Шпаргалка по "Специальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Специальная психология".

Работа содержит 1 файл

бубубу шпоры.docx

— 167.73 Кб (Скачать)

Втор-ый дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизич-го разв-ия, в том случае, если соц-ое окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив детерминирует отклонения в личн-ом разв-ии. То есть, дефект, препятствующий нормальному, общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей. 2-ые–имеют характер псих-го недоразвития и нарушений соц-го поведения, непосредс-но не вытекающих из перв-го дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.).Выг-ий подчер-ал необход-сть изучать не только симптомы того или иного дефекта, но и сущность изменений, хар-р новообраз-ий.

В качестве основы теории и  клиники трудного детства Выг-им впервые сформул-но требование перейти  от изучения симптомов того или иного  дефекта к изучению сущности изменений, происходящих в процессе разв-ия, обнаруживающих себя в этих симптомах. Переворот  этого типа, осуществленный в психиатрии Э. Крепелином(представляла собой фактически замену симптома симптокомплексом, или  малого комплекса большим, Выг-ий ставил перед исследователями трудного детства важнейшую задачу перехода от изучения симптокомплексов как самоцели К изучению процессов развития, «лишь  обнаруживающих себя в этих условиях». Трудно переоценить новизну (для  ранней эпохи развития дефектологии) и плодотворность этой идеи, направленной на раскрытие внутренних закономерностей, внутренней логики процесса развития ребенка.

 

 

 

 

28.Подход к проц. компенсации  в трудах Выготского.

Центральн. полож. совр. дефектологии след.: всякий дефект созд. стимулы для  выраб-ки компенсации. Поэт. динамич. изуч. дефективн. реб. не м. огранич-ся установл-ем степени и тяжести недостатка, но непременно включает учет компенсаторн. – замещающих, надстраивающихся, выравнивающих  проц. в развитии и поведении реб.

Пробл. компенсации дефекта  нашла отраж. в большинстве работ  Выготского, посвящ. проблемам дефектологии.

Выг. выдвинул полож., согласно кот. зад. пед. явл. компенсац. вторичн. дефектов доразвитием высших пс. ф-ций. Т.е. он противопоставил первичн. и  вторичн. дефекты и ограничил  ф-ции педагога и психолога.

Компенсация психич. ф-ций  – возмещение недоразв. или нарушенных психич. ф-ций путем исп. сохраненных  или перестройки частично нарушенных ф-ций.

Учение Выг. о перестройке  лич. в проц. компенсац. разбивало  представлен. старой пс. об отдельных  более или менее независ. др. от др. ф-циях, показав диалектич. хар-р  их измен., приводящ. к кач. измен. сознания и лич. в целом.

Рассматривая сущность проц. компенс., Выг. на основе исследов. приход. к выводу о двусторон. хар-ре последств. дефекта: с одной стор., происх. недор. ф-ций, непосредств. связ. с болезнетворным фактором, с другой—возникают приспособительн. компенсаторн. механизмы. При этом проц. компенс. аномальн. разв. Выг. поним. в  противоположн. биологизаторск. конц., (не как механич., автоматич. замещение  пострадавшей ф-ции, а как следствие  самостоят. упражнения ущербной функции  и результат воспитания сохранных  сторон психики и личности аномального  ребенка» Выг. показал также, Что  исход компенсации зависит не только от тяжести дефекта, но в высокой  степени ох адекватности и действенности  применяем. методов формир. компенсаторн. проц.; в завис. от успешности компенсац. и кор. меняется стр-ра дефекта.

Центральн. областью компенсации  Выг. счит. повыш. культурн. разв.—разв. высш. психич. ф-ций, сферы общения, усиление соц.-трудовых коллективн. отношений.

Теория компенсации органично  входила в исследуемую Выг. пробл. разв. и распада высш. психич. ф-ций. Уже в 20-х гг., Выг. выдвинул и обосновал  необходимость соц. компенсации  дефекта как задачи первостепенной важности.

Необыч. важным для совершенствования  теор. компенсац. и проблемы обуч. аномальных дет. было выдвинутое Выг. полож. о созд. обходных путей разв. патологич. развивающ. реб. В своих более поздних  раб. Выг. не раз возвращался к  вопр. об обходных путях разв., отмеч. их большую значимость для проц. компенсац. «В проц. культурн. разв., у  реб. происх. замещение одних ф-ций  др., прокладывание обходных путей, и это открывает нам совершенно новые возможности в разв. ненормального  реб. Если этот реб., не м. достигнуть что-нибудь прямым путем, то развитие обходных путей  становится основой его компенсации».

Т.о., Выг. в свете разработан. им проблемы компенсации указывал, что вся дефектологическая пед. практика состоит из создания обходных путей развития аномального реб.

 

 

 

 

 

 

 

29. Процесс компенсации при аномальном  развитии.

Компенс.—замещен. или перестройка  наруш. или недоразв. ф-ций организма. Это сложный, многообразный процесс  приспособляемости организма вследств. врожденных либо приобретенных аномалий. Проц. компенсации опирается на значительные резервные возможности высш. нервн. деят.

У аномальн. дет. в проц. компенсации  происход. формир. нов. динамич. систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функции, развитие личн.

Специфич. разв. аномальн. дет., вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств  и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлен. патологич. проц. Здесь и проявляются потенциальные  возможности компенсации. Спец. обуч. и воспит. открывают широкие возможности  разв. функций.

В разв. аномальн. реб. ведущ. роль играет не первичн. дефект, а его  вторичн. соц. последствия, его соц.- пс. реализация. Проц. компенсац. не в  состоянии полностью выправить  дефект, но они помогают преодолеть затруднен., создаваем. дефектом. Поэт особо важно соц восп аномальн. реб., основан. на методах соц. компенсации  его природного недостатка. Это означ. включение реб. в разнообразные  соц. отнош., активное общение, общественно  полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей.

Чем раньше нач. спец. пед. воздействие, тем лучше разв. проц. компенсации. Кор.-восп. раб., начатая на ранних этапах разв., предупрежд. вторичн. последствия  нарушении органов и способствует разв. реб. в благоприятном направл.

 

30.Механ. кар. и компенсац.  в пс. пом. аномальн. реб.

Процесс компенсации

Под компенсац. поним. проц. возмещения недоразв. или нарушен. ф-ций путем  исп. сохран. или перестройки частично наруш. Особ. знач. в поним. сущности компенсат. механизмов сыграли исследования П. К Анохина, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. Штерна, А. Адлер и др.

Компенсаторн. проц. протек. под постоян. контролем и при  участии высш. нервн. деят.; они проходят неск. фаз (этапов). Первая фаза — обнаружение  того или иного нарушения в  работе организма. Сигнал о нарушении  м. б. связан и с самим расстройством, и с его последствиями, с различн. отклон. в повед. и деят. Вторая фаза — оценка параметров наруш., его  локализац. и глубины выражен-ти). Третья фаза — формир. программы  последовательности и состава компенсаторн. проц. и мобилизации, нервно-психич. ресурсов индивида. Включение этой программы с необходимостью требует  отслеживания проц. ее реализ. В этом сост. содержание четвертой фазы. И  наконец, пятая, завершающ. фаза связана  с остановкой компенсаторного механизма  и закреплением его результатов.

Компенсаторн. проц., разворачиваясь во врем., осущ. на разных ур. своей организации. Обычно выделяется четыре подобных ур. Первый — биологич., или телесный уровень: компенсаторные процессы протекают  преимущественно автоматически  и бессознательно. Второй — психологич. ур. существенно расширяет возможности  компенсаторных механизмов, преодолевая  ограничения первого. Психол. ур. компенсации  также связан с работой защитн. механизмов и копинг-стратегий повед. Понятие соц.-пс. благополучия и определяющ. его факторы во мн. по своему содерж. совпад. с весьма популярным сегодня  термином «кач. жизни», под кот. поним. хар-ка степени комфорта в удовлетворении чел. потребностей (Г.С.Никифоров). Выделен. ур. компенсации не имеют четких границ. Но среди них все же м. обознач. высший — соц. Содерж. этого  ур. связано с макросоц. масштабами существования чел. Прежде всего, это  политика гос. в отнош. инвалидов, в  том числе и инвалидов детства. К соц. ур. следует отнести и  характер отношения к инвалидам  в сфере обыденного массового  сознания.

С пон. компенсац. тесно связ. др. термин—декомпенсац., под кот. поним. утрата достигнутого ранее компенсаторн. эффекта под влиянием патоген. воздействий. По степени легкости возникнов. и  устойчивости декомпенсаторн. сост. весьма вариабельны и во мн. зависят от силы и прочности восстановит. эффекта.

В спец. пс. часто исп-ся еще  одно близкое по содержанию пон. —  псевдокомпенсац. Оно фиксирует  устойчивые тенденции личн. неадекватно  исп. защитн. механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной  ситуации.

Особым образом в спец. пс. сложилась судьба понятия «гиперкомпенсация». Дать однозначн. опред. этого термина  весьма сложно, ибо он трактуется крайне противоречиво. Иногда его исп. как  синоним псевдокомпенсац. в смысле неадекватности выбора средств восстановления.

 Процесс коррекции

Термин «коррекция» начал исп. с конца XIX в., но первоначально относился лишь к умственно отсталым дет. Кор. отклоняющегося разв. — это с-ма психолого-пед. мер, направлен. на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофиз. разв. детей. В коррекц. воздействии выделяют два направления:

  • исправление отдельных дефектов и их последствий и
  • целостное влияние на личность ребенка.

В целом коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием  личности особого ребенка называется коррекционно-воспитательной работой. Всякий дефект снижает социальную полноценность  ребенка во всех ее проявлениях, поэтому  коррекционные воздействия не сводятся к набору специальных упражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс. По отношению к общему образованию  коррекция выступает как подсистема, в которой условно можно выделить коррекционное обучение, коррекционное  воспитание и развитие. В специальной  литературе часто встречается определение  коррекции как способа компенсации  дефекта. Однако с точки зрения педагогики это понятие более широкое, поскольку  именно коррекция определяет степень  компенсации нарушений в развитии аномального ребенка. В специальном  детском учреждении важнейшую роль играет принцип коррекционной направленности обучения. Коррекция достигается  в процессе всей учебной работы и  на специальных занятиях — логопедических, лечебной гимнастики и др.  Коррекционная  работа на ранних этапах развития предупреждает  последствия первичных нарушений  и способствует развитию ребенка  в благоприятном направлении.

 

 

31. Компенсация при разных видах аномального развития.

Пон. compensation (возмещение, уравновешивание) – замещ. или перестройка наруш. или недоразв. функц. организма. Это сложн., многообразн. проц. приспособляем. организма вследств. врожден. или приобрет. аномалий. Проц. компенс. опир-ся на значительн. резервные возможности ВНД. У аномальн. дет. в проц. компенс. происх. формир. нов. динамич. систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функций, разв. личн. Специфич. разв. чел., вызванное наруш. одной из с-м организма и его функций, прох. на фоне активизации защитн. ср-в и мобилизации резервных ресурсов, сопротивл-ся наступлению патологич. проц. Именно здесь проявл-ся потенциальные возможности компенс. В этой связи Выг. говор. о з-не превращ. минуса дефекта в плюс компенс. «Положительное своеобразие дефективн. реб. и создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные ф-ции, наблюдаем. у нормального, но тем, что выпадение функций вызывает к жизни нов. образования, представляющие в своем единстве реакцию личн. на дефект, компенс. в проц. разв.  При этом оптимальное разв. функций сохранен. органов, замещ. пораженный орган, Выг. объясняет активным функционир., вызванным жизненной необходимостью. В разв. аном. реб.ведущ.роль играет не первичн. дефект, а его вторичн. соц. последствия, его соц.-пс. реализация. Проц. компенс. не в состоянии полностью исправить дефект, но они могут помочь преодолеть трудности, создаваемые дефектом. Поэт. Выг. счит. соц. воспит. аномальн. реб., основан. на методах соц. компен. его природного недостатка, единственно научно состоят. и верным путем. Это означает включ. реб. в разнообр. соц. отнош., активное общение, общественно полезную деят. на основе компенсаторн. возможностей.Высшая форма компенсации означает всестороннее разв.личн.Однако для нек. форм аномальн. разв. существует опред. пределы и ограничения компенсации. В связи с тем, что аномальн. дети весьма подверж. неблагоприятн. влиян. и состояниям, компенсаторн. механизмы м. разрушаться. При этом резко сниж. работоспособность и замедляется разв. Это явление наз. декомпенсацией. Декомпенс.-это утрата достигнутого ранее компенсаторн. эффекта под влиян. патоген. воздействий. Протекание компенсаторных проц. у аномальн. личн. завис. от ряда условий. К числу благоприятн. усл. разв. чела отн. след.:1.Правильно организованная система обуч. и восп., предусматривающая дифференцированное построение сети спец. учрежд., построение учебн. проц. на основе применения спец. приемов и методов кор.-воспит. работы.2.Исп. принципа соединения обуч. с трудом как осн. средства разностороннего гармонич. формир. умствен. и физич. способностей.3.Правильные отношения в коллективе, а также между педагогами и учащимися.4.Правильная организация режима учебной работы и отдыха, предупреждающая возможности перегрузки учебными занятиями.5 Чередование разнообразн. методов обуч. учащихся, направлен. на повыш. их активности и самостоятельности. 6.Использование разнообразн. технических средств, широкое применение системы спец. оборудования и учебных пособий для оптимального использования возможностей детей. Т.о, важным условием компенсации, исправления и восстановления функции является коррекционно-воспитательная работа, строящаяся с учетом своеобразия развития разных групп аномальных личностей, а также опирающаяся на знание индивидуальных особенностей каждого человека. Компенсация может остаться на незавершенной стадии и лишь частично восполнить функции. При сбалансированном использовании обоих процессов высока вероятность восполнения потерянных способностей. Например, при нарушениях опорно-двигательного аппарата одновременная коррекция на психологическом уровне и компенсация отсутствующих органов дает более высокий результат осознания возможности дальнейшего развития. При этом снижается уровень торможения процессов компенсации и коррекции, так как осознанное приятие собственных недостатков не является преградой к дальнейшему развитию. Оба процесса взаимосвязаны и неотделимы.

 

 

32. История создания теории и  практики оказания помощи аномальному  ребенку.

Эпоха античности. В ряде элинистических гос-в, у отдельных  историч. сообществ, исповедующих культ  силы, выносливости, всякие отклонения в физич. развитии, уродства счит-сь нежелательными. Дети с такими недостатками умерщвлялись: по решению старейшин  их сбрасывали в пропасть (Др. Спарта, Др. Рим).

Средневековье – в Зап. Европе уничтожалось всё, что не соответ-ло канонам церкви. Инквизиция расправлялась  не только со свободомыслием, но и с  душевнобольными, считая слабоумных «детьми  дьявола». Их жгли на кострах, подвергали пыткам.

Возрождение – борьба взглядов на природу чел-ка. В это время  зарождаются гуманист. тенденции  в медицине, когда врачи посещают монастыри и тюрьмы, ведут наблюдение за душевнобольными, пытаясь осмыслить  и оценить это псих. состояние  чел-ка.

В нач. 17 в. Платтер впервые  осущ-ет клас-цию душевно-больных, в  основе которых хар-ка разл. нарушений  интеллекта, эмоций, физич. состояния  больных. Ян А. Коменский впервые  с пед. т. зрения рассм-ет взаимосвязь  интел. развития ребенка и его  поведения. Он выделил 6 типов детей, отлич. друг от друга степенью умств. развития и особ-тями характера. Он считал, что ученики с острым умом и стремлениями к знаниям, но необузданные и упрямые, кот. в школе счит-ся безнадежными и ученики тупые  с извращенной и злобной натурой, кот. с трудом поддаются пед. воздействию, все они имеют право на обуч-ие.

Россия. Проникновение религии в жизнь и быт рус. народа, специфика рос. нац. менталитета придают работе с аномальными детьми гуманистическую напр-сть, постр. на сострадании, милосердии.

Разл. обществ. движения в  России во 2-ой пол. 9 в. формируют людей, увлеченных идеей помощи обездо-ленным. Это нашло свое место как в  традицмях и жизнед-ти простого народа, так и в офиц. действиях церкви и гос. власти.

В Уставе «О правосл. церкви», утвержд. Влад. Святославовичем, вменялось  в обяз-сть церкви заботиться об убогих, нищих и юродивых. В 11 в. Киево-печерская  лавра стан-ся прибежищем для калек  и слабоумных. При монастырях окрывались богодельни – 1-ые У-я обществ. призрения.

В нач. 18 в. Петром 1 был разработан указ о создании госпиталей для душевнобольных, в кот. д. б. помещаться ненормальные  заброшенные дети. Пётр 1 повелел  называть «дураками» только тех, кто  не годится ни в какую службу, не м. учиться. Им было запрещено учиться  и наследовать имущество.

Конец 19 – нач. 20 в. – создание обществ и общ. органи-заций по об-ю и в-ю аномальных детей.

1-ая пол. 19 – 20вв. хар-ся  тем, что наряду с клиническим  изучением глубоких форм УО  стали обращать внимание и  на легкие формы слабоумия  (благодаря проблеме неуспе-ваемости  уч-хся с отклонениями в умств.  развитии).

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной психологии"