Ценностные ориентации подростков группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить взаимосвязь между ценностными ориентациями и акцентуациями характера юношей и девушек в подростковом возрасте.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Раздел 1. Взаимосвязь ценностных ориентаций и акцентуаций характера подростков
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности ……………………………………………………6
1.2 Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков ………………………………………………………………10
1.3 Характеристика акцентуаций характера в подростковом возрасте……………………………………………………………………14
Выводы………………………………………………………………………..…27
Раздел 2. Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера подростков
2.1 Организация и методика исследования……………………………...28
2.2 Описание и анализ результатов исследования……………………..30
2.3 Вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена……..33
Выводы………………………………………………………………………….36
Общие выводы…………………………………………………………………38
Список использованных источников………………………………………..40
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик 2.doc

— 749.50 Кб (Скачать)

     Экзальтированными являются 17 человек из выборки, или 56,6% испытуемых из них 30 % мальчиков и 26,6 % девочек

     Демонстративная акцентуации характера (15 человек), что составляет 50% из них 30 % мальчиков и 20% девочек.

     Возбудимая  акцентуация встречается у 15 испытуемых, или 50% из них 23,3 % мальчиков и 26,6 % девочек.

     Следующими  располагается эмотивная и неуравновешенная акцентуации характера.

     Неуравновешенная акцентуация наблюдается у 11 испытуемых, или 36,6% из них 23,3 % мальчиков и 13,3 % девочек.

     Эмотивная акцентуация встречается у 11 испытуемых, что составляет 36,6 % из них 23,3 % мальчиков и 13,3 % девочек.

     Педантичная акцентуация встречается у 10 учащихся, или 33,3 % из них 23,3 % мальчиков и 10 % девочек.

     Дистимичными являются 7 человек, или 23,3% опрошенных из них 10 % мальчиков и 13,3 % девочек.

     На  последнем месте расположилась  тревожная акцентуация характера. Она присуща всего 5 учащимся из выборки (16,6% испытуемых из них 6,6 % мальчиков и 10 % девочек ).

2.3. Вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена

     Таким образом, в результате исследования ценностных ориентаций и акцентуаций  характера юношей и девушек подросткового  возраста были получены результаты, представлены в Приложении 3

     Для выявления взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера  будем использовать ранговую корреляцию Спирмена.

     Цель  статистического анализа заключается  в том, чтобы выяснить, существует ли взаимосвязь между переменными: ценностные ориентации и акцентуации характера.

     Результаты  ранговой корреляции Спирмена свидетельствуют  о том, что статистически значимая взаимосвязь прослеживается между следующими критериями: терминальные ценности и акцентуации характера:

     - ЦО «Красота природы и искусства»  и циклотимной акцентуацией характера  (р=0,031624) – наблюдается обратно пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Красота природы и искусства», тем менее выражена циклотимность или наоборот.

     - ЦО «Материально обеспеченная жизнь» и дистимичная акцентуация характера (р=0,036979) – наблюдается обратно пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Материально обеспеченная жизнь», тем менее выражена дистимичная акцентуация характера или наоборот.

     - ЦО «Общественное признание»  и дистимичная акцентуация характера  (р=0,023559) – наблюдается положительная  прямо пропорциональная связь  умеренной силы, т.е. чем выше  ЦО «Общественное признание», тем  более выражена дистимичная акцентуация  характера.

     - ЦО «Свобода поступков и действий» и экзальтированная акцентуация характера (р=0,042944) – наблюдается прямо пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Свобода поступков и действий», тем более выражена экзальтированная акцентуация характера.

     - ЦО «Творческая деятельность»  и гипертимная акцентуация характера  (р=0,012220) – наблюдается обратно  пропорциональная связь умеренной  силы, т.е. чем выше ЦО «Творческая  деятельность», тем менее выражена  гипертимная акцентуация характера  или наоборот.

     - ЦО «Творческая деятельность» и возбудимая акцентуация характера (р=0,049960) – наблюдается обратно пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Творческая деятельность», тем менее выражена возбудимая акцентуация характера или наоборот.

     - ЦО «Творческая деятельность» и демонстративная акцентуация характера (р=0,009932) – наблюдается обратно пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Творческая деятельность», тем менее выражена демонстративная акцентуация характера или наоборот.

     - ЦО «Получение удовольствий» и неуравновешенная акцентуация характера (р=0,0031158) – наблюдается прямо пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Получение удовольствий», тем более выражена неуравновешенная акцентуация характера.

     Инструментальные ценности и акцентуации характера :

     - ЦО «Жизнерадостность» и дистимичная  акцентуация характера (р=0,041789) –  наблюдается обратно пропорциональная  связь умеренной силы, т.е. чем  выше ЦО «Жизнерадостность», тем  менее выражена дистимичная акцентуация  характера или наоборот.

     - ЦО «Непримиримость к своим  и чужим недостаткам» и возбудимая  акцентуация характера (р=0,003425) –  наблюдается обратно пропорциональная  связь умеренной силы, т.е. чем  выше ЦО «Непримиримость к  своим и чужим недостаткам», тем  менее выражена возбудимая акцентуация характера или наоборот.

     - ЦО «Непримиримость к своим  и чужим недостаткам» и тревожная акцентуация характера (р=0,0144924) – наблюдается обратно пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Непримиримость к своим и чужим недостаткам», тем менее выражена тревожная акцентуация характера или наоборот.

     - ЦО «Ответственность» и возбудимая  акцентуация характера   (р=0,026696) – наблюдается прямо пропорциональная  связь умеренной силы, т.е. чем  выше ЦО «Ответственность», тем  более выражена возбудимая акцентуация характера.

     - ЦО «Смелость в отстаивании  своего мнения» и педантичная  акцентуация характера (р=0,028257) –  наблюдается прямо пропорциональная  связь умеренной силы, т.е. чем  выше ЦО «Смелость в отстаивании  своего мнения», тем более выражена педантичная акцентуация характера.

     - ЦО «Исполнительность» и неуравновешенная  акцентуация характера (р=0,038631) –  наблюдается прямо пропорциональная  связь умеренной силы, т.е. чем  выше ЦО «Исполнительность», тем  более выражена неуравновешенная акцентуация характера.

     - ЦО «Высокие запросы» и педантичная  акцентуация характера   (р=0,038631) – наблюдается прямо пропорциональная  связь умеренной силы, т.е. чем  выше ЦО «Высокие запросы», тем  более выражена педантичная акцентуация  характера. 
 

Выводы

     По  результатам исследования взаимосвязи  ценностных ориентаций и акцентуаций  характера юношей и девушек подросткового  возраста можно сделать следующие  выводы:

       Наиболее значимые терминальные  ценности у подростков - «интересная  работа» (4,42), «счастливая семейная жизнь» (4,35), «наличие хороших и верных друзей» (4,22), «здоровье» (4,14).

     Наименее  значимые ценности – « спокойствие  в стране, мир» (3,15), «получение удовольствия» (3,12), «общественное признание» (3,10).

Анализ  данных по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм».

     В данной выборке преобладает циклотимная  акцентуация характера 73,3%. На втором месте – гипертимная акцентуация -- 70%. Экзальтированными являются 56,6% испытуемых. Демонстративная акцентуации характера -- 50%. Возбудимая акцентуация встречается у 50%. Неуравновешенная акцентуация наблюдается у 36,6%. Эмотивная акцентуация встречается также у 36,6 %. Педантичная акцентуация встречается у 33,3 %. Дистимичными 23,3%. Тревожная акцентуация характера присуща всего 16,6% испытуемых.

     Существует  взаимосвязь между следующими терминальными  ценностными ориентациями и акцентуациями  характера у юношей и девушек  подросткового возраста:

     - ЦО «Красота природы и искусства»  и циклотимной акцентуацией характера; 

     - ЦО «Материально обеспеченная  жизнь» и дистимичная акцентуация  характера;

     - ЦО «Общественное признание»  и дистимичная акцентуация характер;

     - ЦО «Свобода поступков и действий»  и экзальтированная акцентуация характера;

     - ЦО «Творческая деятельность»  и гипертимная акцентуация характера;

     - ЦО «Творческая деятельность»  и возбудимая акцентуация характера;

     - ЦО «Творческая деятельность»  и демонстративная акцентуация  характера;

     - ЦО «Получение удовольствий» и неуравновешенная акцентуация характера;

     Существует  взаимосвязь между следующими инструментальными  ценностными ориентациями и акцентуациями  характера у юношей и девушек  подросткового возраста:

     - ЦО «Жизнерадостность» и дистимичная  акцентуация характера;

     - ЦО «Непримиримость к своим  и чужим недостаткам» и возбудимая  акцентуация характера;

     - ЦО «Непримиримость к своим  и чужим недостаткам» и тревожная  акцентуация характера;

     - ЦО «Ответственность» и возбудимая  акцентуация характера;

     - ЦО «Смелость в отстаивании своего мнения» и педантичная акцентуация характера;

     - ЦО «Исполнительность» и неуравновешенная  акцентуация характера;

     - ЦО «Высокие запросы» и педантичная  акцентуация характера. 

 

Общие выводы

     В результате исследования взаимосвязи  ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек подросткового возраста была реализована цель данной работы:

     1. Прослежена взаимосвязь между  ценностными ориентациями и акцентуациями  характера юношей и девушек  в подростковом возрасте.

     2. Взаимосвязь установлена между

     - ЦО «Красота природы и искусства»  и циклотимной акцентуацией характера; 

     - ЦО «Материально обеспеченная  жизнь» и дистимичная акцентуация  характера;

     - ЦО «Общественное признание»  и дистимичная акцентуация характер;

     - ЦО «Свобода поступков и действий» и экзальтированная акцентуация характера;

     - ЦО «Творческая деятельность»  и гипертимная акцентуация характера;

     - ЦО «Творческая деятельность»  и возбудимая акцентуация характера;

     - ЦО «Творческая деятельность»  и демонстративная акцентуация  характера;

     -ЦО  «Получение удовольствий» и неуравновешенная  акцентуация характера;

     - ЦО «Жизнерадостность» и дистимичная  акцентуация характера;

     - ЦО «Непримиримость к своим  и чужим недостаткам» и возбудимая  акцентуация характера;

     - ЦО «Непримиримость к своим и чужим недостаткам» и тревожная акцентуация характера;

     - ЦО «Ответственность» и возбудимая  акцентуация характера;

     - ЦО «Смелость в отстаивании  своего мнения» и педантичная  акцентуация характера;

     - ЦО «Исполнительность» и неуравновешенная  акцентуация характера;

     - ЦО «Высокие запросы» и педантичная  акцентуация характера.

     В ходе исследования были реализованы  и задачи данной работы:

  • осуществить теоретический анализ теоретических подходов к понятию, содержанию и структуре ценностных ориентаций личности;
  • выявление факторов, влияющих на ценностные ориентации подростков;
  • проанализировать психологическую литературу по проблемам акцентуаций характера;
  • дать характеристику акцентуациям характера в подростковом возрасте;
  • организовать исследование ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек в подростковом возрасте;
  • опираясь на результаты, установить, есть ли взаимосвязь между ценностными ориентациями и акцентуациями характера юношей и девушек в подростковом возрасте.

Информация о работе Ценностные ориентации подростков группы риска