Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:21, реферат
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Границы младшего школьного 
возраста, совпадающие с периодом 
обучения в начальной школе, устанавливаются 
в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. 
В этот период происходит дальнейшее 
физическое и психофизиологическое 
развитие ребенка, обеспечивающее возможность 
систематического обучения в школе. 
Начало обучения 
в школе ведет к коренному 
изменению социальной ситуации развития 
ребенка. Он становится «общественным» 
субъектом и имеет теперь социально 
значимые обязанности, выполнение которых 
получает общественную оценку. На 
протяжении младшего школьного возраста 
начинает складываться новый тип 
отношений с окружающими 
Ведущей в младшем 
школьном возрасте становится учебная 
деятельность. Она определяет важнейшие 
изменения, происходящие в развитии 
психики детей на данном возрастном 
этапе. В рамках учебной деятельности 
складываются психологические 
Согласно Л.С. Выготскому, 
с началом школьного обучения 
мышление выдвигается в центр 
сознательной деятельности ребенка. 
Развитие словесно-логического, рассуждающего 
мышления, происходящее в ходе усвоения 
научных знаний, перестраивает и 
все другие познавательные процессы: 
«память в этом возрасте становится 
мыслящей, а восприятие — думающим». 
Согласно О.Ю. Ермолаеву, 
на протяжении младшего школьного возраста 
в развитии внимания происходят существенные 
изменения, идет интенсивное развитие 
всех его свойств: особенно резко (в 
2,1 раза) увеличивается объем внимания, 
повышается его устойчивость, развиваются 
навыки переключения и распределения. 
К 9-10 годам дети становятся способны 
достаточно долго сохранять внимание 
и выполнять произвольно 
В младшем школьном 
возрасте память, как и все другие 
психические процессы, претерпевает 
существенные изменения. Суть их состоит 
в том, что память ребенка постепенно 
приобретает черты произвольности, 
становясь сознательно регулируемой 
и опосредованной. 
 
Младший школьный возраст 
сензитивен для становления высших 
форм произвольного запоминания, поэтому 
целенаправленная развивающая работа 
по овладению мнемической 
Трудность выделения 
главного, существенного отчетливо 
проявляется в одном из основных 
видов учебной деятельности школьника 
— в пересказе текста. Психолог 
А.И. Липкина, исследовавшая особенности 
устного пересказа у младших 
школьников, заметила, что краткий 
пересказ дается детям гораздо труднее, 
чем подробный. Рассказать кратко — 
это значит выделить основное, отделить 
его от деталей, а именно этого 
дети не умеют. 
Отмеченные особенности 
мыслительной деятельности детей являются 
причинами неуспеваемости определенной 
части учащихся. Неумение преодолеть 
возникающие при этом трудности 
в учении приводят иногда к отказу 
от активной мыслительной работы. 
Учащиеся начинают использовать различные 
неадекватные приемы и способы выполнения 
учебных заданий, которые психологи 
называют «обходными путями», к их числу 
относится механическое заучивание 
материала без его понимания. 
Дети воспроизводят текст почти 
наизусть, дословно, но при этом не могут 
ответить на вопросы по тексту. Еще 
один обходной путь — выполнение нового 
задания тем же способом, каким 
выполнялось какое-нибудь задание 
раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками 
мыслительного процесса при устном 
ответе пользуются подсказкой, стараются 
списать у товарищей и т. д. 
В этом возрасте происходит 
появление и другого важного 
новообразования — 
С формированием 
у младших школьников произвольного 
поведения тесно связаны такие 
новообразования, как планирование 
результатов действия и рефлексия. 
Ребенок способен оценить 
свой поступок с точки зрения 
его результатов и тем самым 
изменить свое поведение, спланировать 
его соответствующим образом. Появляется 
смыслово-ориентировочная 
Ребенок начинает активно 
размышлять по поводу своих действий, 
утаивать свои переживания. Внешне ребенок 
не такой, как внутренне. Именно эти 
изменения в личности ребенка 
часто приводят к выплескам эмоций 
на взрослых, желаниям сделать то, 
что хочется, к капризам. «Негативное 
содержание этого возраста проявляется 
в первую очередь в нарушении 
психического равновесия, в неустойчивости 
воли, настроения и т. д.». 
Развитие личности 
младшего школьника зависит от школьной 
успеваемости, оценки ребенка взрослыми. 
Как я уже говорила, ребенок 
в этом возрасте очень сильно подвержен 
внешнему влиянию. Именно благодаря 
этому он впитывает в себя знания 
как интеллектуальные, так и нравственные. 
«Значительную роль в установлении 
нравственных норм и развитии детских 
интересов играет учитель, хотя степень 
их успешности в этом будет зависеть 
от типа его отношения с учениками». 
Другие взрослые тоже занимают важное 
место в жизни ребенка. 
В младшем школьном 
возрасте происходит рост стремления 
детей к достижениям. Поэтому 
основным мотивом деятельности ребенка 
в этом возрасте является мотив достижения 
успеха. Иногда встречается другой 
вид этого мотива — мотив 
избегания неудачи. 
В сознании ребенка 
закладываются определенные нравственные 
идеалы, образцы поведения. Ребенок 
начинает понимать их ценность и необходимость. 
Но для того, чтобы становление 
личности ребенка шло наиболее продуктивно, 
важно внимание и оценка взрослого. 
«Эмоционально-оценочное 
Именно в этом 
возрасте ребенок переживает свою уникальность, 
он осознает себя личностью, стремится 
к совершенству. Это находит 
свое отражение во всех сферах жизни 
ребенка, в том числе и во взаимоотношениях 
со сверстниками. Дети находят новые 
групповые формы активности, занятий. 
Они стараются по началу вести 
себя так, как принято в этой группе, 
подчиняясь законам и правилам. Затем 
начинается стремление к лидерству, 
к превосходству среди сверстников. 
В этом возрасте дружеские отношения 
более интенсивные, но менее прочные. Дети 
учатся умению приобретать друзей и находить 
общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, 
что способность к формированию близких 
дружеских отношений в некоторой степени 
определяется эмоциональными связями, 
установившимися у ребенка в течение первых 
пяти лет его жизни». 
Дети стремятся 
к совершенствованию навыков 
тех видов деятельности, которые 
приняты и ценятся в привлека
В младшем школьном 
возрасте у ребенка развивается 
направленность на других людей, получившая 
свое выражение в просоциальном 
поведении учет их интересов. Просоциальное 
поведение очень значимо для 
развитой личности. 
Способность к сопереживанию 
получает свое развитие в условиях 
школьного обучения потому, что ребенок 
участвует в новых деловых отношениях, 
невольно он вынужден сравнивать себя 
с другими детьми — с их успехами, 
достижениями, поведением, и ребенок 
просто вынужден учиться развивать 
свои способности и качества. 
Таким образом, младший 
школьный возраст является наиболее 
ответственным этапом школьного 
детства. 
Основные достижения 
этого возраста обусловлены ведущим 
характером учебной деятельности и 
являются во многом определяющими для 
последующих лет обучения: к концу 
младшего школьного возраста ребенок 
должен хотеть учиться, уметь учиться 
и верить в свои силы. 
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.