Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

+психлогия и педагогика.doc

— 568.50 Кб (Скачать)

60.Самосовершенствование  личности в системе  современного образования.

  Самосовершенствование - цель жизнедеятельности человека. Пути и способы саморазвития и  самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности:

  Личность - социальное существо, включенное в  общественные отношения, участвующие  в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль.

  Личностью человек может стать только в  социальной среде.

  Если  рассматривать личность как результат  развития, то следует отметить, что  только на определенном уровне психического развития челове становится личностью. Этот уровень характеризуется появлением определенной направленности личности, собственных взглядов и отношений, собственных требований, оценок и самооценок.

  Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и  профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе. Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.

  Ведущими характеристиками конкурентоспособной личности являются:

  четкость  целей и ценностных ориентаций,

  трудолюбие,

  творческое  отношение к делу,

  способность к риску,

  независимость,

  способность к непрерывному самообразованию  и профессиональная компетентность.

  Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение к себе, "достраивание" самого себя, направленное на совершенствование  определенных личностных качеств, нейтрализацию  несовершенств своей личности. Отправной  точкой самовоспитания, личностного роста являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка.

  Самосовершенствование-это  процесс повышения уровня своей  компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума  и личной программой саморазвития. Самосовершенствование-это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития.

  В любой деятельности можно выделить две стороны - адаптивную и творческую. Творческая является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей останавливаются в своем развитии на уровне адапционных процессов, то есть процессов приспосабливания к условиям существования.

  Повседневная  работа требует от человека длительного  интеллектуального напряжения, волевых  усилий, эмоционального напряжения. Человек, контролирующий свои действия и поступки, является хозяином своей жизни, судьбы, карьеры. Для него присущи такие  качества как храбрость, сострадание, терпение. 
 
 
 

 

58. Методы, формы и средства осуществления воспитательного процесса.

  Метод воспитания - это способы воздействия  на сознание, волю, чувства, поведение  воспитанников с целью выработки  у них заданных целью воспитания качеств.

  Метод воспитания - это способ действия воспитателя. Воспитатель может действовать  по-разному:

  - «воздействовать на ребенка», и  тогда маленький человек будет  представляться ему «мягким воском»;

  - «противодействовать», то есть искоренять  что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами;

  - «содействовать», значит помогать;

  - «взаимодействовать», то есть  сотрудничать, действовать одновременно  с ребенком, «рука в руку» (C.А.Смирнов).

  Метод воспитания в педагогике рассматривается  как способ достижения заданной цели на основе организации педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанника.

  Педагог в воспитательной деятельности опирается  на лучшие качества личности школьника, развивать их, постоянно укрепляя уверенность воспитанника в себе, в своих возможностях.

  Каждый  метод реализуется в зависимости  от опыта педагога, индивидуального  стиля его профессиональной деятельности, возникшей педагогической ситуации.

  Правила выбора методов обусловлены целью  и задачами воспитания, возрастными, индивидуальными и личностными особенностями школьников:

  - гуманизм отношений педагога  к воспитанникам;

  -системный  подход к выбору методов воспитания: каждый метод дополняет, развивает,  поправляет или уточняет другой;

  - выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия и средства его осуществления.

  Метод воспитания зависит от социального  окружения, уровня развития коллектива, в который входят воспитанники.

  Под «формой» понимается внешнее выражение какого-либо содержания. «Форма воспитательной работы» - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.

  Формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры (Е.В. Титов).

  Мероприятия - это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности.

  Дела - общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.

  Игры - это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

  По  времени проведения формы делятся на :

  - кратковременные, 

  - продолжительные,

  - традиционные.

  По  видам деятельности различаются:

  - формы учебные,

  - трудовые,

  - спортивные,

  - художественной деятельности.

  По  способу влияния педагога:

  - непосредственные,

  - опосредованные.

  По субъекту организации:

  - деятельность организуется педагогами, родителями, другими взрослыми,

  - деятельность организуется на  основе сотрудничества,

  - инициатива в организации деятельности  принадлежит детям.

  Классификация форм воспитания взаимосвязаны, но в зависимости от выбранного педагога подхода и та же форма может быть отнесена к той или иной классификации.

  Организационные формы часто заимствуются воспитателем из других непедагогических сфер социальной жизни («олимпиада», КВН, конференции) или вырабатываются в самой педагогике («трудовой десант», «орлятский огонек», урок, профориентационные игры). Педагогическая интерпретация формы сводится к тому, чтобы сделать ее обязательным условием саморазвития, самовоспитания, придать ей онтологический смысл. В любой организационной форме педагогический смысл имеет лишь то, что произошло, что изменилось в жизненном мире воспитанника, в его духовном

  Искусство учителя заключается в том, чтобы  с высоты своей образованности, жизненной  мудрости, опираясь на выводы психологии и педагогики, творчески используя их в своей повседневной работе, чутко понимать этот мир, побуждать, а не принуждать своих учеников на овладение новыми знаниями, на добрые дела и поступки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   10.Различные теоретические воззрения на природу психики.

   В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником –  душой (или многими душами). Такой  взгляд называется анимизмом (от лат. «анима» – душа). Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ. Поэтому первоначальные воззрения на душу относятся не столько к истории психологического знания как такового, сколько к истории общих воззрений на природу.

   Анимизм – вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых «агентов» или «призраков», которые покидают человеческое тело с последним дыханием (например, по мнению философа и математика Пифагора) и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом «психе», которое и дало имя науке. В нем сохранились следы из начального понимания связи жизни с ее физической и органической основой (русские слова: «душа, дух» и «дышать», «воздух»).

   Принципиально новый подход выразило сменившее анимизм учение о всеобщей одушевленности мира – гилозоизм, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью. Решительные изменения произошли первоначально не столько в фактическом составе знания, сколько в его общих объяснительных принципах. Те сведения о человеке, его телесном устройстве и психических свойствах, которые создатели древнегреческой философии и науки почерпнули в учениях мыслителей Древнего Востока, воспринимались теперь в контексте нового, освобождавшегося от мифологии миропонимания.

   Гилозоисту  Гераклиту(конец VI –  начало V в. до н. э.) космос представлялся в виде «вечно живого огня», а душа («психея») – в виде его искорки. Таким образом, душа включена в общие закономерности природного бытия, развиваясь по тому же закону (Логосу), что и космос, который один и тот же для всего сущего, не создан никем из богов и никем из людей, но который всегда был, есть и будет «вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

   Идея Гераклита о том, что от закона Логоса зависит ход вещей, получила развитие у Демокрита (ок. 460–370 гг. до н. э.).

   Основу  его теории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц – атомов. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, ибо они должны сообщить активность инертному телу. Душа является источником активности, энергии для тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа.

   Школа Гиппократа (ок. 460–377 гг. до н. э.) рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Единое материальное начало в качестве основы органической жизни отвергалось. Если бы человек был единым, то он никогда бы не болел, а если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым.

   Учение  о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, Гиппократ заменял  учением о четырех жидкостях(кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная). Отсюда в зависимости от того, какая  жидкость преобладает, – версия о четырех темпераментах, названных в дальнейшем: сангвиническим (когда преобладает кровь), флегматическим (слизь), холерическим (желтая желчь) и меланхолическим (черная желчь).

 

1.Предмет, функции,  цель и задачи  учебной дисциплины  «Психология и педагогика».

   Гуманитарная  интеллектуальная традиция исторически свойственна российскому образованию. Ныне оно строится на основе достижений мировой цивилизации и образования, интересов граждан России и потребностей создания в ней общественных условий, отвечающих идеалам гуманизма, подлинной демократии, свободы, уважения и защиты прав граждан. Образованный человек должен хорошо разбираться в жизни общества, строящегося на таких началах, принимать решения и совершать дела, отвечающие его писаным и неписаным законам. Цель изучения учебной дисциплины «Психология и педагогика» в высшем образовательном учреждении: повышение образованности молодых специалистов в вопросах научной психологии и педагогики, психологических и педагогических вопросах их самореализации и самоутверждения в жизни и профессиональной деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"