Разработка программного обеспечения АРМ Экспедитора

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:06, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования - бизнес-процесс документообеспечения перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Цель работы – разработка модуля автоматизированной системы по обеспечению документооборота при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Разработаны модель предметной области и ее сущностей, модель базы данных и ее структуры, модель информационного обеспечения системы, модель функционала пользователя, модель взаимодействия системы с внешними системами, уделено внимание безопасности программного продукта, улучшено качество печати информации на бланки строгой подотчетности, разработан пользовательский интерфейс и его функциональная связанность с СУБД Oracle и БД предприятия, а так же внешними информационными системами.

Содержание

1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10
1.1 Анализ уровня автоматизации на предприятии и в подразделении 10
1.2 Анализ основного бизнес процесса службы экспедиции и уровня его автоматизации 11
1.3 Основные документы службы экспедиции Харцызского трубного завода 16
1.4 Функциональный состав должностных инструкций экспедитора 16
1.5 Предпосылки создания автоматизированного модуля документообеспечения процесса доставки товаров железнодорожным транспортом 20
1. 6 Постановка задач проектирования 23
2 РАСЧЕТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ 25
2.1.1 Организация доступа пользователей к системе АС Клиент-УЗ 26
2.1.2 Определение структуры, состава и формата реквизитов и атрибутов электронного перевозочного документа (ЭПД) 27
2.1.3 Определение электронных данных для создания электронного перевозочного документа 29
2.1.4 Преобразования электронных данных ЭПД в последовательностьбайт для наложения или проверки электронной цифровой подписи (ЭЦП) 30
2.1.5 Кодировка данных 32
2.2.1 Организация обмена данными между системами 34
2.2.2 Требования к аппаратным средствам, операционной среде и способу подключения компьютера, подключаемого к системе «ЭТРАН» с помощью технологии VIPnet. 35
2.2.3 Программное обеспечение обмена данными посредством СОМ-объекта 39
2.2.4 Определение формата передаваемых данных 41
2.2.5 Организация запросов в систему ЭТРАН 42
2.3 Выводы по разделу 47
3 СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 51
3.1 Разработка диаграммы вариантов использования 51
3.2 Разработка диаграммы развертывания системы 54
3.3 Разработка диаграммы взаимодействия 55
3.4 Информационное обеспечение системы. Разработка диаграммы последовательности 57
3.5 Разработка модели базы данных 58
3.5.1 Табличное представление данных системы 58
3.5.2 Семантическое моделирование. Разработка диаграммы классов 73
3.5.3 Логическое моделирование. Разработка ER-диаграммы 75
3.6 Безопасность програмного обеспечения 77
3.7 Разработка пользовательского интерфейса 82
3.8 Обеспечение качества и надежности заполнения бланков строгой отчетности 91
3.9 Выводы по разделу 92
4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 93
4.1 Расчет капитальных затрат на создание ПО 93
4.2 Расчет годовой экономии текущих затрат 99
4.2.1 Расчет себестоимости ведения необходимой документации в ручном варианте 101
4.2.2 Расчет себестоимости ведения пакета необходимых документов в автоматизированном варианте 104
4.3 Расчет годового экономического эффекта относительно к источнику получения экономии 107
4.4 Расчет коэффициента экономической эффективности и срока окупаемости капиталовложений 107
4.5 Выводы по разделу 109
5 ОХРАНА ТРУДА 110
5.1 Анализ опасных и вредных производственных факторов 110
5.2 Разработка мероприятий по обеспечению безопасных условий труда 115
5.3 Эффективность мероприятий по охране труда 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК 128

Работа содержит 1 файл

АРМ экспедитора.doc

— 6.69 Мб (Скачать)

- на компьютере должна  стоять антивирусная программа  со своевременно обновляемыми  антивирусными базами. На операционную  систему должны своевременно ставиться  сервис-паки и патчи, закрывающие возможные уязвимости системы.

АРМ ППД ЭТРАН работает в Интернет-браузере Microsoft Internet Explorer версии не ниже 6.0.  Если на компьютере стоит  файловая система NTFS  надо  разрешить запись в папку Etran  в системном каталоге для той учетной записи, под которой  будет работать пользователь. Этран использует элементы Active-X,  для его работы  в настройках безопасности компьютера должен быть разрешен запуск элементов Active-X. 

При подключении через Интернет компьютер должен иметь реальный интернетовский Ip-адрес  или  на  шлюзе, осуществляющем преобразование адресов (NAT), должны быть  проведены следующие настройки:

  • разрешить прохождение исходящих udp-пакетов по порту 55777;
  • настроить портфорвардинг (перенаправление) входящих udp-пакетов по порту 55777. То есть,  пакеты udp:55777 (по умолчанию), приходящие на внешнюю карту Proxy из Интернета, нужно переадресовывать на компьютер в локальной сети с установленным ViPNet (в заголовке таких пакетов нужно изменить destination: IP-адреса внешней карты прокси изменить на IP-адрес компьютера с ViPNet, - и отправить пакет во внутреннюю сеть При этом порты, указанные в исходном пакете, должны оставаться неизменными).

Если в используемой локальной сети несколько рабочих мест с ViPNet Monitor, то нужно создать несколько правил портфорвардинга - по одному правилу для IP-адреса каждого компьютера и выделенного этому компьютеру порта доступа (порты  55778, 55779, 55780  и т.д.  в зависимости от количества клиентов).

ViPNet Monitor работает с  любым прокси (файерволом), поддерживающим  двусторонний редирект UDP пакетов.

Рассмотрим схему бизнес процесса взаимодействия грузоотправителя с системой ЭТРАН (рисунок 2.4).

Плательщик или экспедитор вносит деньги в банк. В ЕК АСУФР фиксируется поступление средств на лицевой счет (стрелка 1) и осуществляется выделение расходного лимита в процессинговом центре (стрелка 2). Грузоотправитель подает заявку на совершение перевозок (стрелка 3), которая согласовывается системой АКС ФТО.

Грузоотправитель готовит  перевозочный документ (стрелка 5). Система  ЭТРАН для контроля условий перевозки  осуществляет запрос в МПП о возможности  погрузки (стрелка 6). Плательщик заносит  перевозочный документ в электронный  магазин и производит запрос в  ПЦ на списание суммы провозной платы через систему ЭТРАН (стрелка 7).

Перевозочный документ печатается и скрепляется подписями (стрелка 8). После чего происходит окончательное  списание суммы провозной платы  с расходного лимита л/с (стрелка 9). Система ЭТРАН сообщает о факте отправки в МПП (стрелка 10). Реестр операций по лицевому счету передается из ПЦ в ЕК АСУФР (стрелка 11), в ЕК АСУФР также передается реестр документов из ЭТРАН (стрелка 12). В процессе перевозки происходят различные операции с грузом и подвижным составом, которые фиксируются в МПП (стрелка 13), события, связанные с отправкой, передаются в ЭТРАН (стрелка 14). Факт прибытия груза фиксируется в ЭТРАН (стрелка 15). По прибытии производится окончательный расчет суммы провозной платы (стрелка 16). Плательщик, оплачивающий перевозку по прибытии, через электронный магазин акцептует сумму начислений и производит запрос в ПЦ на списание сумм, начисленных по прибытии (стрелка 17). Оформляется выдача груза (стрелка 18). После чего происходит окончательное списание суммы начислений. Реестр операций по лицевому счету передается из ПЦ в ЕК АСУФР (стрелка 19), в ЕК АСУФР также передается реестр документов из ЭТРАН (стрелка 20).

 

 

Рисунок 2.4 – Взаимодействие пользователя с системой ЭТРАН. Бизнес процесс

 

В том случае, когда  плательщиком является грузоотправитель или грузополучатель, акцепт перевозочных документов производится посредством  электронно-цифровой подписи.

2.2.3 Программное  обеспечение обмена данными посредством  СОМ-объекта

 

В данном  разделе рассматривается  возможность  реализации информационного  взаимодействия между системой ЭТРАН  и АСУ Экспедитора ХТЗ с  помощью COM-сервера.

COM (Component Object Model) - это  объектная модель компонентов.  Данная технология является базовой для технологий ActiveX и OLE.

Технология СОМ применяется  при описании API и двоичного стандарта  для связи объектов различных  языков и сред программирования. СОМ  предоставляет модель взаимодействия между компонентами и приложениями.

Технология СОМ работает с так называемыми СОМ-объектами. СОМ-объекты содержат свойства, методы и интерфейсы.

Обычный СОМ-объект включает в себя один или несколько интерфейсов. Каждый из этих интерфейсов имеет  собственный указатель.

Технология СОМ имеет  два явных плюса:

- создание СОМ-объектов  не зависит от языка программирования. Таким образом, СОМ-объекты могут  быть написаны на различных  языках;

- СОМ-объекты могут  быть использованы в любой  среде программирования под Windows. В число этих сред входят Delphi, Visual C++, C++Builder, Visual Basic, и многие другие.

Хотя технология СОМ  обладает явными плюсами, она имеет  также и минусы, среди которых  зависимость от платформы. То есть, данная технология применима только в операционной системе Windows и на платформе Intel.

Программное обеспечение  взаимодействия представляет собой COM-сервер для Win32-платформ и работает под управлением  операционной системы Windows 2000 в составе  ПТК АСУ Экспедитора ХТЗ. Программное  обеспечение АСУ Экспедитора  должно взаимодействовать с «Сервером приложений системы ЭТРАН» посредством СОМ-объектов.

Для установки программного обеспечения, осуществляющего обмен  данными между АСУ Экспедитора  и программой ЭТРАН, необходимо запустить  программу установки EtranASUGO.exe в комплекте  дистрибутива. При установке необходимо указать директорию для размещения файлов ПО. Ниже (таблица 2.5) приводятся основные методы и свойства СОМ-объекта.

 

Таблица 2.5 - Методы и свойства COM-объекта

procedure Connect(const URL: WideString; const User: WideString;  
const Password: WideString)

Установка соединения с  сервером приложений Etran.

URL - адрес

User - имя пользователя

Password - пароль

procedure Disconnect

Завершает соединение соединение с сервером приложений Etran.

function Call(XML: OleVariant): OleVariant

Осуществляет передачу запроса на сервер и возвращает ответ.

XML – содержание запроса

Результат функции –  возращенный ответ

property Connected: Boolean

* Установка и опрос  состояния соединения.

При установке соединения (аналог функции Connect) должны быть заданы свойства URL, EtranUserName, EtranPassword.

property URL: WideString

* Адрес сервера приложений Etran.

property EtranUserName: WideString

* Имя пользователя

property EtranPassword: WideString

* Пароль

property ConnectTimeOut: Integer

* TimeOut (в секундах) на соединение.

Значение по умолчанию 120 сек., минимальное значение 20 сек. (генерируется 100 ошибка - “TimeOut”)

property CallTimeOut: Integer

* TimeOut (в секундах) на  выполнение запроса.

Значение по умолчанию 1200 сек., минимальное значение 120 сек. (генерируется 100 ошибка - “TimeOut”)


 

 

Ниже на рисунке 2.5 приведен пример работы через СОМ-объект, реализованный на Visual Basic.

При использовании  COM-объектов следует особое внимание обратить на ошибки с типом 100 - это внутренние ошибки COM-объекта, т.е. ошибки, произошедшие на стороне COM-объекта.

 

‘Создаем объект

Set Etran=CreateObject(‘EtranASUGO.EtranASUGO’)

‘Установка соединения

Etran.Connect(“http://etran/EtranServer/EtranHttpSrvr.dll","User","Password")

‘Обмен данными

RetStr=Etran.Call(“<getClaim>….")

‘Обработка результата в RetStr

 

Рисунок 2.5 - Создание СОМ-объекта

 

В большинстве случаев появление такой ошибки означает, что не был получен ответ от БД ЭТРАНа на каком-либо этапе работы:

- база данных ЭТРАН  на данный момент недоступна. Например, ошибка типа "В связи  с установкой версии 6.8.2.3 система  остановлена до 10:38";

- недоступен сервер приложений (СП) ЭТРАН: "A connection with the server could not be established";

- СП не может подключиться  к БД ЭТРАНа: "ORA-03114: not connected to ORACLE".

 

2.2.4 Определение формата  передаваемых данных

 

При передаче информации из АСУ Экспедитора в систему ЭТРАН, ПО организации взаимодействия должно производить форматный контроль передаваемой информации по следующим принципам:

  • значения реквизитов необходимо  указывають в поле value в виде строки символов в кодировке 1251, обрамленной двойными кавычками;
  • спецсимволы внутри строки заменяются по правилам формирования XML ('&' заменяется на '&amp;', '<' – на '&lt;', '>' – на '&gt;', '"' – на '&quot;', ''' – на '&apos;');
  • пустое значение параметра либо обозначается двумя двойными кавычками, либо параметр не указывается вообще;
  • при передаче дробных числовых значений в качестве десятичного разделителя используется точка;
  • при передаче даты и времени используется формат ‘dd.mm.yyyy hh:nn:ss’;

Для реквизитов из справочников, как правило, используются два поля: текст и код. Допускается заполнение только одного из полей, при этом ответ на принятое сообщение должно содержать оба заполненных поля. При невозможности определить элемент справочника по указанным реквизитам, ПО взаимодействия возвращает «Сообщение об ошибках».

Кроме форматного контроля производится контроль в соответствии с технологией ЭТРАН для обработки  соответствующего типа информации.

В качестве сервера обработки  запросов может быть выбран любой  сервер приложений ЭТРАН.

Для работы через COM-объект адрес должен быть указан в виде:

http://xxx.xxx.xxx.xxx:xxxx/EtranServer/EtranHttpSrvr.dll

Адрес строки подключения  чувствителен к регистру, поэтому  адреса необходимо указывать точно  так, как приведено выше.

Пример строки подключения тестовой базы СОМ-объект: «http://10.250.2.142:8092/EtranServer/EtranHttpSrvr.dll»

2.2.5 Организация запросов в систему ЭТРАН

 

В соответствии с технологией  Экспедитор должен получать от ОАО  «РЖД» заявки на перевозку грузов (формы ГУ-12), где он является плательщиком, рассматривать и  представлять в течение суток после получения заявки замечания по правильности проставления грузоотправителем в заявке на перевозку грузов кода плательщика.

Коды плательщика фиксируются  в договоре между ОАО «РЖД»  и организацией-экспедитором. Экспедитору присваиваются два кода плательщика: с начислением НДС и со ставкой НДС ноль процентов.

Код плательщика указывается  в перевозочных и других первичных  документах в зависимости  от размера  ставки налога на добавленную стоимость, применяемой при перевозке  в  соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Отсутствие в течение  суток замечаний Экспедитора  является согласием Экспедитора  выступить плательщиком по заявленной перевозке.

Таким образом, разработчикам  АСУ Экспедитора необходимо обеспечить контроль Экспедитором заявок на перевозку грузов, в которых указан его код плательщика. Для получения информации по заявкам экспедитора из системы Этран необходимо организовать получение списка заявок, в которых данный Экспедитор является плательщиком и получение данных заявок из списка. Для получения списка заявок используется запрос «Запрос получения списка заявок по плательщику»(claimToAgreementStatus). Для получения данных заявки используется запрос «Запрос данных заявки на перевозку»(getClaim). В случае несогласия Экспедитора выступить плательщиком по данной перевозке, следует обеспечить возможность отклонения заявки (описание проведения операции откланения заявки экспедитором  см. ниже по тексту).

Следует реализовать  процедуру рассмотрения заявки с альтернативами «Согласовать» или «Отклонить». Для согласования заявки необходимо использовать запрос «Запрос подтверждения  визирования заявки экспедитором» (claimAssentViza). В процессе согласования необходимо дать возможность пользователю ввести произвольный комментарий (тэг «Комментарий»(claimRemark)). После подтверждения операции согласования заявки обобщенная информация о ходе согласования текущей заявки должна быть обновлена на АРМе Экспедитора. Для отклонения заявки экспедитором необходимо выполнить запрос «Запрос отказа визирования заявки экспедитором» (claimRejectViza). В процессе отказа экспедитора от заявки необходимо дать возможность пользователю ввести произвольный комментарий (тэг «Комментарий» (claimRemark)). После отклонения заявки экспедитором обобщенная информация о ходе отказа текущей заявки должна быть обновлена на АРМе Экспедитора.

С целью реализации взаимодействия АСУ Экспедитора и системы  ЭТРАН в части информации заявок на перевозку груза необходимо воспользоваться  следующими запросами:

  • запрос данных заявки на перевозку;
  • запрос изменений заявок по плательщику;
  • запрос подтверждение визирования заявки экспедитором;
  • запрос отказа визирования заявки экспедитором;
  • запрос операций над документом. Данный запрос следует использовать при необходимости получить список операций выполненных над конкретным документом. По списку операций выполненных над документом можно узнать: дату проведения операции; отчетную дату выполнения операции; ФИО и должность сотрудника, выполнившего операцию; наименование операции; и другую информацию согласно поддокументу docOper из ответа на запрос «Запрос операций над документом»(docOper);
  • запрос связанных документов. Данный запрос может быть полезен для нахождения всех документов связанных с заданным. Например, это может быть полезно для нахождения заявки и обращения по провозной плате по идентификатору накладной;
  • запрос получения нормативной справочной информации. Данный запрос следует использовать для закачки справочников из системы ЭТРАН.

Важнейшим сопроводительным документом груза является электронная накладная. При работе с электронными накладными экспедитор обязан производить проверку следуущих полей:

- кода плательщика  (из ответа на запрос «Запрос  данных накладной» тег invPayerCode), указанного грузоотправителем в перевозочных документах при приёме транзитных и импортных грузов через погранпереходы в течение суток после получения электронной накладной из АС ЭТРАН. Отсутствие в течение суток замечаний Экспедитора является согласием Экспедитора выступить плательщиком по заявленной перевозке;

- реквизитов электронной  накладной и начисленных платежей  после приёма груза к перевозке  в течение суток после получения   электронной накладной из АС  ЭТРАН. Отсутствие в течение  суток замечаний Экспедитора  является согласием Экспедитора  с реквизитами электронной накладной и суммой начисленных провозных платежем;

- реквизитов электронной  накладной и начисленных платежей  после завершения  перевозки в  течение 3 (трёх) рабочих дней после  получения  электронной накладной на раскредитованные перевозочные документы из АС ЭТРАН. Отсутствие в течение 3 (трёх) рабочих дней замечаний Экспедитора является согласием Экспедитора с реквизитами электронной накладной и суммой начисленных провозных платежей.

Информация о работе Разработка программного обеспечения АРМ Экспедитора