Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

+психлогия и педагогика.doc

— 568.50 Кб (Скачать)

    Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной. Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.

    Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной.

    Первоначально отношение между педагогикой  и психологией представлялось многим очень простым. Если психология раскрывает "механизмы души", то из нее можно напрямую вывести, как следует формировать душу ребенка в соответствии с целью образования. Это объясняется тем, что педагогика до тех пор, пока не накопила в достаточной степени собственного научного содержания, использовала в качестве теоретического обоснования педагогической практики психологию.

    Педагогика  тесно связана  и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.

    Развитие  педагогики связано  также с науками, изучающими человека в обществе, в системе  его социальных связей и отношений. Потому неслучайно стали  устанавливаться  достаточно устойчивые взаимодействия между  педагогикой, психологией, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.

    Немаловажным  фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных  исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению  такой отрасли знания, как экономика  образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

    Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

    Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях.

    Структура педагогики:

    1. общая педагогика, исследующая основные  закономерности образования;

    2. возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика  взрослых, - изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

    3. коррекционная педагогика - сурдопедагогика  (обучение и воспитание глухих  и слабослышащих): тифлопедагогика  (обучение и воспитание слепых  и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

    4. частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения  общих закономерностей обучения  к преподаванию отдельных учебных предметов;

    история педагогики и образования, изучающая  развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;

    отраслевая  педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.). 

 

42.Социокультурные  функции образования.

  Образование — это один из оптимальных и  интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.

  Именно  в процессе образования человек  осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека.

  Одновременно  образование представляет собой  процесс трансляции культурно-оформленных  образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развитых отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан.

  Духовное  в человеке  самопроявляется  благодаря его «врастанию» в культуру. Носителем культуры выступает семья, и первая осваивается в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, профессиональной деятельности и общения с окружающими людьми. Однако именно в процессе обучения воспитания человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества и человека.

  Социальная  функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается:

  • в формировании образа жизни, принятого  в обществе;

  • в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой);

  • в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.

  В процессе обучения и воспитания человек  осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством образования. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения.

  Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их отношений.

  Образование выполняет социокультурные функции:

  • является способом социализации личности и преемственности поколений;

  • средой общения и приобщения к  мировым ценностям, достижениям науки и техники;

  • ускоряет процесс развития и становления человека как личности,  субъекта и индивидуальности;

  • обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения  ценностных ориентаций и моральных  принципов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

50.Организация  и управление педагогическим  процессом.

   Одной из основных функций организации  и управления является планирование. Планирование предполагает четкую постановку целей и разработку и реализацию плана действий, направленных на достижение этих целей.

   Важнейшими  методами планирования являются балансовый и нормативный метод.

   Сущность  нормативного метода состоит в обосновании  плановых заданий и показателей  нормами и нормативами. При этом сами понятия норма и норматив по своему экономическому содержанию не идентичны. Норма – это обычно предельно допустимая абсолютная лимитирующая величина.

   Планирование  реализуется на практике посредством  системы планов. Так, в планировании школьного образования применяется  система планов, в которую входят перспективные, годовые и текущие планы.

   Перспективные планы являются основной формой планирования. Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы  за последние годы и составляется по следующей схеме:

   Задачи  школы в плановом периоде.

   Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов.

   Перспективы обновления образовательного процесса, внедрение педагогических инноваций.

   Обеспечение школы педагогическими кадрами.

   Повышение квалификации педагогических кадров через  различные формы (курсы, семинары, стажировки и т.п.).

   Развитие  материальной базы и учебно-методического  оснащения школы.

   Социальная  защита преподавателей и учащихся, улучшение их труда и быта.

   Годовой план охватывает время работы школы  на весь учебный год, включая каникулы.

   С планированием тесно связана  и контрольно-аналитическая функция.

   Контроль, как известно, является одной из основных функций управления, которая  подразумевает проверку. Различают три вида контроля: текущий предварительный и заключительный.

   Предварительный контроль осуществляется обычно до начала педагогического процесса и направлен  на изучение стартовых условий деятельности. В ходе этого контроля проверяется, например, подготовленность учебного заведения к началу учебного года, проводится диагностика профессиональной пригодности преподавателей и т. п.

   Текущий контроль осуществляется в ходе педагогического  процесса и используется для сопоставления  поставленных целей и полученных результатов (проведение контрольных работ и т.п.).

   Заключительный  контроль проводится по итогам работы (выпускные и курсовые экзамены и  др.).

   В литературе по педагогическому управлению (М.Л. Портнов, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин  и др.) в содержание внутришкольного контроля включаются следующие направления: - выполнение организационно-педагогических вопросов всеобщего школьного обучения;

   - качество и ход выполнения  образовательных программ и государственных  общеобразовательных стандартов;

   - качество знаний, умений и навыков учащихся;

   - уровень воспитанности учащихся;

   - состояние преподавания учебных  дисциплин, реализующих образовательные,  воспитательные и развивающие  функции обучения;

   - состояние и качество организации  внеурочной воспитательной работы;

   - работа с педагогическими кадрами;

   - исполнение нормативных документов  и принятых решений.

   Планирование  и контроль тесно связаны с  педагогическим анализом, который состоит  в изучении состояния педагогического  процесса и объективной оценке его  результатов, что позволяет вырабатывать рекомендации по совершенствованию управления педагогическими системами. Наибольшее практическое распространение в управлении образовательными системами получили три вида анализа: параметрический, тематический и итоговый.

   Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса и на выявление причин его нарушения.

   Тематический  анализ направлен на исследование более  устойчивых зависимостей и тенденций  в педагогическом процессе.

   Итоговый анализ имеет еще более масштабные рамки по времени и по содержанию.

   Все функции управления взаимосвязаны  и взаимообусловлены, что детерминирует  комплексное использование методов, приемов и средств управления и организации педагогическим процессом.

 

52.Принципы обучения.

  Принципы обучения: общедидактические, общеметодические, частнометодические. Их характеристика и специфика. Когда говорят о процессе обучение как сложной системе, включающей в себя учебную деятельность учителя и учебную деятельность учащегося, имеют в виду организованное обучение. Но обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие или предполагаемые закономерности. Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения.  
Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а по этому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении ИЯ следует руководствоваться следующими дидактическими принципами:

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"