Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

+психлогия и педагогика.doc

— 568.50 Кб (Скачать)
  1. отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм ; коллективизм(общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям и противоположенные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);
  2. черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);
  3. черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
  4. черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

   Особенности характера

   Центральными, или стержневыми, отношениями личности являются отношение личности к окружающим (коллективу) и отношение личности к труду. Существование центральных, стержневых отношений и обусловленных ими свойств в структуре характера имеет важное практическое значение в воспитании человека.

   Невозможно  преодолеть отдельные недостатки характера (например, грубость и лживость) и  воспитать отдельные положительные свойства (например, вежливость и правдивость), игнорируя центральные, стержневые отношения личности, а именно отношение к людям. Иными словами, нельзя формировать только определенное свойство, воспитывать можно только целую систему взаимосвязанных свойств, обращая при этом основное внимание на формирование центральных, стержневых отношений, личности, а именно отношений к людям (коллективу) и труду.

   Целостность характера, однако, не абсолютна. Это  связано с тем, что центральные, стержневые отношения не всегда целиком и полностью определяют остальные. Кроме того, степень целостности характера индивидуально-своеобразна. Встречаются люди с более целостным и менее целостным или противоречивым характером. Вместе с тем необходимо отметить, что, когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у границы норм, возникает так называемая акцентуация характера.

   Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять её с патологией неправильно. Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

28.Акцентуации характера.

  Акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов. Однако следует отметить, что акцентуацию характера ни в коем случае нельзя отождествлять с понятием психической патологии. Жесткой границы между условно нормальными, «средними» людьми и акцентуированными личностями не существует. Выявление акцентуированных личностей в коллективе необходимо для выработки индивидуального подхода к ним, для профессиональной ориентации, закрепления за ними определенного круга обязанностей, с которыми они способны справляться лучше других (в силу своей психологической предрасположенности).

  Основные  типы акцентуации характеров и их сочетаний:

  Истероидный или демонстративный тип, его основные особенности — эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей.

  Гипертимный тип — высокая степень общительности, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству.

  Астеноневротический — повышенная утомляемость при общении, раздражительность, склонность к тревожным опасениям за свою судьбу.

  Психостенический — нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, любовь к самоанализу, мнительность.

  Шизоидный — замкнутость, скрытность, отстраненность от происходящего вокруг, неспособность устанавливать глубокие контакты с окружающими, необщительность.

  Сенситивный — робость, стеснительность, обидчивость, чрезмерная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности.

  Эпилептоидный (возбудимый) — склонность к повторяющимся периодам тоскливо-злобного настроения с накапливающимся раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать злость. Обстоятельность, низкая быстрота мышления, эмоциональная инертность, педантичность и скрупулезность в личной жизни, консервативность.

  Эмоционально-лабильный — крайне изменчивое настроение, колеблющееся слишком резко и часто от ничтожных поводов. 

  Инфантильно-зависимый — люди, постоянно играющие роль «вечного ребенка», избегающие брать на себя ответственность за свои поступки и предпочитающие делегировать ее другим.

  Неустойчивый тип — постоянная тяга к развлечениям, получению удовольствий, праздность, безделье, безволие в учебе, труде и выполнении своих обязанностей, слабость и трусливость.

  Конформный  тип - постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению, представители конформного типа - это люди своей среды, их главное качество, главное жизненное правило - думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как у всех" - от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам, под "всеми" подразумевается обычное непосредственное окружение. 

 

29.Способности: виды и характеристика. Талант и одаренность.

   У человека имеется множество различных  способностей, которые делятся на следующие основные группы: природно обусловленные (иногда их не совсем верно именуют врожденными) и социально обусловленные способности (иногда их также и вполне справедливо называют приобретенными), общие и специальные способности, предметные и коммуникативные способности.

   Природно  обусловленные — такие способности, для которых, во-первых, необходимы хорошие врожденные задатки, во-вторых, способности, которые в основном формируются и развиваются на основе таких задатков. Обучение и воспитание, безусловно, оказывают положительное влияние и на формирование этих способностей, однако конечный результат, который может быть достигнут в их развитии, существенно зависит от имеющихся у человека задатков.

   Социально обусловленными или приобретенными называются способности, формирование и развитие которых у человека гораздо больше зависит от его обучения и воспитания, чем от имеющихся у него врожденных задатков. Такими, например, являются организаторские способности, коммуникативные способности, способности, связанные с правильным поведением в обществе среди людей и многие другие.

   Приобретенными, или социально обусловленными, являются и высшие способности человека, связанные  с выполнением различных видов  профессиональной деятельности.

   Общими  обычно называют способности, которые  могут развиваться и имеются  практически у всех людей, будучи в различной степени развитыми у них. Кроме того, к числу общих способностей относят такие, при наличии которых человек может успешно справляться с многими различными видами деятельности.

   Специальными  называют способности, которые, во-первых, обнаруживаются не у всех, а только у некоторых людей, во-вторых, при наличии таких способностей человек может успешно справляться только со специальными видами деятельности и не справляться с другими видами деятельности. Специальных способностей у людей довольно много, и они составляют большинство человеческих способностей.

   Предметными называют способности, которые проявляются  в различных видах деятельности, связанных с неодушевленными  предметами. Это может быть деятельность человека с реальными материальными предметами (их изготовление, ремонт), работа со знаковыми системами и различными символами (язык, научные символы, черчение и т.п.), манипулирование идеальными объектами (идеями, образами и т.п.).

   Коммуникативные — это способности, которые проявляются  в умениях и навыках общения с разными людьми в различных жизненных ситуациях. К их числу относятся, например, ораторские и организаторские способности, а также способности к убеждению, внушению, лидерству.

   Одаренность — это врожденная склонность к успешному освоению некоторой человеческой деятельности. Одаренным, соответственно, называют человека, который имеет хорошие задатки к данному виду деятельности. Заметим, что быть одаренным — не означает быть способным к выполнению соответствующей деятельности. Это лишь означает, что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов.

   Талант  — это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. Талантливый — это человек, который практически доказал, что может вполне успешно справляться с данным видом деятельности. Более того, его можно назвать талантливым лишь тогда, когда он добился в данном виде деятельности значительных успехов, то есть выполняет ее на высоком уровне, превосходящем средний уровень выполнения этой деятельности многими другими людьми.

   Одаренным может быть ребенок, человек, который  только еще приступает к освоению соответствующей деятельности, а  талантливым — как правило, взрослый человек, ученый, писатель, художник, инженер, бизнесмен и любой другой, кто своим трудом доказал свою талантливость на деле. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

30.Понятие и структура личности. Личность, индивид, индивидуальность.

  "человек" – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества.

  Индивид – в понятии выражена родовая принадлежность человека. Появляясь на свет, как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью.

  Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей одна из сторон личности.

  Академик  А.В.Петровский определяет личность как системное сверхчувственное социальное качество. приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризует уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"