Разработка электронного учебного пособия по материаловедению

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 18:43, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время уровень информатизации практически всех отраслей жизнедеятельности человека достиг весьма внушительных показателей. Информационные технологии давно доказали свою эффективность, экономичность, функциональность и потому – незаменимость. Широкое применение они получили и в среде образовательной. Среди прочих укоренившихся нововведений – таких, как видеопрезентации или электронное тестирование обучающихся, – особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие глобальной сети Интернет.

Содержание

Введение 4
1 Общая часть 6
1.1 Предпосылки создания электронного учебного пособия 6
1.2 Общие сведения о пособии 7
1.3 Описание структуры пособия 8
1.3.1 Общее представление о структуре пособия 8
1.3.2 Вопросы по теме 9
1.3.3 Лабораторные работы 9
1.3.4 Тесты 9
1.3.5 Дополнительные сведения 10
1.4 Описание интерфейса пособия 11
1.4.1 Обоснование выбора структуры интерфейса 11
1.4.2 Основное меню 12
1.4.3 Вспомогательное меню 12
1.4.4 Главное окно 13
1.5 Использованные мультимедиа средства 14
1.5.1 Общие сведения о мультимедийных средствах 14
1.5.2 Использованные виды мультимедиа средств 16
1.5.3 Статичные графические изображения 16
1.5.4 Эскизы изображений 17
1.5.5 Изображения, меняющиеся при наведении указателя 17
1.5.6 Анимация GIF и Flash 18
1.5.7 Видеоролики 19
1.6 Описание тестов 20
1.6.1 Описание структуры теста 20
1.6.2 Описание структуры вопроса теста 21
1.6.3 Виды вопросов 22
1.7 Редактирование материалов пособия преподавателем 24
2 Расчетная часть 26
2.1 Расчет коэффициента эффективности урока 26
2.2 Расчет времени доступа к пособию в Интернете 28
3 Технологическая часть 32
3.1 Использованные методы и средства для создания электронного учебного пособия 32
3.1.1 Особенности разработки структуры интерфейса и структуры размещения файлов пособия 32
3.1.2 Создание HTML-страниц 34
3.1.3 Использованные активные компоненты и язык JavaScript 35
3.1.4 Разработка тестов 38
3.1.5 Использование интегрированного браузера 42
3.1.6 Программное обеспечение, использованное в процессе разработки пособия 43
3.1.7 Использованные графические форматы 44
4. Специально-исследовательская часть 47
4.1 Исследование технологий, применяемых при создании электронных учебников 47
4.1.1 Общая классификация средств создания электронных учебников 47
4.1.2 Традиционные алгоритмические языки 47
4.1.3 Инструментальные средства общего назначения 48
4.1.4 Средства мультимедиа 49
4.1.5 Гипертекстовые и гипермедиа средства 49
4.1.6 Критерии выбора средств разработки 50
5. Организационно-экономическая часть 52
5.1 Расчет затрат на разработку электронного учебного пособия 52
5.2 Оценка экономической эффективности внедрения электронного учебного пособия 59
6 Охрана труда и промышленная экология 63
6.1 Правила поведения и техники безопасности в компьютерном классе 63
6.1.1 Общие требования 63
6.1.2 Требования к организации рабочего места 63
6.1.3 Требования безопасности перед началом работы 64
6.1.4 Требования безопасности во время работы 64
6.1.5 Требования безопасности по окончанию работы 65
Заключение 67
Список использованных источников информации 68

Работа содержит 1 файл

Диплом_Гарафутдинов.doc

— 714.50 Кб (Скачать)
ustify">    Также меняющимися являются изображения кнопок перехода на следующие фрагменты списков тем и уроков, отображаемых во вспомогательном меню. Это кнопки «Дальше» и «Выше». При наведении указателя на такую кнопку визуально она «нажимается».

    Непосредственно в лекциях тоже используются динамически  изменяемые изображения. При наведении указателя на такую статичную картинку она заменяется на анимационный ролик (см. пункт 1.5.6) с аналогичным, но подвижным содержанием. Таким образом, создается эффект «оживления» картинки при наведении на нее указателя мыши. 

    1.5.6 Анимация GIF и Flash

    Анимация  в чистом виде является видом мультимедиа средств, динамически изменяемым независимо от действий пользователя (в основном это относится к анимации GIF). Наличие встроенной анимации оживляет страницу, кроме того, она позволяет более наглядно, нежели статичная картинка, показать какие-либо процессы или описать объект. Анимация более проста и схематична, чем полноценный видеоролик, однако обладает меньшим объемом и проще в создании, поэтому в электронных документах ее используют намного чаще видеозаписей.

    В пособии применено  два вида анимации: GIF и Flash.

    Анимация  GIF является наиболее простым видом анимации. Им предполагается чередование набора изображений формата GIF (см. пункт 3.1.7) в строго заданном порядке с определенными временными интервалами между сменой изображений, содержащихся в одном файле. GIF-анимация использована для придания динамичности некоторым картинкам, а также при создании картинок, отражающих процессы, не требующие высокой точности и плавности перехода от кадра к кадру при изменении изображения.

    Анимация  Flash более сложный вид анимации, основанный на векторной графике. В векторном формате хранятся координаты точки начала и окончания линии, ее цвет, угол, на который она изгибается. Это позволяет легко создавать анимированные объекты небольшого размера, так как запоминаются не кадры, а координаты точек. Кроме того, Flash-анимация позволяет реализовывать активные элементы интерфейса такие, как кнопки, надписи, меняющиеся при наведении указателя и др. Данный вид анимации использован для создания роликов, отражающих процессы, требующие плавности изменения изображения. 

    1.5.7 Видеоролики

    Видеоролики используются для получения студентами более наглядного представления об описываемом объекте или процессе, а также в том случае, когда демонстрируемые процессы слишком сложны, чтобы показать их с помощью анимации. Разумеется, видеоролики намного более реалистичны и позволяют доводить до пользователей целые видеосюжеты, как записанные с использованием цифровой камеры, так и созданные в специализированных приложениях. Видеоролики занимают больший объем дискового пространства, нежели анимация. Они могут содержать, помимо видеопотока, еще и звуковые дорожки, озвучивающие происходящее в ролике. Однако в данном случае видеоролики не предполагают звукового сопровождения (см. пункт 1.5.2).

    Интеграция  роликов в учебник  произведена следующим  образом: на странице в качестве обычного статичного изображения расположен кадр из видеозаписи, при щелчке на котором начинается воспроизведение ролика в медиапроигрывателе, установленном в пользовательской системе и зарегистрированном в качестве видеоплейера по умолчанию (например, это может быть Windows Media Player или WinAmp). То есть эффект от обращения к видеозаписи тот же, как если бы пользователь открыл данный видеофайл двойным щелчком в Проводнике Windows. Кнопки управления воспроизведением являются неотъемлемой частью интерфейса проигрывателя. Воспроизведение можно приостановить, прервать либо начать сначала в любой момент времени. Также можно перейти в любое место записи, если интерфейсом медиаплейера предусмотрена полоса состояния воспроизведения. По окончанию проигрывания программу можно закрыть и продолжить изучение материала. 

    1.6 Описание тестов

    1.6.1 Описание структуры теста

    Всего в пособии предусмотрено  восемь тестов. Каждый тест состоит из первой страницы и последовательности вопросов, каждый из которых занимает один кадр. Количество вопросов варьируется в пределах 9 19. Первая страница содержит название раздела, описывающее тематику вопросов теста, кнопку «Начать» для перехода к первому вопросу и предупреждение тестирующихся о необходимости грамотного написания ответов. При нажатии кнопки «Начать» открывается первый вопрос теста. Так как тест обучающий, время на его выполнение неограниченно. При ответе на последний вопрос открывается первый урок следующего раздела.

    Каждый  вопрос имеет свой порядковый номер, уникальный в пределах данного теста. Как правило, порядок следования вопросов при тестировании соответствует последовательности изложения материала, то есть первые вопросы требуют знаний первых тем раздела и т.д. Этот порядок жестко задан, однако предусмотрена возможность вернуться на предыдущий вопрос, используя клавиши BACKSPACE или CTRL + , при нажатии которой происходит переход к последней просмотренной странице учебника, в данном случае к предыдущему вопросу. Также возможно преждевременное прекращение тестирования, так как во время выполнения теста отображаются и основное, и вспомогательное меню, и можно выбрать любой объект пособия для перехода, причем к вопросу, на котором было прервано тестирование, можно вернуться с помощью указанных клавиш. 

    1.6.2 Описание структуры вопроса теста

    Структура каждого вопроса  следующая. В верхней  части кадра отображается порядковый номер  вопроса в данном тесте. Ниже находится выделенное курсивом задание, содержащее сведения о том, что именно нужно сделать студенту, чтобы ответить на поставленный вопрос. Пример задания: «Выберите один правильный ответ». Сама формулировка вопроса расположена ниже. В ряде случаев, когда это целесообразно, задание и формулировка совмещены в одну фразу и выделены курсивом. Пример совмещения: «Вставьте пропущенное слово». Из этого примера видно, что в данном случае понятно и что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос, ввести слово с клавиатуры, и в чем собственно заключается вопрос. Затем следует непосредственно содержание вопроса варианты ответа, фразы с пропущенными словами, изображения и др. Ниже располагается кнопка «Проверка», которую необходимо нажать, чтобы проверить введенный вариант. Стоит учитывать, что нажатие клавиши ENTER не аналогично клику по этой кнопке. При нажатии кнопки «Проверка» на экран выдается сообщение о правильности или неправильности ответа, допущенных ошибках, в случае, если предложенный вариант неверен, выдается правильный ответ, а также происходит переход на следующий вопрос в случае наличия введенного варианта, в противном случае выдается уведомление о том, что необходимо ввести вариант ответа. Ниже кнопки «Проверка» находится информация о правилах и ограничениях ввода данных при ответе на вопрос. Подробно эта информация будет разобрана для каждого вида вопросов. 

    1.6.3 Виды вопросов

    Всего в каждом тесте предусмотрено пять видов вопросов, отличающихся в зависимости от их структуры и способа ответа на них.

  1. Вопросы открытой формы. Для ответа на такой вопрос тестируемому необходимо ввести с клавиатуры пропущенный фрагмент фразы, чтобы получилось законченное утверждение. Для ввода предусмотрено текстовое поле, могущее вместить максимум 30 знаков, располагающееся в месте, где должен находиться пропущенный фрагмент, могущий состоять из одного или двух слов. При вводе ответа на вопрос такого вида необходимо соблюдать следующие правила: ответ вводить только строчными русскими буквами; учитывать падеж, в котором должны стоять вводимые слова в предложении; учитывать грамотность написания; если ответ, по мнению тестируемого, содержит два слова, между ними должен стоять один пробел; пробелов до и после введенного текстового фрагмента быть не должно. Несоблюдение данных правил повлечет за собой зачтение ответа как неверного. Однако есть исключение: если ответ введен прописными буквами или с большой буквы (если он стоит в начале предложения), он засчитывается как верный. Также в ряде случаев неграмотно написанный, но правильный ответ тоже принимается, однако в этом случае на экран выдается соответствующее замечание об орфографической ошибке.
  2. Вопросы закрытой формы с одним эталонным ответом. Тестируемому предоставляется перечень вариантов ответа на поставленный вопрос, необходимо отметить один из них.
  3. Вопросы закрытой формы с несколькими эталонными ответами. Необходимо отметить верные варианты из перечня. Количество верных вариантов ограничено лишь общим количеством вариантов. При проверке выдается сообщение о количестве ошибок; ошибкой считается отмеченный неверный вариант либо неотмеченный верный вариант.
  4. Вопросы на соответствие. Тестируемому предложено две группы элементов. Необходимо установить соответствие между каждым элементом из первой группы и одним из элементов, принадлежащих второй группе, таким образом, чтобы результатом явилась пара элементов, объединенных по смыслу или по каким-либо общим признакам. Количество таких пар равно количеству элементов первой группы. В ряде случаев вторая группа содержит лишние элементы, чтобы усложнить выбор правильного. Рядом с каждым элементом первой группы расположено небольшое текстовое поле, могущее вместить только один знак; каждый элемент второй группы имеет порядковый номер. Чтобы установить связь, нужно в поле напротив элемента первой группы ввести предполагаемый номер соответствующего ему элемента второй группы. При проверке на экран выдается сообщение, содержащее количество совпадений. В данном случае совпадением является верно составленная пара элементов. В качестве элементов групп могут выступать текстовые фрагменты или изображения.
  5. Вопросы на упорядочение. Тестируемому предложен перечень объектов, расположенных в произвольном порядке. Необходимо установить их верную последовательность. Напротив каждого элемента списка расположено текстовое поле размером один знак, в которое нужно ввести порядковый номер данного элемента в упорядоченной последовательности. При проверке на экран выдается сообщение о количестве совпадений, где совпадением является соответствие указанного номера элемента его порядковому номеру в верной последовательности.
 

    1.7 Редактирование материалов  пособия преподавателем

    Важной  особенностью электронного учебного пособия  по материаловедению, наличие которой обеспечило использование языка HTML, является возможность редактирования содержащегося в пособии материала с целью дальнейшего повышения его качества.

    Фактически  редактирование возможно для любого элемента пособия: интерфейса, структуры, материала и т.д. Однако это доступно только разработчику данного пособия или лицу, обладающему достаточными познаниями и навыками в этой области. Преподавателю же такие широкие возможности не требуются, необходимой является только корректировка и добавление текста и изображений. В качестве средства редактирования предполагается использовать программу Microsoft Office FrontPage, так как данный HTML-редактор является легким в освоении и предоставляет требуемые возможности.

    Microsoft Word обладает еще большей простотой в использовании и также предоставляет необходимые возможности, однако использование его в качестве редактора материалов пособия нежелательно по причинам, указанным в пункте 3.1.2.

    Microsoft FrontPage обладает интерфейсом, подобным интерфейсу Word, но адаптирован непосредственно для редактирования HTML-страниц.

    Для того, чтобы изменить содержание какой-либо части пособия, необходимо редактировать соответствующий кадр, так как лекционный материал содержится в таких структурных единицах пособия, как уроки, вопросы и лабораторные работы, которые располагаются на кадрах. Кадры хранятся в файлах с расширением .htm. Чтобы изменить файл, нужно сначала снять с него атрибут «Только чтение», присвоенный, чтобы предотвратить случайное изменение или удаление файла, а затем открыть в выбранном редакторе.

    Файлы кадров уроков, вопросов по теме и лабораторных работ содержатся в папке соответствующей темы, находящейся в папке соответствующего раздела в корневом каталоге пособия.

    Примеры:

    Второй  кадр урока 13. Путь:

    \razdel_2\tema_23\urok_13(2).htm

    где \ корневой каталог пособия.

    Лабораторная работа №9 (проводящаяся на уроке 34). Путь:

    \razdel_6\tema_62\urok_34_laba9(1).htm

    Вопросы по теме 8.1 раздела 8. Путь:

    \razdel_8\tema_81\voprosi.htm

    Редактирование  материалов производится в соответствии с  методикой работы в выбранном редакторе, подробнее о которой можно прочесть в файле справки данной программы или в справочном руководстве по редактированию материалов пособия. По окончанию внесения изменений файл нужно сохранить и закрыть программу, после чего вновь установить атрибут файла «Только чтение». При следующем запуске электронного пособия в режиме просмотра все изменения будут видны. 
 
 
 

 

     2 Расчетная  часть

    2.1 Расчет коэффициента эффективности урока

    Важнейшей причиной внедрения  электронного учебного пособия является ожидаемое повышение качества усвоения материала учащимися. Оценить эффективность пособия в целом можно, рассмотрев эффективность конкретного урока, так как данное пособие планируется использовать на лекциях в качестве основного источника материала. Следует отметить, что данный расчет носит сугубо теоретический характер, так как испытать на практике пособие в данный момент не представляется возможным.

    Одним из вариантов получения  обоснованных выводов  о достижении обучающей  цели урока является сопоставление коэффициента эффективности урока ( ) с коэффициентом усвоения учебного материала ( ). В результате дидактических исследований установлено, что если значение равно либо превышает 0,7, то знания учащихся достигли планируемого уровня. Если , урок достиг своей обучающей цели. Расчет проводится по следующей формуле:

     (1),

    где коэффициент эффективности урока;

            количество этапов занятия;

            количество учащихся, усвоивших материал данного этапа;

            продолжительность этапа занятия;

            общее количество учащихся, присутствующих на уроке;

Информация о работе Разработка электронного учебного пособия по материаловедению