Шпаргалка по «Методологические основы психологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:51, шпаргалка

Описание работы

1. Методология и теория в психологии. Содержание понятия методологии применительно к психологии.
2. Уровни методологического знания (философские, общенаучные, общепсихологические методологические принципы, частные экспериментально-психологические принципы).
3. Современные методологические установки (методологический ригоризм, нигилизм, либерализм, плюрализм).
4. Развитие представлений о детерминации психики,
5. Принципы детерминизма в психологии, их функции и роль в направленности психологического познания (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В. Франкл, Л.С. Выготский).
6. Методы историко-психолощческого познания и развитие представлений о предмете психологии.
7. Историко-категориальный подход и его возможности в определении концептуального базиса психологии (М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский).
8. Категориальная система в психологии. Базисные категории (потребность, образ, действие, мотив, отношение, переживание).
9. Категориальная система в психологии. Метапсихологические категории (деятельность, общение, личность).
10. Проблема классификации методов психологического исследования. Природа методологического кризиса в психологии (1903-1913 г.). «Золотое десятилетие» и его последствия.
11. Современные представления о природе «перманентного кризиса» науки.
12. Позитивизм и его проявление в бихевиоризме.
13. Наука как открытая система: историко-системный подход и его прогностические возможности.
14. Объективные тенденции развития науки и их проявление в современной психологии.
15. Преодоление дуализмов> (внутреннее - внешнее, объективное - субъективное, психическое - физическое и т.д.) как внутренняя тенденция развития психологии.
16. Гуманизация, гуманитаризация, онтологизация психологического познания во второй половине XX века.
17. Проблема единства субъективного и объективного в современном понимании предмета науки.
18. Культурно-историческая психология, ее методологические истоки.
19. Л.С. Выготский о функции и предназначении психики.
20. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие.
21. Проявление антропопсихологических идей в современной науке (В.И. Слободчиков).
22. «Христианская психология», методологические основания ее появления (Б. С. Брату сь).
23. Критериальные признаки классицизма, неклассицизма, постнеклассицизма в психологии.
24. Гуманистическая психология и методологические основания выделения экзистенциальной психологии.
25. Переход от структурализма к системному пониманию природы психического (К. Левин).
26. Понятие парадигмы науки. Логика становления, развития и смены парадигм (Т.Кун).
27. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
28. Деятельность как предмет психологии. Понятие деятельности, структура и уровни анализа деятельности.
30. Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий личности, индивида, индивидуальности.
31. Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации.
32. Основные понятия и направления психоанализа.
33. Неосознаваемые процессы: их классификация и общая характеристика.
34. Явление установки и ее исследование в научной школе Д.Н. Узнадзе.
35. Становление системного мышления в научном познании (атомарный, структурный, системный анализы).
36. Объяснительная и описательная психологии. Номотетичность психологического познания.
37. Способы интеграции психологического знания на разных этапах развития науки.
38. Методологические основы ТПС.

Работа содержит 38 файлов

1.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

10.doc

— 24.50 Кб (Скачать)

Конец Х1Х века ознаменовался дискуссиями о  том, какими путями строить новую, объективную  психологию, какие методы должны стать  ведущими при исследовании психического. В 1903 г. метод интроспекции ничего нового не может дать. Поэтому в начале ХХ века психология переживала серьезный методологический кризис, связанный, прежде всего, с трудностями, возникавшими при поиске объективных методов исследования психики. Предложенные функциональной психологией, структурализмом или Вюрцбургской школой методы при более пристальном рассмотрении оказывались далекими от объективности, что доказывалось и теми разногласиями, которые возникали при обсуждении полученных результатов. Оказывалось, что найти прямой и объективный метод изучения психического состояния человека, содержания его сознания, а, тем более, бессознательного, практически невозможно.

Разные научные  интересы, методологические принципы и социальная ситуация, в которой  творили ученые первых десятилетий  ХХ века, приводили к невозможности  прийти к общему пониманию того, что же является целью психологических исследований, что же должна изучать психологическая наука и с помощью каких методов. Эта ситуация и рефлексировалась ими как кризис психологии. И с этой оценкой можно согласиться, если считать этот закономерный методологический кризис кризисом роста. Ученые начала века, еще стремившиеся прийти к единому мнению о единой психологии, осознавали кризис как невозможность его выработать, то есть как распад старой психологической науки, что было справедливо, и как тупик в процессе становления новой, что, как доказано временем, неверно.

Период кризиса  психологии первых десятилетий ХХ века называют «Золотым десятилетием». Т.к. в это время  психология разделяется  на отдельные школы, которые по-разному  выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в качестве ведущей познавательную, мотивационную или поведенческую сферы психического. В тот момент появляется три ведущих направления - бихевиоризм, гештальт-психология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.

Для бихевиоризма предметом психологической науки  стало поведение, которое исследовалось  путем экспериментального изучения фактором, влияющих на его формирование, то есть на образование связей между стимулами и реакциями.

Гештальтпсихология  исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое  поле (прежде всего поле сознания), причем для изучения этих гештальтов применялись  новые методы.

Глубинная психология сделала своим предметом глубинные, бессознательные структуры психики, методом изучения которых стал психоанализ.

Позднее, уже  во второй половине ХХ века, возникают  новые школы – гуманистическая  и когнитивная психология.

11.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

12.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

13.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

14.doc

— 20.50 Кб (Открыть, Скачать)

15.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

16.doc

— 21.50 Кб (Открыть, Скачать)

17.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

18.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

19.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

2.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

20.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

21.doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

22.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

23.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

24.doc

— 24.00 Кб (Открыть, Скачать)

25.doc

— 22.00 Кб (Открыть, Скачать)

26.doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

27.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

28.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

3.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

30.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

31.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

32.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

33.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

34.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

35.doc

— 20.00 Кб (Открыть, Скачать)

36.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

37.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

38.doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

4.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

5.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

6.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

7.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

8.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

9.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы к экзамену.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по «Методологические основы психологии»