Ценностные ориентации подростков группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить взаимосвязь между ценностными ориентациями и акцентуациями характера юношей и девушек в подростковом возрасте.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Раздел 1. Взаимосвязь ценностных ориентаций и акцентуаций характера подростков
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности ……………………………………………………6
1.2 Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков ………………………………………………………………10
1.3 Характеристика акцентуаций характера в подростковом возрасте……………………………………………………………………14
Выводы………………………………………………………………………..…27
Раздел 2. Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера подростков
2.1 Организация и методика исследования……………………………...28
2.2 Описание и анализ результатов исследования……………………..30
2.3 Вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена……..33
Выводы………………………………………………………………………….36
Общие выводы…………………………………………………………………38
Список использованных источников………………………………………..40
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик 2.doc

— 749.50 Кб (Скачать)

     В подростковом возрасте в процессе общения  с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

     Ценностные  ориентации, являясь одним из центральных  личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самому, к жизни. Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности – это, прежде всего, доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения [3].

     Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [18].

     В более новой интерпретации “Ценностные  ориентации – это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов  как жизнеорганизующих начал  и (не) готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы [28].

     Таким образом, ценностные ориентации - сложный  социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

1.2 Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков

     Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно влияли на гармоничное развитие подростков, и на общественный прогресс в целом. Но, к сожалению, такой картины пока не наблюдается.

     Наиболее  интересным с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности является подростковый возраст. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития.

     Сказанное ранее дает основание полагать, что  ценностные ориентации, усваиваемые  в процессе развития зависят от того, в какую деятельности включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения [25].

     В подростковом возрасте начинает формироваться  устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего это период перехода от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что и для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста) [4].

     В подростковом возрасте в процессе общения  с окружающими, человек постоянно  попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

     Социальное  становление человека происходит в  течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский  сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации [29].

     Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой  другой социальной группой. Именно в  семье осуществляется первый адаптационный  период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка – главное, социальное окружение, которое формируют его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием [29].

     Специфический для семьи интимный характер межличностного общения способствует формированию комплекса нравственных чувств и переживаний. Особая роль семьи в воспитании определяется еще и тем, что ее влияние на ребенка начинается с самого раннего детства, когда он наиболее восприимчив. Благодаря этому семейное воспитание обладает длительным “последствием”: положительные или отрицательные черты личности сформированные семьей, влияют на отбор последующих воспитательных воздействий в школе. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни. “Семья не только воспитывает сама, но и “удобряет” или, наоборот, истощает почву для последующего общественного воспитания”. Наибольшей устойчивостью отмечаются личностные качества, связанные с развитием эмоциональной сферы и отношениями к другим людям. Формируясь с детства, на примере взаимоотношений к родительской семье, они сохраняются у человека долгие годы и проявляются в межличностных контактах с людьми в различных сферах жизни, и особенно во взаимоотношениях с членами семьи, созданной им самим [29].

     В формировании у подростков многих гражданских  и личностных качеств важную роль играет социальное окружение.

     Вместе  с тем семейный микроклимат может  оказать неоценимую помощь в своевременном  достижении этой цели. Приоритет в  формировании многих качеств личности принадлежит семейному окружению.

     Независимо  от любой модификации, семья является источником накопления и стабилизации физических и духовных сил человека, в ней каждый член этой малой группы удовлетворяет свои жизненно важные интересы и потребности независимо от возраста.

     Во  время пубертата подростки обращают все больше внимания на свой внешний  вид. Они наблюдают за изменением своего тела и колебаниями в своих  переживаниях со смешанным чувством любопытства, интереса, а порою и  страха.

     Пытаясь интегрировать эти новые образы и чувства в нарождающуюся  половую роль, они ищут для себя ролевые модели среди членов семьи, друзей, одноклассников и людей, известных  благодаря средствам массовой информации.

     Роль  средств массовой информации в формировании половых ролей широко исследуется. Подростки, которые подолгу смотрят телевизор, имеют более стереотипные установки по поводу половых ролей, чем подростки, проводящие меньше времени у телевизора.

     Ценностные  ориентации личности являются генетически  производными от ценностей социальных групп. Выбор и присвоение индивидом социальных ценностей опосредуется ценностями референтных для него групп. В этот период они подражают взрослым: учителям, родителям, знаменитостям. Это относится и к выбору профессии [22].

     Подростки к выбору профессии относятся  избирательно. Они не соотносят свои мечты с практической деятельностью. Это возраст фантазий. Подростки  представляют себя путешественниками, банкирами, известными личностями (актерами, спортсменами). Мальчики преимущественно ориентируются на мужественные профессии, девочки-подростки представляют себя моделями, певицами. Ориентация на романтические профессии происходит под влиянием средств массовой информации. На этом этапе психического развития дети еще не соотносят свои личностные данные с требованиями выбранной профессии, но все больше внимания обращают на реальные обстоятельства.

     Профессиональная  мотивация идет с разных точек  зрения: с интересов, способностей и  системы ценностей.

     Рассматривая  мотивацию выбора будущей профессии с точки зрения системы ценностей, следует отметить, что на профессиональное самоопределение подростков в значительной степени влияют как материальное положение семьи, так и уровень образования членов семьи.

Итак, система  ценностных ориентаций составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, основу жизненной концепции и стиля жизни каждого социального слоя и, в свою очередь, влияет на социализацию принадлежащих к нему подростков. 

1.3 Характеристика акцентуаций характера в подростковом возрасте

     А.Е. Личко применительно к подростковому  возрасту выделяет 11 типов акцентуаций  характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. Кроме этого, автор выделяет 14 подтипов (гипертимно-неустойчивый, гипертимно-истероидный, истероидно-неустойчивый, лабильно-истероидный, лабильно-неустойчивый, сепситивно-лабильный, конформно-гипертимный и т. д.) и смешанные типы, которые, по мнению автора, составляют почти половину явных акцентуаций характера [14].

     Сложность такой классификации, с одной  стороны, оправданна, поскольку крайне трудно втиснуть в какие-либо рамки  все многообразие проявлений характера.

     Систематика акцентуаций характера, предложенная В.Т. Кондрашенко, включает в себя следующие типы особенностей (акцентуаций) характера в подростковом возрасте: эксплозивный, эпилептоидный, шизоидный, психастенический, сенситивный, астенический, истероидный, неустойчивый, эмоционально-лабильный и гипертимный [14].

     В данной классификации по сравнению  с классификацией А.Е. Личко исключены  конформный и циклоидный типы и включен  эксплозивный.

     Конформность, т. е. тенденция личности изменять свое поведение таким oбразом, чтобы оно соответствовало поведению и требованию других людей, проявляется в тех случаях, когда между собственным мнением индивида и позицией социальной группы существуют расхождения, возникает конфликт, решение которого осуществляется путем соглашательства и примиренчества в пользу мнения группы.

     Типичные, по мнению А.Е. Личко, для конформного  типа акцентуации — подражательство, желание жить «как все», поступать  «как все», равно как и повышенная внушаемость, присущи вообще подростковому  возрасту, а в утрированном виде нередко встречаются при различных типах акцентуации, особенно часто при неустойчивом и истероидном.

Информация о работе Ценностные ориентации подростков группы риска