Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

+психлогия и педагогика.doc

— 568.50 Кб (Скачать)
  1. принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;
  2. принцип систематичности и последовательности;
  3. принцип наглядности;
  4. принцип доступности и посильности;
  5. принцип учета возрастных особенностях обучаемых;

  Принцип сознательности – это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, превращение таких знаний с убеждениями умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике.

  Принцип активности.  Этот принцип предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать над языком.

  Принцип наглядности.  Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужны активная мыслительная деятельность. ПН осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов знакомыми словами изучаемого языка, подбор синонимов и антонимов, сравнение явления РЯ и ИЯ; речь учителя) и экстралингвистических средств (изобразительные ср-ва, мимика, жесты, движения, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности).

  Принцип систематичности подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения. 
Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи. 

  Также существуют методические принципы, характерные именно для обучения иностранному языку. Их разделяю на общеметодические и частнометодические принципы.  
Общеметодические принципы:

  1. принцип дифференцированного подхода требует четко разграничивать обучение говорению, аудированию, чтению и письму. ПДП предполагает использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала, возраста учащихся, их способностей и качеств.
  2. принцип управления процессом обучения характеризуется ясностью представления себе промежуточных целей обучения, мотивационным обеспечением учебного процесса, делением всего языкового материала на учебные дозы и определением последовательности их введения и повторяемости, периодичностью контроля и т.п.
  3. принцип вычленения конкретных ориентиров. Идея П. Я Гальперина, который выделял 3 типа ориентиров: образцы действий (показ), описания способа выполнения действий (объяснение), опорные точки правильного выполнения действий (подкрепление).
  4. принцип комплексного подхода к мотивации в обучении ИЯ.

  Частнометодические  принципы:

  1. принцип устного опережения (материал сначала отражается устно, а потом письменно);
  2. принцип параллельного обучения всем видам речевой деятельности;
  3. принцип коммуникативной направленности в условия школьного обучения м.б. реализован только в том случае, если автор учебников или учителя сумеют создать мотивы речевой деятельности и необходимые искусственные или естественные ситуации в классе и во внеклассной работе (встреча с носителями языка, переписка с зарубежными школьниками).
  4. принцип устной основы обучения требует усвоения всего языкового материала через устную речь, причем обучение письменной речи (чтению и письму) реализуется на материале, прочно усвоенном в устной речи. Этот принцип предполагает наличие устного вводного курса.
  5. принцип опоры, исключения и учета.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

55.Воспитание  как педагогическое  явление. Цели  и задачи воспитания.

    Воспитанию придается большое значение. Даже отдается приоритет перед образованием. "Современный человек, - писал А. Экзюпери, - по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает человека воспитание… Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его хватаешь…". Рассмотрим основные признаки воспитания как педагогического явления:

    1. Целенаправленность всего воспитательного  процесса и каждого его элемента. Имеется постановка воспитателем  цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение целей и задач во внутренний план воспитания; планирование на основе их всей жизнедеятельности воспитанников и воспитателя.

    2. Воспитание - это процесс. Система компонентов воспитательного процесса самая динамичная структура, так как каждый из ее компонентов в наивысшей степени динамичен: педагог, как субъект педагогического процесса - развивающаяся личность, находящаяся во взаимодействии со стремительно меняющимся окружающим миром, воспитанник - развивающаяся личность, не только объект педагогических воздействий, но и субъект многообразных отношений с окружающей действительностью, в том числе и в педагогическом процессе его позиция активна, многочисленные внешние факторы так же динамичны.

    3. Воспитание - в своей сущности - это  процесс взаимодействия педагога  и воспитанников при активности  обеих сторон. Причем по мере  взросления и развития воспитанника  его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания, с точки зрения воспитанника, в процесс самопознания и на этой основе самовоспитания, саморазвития.

    4. Одним из основополагающих направлений, является создание оптимальных условий воспитания или воспитывающей среды. Эффективность тех или иных воспитательных воздействий и процесса воспитания в целом зависит от того, в какой среде он протекает.

    5. Важнейшим (можно сказать центральным  признаком) воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания. Во - первых, - это организация освоения (как учащимися, так и педагогами) социально - культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов искусства, жизненной практики во всех видах деятельности. Самой существенной характеристикой воспитания является формирование отношения к предметам, явлениям, факторам, событиям окружающего мира. Во - вторых, развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе.

    6. Воспитание - это процесс творческий. Это объясняется многими причинами.  Прежде всего, овладение культурой  носит творческий характер. Во - вторых, - индивидуальность воспитанников. В - третьих, - сама личность педагога "состоявшегося" обладает большим творческим потенциалом.

    7. Важным признаком воспитания  является то, что оно осуществляется  специально подготовленными людьми: учителями, воспитателями, журналистами  и писателями, руководителями кружков и секций. Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в демократическом обществе, где действительными, а не мнимыми регуляторами поведения будут мораль и право. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

57.Принципы  воспитания.

  Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

  Требования, предъявляемые к  принципам воспитания

  • 1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация: они требуют обязательного и полного воплощения в практику.
  • 2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
  • 3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны — среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра.

  В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя.

  Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. 

61.Методы  психофизического  саморегулирования.

  Психофиз. — это наука, изучающая отношения  между раздражителями (стимулами) и  ощущениями (сенсорными реакциями) с  помощью количественных методов.

  В состав этих методов входят: 3 классических метода определения порогов, введенные в психофиз. Густавом Фехнером; многочисленные П. м. шкалирования надпороговых раздражителей, используемые для получения мер величины ощущения, и методы теории обнаружения сигналов (ТОС), применяемые для получения мер «номинальной» сенсорной чувствительности, минимально искаженной мотивами и установками испытуемых.

  Так называемые классические методы —  метод границ, метод установки  и метод постоянных раздражителей.

  Метод границ

  При использовании этого метода наблюдателю в каждой отдельной пробе предъявляют либо монотонно возрастающую (восходящие пробы), либо монотонно убывающую (нисходящие пробы) дискретную последовательность раздражителей, величина к-рых изменяется до тех пор, пока не произойдет изменение реакции наблюдателя с «да» на «нет» (в нисходящих пробах) или с «нет» на «да» (в восходящих пробах).

  Метод установки 

  В противоположность методу границ, этот метод дает возможность самому наблюдателю  регулировать непрерывно изменяемый раздражитель, с тем чтобы уравнять его с заданным эталоном.

  Метод постоянных раздражителей 

  Этот  метод предписывает предъявление наблюдателю  в каждой отдельной пробе только одного раздражителя, выбранного из фиксированного набора, включающего от 4 до 9 раздражителей.

  Психофизические методы шкалирования надпороговых раздражителей 

  П. м. шкалирования представляют собой  собрание самых различных методов, общее у к-рых только то, что  они предписывают правила, по к-рым  испытуемые (прямо или косвенно) присваивают значения числовой шкалы физ. стимулам.

  Эти методы часто использовались для  проверки нек-рых психофизических  законов. Среди них — методы бисекции, субъективно равных интервалов, фракционирования и оценки величины.

  При использовании метода бисекции (bisection) испытуемому дается инструкция отрегулировать величину переменного раздражителя т. о., чтобы результирующее ощущение казалось ему равноудаленным от ощущений, вызываемых двумя постоянными раздражителями, задающими границы интервала, к-рый нужно разделить пополам. При использовании метода бисекции (bisection) испытуемому дается инструкция отрегулировать величину переменного раздражителя т. о., чтобы результирующее ощущение казалось ему равноудаленным от ощущений, вызываемых двумя постоянными раздражителями, задающими границы интервала, к-рый нужно разделить пополам.

  Метод субъективно равных интервалов (equal-appearing intervals) — разновидность метода категорий  — предоставляет наблюдателю  возможность относить предъявляемые  раздражители к одной из «равношироких» категорий, число к-рых задается экспериментатором и не меняется в ходе опыта.

  Метод фракционирования (fractionation) требует  от наблюдателя в каждой пробе  создавать (путем регулировки или  подстройки) новый раздражитель, составляющий заранее определенную часть (напр., половину) предъявляемого ему раздражителя.

  Метод оценки величины (magnitude estimation) — широко используемая процедура, предоставляющая  возможность наблюдателю оценивать  величину раздражителей, приписывая им числа.

  Помимо  использования для поиска ответов на вопросы теорет. психофиз., различные П. м. широко применяются для решения практ. задач как в области психологии, так и за ее пределами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"