низкая продажная  цена на товар еще не свидетель­ствует о том, что она выгодна для покупателя. Рыночная цена может быть относительно низкой, однако расходы по эксплуатации изде­лия (цена потребления) могут оказаться довольно высокими. В ре­зультате совокупная цена может быть также высокой. Поэтому цена потребления нередко выступает важным фактором конкуренции любого товара.

В условиях рынка важную роль при формировании цены играет полезность товара. Дело в том, что  покупателя интересует не товар как  таковой, а то, в какой степени  он будет удовлетворять его потребности, – т.е. полезность товара. Обычно покупают не товар или услугу, а пользу, которую можно из них извлечь. Покупатель на рын­ке встречает ряд вариантов удовлетворения своих потребностей. Сравнивая эти варианты, он выбирает наиболее предпочтительный для себя. Главным ограничителем выбора покупателя являются его денежные доходы. Покупатель стремится получить максимальную полезность при ограниченном денежном доходе, т.е. израсходовать деньги на покупку товара или услуги с наибольшей эффективностью.

Цены на бытовые и коммунальные услуги – это плата за различ­ного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммуналь­ными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также пла­та за квартиру, телефон.

Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и  НДС.

Классификация цен в зависимости  от территории действия. В соответствии с этим признаком различают:

? цены единые или поясные;

? цены региональные и  местные.

Единые или поясные  цены устанавливаются и регулируются госу­дарственными органами. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как, например, газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и некоторые другие.

Региональные и местные  цены регулируются региональными орга­нами власти и управления. В процессе формирования эти цены ори­ентируются на издержки производства и реализации, складывающи­еся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг, оказы­ваемых населению.

Региональными являются закупочные цены на продукцию сельс­кого хозяйства.

Классификация цен в зависимости  от порядка возмещения потре­бителем транспортных расходов по доставке грузов. Помимо издер­жек производства цена включает в себя издержки обращения, и в частности, расходы по транспортировке товаров до покупателя. Таким образом, географический фактор играет значительную роль в фор­мировании цены.

Исходя из этого экономического признака различают несколько видов цен.

1. Цена в месте производства  продукции. По этой цене товар  передается покупателю в том  месте, где он был произведен, со всеми пра­вами на него  и ответственностью. В этом случае  покупатель оплачивает сверх  цены все фактические расходы  по транспортировке про­дукции до места назначения.

2. Единая цена с включением  расходов по доставке. Этот метод  установления цены предполагает  формирование фирмой единой цены  для всех покупателей, независимо  от их местоположения, с включе­нием в нее одинаковой суммы транспортных расходов. Эта сумма рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Единая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места про­изводства товара и фактические транспортные расходы которых зна­чительно превышают средние.

3. Зональные цены. В соответствии  с этим методом определения  цен выделяется несколько географических  зон и устанавливается еди­ная цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каждой из зон эти цены являются различными, так как устанавлива­ются они в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны цена возрастает.

4. Цены, определяемые на  основе базисного пункта. Согласно  это­му методу, предприятие (фирма) устанавливает в нескольких геогра­фических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Факти­ческие цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, ус­тановленной для ближайшего от заказчика базисного пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.

При переходе общества к  рынку появляется такой классификаци­онный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен.

1. Свободные цены –  свободно складываются на рынке  под воз­действием спроса и  предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Государство может воз­действовать на эти цены (их уровень) лишь косвенно – путем влия­ния на конъюнктуру рынка доступными ему способами, например, установить «правила игры» на рынке с помощью мер, ограничиваю­щих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка. С этой целью вводится ряд запретов: на горизонтальное фиксирование цен, на вертикальное фиксирование цен, на ценовую дискриминацию, на демпинг, на недобросовестную ценовую рекламу.

Свободные цены устанавливаются  по согласованию сторон. При их определении  учитываются степень новизны  товара, его полезность, качество, конъюнктура  рынка. При этом фактический размер при­были зависит от уровня согласованной цены.

  Свободные цены фиксируются  в протоколах согласования цен  или в договорах на поставку  товара. Свободные цены могут  быть пере­смотрены по согласованию  сторон в зависимости от изменения  цен на сырье, материалы и  других факторов, влияющих на  формирова­ние затрат.

2. Регулируемые цены –  складываются под влиянием спроса  и предложения, но испытывают  при своем формировании определен­ное  воздействие государственных органов,  которое осуществляется методами  либо прямого ограничения роста  или снижения цен, либо путем  регламентации рентабельности, либо  путем установления пре­дельных  надбавок или коэффициентов к  фиксированным ценам прей­скуранта, либо путем установления предельных значений элементов цены, либо каким-нибудь аналогичным методом.

3. Фиксированные цены  – прямо устанавливаются государством  в лице каких-либо органов власти  и управления (например, Мини­стерства экономического развития и торговли Российской Федера­ции или отдела (управления) цен региональных органов власти и уп­равления). Существуют такие формы фиксирования цен, как: прейс­курантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в эк­стремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров).

В переходный период к рыночной экономике преимущественно бу­дут действовать два вида цен: свободные (рыночные) и регулируе­мые. При этом их удельный вес в общей массе производимых и реали­зуемых товаров может меняться в зависимости от изменений, проис­ходящих в экономике страны.

Наиболее адекватными  рыночной экономике являются свободные  рыночные цены. Решениями Российского  Правительства предусмотрено, что  круг потребительских товаров, продаваемых  по свободным ценам, может расширяться  или, наоборот, сужаться, и по ним  могут вводиться ре­гулируемые цены. Регулирование цен в отдельных регио­нах во многом зависит от наличия на местах товарных ресурсов и финансовых возможностей.

В то же время нельзя обойтись и без цен, регулируемых государ­ством. Дело в том, что контролировать систему, не «привязанную» к каким-либо ценам на базовые виды продукции, необычайно трудно, особенно на первых этапах перехода к рынку. Цены будут постоянно стремиться «уходить», и они довольно часто «уходят» от намеченных уровней и соотношений в какую-либо сторону (чаще в сторону повы­шения).

Информация о работе Структура рынка и ценообразование