Разработка электронного учебного пособия по материаловедению

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 18:43, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время уровень информатизации практически всех отраслей жизнедеятельности человека достиг весьма внушительных показателей. Информационные технологии давно доказали свою эффективность, экономичность, функциональность и потому – незаменимость. Широкое применение они получили и в среде образовательной. Среди прочих укоренившихся нововведений – таких, как видеопрезентации или электронное тестирование обучающихся, – особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие глобальной сети Интернет.

Содержание

Введение 4
1 Общая часть 6
1.1 Предпосылки создания электронного учебного пособия 6
1.2 Общие сведения о пособии 7
1.3 Описание структуры пособия 8
1.3.1 Общее представление о структуре пособия 8
1.3.2 Вопросы по теме 9
1.3.3 Лабораторные работы 9
1.3.4 Тесты 9
1.3.5 Дополнительные сведения 10
1.4 Описание интерфейса пособия 11
1.4.1 Обоснование выбора структуры интерфейса 11
1.4.2 Основное меню 12
1.4.3 Вспомогательное меню 12
1.4.4 Главное окно 13
1.5 Использованные мультимедиа средства 14
1.5.1 Общие сведения о мультимедийных средствах 14
1.5.2 Использованные виды мультимедиа средств 16
1.5.3 Статичные графические изображения 16
1.5.4 Эскизы изображений 17
1.5.5 Изображения, меняющиеся при наведении указателя 17
1.5.6 Анимация GIF и Flash 18
1.5.7 Видеоролики 19
1.6 Описание тестов 20
1.6.1 Описание структуры теста 20
1.6.2 Описание структуры вопроса теста 21
1.6.3 Виды вопросов 22
1.7 Редактирование материалов пособия преподавателем 24
2 Расчетная часть 26
2.1 Расчет коэффициента эффективности урока 26
2.2 Расчет времени доступа к пособию в Интернете 28
3 Технологическая часть 32
3.1 Использованные методы и средства для создания электронного учебного пособия 32
3.1.1 Особенности разработки структуры интерфейса и структуры размещения файлов пособия 32
3.1.2 Создание HTML-страниц 34
3.1.3 Использованные активные компоненты и язык JavaScript 35
3.1.4 Разработка тестов 38
3.1.5 Использование интегрированного браузера 42
3.1.6 Программное обеспечение, использованное в процессе разработки пособия 43
3.1.7 Использованные графические форматы 44
4. Специально-исследовательская часть 47
4.1 Исследование технологий, применяемых при создании электронных учебников 47
4.1.1 Общая классификация средств создания электронных учебников 47
4.1.2 Традиционные алгоритмические языки 47
4.1.3 Инструментальные средства общего назначения 48
4.1.4 Средства мультимедиа 49
4.1.5 Гипертекстовые и гипермедиа средства 49
4.1.6 Критерии выбора средств разработки 50
5. Организационно-экономическая часть 52
5.1 Расчет затрат на разработку электронного учебного пособия 52
5.2 Оценка экономической эффективности внедрения электронного учебного пособия 59
6 Охрана труда и промышленная экология 63
6.1 Правила поведения и техники безопасности в компьютерном классе 63
6.1.1 Общие требования 63
6.1.2 Требования к организации рабочего места 63
6.1.3 Требования безопасности перед началом работы 64
6.1.4 Требования безопасности во время работы 64
6.1.5 Требования безопасности по окончанию работы 65
Заключение 67
Список использованных источников информации 68

Работа содержит 1 файл

Диплом_Гарафутдинов.doc

— 714.50 Кб (Скачать)

    Ключевые  слова, ведущие к  отображению дополнительных сведений, можно идентифицировать в тексте пособия следующим образом:

  1. цвет ключевых слов отличается от цвета общей массы текста на странице;
  2. при наведении указателя мыши на такое слово оно подсвечивается красным и появляется всплывающая подсказка «Подробнее», указатель принимает форму руки с вытянутым указательным пальцем;
  3. рядом с такими словами обязательно располагается значок , также представляющий собой ссылку на дополнительные сведения.
 

    1.4 Описание интерфейса пособия

    1.4.1 Обоснование выбора  структуры интерфейса

    Интерфейс учебника состоит  из следующих элементов: основное меню, вспомогательное  меню и главное  окно, в котором  непосредственно отображается лекционный материал. Структура интерфейса двухуровневая, то есть при щелчке на элементе основного меню данный элемент раскладывается на составляющие во вспомогательном меню, что облегчает доступ к материалу. Такой вид интерфейса позволил отказаться от традиционного содержания, располагающегося на первой или последней странице, характерного для печатных пособий. Здесь таких содержаний три, они подразделяются в зависимости от объектов, доступ к которым они открывают (разделы, темы и уроки). Любое из них можно мгновенно отобразить в соответствующем меню, при этом не теряется текущая страница учебника, отображаемая в главном окне.

    Такая структура интерфейса призвана облегчить  навигацию по учебнику, так как позволяет  напрямую обратиться к любому его элементу (исключая кадры). В случае, когда изучение материала проходит последовательно, от урока к уроку, достаточно лишь навигационных ссылок в конце каждого кадра. Если же нужно открыть какой-нибудь урок из середины курса, при этом известен только его порядковый номер, то исключается необходимость просматривать в его поисках все разделы и темы, можно просто открыть список уроков, доступ к которому предусмотрен из основного меню, и выбрать нужный. 

    1.4.2 Основное меню

    Основное  меню (горизонтальное) располагается в верхней части окна браузера. Оно открывает доступ к важнейшим структурным элементам учебника и файлу справки. В основном меню располагаются кнопки «Введение», «Разделы», «Темы», «Уроки», «Справка». При нажатии одной из них (кроме «Введения» и «Справка») во вспомогательном меню открывается перечень соответствующих нажатой кнопке элементов. Например, при щелчке на кнопке «Разделы» во вспомогательном меню отобразится список разделов, из которого можно выбрать нужный.

    Хотя  введение к предмету и не является отдельно выделенной структурной единицей пособия, кнопка вызова к нему также располагается в основном меню. Это связано с тем, что введение не входит в состав ни разделов, ни тем, ни уроков и является предисловием ко всему учебнику в целом, не состоя в то же время обязательным для изучения, так как содержит в большинстве своем справочную информацию и общее знакомство с предметом.

    Основное  меню является статичным  объектом, при просмотре  учебника его содержимое не изменяется. 
 

    1.4.3 Вспомогательное меню

    Вспомогательное меню (вертикальное) располагается в левой части окна браузера. В нем отображается подробный список элементов, выбранных в основном меню. Это перечень разделов, тем и уроков. По щелчку на названии раздела или темы в главном окне открывается их структура, а по щелчку на нужном уроке открывается непосредственно первый кадр выбранного урока. Поскольку тем и уроков достаточно большое количество, то их перечень не входит в одну область вспомогательного меню. Для решения данной проблемы при отображении списка тем и уроков во вспомогательном меню предусмотрены кнопки «Дальше» и «Выше», позволяющие отобразить соответственно следующую и предыдущую часть перечня. Выбранный способ отображения списка более визуально привлекателен и понятен для использования, чем длинное меню, просматриваемое с помощью полосы прокрутки.

    Вспомогательное меню является динамически  изменяемым объектом, так как в него загружаются страницы, вызванные из основного меню. При открытии пособия в нем для удобства отображается перечень разделов. 

    1.4.4 Главное окно

    Главное окно занимает почти  всю область окна браузера, так как в нем отображается непосредственно лекционный материал учебника. Кроме того, в него загружается структура разделов и тем, вызываемая из вспомогательного меню, и введение. При открытии пособия в главном окне отображается первая страница, содержащая заглавие учебника и имена разработчиков.

    При щелчке по названию раздела во вспомогательном  меню в главном окне отображается структура выбранного раздела, состоящая из перечня тем, напротив каждой из которых располагается раскрывающийся список уроков, входящих в данную тему, лабораторных работ и вопросов. Кроме этого, из этого же окна вызывается пробный тест по разделу.

    Структура темы, вызываемая из вспомогательного меню, представляет собой список уроков, входящих в данную тему, лабораторных работ и вопросы по теме.

    В конце каждого  кадра располагаются  навигационные ссылки на ближайший структурный объект. В первом кадре каждого урока есть ссылка на следующий кадр; в центральных кадрах (не первых и не последних) ссылки указывают на предыдущий и следующий кадры; в последнем кадре ссылки указывают на предыдущий и первый кадр урока, а также на следующий структурный объект следующий урок, вопросы по теме, лабораторную работу либо тест. Из кадра с вопросами и лабораторными работами можно попасть на следующий объект. Из кадра с вопросами тестов можно переместиться только на следующий вопрос либо объект, отдельный вопрос повторить нельзя, можно лишь пройти весь тест заново.

    Таким образом, структурой предусмотрено 3 способа доступа к каждому разделу, теме и уроку: из специально предназначенного для этого меню; из меню соседнего структурного элемента, из которого состоит либо в состав которого входит данный элемент; непосредственно из кадра урока, вопросов или лабораторной работы. 

    1.5 Использованные мультимедиа  средства

    1.5.1 Общие сведения  о мультимедийных средствах

    Под мультимедийными средствами понимаются средства, представляющие информацию в виде, в котором она может воздействовать более чем на один орган чувств человека. При описании данного проекта определение мультимедиа будет несколько более конкретизировано.

    Мультимедиа это набор информации любого вида, исключая текстовую. К ней относятся: графические изображения, различная анимация, видеозаписи и видеопрезентации, звуковое сопровождение. Как правило, мультимедийная информация менее статична и более красочна, нежели текстовая, часто она предполагает собой изменение видимого на экране, как зависящее от действий пользователя (меняющиеся при наведении указателя мыши изображения), так и не зависящее (видеозаписи).

    Наличие мультимедиа компонентов  является важнейшим  отличием электронных  учебных пособий  от печатных. Как показывает практика, информация, воспринимаемая сразу несколькими органами чувств, динамически меняющаяся, усваивается намного легче и запоминается прочнее, нежели статичный текст. Кроме того, современного студента такой вид представления информации привлекает больше. Если бы не было мультимедийной информации, то смысла в электронных учебниках было бы немного; напротив, они обладали бы несколькими существенными минусами по сравнению с печатными изданиями, такими, как: необходимость чтения текста лишь с экрана монитора, что существенно утомляет глаза и рассеивает внимание, обязательное наличие компьютера для изучения, тогда как обычный учебник можно читать в любое удобное время в любом месте. В этом случае все их преимущества затерялись бы. Изучать электронное пособие, наполненное лишь текстовым материалом, пусть даже самым подробным и полностью соответствующим программе обучения, рекомендуется, предварительно распечатав, приведя к виду обычного учебника.

    Описанное здесь пособие не является эталонным электронным учебником, в полной мере использующим все мультимедийные возможности персонального компьютера. Текстовый материал занимает доминирующее положение в данном пособии. Можно отметить также, что у большого количества мультимедиа на странице есть свой минус, который касается скорости доступа к размещенному в Интернете документу: мультимедийные компоненты обладают несомненно большим объемом, выраженным в байтах информации, чем обычный текст, и потому при использовании низкоскоростного модемного соединения страница с большим количеством графики и анимации будет загружаться во много раз медленнее, нежели стандартный текстовый код HTML, интерпретируемый браузером. Этот факт следует учесть при возможной попытке размещения данного пособия в Интернете. 

    1.5.2 Использованные виды мультимедиа средств

    В электронном учебном  пособии по материаловедению были использованы следующие средства мультимедиа:

  1. статичные графические изображения;
  2. эскизы изображений;
  3. изображения, меняющиеся при наведении указателя;
  4. анимация GIF и Flash;
  5. видеоролики.

    Как правило, достаточно часто используемым мультимедиа компонентом является звуковое сопровождение: озвучивание нажатия кнопок, фоновые звуки страницы и др. Это средство в данном пособии применено не было, так как учебник планируется использовать на компьютерах, не имеющих аппаратной поддержки воспроизведения звука, то есть без звуковых карт и динамиков. Поэтому список примененных мультимедиа средств ограничен лишь теми из них, что воспринимаются непосредственно зрительными органами человека. 

    1.5.3 Статичные графические изображения

    Наиболее  распространенными  средствами мультимедиа, присущими любым  электронным, и не только, документам, являются обычные  графические изображения. Не стало исключением и данное пособие. Почти каждый кадр содержит одно или несколько изображений. С их помощью представлены такие элементы, как картинки, полученные путем сканирования или созданные в графическом редакторе, иллюстрирующие тот или иной объект, о котором говорится в учебном материале, схемы, на которых показан какой-либо процесс или структура, а также формулы таких конструкций, которые сложно реализовать посредством лишь стандартного кода HTML. Изображения имеют фиксированный размер, то есть не масштабируются при изменении размеров просматриваемой страницы, и располагаются, как правило, под текстом, в котором имеется указание на них, либо сбоку от текста. Все изображения (исключая формулы) представлены рисунками, которые нумеруются в соответствии с порядковым номером в данном разделе. Рисунок может содержать от одного до нескольких изображений. 

    1.5.4 Эскизы изображений

    Эскизы  представляют собой  небольшие изображения, заменяющие и повторяющие картинки больших размеров, расположение которых на странице не вписывается в ее общий вид. Эскиз может содержать как уменьшенное изображение полностью (в случае, если оно не содержит обозначений или текста, не могущего корректно отображаться в уменьшенном виде), так и его какой-либо фрагмент, выбранный на основе своей важности или в случайном порядке. Эскиз представляет собой ссылку: при щелчке на нем открывается всплывающее окно, содержащее полномасштабную версию изображения, отраженного на эскизе. Заголовок этого окна содержит стандартные элементы управления, присущие окнам операционной системы Microsoft Windows, «Свернуть», «Развернуть», «Закрыть». Таким образом, после ознакомления его можно закрыть и продолжить изучение материала.

    Эскизы  в пособии можно  выявить двумя  способами:

  1. в названии рисунка, содержащего эскиз, содержится элемент (*);
  2. при наведении указателя мыши на эскиз стрелка принимает форму, характерную для ссылки, форму руки с вытянутым указательным пальцем.
 

    1.5.5 Изображения, меняющиеся при наведении указателя

    Меняющееся  изображение представляет собой картинку, при наведении на которую указателя она заменяется на другую, обладающую такими же размерами. Это декоративный прием, целью которого является придание странице дополнительной динамики, а также привлечение внимания пользователя к некоторым важным объектам: кнопкам или ссылкам.

    В пособии с использованием меняющихся изображений созданы все навигационные ссылки на структурные единицы учебника, располагающиеся в основном и вспомогательном меню, а также ссылки в конце каждого кадра. Поскольку это ссылки, данные изображения содержат текст. Визуально при наведении указателя этот текст внешне изменяется. Предусмотрено два вида изменений:

  1. Увеличение размера текста (с 12 до 14 и с 14 до 16). Это характерно для ссылок в основном меню (с 14 до 16) и в конце каждого кадра (с 12 до 14).
  2. Подчеркивание текста. Такое изменение характерно для ссылок, содержащихся во вспомогательном меню.

Информация о работе Разработка электронного учебного пособия по материаловедению