Ценностные ориентации подростков группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить взаимосвязь между ценностными ориентациями и акцентуациями характера юношей и девушек в подростковом возрасте.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Раздел 1. Взаимосвязь ценностных ориентаций и акцентуаций характера подростков
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности ……………………………………………………6
1.2 Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков ………………………………………………………………10
1.3 Характеристика акцентуаций характера в подростковом возрасте……………………………………………………………………14
Выводы………………………………………………………………………..…27
Раздел 2. Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера подростков
2.1 Организация и методика исследования……………………………...28
2.2 Описание и анализ результатов исследования……………………..30
2.3 Вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена……..33
Выводы………………………………………………………………………….36
Общие выводы…………………………………………………………………38
Список использованных источников………………………………………..40
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик 2.doc

— 749.50 Кб (Скачать)

     Неустойчивый  тип. Характеризуется, прежде всего, психической незрелостью, которая проявляется поверхностностью суждений, поспешностью выводов и в итоге приводит к легкомысленным поступкам. Основные черты неустойчивого типа характера — слабоволие, повышенная внушаемость и пассивная подчиняемость, отсюда невозможность выработать постоянные стойкие формы реагирования. Типично отсутствие устойчивых побуждений, влечений, желаний, стремлений. Такие подростки склонны к подражательству, конформности. Они неинициативны, внушаемы и легко поддаются мнению большинства. Реакция эмансипации у неустойчивых подростков формируется рано, но не отличается силой и стойкостью. Они плохо переносят мелочную опеку, но быстро сникают перед волевой личностью или мнением коллектива. Самое страшное для таких подростков — одиночество. Оставаясь наедине с собой, они не знают, что делать, как поступить, чем занять себя. Поэтому у них реакция группирования достаточно выражена. Однако в неформальной группе эти подростки в силу своей слабохарактерности почти всегда играют второстепенную роль исполнителя чужих желаний. Попадая под влияние асоциальной компании, они рано начинают половую жизнь, легко склоняются к половым извращениям [13].

     Эмоционально-лабильный  тип. Входит в состав более обширной группы, которую Е. Кречмер, а затем П.Б. Ганнушкин назвали «циклоидами». Помимо эмотивно-лабильного П.Б. Ганнушкин к группе циклоидов относил конституционально-депрессивный, конституционально-возбудимый и циклотимический типы. Частая смена настроения не исключает глубины чувств и переживаний. Такие подростки способны искренне и преданно любить, сопереживать чужому горю, испытывать чувство привязанности к близким и друзьям, но только в том случае если пользуются взаимностью. Реакции эмансипации выражены в неблагоприятной среде и отсутствуют, где подросток окружен теплом, вниманием, не встречает резкой оппозиции своим быстрым перепадам настроения. Делинквентное поведение для таких подростков нехарактерно, но в период дистимии они бывают, несдержанны, утрачивают чувство меры.

Суицидальные  мысли возникают внезапно и быстро реализуются, но чаще всего попытки  к самоубийству носят «несерьезный», демонстративный характер [16].

     Гипертимный тип. Главная черта лиц с гипертимным типом особенностей характера — постоянно повышенный фон настроения. Такие подростки всегда преисполнены безудержного оптимизма и беззаботного веселья. Они энергичны и предприимчивы. У них всегда цветущий, жизнерадостный вид. Мимика их живая и выразительная, движения быстрые и целеустремленные. Гипертимы плохо переносят любую гиперопеку, не терпят нотаций и нравоучений, бурно реагируют на запреты и ограничения, но незлопамятны и легко прощают обиды. Реакции эмансипации у гипертимных подростков возникают часто, но не отличаются ни глубиной, ни продолжительностью. Неумение подчиняться и считаться с чужим мнением способствует раннему стремлению уйти из-под опеки старших, но самостоятельности хватает ненадолго. В группе сверстников такие подростки стараются занять лидирующее положение, и на какое-то время, благодаря кипучей энергии и беззастенчивости, им это удается. В вопросах любви и морали подростки с гипертимным типом характера неразборчивы, нещепетильны и стремятся как можно скорее реализовать свои сексуальные влечения. Для них не имеет большого значения, с кем они вступают в половую связь, их не волнует, что за этим последует, как на это посмотрят окружающие, лишь бы это было скорее. Они легко влюбляются, но на постоянную, преданную любовь не способны [16].

     Таким образом, для подросткового возраста термин «акцентуация характера» является наиболее точным.  
 
 
 
 

Выводы

     В результате теоретического анализа  ценностных ориентаций и акцентуаций  характера юношей и девушек подросткового  возраста можно сделать следующие  выводы:

     1. Ценностные ориентации - сложный  социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

     2. Структура ценностных ориентаций  сложна и неоднородна. Проблема  структуры и функций ценностных  ориентаций личности в философско-социологическом  и психологическом аспектах активно  разрабатывается в современной  отечественной и зарубежной науке,  и перспективы их конструктивной разработки связаны с решением ряда философско-методологических и практических проблем детерминации человеческого поведения.

     3. В современной психологической науке существует несколько типологий акцентуаций характера. Главное отличие подходов К. Леонгарда и А.Е. Личко состоит в том, что А.Е. Личко приписывает эти акцентуации только подросткам, а К. Леонгард и взрослым.

     4. Для подросткового возраста термин «акцентуация характера» является наиболее точным. В детском возрасте не сформирован еще и тип характера, и можно говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах. 

 

РАЗДЕЛ  2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Организация и  методика исследования

     Исследование  проводилось на базе Стахановской гимназии № 7. В исследовании приняло участие 30 юношей и девушек в подростковом возрасте (18 юношей и 12 девушек).

     Для установления взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера  юношей и девушек в подростковом возрасте были выбраны следующие методики:

     Методика  № 1: Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича [24].

     Цель: Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений  к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

     М. Рокич различает два класса ценностей:

     - терминальные – убеждения в  том, что конечная цель индивидуального  существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

     - инструментальные – убеждения  в том, что какой-то образ  действий или свойство личности  является предпочтительным в  любой ситуации.

     Материалы и оборудование: два списка ценностей (по 18 в каждом), ручка или карандаш.

     Содержание  обследования: Респонденту предъявлены  два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает  каждой ценности ранговый номер. Вначале  предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

     Инструкция  испытуемому: Внимательно изучите  представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас наиболее значима - она займет первое место (или  получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.

     Интерпретация результатов: Взяв результаты ранжирования учащимися предложенных ценностей, в зависимости от степени их дифференциации выявили тех школьников, у которых совпали оценки одних и тех же ценностей. Минимальным числом оказалось совпадение по 12-ти ценностям при расхождении одной из них в один балл. Сгруппировав на этом основании результаты ранжирования, вычислили средний балл по каждой из восемнадцати ценностей. Средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число школьников данной группы.

     Методика  № 2: Характерологический опросник К. Леонгарда-                        Н. Шмишека [24].

     Цель: предназначена для диагностики типа акцентуации характера личности и является реализацией типологического подхода к ее изучению.

     Тест  К. Леонгарда – Н. Шмишека представляет собой опросник, содержащий 88 утверждений, которые группируются в 10 шкал, каждая из которых соответствует одному направлению акцентуаций:

     1 – высокая жизненная активность 

     2 – возбудимость 

     3 – глубина эмоциональных реакций 

     4 – педантизм 

     5 – повышенная тревожность 

     6 – перепады настроения 

     7 – демонстративность 

     8 – неуравновешенность

     9 – утомляемость 

     10 – сила и выраженность эмоций

     Материалы и оборудование: бланк ответов, ручка  или карандаш.

     Инструкция  испытуемому: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак "+", если не согласны – знак "–" . Над вопросами долго не думайте. Помните, что правильных и неправильных ответов нет".

Интерпретация результатов: Обработка полученных ответов проводится с помощью  специального ключа. В соответствии с ним подсчитывается количество плюсов по одним вопросам и минусов – по другим, затем сумма умножается на определенное число. По результатам определяется преобладающий тип акцентуации характера. Сумма баллов в диапазоне от 14 до 19 баллов свидетельствует лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. Сумма баллов более 19 четко характеризует определенный тип акцентуации личности.

2.2 Описание и анализ  результатов исследования

Диагностика ценностных ориентаций у юношей и девушек в подростковом возрасте

     Для получения общей картины ценностных ориентаций подростков и отдельно для  девочек и для мальчиков, полученные результаты, приведенные в табл. 2.1. и Приложении 1.

     Анализ  данных выявил определенные гендерные  различия в определении жизненных  ценностей подростков.

     Девочками первые места были отведены таким  ценностям как «счастливая семейная жизнь (4,55), «интересная работа» (4,35), «любовь» (4,26).

     Лидирующее  положение занимают такие ценности, как «здоровье» (4,20), «хорошие и верные друзья» (4,00).

     Средние места в иерархии ценностей отведены: «активной жизненной деятельности» (3,80, «равенство» (3,75), «познание и интеллектуальное развитие» (3,60), «материальное обеспечение жизни» (3,45).

     Наименее  значимыми ценностями для девочек  явились «творческая деятельность» (3,35), «общественное признание» (3,25).

     Остальные ценности не определяют жизненную позицию  девочек.

     Мальчики  показали большую ориентированность  на «интересную работу» (4,55) и «хороших и верных друзей» (4,45).

     Среди ведущих ценностей, определяющих ядро ценностей для мальчиков данной группы, отмечены «познание» (4,35 ), «здоровье» (4,28 ), «уверенность в себе» (4,23 ).

     Также высоко оцениваются «счастливая  семейная жизнь (3,75), «любовь» (3,65 ), «активная  деятельная жизнь» (3,50 ).

     Малоценными мальчикам представляются такие ценности как «красота природы» (3,20), «творческая деятельность» (3,10), «спокойствие в стране» (3,00).

     В целом по группе подростков ценности распределились таким образом:

    • Наиболее значимые терминальные ценности - «интересная работа» (4,42), «счастливая семейная жизнь» (4,35), «наличие хороших и верных друзей» (4,22), «здоровье» (4,14).
    • Наименее значимые ценности – « спокойствие в стране, мир» (3,15), «получение удовольствия» (3,12), «общественное признание» (3,10).

     Анализ  данных по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм».

Диагностика акцентуаций характера  у юношей и девушек в подростковом возрасте

     На  основании индивидуальных ответов испытуемых по опроснику              К. Леонгарда-Шмишека был создан средний профиль, который и характеризует акцентуации характера в данной выборке. Результаты, полученные в ходе проведения исследования, занесены в таблицу                              (Приложение 2).

     По  результатам исследования нами было произведено распределение учащихся по типам акцентуаций. Его результаты занесены в таблицу 2.2. (Приложение 2)

     Для более полного представления  сложившейся картины построим график распределения учащихся по типам акцентуаций характера (рис.2.2). 

            

     Как видно из графика, в данной выборке  преобладает циклотимная акцентуация характера (22 учащихся), что составляет 73,3% из них 43,3 % мальчиков и 30 % девочек.

     На  втором месте – гипертимная акцентуация (21 учащийся), что составляет 70% из них 33,3 % мальчиков и 36,6 % девочек

Информация о работе Ценностные ориентации подростков группы риска