Ценностные ориентации подростков группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить взаимосвязь между ценностными ориентациями и акцентуациями характера юношей и девушек в подростковом возрасте.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Раздел 1. Взаимосвязь ценностных ориентаций и акцентуаций характера подростков
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности ……………………………………………………6
1.2 Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков ………………………………………………………………10
1.3 Характеристика акцентуаций характера в подростковом возрасте……………………………………………………………………14
Выводы………………………………………………………………………..…27
Раздел 2. Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера подростков
2.1 Организация и методика исследования……………………………...28
2.2 Описание и анализ результатов исследования……………………..30
2.3 Вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена……..33
Выводы………………………………………………………………………….36
Общие выводы…………………………………………………………………38
Список использованных источников………………………………………..40
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик 2.doc

— 749.50 Кб (Скачать)

      Гипотеза  нашего исследования – существует взаимосвязи между ценностными ориентациями и акцентуациями характера подростков подтвердилась.

     Знания  об особенностях ценностных ориентаций и особенностей акцентуаций характера  у подростков, а также полученные результаты проведенного исследования, интерпретированные нами в рамках данной, мало исследованной области психологии, можно использовать как для дальнейших теоретических исследований, так и в психологическом консультировании, психокоррекционной и психотерапевтической работе, как в психологии, так и в других социальных сферах.

     Перспективы дальнейшего исследования видятся  в дальнейшем изучении ценностных ориентаций и особенностей акцентуаций характера  у подростков.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 397 с.

2. Аронсон  Э. Социальная психология. Психологические  законы поведения человека в  социуме / Э. Арсон. – СПб.: ПРАЙМ  – ЕВРОЗНАК, 2002. – 560 с.

3. Барабанщиков  Б.А. Системная организация и  развитие психики //Психологический журнал.-2003.- №1.-С.28-38.

4. Безменова И. К. Ценностные ориентации [Электронный ресурс] Психология. / центр информ.технологий РФ. –М.: Росийское образование, 2008. – Режим доступа http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ek.htm

5. Битуева  А.В. Особенности структурного  строения ценностных ориентаций [Электронный ресурс] Credo New/ центр  информ.технологий. –. –М.: 1998.. –  Режим доступа http://credonew.ru

6. Божович,  Л.И. Проблема формирования личности / Л.И. Божович. -- М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 352 с.

7. Вегнер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А.Л. Вегнер. – М.: Рига, 2000. – 184 с.

8. Гаврилюк  В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С.96–105.

9. Гайс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Гайс. -- СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 656с.

10. Ермолаев  О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О.Ю. Ермолаев.— М.: Московский психолого-социальный институт «Флинта», 2003. -336 с. – (Серия «Библиотека психолога»).

11. Кондрашенко  В.Т. Девиантное поведение у  подростков / В.Т. Кондрашенко. - Мн.: Наука и техника, 1988. – 368с.

12. Крысько  В.Г. Социальная психология: Курс  лекций/ В.Г. Крысько. – 3-е изд.  – М.: Омега – Л, 2006. – 352с.

13. Леонгард  К. Акцентуированные личности / К.  Леонгард.- Ростов-Н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.-544с

14. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 64 с.

15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера // Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова / А.Е. Личко.-- М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.

16. Личко  А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. – М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-ва ЭКСМО Пресс, 1999. – 416с.

17. Маслоу  А. Самоактуализация // Психология  личности. Тексты / под ред. Ю. Б.  Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. —М.: Изд-во МГУ, 1982. — С.208-118.

18. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Р.С. Немов.-- М.: Владос, 1998. – 444 с.

19. Никитина В.А.Социальная педагогика / В.А. Никитина. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 272с.

20. Словарь  практического психолога. Минск: Харвест, 1998.- с. 755.

21. Стволыгин  К.В. Организация научного исследования  в социальной сфере / К.В. Стволыгиин. – Мн.: ЗАО «Пропилеи», 2005. – 68 с.

22. Стойлик А. Ю. Материалы 13-й международной конференции / А.Ю. Стойлик. - СПб.: СМУ, 2002. – 322 с.

23. Райгородский  Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики тесты. Учебное пособие  / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский  дом «БАХРАХ». – М. – 2003. –  672с.

24. Райгородский  Д.Я. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия/ Д.Я. Райгородский.- Самара: Издат. Дом «БАХРАХ-М», 2002.-640 с.

25. Реан  А.А. Психология человека от  рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм- Еврознак, 2002. –  656с.

26. Рокич  М. Природа человеческих ценностей  / М. Рокич. — N.Y., Свободная пресса, 1973 – 153 с.

28. Рубинштейн  С.Л. Психологическая наука и  дело воспитания // Проблемы общей  психологии / С.Л. Рубинштейн.- М.: Педагогика, 1976. С. 182—192.

29. Фернхем А.Личности и социальное поведение / А. Фернхем. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

30. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. – СПб.: Речь, 2002. - 480 с.

31. Яницкий  М.С. Ценностные ориентации личности  как динамическая система / М.С.  Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты  исследования ценностных ориентаций юношей и девушек в подростковом возрасте

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ  ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

№ П/П 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
1 10 12 9 5 11 1 17 13 6 2 14 7 3 15 4 8 16 18
2 8 14 1 9 2 13 7 6 10 3 18 11 15 4 17 12 5 16
3 17 1 10 16 9 2 15 3 11 8 14 4 7 12 5 6 18 13
4 7 17 8 15 1 15 6 9 2 10 16 3 13 4 12 5 18 11
5 17 7 6 18 16 5 15 4 14 8 10 2 11 3 9 12 1 13
6 1 13 18 12 2 17 11 10 3 9 4 14 5 8 6 15 7 16
7 8 7 16 6 15 5 14 4 13 3 17 10 2 9 18 1 12 11
8 9 10 1 17 2 8 16 7 15 11 6 13 5 18 3 12 14 4
9 7 13 5 18 4 6 14 3 12 15 2 11 8 1 16 17 9 10
10 13 6 14 5 12 4 17 1 11 7 15 2 16 3 10 18 8 9
11 14 1 7 12 16 2 13 6 9 3 4 15 5 11 8 17 18 10
12 11 10 7 16 6 12 9 5 13 4 14 17 3 15 18 2 1 8
13 18 13 6 5 12 16 4 14 3 15 7 2 9 18 1 11 17 10
14 6 4 16 15 5 14 1 7 13 8 17 9 12 2 18 10 3 11
15 1 14 18 8 13 2 9 7 15 6 16 12 3 10 4 17 11 5
16 3 8 1 7 4 9 16 10 6 15 5 14 11 17 2 13 18 12
17 12 5 4 18 11 14 1 13 10 2 15 16 9 3 7 17 6 8
18 8 14 1 9 2 13 7 6 10 3 18 11 15 4 17 12 5 16
19 1 13 18 12 2 17 11 10 3 9 4 14 5 8 6 15 7 16
20 7 17 8 15 1 15 6 9 2 10 16 3 13 4 12 5 18 11
21 17 7 6 18 16 5 15 4 14 8 10 2 11 3 9 12 1 13
22 7 13 5 13 4 6 14 3 12 15 2 11 8 1 16 9 17 10
23 8 7 16 6 15 5 14 4 13 3 17 10 2 9 18 1 12 11
24 16 9 8 14 7 3 13 18 6 12 1 15 10 2 5 4 11 17
25 12 6 15 11 5 13 2 7 18 14 8 3 16 9 17 1 10 4
26 18 1 17 2 16 10 8 11 7 9 6 15 5 12 3 14 4 13
27 13 12 8 7 11 6 18 5 10 4 14 3 15 9 1 16 2 17
28 14 1 7 12 16 2 13 6 9 3 4 15 5 11 8 17 18 10
29 6 4 16 15 5 14 1 7 13 8 17 9 12 2 18 10 3 11
30 18 13 6 5 12 16 4 14 3 15 7 2 9 18 1 11 17 10
 

ИНСТРУМЕНТАЛНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

№ П/П 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
1 7 15 6 14 1 13 12 18 5 8 2 16 9 17 10 3 11 4
2 16 1 15 2 14 8 17 11 7 3 13 4 18 5 6 9 10 12
3 12 5 17 11 10 4 18 6 3 14 7 13 2 8 16 1 15 9
4 4 13 5 12 18 17 9 8 14 1 10 6 15 11 2 7 16 3
5 8 14 1 9 2 13 7 6 10 3 18 11 15 4 17 12 5 16
6 18 1 12 10 11 9 6 17 5 16 2 13 4 14 3 15 7 8
7 17 6 16 5 13 4 7 3 14 12 11 8 2 15 18 1 9 10
8 17 1 10 16 9 2 15 3 11 8 14 4 7 12 5 6 18 13
9 7 17 8 15 1 15 6 9 2 10 16 3 13 4 12 5 18 11
10 16 15 6 17 5 1 10 14 4 9 11 8 3 12 7 13 2 18
11 15 1 14 9 8 13 2 4 7 16 3 10 5 17 12 6 18 11
12 6 16 7 10 17 5 15 8 11 1 12 9 14 2 13 18 3 4
13 11 10 18 5 9 1 4 12 17 3 6 13 2 14 7 15 8 16
14 11 10 7 16 6 12 9 5 13 4 14 17 3 15 18 2 1 8
15 14 1 7 12 16 2 13 6 9 3 4 15 5 11 8 17 18 10
16 8 7 16 6 15 5 14 4 13 3 17 10 2 9 18 1 12 11
17 1 15 2 18 5 14 3 17 4 10 6 7 11 12 8 13 9 16
18 15 8 7 6 14 5 13 4 16 9 17 3 10 18 11 2 12 1
19 1 18 12 2 3 11 4 10 17 15 9 5 6 13 7 16 8 14
20 18 14 6 12 15 13 1 5 2 7 11 8 16 3 10 17 4 9
21 3 8 2 9 18 10 7 16 11 6 4 17 12 13 15 1 14 5
22 18 13 9 17 1 12 14 2 6 10 7 5 4 15 3 16 8 11
23 1 14 16 2 7 3 12 15 17 4 6 13 11 5 18 8 10 9
24 15 10 9 14 1 12 2 4 8 13 3 16 7 18 5 17 11 6
25 8 7 16 6 15 5 14 4 13 3 17 10 2 9 18 1 12 11
26 15 1 2 18 5 14 3 17 4 10 6 7 11 12 8 13 9 16
27 8 18 13 7 17 1 12 2 16 9 11 3 6 4 14 10 15 5
28 1 17 12 2 16 13 3 11 18 4 10 9 5 14 6 15 7 8
29 9 10 8 18 7 1 12 6 17 11 2 5 13 3 14 4 15 16
30 1 14 16 2 7 3 12 15 17 4 6 13 11 5 18 8 10 9
 
 
 

Таблица 2.1 Распределение ценностных ориентаций по группе

Список  «терминальных ценностей По группе в  целом девушки юноши
Активная, деятельная жизнь 3,65 3,80 3,50
Здоровье 4,14 4,00 4,28
Красота природы и искусства 3,32 3,65 3,20
Материально обеспеченная жизнь 3,46 3,45 3,47
Спокойствие в стране, мир 3,15 3,30 3,00
Познание, интеллектуальное развитие 3,87 3,60 4,35
Независимость суждений и оценок 3,60 3,20 3,80
Счастливая  семейная жизнь 4,35 4,55 4,20
Уверенность в себе 3,48 3,40 3,52
Жизненная мудрость 3,18 3,18 3,18
Интересная  работа 4,42 4,35 4,50
Любовь 3,95 4,26 3,65
Наличие верных и хороших друзей 4,22 4,00 4,35
Общественное  признание 3,10 3,00 3,20
Равенство (в возможностях) 3,62 3,75 3,50
Свобода поступков и действий 3,47 3,58 3,36
Творческая  деятельность 3,34 3,25 3,34
Получение удовольствий 3,12 3,25 3,00

Информация о работе Ценностные ориентации подростков группы риска