Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

+психлогия и педагогика.doc

— 568.50 Кб (Скачать)

   Основное отличие благополучной семьи от неблагополучной заключается в том, что в первых выполняются три важнейших условия: наличие высокой культуры общения, взаимоинформированности и доверительности супругов, а также их отказа от посягательств на хорошее представление другого о самом себе, тогда как в неблагополучных семьях не выполняется либо какое-то одно, либо два, либо все три условия. 
 

 

36.Общая  характеристика речи.

  Одним из основных отличий человека от животного  мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

  В психологии принято разделять понятия  «язык» и «речь». Язык — это система  условных символов, с помощью которых  передаются сочетания звуков, имеющих  для людей определенное значение и смысл.

  Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития.

  Язык  — это достаточно сложное образование. Всякий язык имеет прежде всего определенную систему значащих слов, названную  лексическим составом языка. Кроме  того, язык имеет определенную систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет определенный звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.

  В отличие от языка речью принято  называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания.

  С психологической точки зрения, общение  посредством языка — это не менее сложное явление, чем сам  язык. Для того чтобы передать с  помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их.

  Кроме содержания, передаваемого посредством  словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение  к тому, что мы говорим. Это явление  называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы.

  У современной науки есть основание  полагать, что первым средством общения  была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т. е. примерно около полумиллиона лет тому назад. Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад, в четвертую ледниковую эпоху.

  Звуковая  речь сразу не была столь совершенной, какой является сейчас. Скорее всего, после своего возникновения звуковая речь длительное время оставалась близкой  по своему содержанию к кинетической речи. Первоначально слова, как и жесты рук, имели весьма общие, расплывчатые значения.

  Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Письменная речь, как  и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки  возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.

  Таким образом, человеческая речь, как и  человеческое мышление, является продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого речь стала выполнять ряд функций и заняла одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

39.История  зарождения и развития  педагогического знания.

    Любой развивающейся науке, в том числе  и истории педагогики, свойственна  постоянная саморефлексия, служащая надежным инструментом обеспечения её непрерывного, восходящего генезиса.

    Являясь важнейшей составной частью истории  гуманитарных наук, история педагогики накопила огромное количество фактов, описаний, научных обобщений.

    Среди первоочередных задач методологии  истории педагогики называется также  необходимость решения накопившихся проблем, относящихся к сущности, структуре и специфике историко-педагогического познания.

    В рамках постановки любого историко-педагогического  исследования решение названных  проблем напрямую сопряжено с  решением ряда задач методологического  характера, среди которых:

    • поиск подходов к выявлению проблемных узлов и системных связей в предметном поле исследования, его ценностно-смысловых параметров. Здесь важно уяснить, какой пласт истории образования и воспитания (периоды и этапы, персоналии, содержательные и процессуальные фрагменты теоретических построений и образовательной практики и т.д.) и в совокупности каких проблем данное исследование призвано вскрыть, что должно быть выявлено, исходя из ценности исследовательского материала по отношению к изучаемому периоду, к сегодняшнему состоянию педагогической науки и к её завтрашнему дню;

    • определение системы исследовательских  установок и принципов, на основе которых будут осуществляться: осмысление, объяснение и оценка историко-педагогических фактов, событий, идей, мыслей; выявление  логики, закономерностей и механизмов генезиса педагогического знания в его научном и просвещенческом проявлении; систематизация историко-педагогического материала, построение соответствующих периодизаций и хронологий и др.;

    • формирование системы средств исследования, адекватных принятой исследователем концептуальной теоретической базе и специфике раскрываемых историко-педагогических проблем.

    История педагогики часто воспринимается всего  лишь как элемент, часть педагогики, вместилище всего того, что уже  «было». Спецификой истории педагогики является и то, что она не может быть вырвана из контекста становления и развития общесоциального знания, поскольку «изучает коллективную работу поколений - практическую и теоретическую, - шаг за шагом проникающую в сущность воспитывающих влияний».

   Педагогика  как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

   Историческое  развитие педагогического  знания проходит несколько  этапов:

   1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.

   2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.

   3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

   В трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинти-лиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Конфуция) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании.

   В следующих классических трудах воплотились  педагогические идеи и наставления. Это — трактаты Конфуция «Беседы и суждения», Плутарха «О воспитании», Квинтилиана «Ораторское образование», Авиценны «Книга исцеления», Аверроэса «Система доказательств», «Опыты» Монтеня.

   Весь  период зарождения педагогических идей и взглядов сопровождался возникновением новых форм педагогической мысли, обновлением взглядов на природу и практику обучения и воспитания человека.

   Только  с XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке(1571-1635)разработал содержательное понятие образования и соответствующую методологию, установив критерии педагогических исследований.

   Следующий этап в развитии педагогической науки связан с обогащением педагогического знания в недрах философии под влиянием педагогических трактатов, романов и сочинений. В результате, философы и ученые обсуждали проблемы взаимосвязи теории и практики обучения и воспитания. В данной области были выявлены социальный, исторический и культурологический аспекты.

   Однако  к середине XIX века влияние философии на развитие педагогики изменяется. На смену вписывания педагогической проблематики в универсальные мировоззренческие схемы приходят философские концепции воспитания и образования

   Современный этап развития педагогического  знания (вторая половина XX века) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой. 
 
 

 

40.Методы педагогического исследования.

   Метод научно-педагогического исследования - это способ исследования психолого-педагогических процессов формирования личности, установленной  объективной закономерности воспитания и обучения.

   Традиционно-педагогические методы

   Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки, и которые применяются и поныне. К таким методам относится наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы

   Психико-педагогический эксперимент

   Слово эксперимент латинского происхождения  и в переводе означает опыт, испытание. Психико-педагогический эксперимент  обеспечивает наблюдение за изменениями  психологических характеристик ребенка в процессе педагогического влияния на него. В отличии от методов, лишь регистрирующих, то что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер.

   Социологические методы исследования

   В последнее время в педагогике активно используется социологические методы исследований: анкетирование, определение рейтинга, обобщение независимых характеристик.

   Тестирование, проективные методы

   Слово «ТЕСТ» в переводе с английского  означает задачу, испытание. Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контроллируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса.

   Математические  методы педагогических исследований

   В последнее время все шире внедряются математические методы исследования и, в частности, методы статистическогй обработки исследовательского материала. В педагогических исследованиях широко используют такие их виды:

   - регистрация - определяет выявление оперделенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников);

   - рангирование - расположение собранных данных в опнределенной последовательности (убывание или нарастание показателей);

   - моделирование - создание и исследование моделей. Это способ теоретического исследования психологических явлений через условное создание жизненных ситуаций, в которых может происходить деятельность человека. Результаты помогают познать закономерности поведения человека в определенных ситуациях.

   - статистические методы - методы математической статистики, которые используются для обработки экспериментальных данных с целью повышения обоснования выводов. В педагогике и психологии они представлены описательной статистикой (таблицы, графики); теорией статистических выводов; теория планирования экспериментов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

41.Структура  педагогики и ее  связь с другими  науками о человеке.

    Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"