Экономическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:40, контрольная работа

Описание работы

Экономическая психология – молодое, но быстроразвивающееся направление психологической науки. Это новое научное направление призвано интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании экономического поведения субъекта, хозяйственной жизни общества, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Психологический портрет предпринимателя………………………..….4
2. Влияние денег на формирование личности……………..…………….….7
3. Экономическая психология управления…………………………….…..12
Список литературы…………………………………………………….…..….15

Работа содержит 1 файл

Контрольная_Таня.docx

— 37.55 Кб (Скачать)

    Обладание деньгами вызывает самое различное  поведение людей в области  самоутверждения. Иногда деньги являются единственным средством закрепить  свое положение, свой статус в обществе или восприятие самого себя, изменить "образ Я". Вложение денег в  недвижимость, покупку разных вещей  укрепляет чувство самореализации. Личная собственность, престижная одежда или машина, возможности проведения досуга, хорошее питание накладывают  определенный отпечаток на восприятие одного человека другими. Иногда для  самоудовлетворения индивида важен  сам факт обладания деньгами. Явление нищего миллионера, хоть и нечасто, но все же встречалось в старой России. И Корейко из "Золотого теленка" И. Ильфа и Е. Петрова - не случайный персонаж. И сейчас человек, имеющий в запасе даже небольшие деньги, чувствует себя увереннее.

    Отношение к деньгам определяется по характеру  их использования. Деньги могут быть средством разворачивания производства, предпринимательской деятельности, поскольку служат посредником и  стимулом в процессе воспроизводства. В этом случае статус человека определяется его ролью в производственном процессе. Для самоутверждения некоторым  людям важна сама возможность  зарабатывания большого количества денег, причем неизвестно зачем. Они  при этом не меняют образ жизни, потребления, часто не имеют семьи.

    Ощущение  себя богатым или бедным оказывает  влияние на формирование направленности и профессионального выбора личности. Отсутствие денег у молодых представителей бедных семей побуждает их выбирать профессию с большими заработками, организовывать коммерческую или производственную деятельность. Часто это делается вопреки наклонностям, задаткам и  способностям, а в современной  России еще и семейным традициям. Если они "выживают", завоевывают  положение в обществе, то, как  правило, у них вырабатывается суровый, не склонный к сантиментам и эмпатии  характер. У богатого человека совсем другие возможности выбора деятельности. Теоретически они разнообразнее  и больше связаны с его личными  предпочтениями. В полной мере может  проявиться направленность на дело (так  складываются трудовые династии), на развитие хозяйственной деятельности. Может  случиться и отказ от продолжения  семейного дела, за которым следует  либо положение рантье, либо десоциализация вплоть до потери себя (некоторые герои  М. Горького), либо благотворительная  или меценатская деятельность, либо смена профессии, открытие нового дела. Естественно, что возможность вариаций выбора влияет на формирование личности. В любом случае, по У. Джемсу, личность в широком смысле - это "Я" плюс капитал и наличность, изменение которых неизбежно влияет на трансформацию "Я".

    Когда человек попадает в условия длительного  отсутствия денег, нехватки их даже на пропитание (в результате безработицы, разорения, стихийных социальных или  природных бедствий), его психика  начинает деградировать. Во-первых, нередко  утрачиваются трудовые навыки, квалификация, опрощается образ жизни. Человек  постепенно становится маргиналом. Во-вторых, поскольку социальное пространство не терпит пустоты, таких людей становится легко вовлечь в различного рода социальные акции (что давно было замечено деятелями государственного масштаба, в том числе и Гитлером).

    В условиях экономических преобразований и затянувшейся разорванности функционирования денежного и товарного элементов  и классического обращения "товар-деньги-товар" и "деньги-товар-деньги" в современной  России возник дефицит денег, восполненный бартером. Он может способствовать развитию криминальной экономики как  в государственном масштабе, так  и на уровне отдельных людей. Поставленные в условия необходимости торговать  товаром, полученным по бартеру от других предприятий или полученным в  качестве оплаты труда на своем предприятии, люди вынуждены социализироваться  по новой, непривычной, далеко не всегда желательной модели, попадать в необычные  группы, в подчинение странным лицам  и т. д. Их привычное отношение  к деньгам при этом может меняться.

    Интересной  особенностью психики является способность  сопоставлять величину заработка с  затратами (речь идет об обществах, в  которых оплата труда достаточна для проживания). Получая ту же зарплату, одни "укладываются" в эту сумму, а другим всегда ее не хватает - они  вынуждены занимать деньги, подрабатывать  и пр.

 
 

3. Экономическая психология управления

    Управление - особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную и целенаправленную и производительную группу.

          Экономическая психология управления изучает психологические  основания управленческих действий в определенной экономической среде. Следует выделить компоненты управленческого  действия:

  • восприятие, анализ и оценка ситуации;
  • прогнозирование поведения и результатов;
  • принятие решения (формирование или активация программы);
  • реализация;
  • контроль и коррекция.

          Управленческая деятельность, как и любая другая деятельность, характеризуется понятиями мотивов, целей предметов, структуры, средств.

    Признаки  управленческой деятельности

  1. Цель - поддержание в оптимальном режиме систем управления, сложных и разнородных объектов.
  2. Объектом в рамках психологического подхода к управлению, характерного для экономической психологии, являются личности и общности в хозяйственной организации.
  3. Предметом являются основные закономерности  и движущие силы, определяющие поведение людей и общностей в условиях совместного труда в хозяйственной организации.
  4. Основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль.
  5. Основу процессов управления в технологическом плане составляют прием и различного рода преобразование (переработка) и генерация информации в виде управленческого решения.

          Задача управленческой деятельности познание закономерностей  и факторов поведения и их применения в достижении целей организации с учетом личных и групповых интересов персонала.

          В идеале - это создание организации, работающей на принципах  сотрудничества, в которой оптимально сочетается    движение к общеорганизационным, групповым и индивидуальным целям. 

          Субъект управления - это менеджер (руководитель) организации. Типичное определение менеджмента  в странах с развитым рынком - процесс планирования, организации  и контроля для формулирования и  достижения цели организации через  других людей.

      Исходные принципы психологического подхода в управлении:

  1. Управленческое воздействие по сути взаимодействие;
  2. Любой живой объект управления - субъект, то есть активная система;
  3. Нет предела познанию и самопознанию;
  4. Адекватный подход к живым системам: синтез системного, ситуативного, антикризисного подхода ( на основе теории жизненных циклов).
  5. Чем глубже познание системы, тем точнее, но и сложнее прогнозирование ее поведения
  6. Любой результат взаимодействия - приращение опыта.
  7. Любой образ, представление - модель, т.е. упрощение.
  8. Чем больше знаешь моделей, подходов, методик, тем труднее, но интереснее подбирать модель, наиболее подходящую к ситуации и человеческому поведению.
  9. Наиболее адекватные модели человеческого поведения - те, в основе которых лежит психология, поскольку поведение - это продукт психической деятельности.
  10. Ищи приоритеты, тогда сможешь точнее подобрать модель поведения (связь причин и  следствий, факторов и результатов).
  11. Хочешь быть более уверен в результате - подстрахуйся задействовать несколько каналов влияния.
  12. Факторы влияния действуют по отношению к живой, постоянно меняющейся системе, поэтому они тоже меняются.
  13. Факторы влияния взаимодействуют и взаимовлияют.

          Проблемы  управления в экономической психологии наиболее разработаны, а их изучение востребовано. В настоящее время можно выделить следующие направления исследований в данной отрасли:

  • Мотивация и ее роль в управлении.
  • Принятие управленческих решений.
  • Стратегии и тактики решения управленческих задач.
  • Лидерство в современном управлении организацией.
  • Социально-психологические особенности трудового коллектива, влияющие на эффективность организации.
  • Профессионально важные качества личности эффективного руководителя (лидера).

 

Список  литературы

  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском / Л.И. Божович – М., Просвещение, 1968г.

    2. Голубев А.М. Предпринимательство в социальной структуре гражданского общества / А.М. Голубев - М.: Изд-во РГУ, 2001

    3. Иванов В.Н. Политическая социология / В.Н. Иванов - М.: Норма, 2001

4. Муртин Г.Н. Социология предпринимательства / Г.Н. Муртин - М.: Изд-во Альянс-медиа, 2002

5. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций / В.В. Радаев - М.: Экономика, 2000

6. Агеев А. И.  Предпринимательство: проблемы собственности и культуры / А.И. Агеев - М. : «Наука».1991.

7. Бункина М.К. Экономика и психология. Учебное пособие / М.К. Бункина, — М., 1998. 

8. Дейнека О. С.  Экономическая психология: Учеб. Пособие / О.С. Дейнека — СПб.: 2000 с.133-155.

9. Душацкий Л. Е.  Взаимодействие предпринимателей с условиями среды // Социс.  1998. №1. с.68-73.

10. Емельянов Е.Н. Психология бизнеса / Е.Н. Емельянов -  М. : Армада, 1998.

Информация о работе Экономическая психология