Шпаргалка по "Психологии рекламы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:37, шпаргалка

Описание работы

Психология рекламной деятельности как направление прикладной психологии.
Ответ: Психологические исследования рекламной деятельности начали интенсивно развиваться на рубеже XIX и XX вв. одновременно в Западной Европе и Соединенных штатах Америки.
I Этап развития исследований психологии рекламы Наиболее значимыми в этот период оказались достижения немецкой психологической школы, опирающейся на традиции экспериментальной психологии В. Вундта и гештальт-психологии. Экспериментальное изучение различных составных частей познания (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление) и установление способов их соединения, т.е. структуры, предпринятые Вундтом и его последователями, послужили теоретической базой для исследования психологических закономерностей воздействия рекламы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 358.09 Кб (Скачать)

Ритмическая организация  рекламных сообщений, их стихотворная форма;

Использование ассоциативных  полей, особенно для запечатления связи  названия фирмы с ее профилем;

Включение в рекламное  сообщение узнаваемых знаков и символов. Рекламное послание, содержащее положительную  символику в виде узнаваемого  зрительного или словесного образа, получает как бы "ключик к памяти";

Исключение конкуренции  разных аргументов в пользу одного товара или услуги. Один удачный  довод действует гораздо сильнее  длинного ряда аргументов, особенно когда  они внутренне не связаны между  собой так, чтобы образовать единую прочную структуру. В зависимости  от креативности (уровня творчества) рекламного содержания период запоминаемости колеблется от 1 до 2 недель и до нескольких лет. Считается, что интервал между рекламными обращениями нужно удлинять постепенно, но не более чем до 2 месяцев.

Следующим важным психическим  процессом, имеющим непосредственное отношение к восприятию рекламы, является мышление. Мышление – это  обобщенное отражение в сознании человека предметов и явлений  в их закономерных связях и отношениях. Основные свойства мышления сводятся к следующему:

Опосредованный характер. То есть, устанавливая связи и отношения  между вещами и явлениями, человек  опирается не только на непосредственное воздействие на него этих вещей и отношений, но и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. Делая умозаключения, человек использует знания, которые выработали прошлые поколения, следовательно, мыслительные акты человека являются результатом не только его собственного опыта;

Мышление тесно связано  с речью, внешней или внутренней, то есть имеет социальную природу;

Человек мыслит не только конкретными, но и абстрактными понятиями, символами, что находит самое широкое  применение в рекламе. Существует множество  видов мыслительных операций, таких, как сравнение, абстрагирование (отвлечение) , конкретизация, анализ, синтез, обобщение, установление аналогий, ассоциирование, суждение, умозаключение и другие. Все они активно используются в рекламе, особенно ассоциации

Большое влияние на восприятие информации и на покупательское поведение  имеет объем или количество информации. Известно, что избыток информации в рекламе, так же как и ее недостаток, отрицательно влияет на приобретение товара.

Таким образом, активизация  познавательной потребности — мощный психологический фактор в рекламе. Реклама задает вопрос, стремясь создать  незавершенный образ, вызвать познавательную потребность. Тогда предлагаемый ответ  всегда содержит информацию о достоинствах рекламируемого товара. По данным психологических  исследований, около 80% всех людей испытывают сильный дискомфорт в случаях незавершенности возникающего в их сознании образа.

 

  1. Эмоциональный аспект рекламного воздействия

Ответ: Аффективный (эмоциональный) компонент рекламного воздействия определяет эмоциональное отношение к объекту рекламной информации: относится ли к нему субъект с симпатией, антипатией, нейтрально или противоречиво.

Исследование психологических  аспектов рекламной деятельности предполагает анализ таких ее сторон, которые  вызывают у человека эмоционально окрашенное отношение к рекламе и к  самому товару, формирующее в конечном счете желание или нежелание купить его.

Эмоциями называют такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое субъективное отражение различные состояния организма человека. Эмоции всегда носят личный, субъективный характер.

В психологии считается, что  многочисленные человеческие эмоции могут  быть описаны несколькими базовыми составляющими: любовь, радость, счастье, удивление, печаль, страдание, страх, гнев, ярость, отвращение, презрение, вина и  др. Они выражаются во множестве  индивидуальных особенностей. Например, проявление ярости или страха у одного происходит совсем иначе, чем у другого. Таким образом, непосредственное переживание действующих на индивида явлений и ситуаций осуществляется в многообразии форм эмоциональных переживаний, которые откладываются в эмоциональной памяти. На эмоциональную память сильное воздействие оказывает яркость впечатлений. Как известно, у людей, помимо зрительной, очень устойчивой, является память эмоциональная, которая работает по принципу: приятно — неприятно, понравилось — не понравилось. Рекламные материалы неизбежно навевают неосознаваемые эмоциональные образы. В соответствии с психосемантическими шкалами эмоциональный образ фирмы может быть описан как новый или старый, быстрый или медленный, свежий или черствый, гладкий или шершавый, свой или чужой и т.п. Память на эмоциональные образы и эмоциональные состояния — одна из самых прочнейших. Установлено, что эмоциональная память намного сильнее, чем другие виды памяти, воздействует на принятие решения, то есть на покупательское поведение человека. Специалисты считают, что симпатия к товару пропорциональна симпатии к рекламной информации. Все, что человека окружает, вызывает у него определенные эмоции. Именно в эмоциональной форме проявляются многочисленные индивидуальные различия потенциальных потребителей. Любой рекламный видеоклип — это не только информация, это прежде всего несколько эмоционально насыщенных минут, лично переживаемых человеком в момент просмотра. Характерна в этом отношении сама рекламная лексика с ее богатой эмоциональной терминологией: «тепло», «уют», «сияние».

Эмоции могут быть положительными и отрицательными. Положительные  эмоции стимулируют субъект достичь  цели, отрицательные – избегать объектов, вызывающих неприятные состояния. Нередко рекламные объявления, которые  создаются без учета эмоциональных  реакций потребителя, вызывают явно негативное отношение к предмету рекламы. Так, например, в 1993 году в одной  из московских газет было помещено объявление известного мясоперерабатывающего  комбината. Оно вызвало у потребителей, которым была показана эта реклама, крайне неблагоприятный спектр эмоциональных  состояний. На рисунке был изображен  человек, который стоя на одной ноге и, засунув свою голову в мясорубку, рукой проворачивал ручку мясорубки, имитируя процесс приготовления  фарша. Что должен был подумать читатель газеты, когда он видел это рекламное  объявление? Таким образом, авторы рекламы, по-видимому, сами того не понимая, оказали  плохую услугу вполне уважаемому предприятию.

Замечено, что в ряде случаев  рекламное сообщение строится на смягчении или подавлении чувства  вины, испытываемой потребителями при  покупке некоторых товаров, например сигарет, алкогольных напитков, кондитерских изделий, – чувства вины за нанесение  ущерба своему здоровью, нарушение  гигиенических правил и др. «Вина» потребителей конфет была смягчена, например, тем, что стали рекламировать  плиточные конфеты, которые можно  есть по кусочку, не нарушая их вида. В рекламе отечественных сигарет постоянно вызываются воспоминания детства («вкус, знакомый с детства, у наших сигарет»). Одна фирма, производящая зубную пасту, сильно преуспела, прибегнув в рекламе к смягчению чувства вины потребителей при помощи заявления, что предлагаемая паста хороша также и для тех, кто не может чистить зубы после каждой еды. Серьезную работу приходится вести рекламным агентствам по преодолению внутренних эмоциональных антипатий. Нередко это связано с проведением достаточно глубоких психологических исследований. Так было, например, исследованиями страха перед воздушными катастрофами, установлено, что люди не столько боятся своей смерти, сколько реакции семьи на их гибель. В результате авиакомпании стали изображать на своей рекламе маленькую женщину и текстом рекламы убеждающим, что самолетом ее муж скорее вернется к ней.

Причиной антипатии к  готовому (быстрорастворимому) кофе оказалась  ассоциация с ленивой хозяйкой, не желающей готовить кофе. Отрицательные  эмоции были преодолены, когда вместо таких свойств, как «эффективный», «быстрый», «экономный» и т.п., стали  подчеркивать в рекламе свойства кофе как изысканного продукта и  показывать, как его подают в романтических  обстоятельствах. Особенно часто негативные эмоции вызывает многократно, слово  в слово повторяющаяся реклама  на радио или телевидении (особенно на радио). Психологически очень тяжело постоянно слышать одно и то же. Однообразие надоедает, возникает  желание переключиться на другую волну или вообще выключить радиоприемник. Весьма неприятный эмоциональный эффект получается от рекламы, рассчитанной на непонятливого человека. Безусловно, положительные эмоции вызывает юмор. Чувство юмора – одно из наиболее специфических чувств, которые способен переживать человек. Однако применение юмора в рекламе – дело весьма тонкое, нередко деликатное. Пользоваться юмором в рекламе рекомендуется осторожно. Кого-то он привлекает, а кого-то и отталкивает. Для проверки эмоциональной эффективности рекламного сообщения нужно представить себе это сообщение и определить, как к нему будут относиться люди с различными психологическими характеристиками, будет ли он им приятен. В психологии хорошо известно явление, называемое проекцией, когда люди приписывают окружающим свое собственное отношение к чему-либо. Сказанное особенно характерно для творческих личностей, которыми, безусловно, являются рекламисты - креаторы. Создавая нечто оригинальное, креатор часто переживает состояние эмоционального подъема, восхищения удачной находкой. При этом он не всегда осознает, что результат его творческой деятельности многим людям может просто не понравиться. Решение проблемы современная психология видит в том, что индивидуальное творчество в рекламе не должно противоречить задаче расширения рынка потребителей. Это означает, что реклама эмоционально должна привлекать людей, а не отталкивать. Сегодня во многих западных странах наблюдается тенденция показывать вещи в привлекательном свете, но с некоторой долей иронии. Чтобы побудить потребителя купить, его надо очаровать, показать ему новые возможности, которые у него появятся с приобретением того или иного товара. Что касается рекламных кампаний в России, то проведенные исследования дают основания предположить, что рекламисты и СМИ не всегда учитывают психологическую структуру восприятия рекламы российскими потребителями, и прежде всего эмоциональную сферу. Информационная среда перенасыщена повторяющейся однообразной рекламой, что вызывает у потребителя закономерное желание избегать ее воздействия, ее навязчивого проникновения в индивидуальное информационное пространство человека. Между когнитивным и эмоциональным компонентами может возникать противоречие, которого быть не должно. В противном случае реклама окажется психологически неэффективной. Например, иногда встречаются рекламные плакаты, а также рисунки в газетах, на которых изображается надкушенный многослойный шоколад. С точки зрения когнитивного компонента рекламного воздействия, расчет авторов верен, – это позволит потребителям увидеть начинку товара (то есть получить более полную информацию) и убедиться в преимуществах данного товара. Однако, практика опросов потребителей показала, что вид шоколада со следами зубов не вызывает приятных эмоций и не способствует желанию попробовать данный товар.

Этот пример показывает, что  экспериментально -психологическое исследование должно проводиться по многим критериям, а не по одному, например, только когнитивному.

 

  1. Поведенческий компонент рекламного воздействия

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии рекламы"