Шпаргалка по "Специальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Специальная психология".

Работа содержит 1 файл

бубубу шпоры.docx

— 167.73 Кб (Скачать)

На базе данных специальной  психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.

Основной задачей специальной  психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приёмов воспитания и обучения, за счёт которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

Предметная область:

  • Нарушения развития и закономерности их проявления:
  • Исследования психологических механизмов нарушений развития в связи с деятельностью мозга
  • Установление закономерностей проявления позитивных и негативных атипий развития
  • Классификация нарушений психического развития
  • Разработка методов выявления нарушений психического развития и определение их структуры
  • Закономерности освоения социокультурного опыта:
  • Исследование особенностей освоения социокультурного опыта
  • Разработка методов оценки овладения социокультурным опытом
  • Система помощи лицам разных возрастных категорий с атипиями развития:
  • Научное обоснование содержания обучающих программ
  • Научное обоснование и разработка методов социализации
  • Общественные установки по отношению к людям с атипиями развития и разработка системы воздействия на эти установки:
  • Научное обоснование и разработка методов, способствующих социальному принятию лиц с атипиями развития
  • Нахождение путей формирования общественного сознания по отношению к людям с атипией развития.

Практико-ориентированные задачи:

  • Разработка технологий психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям
  • Обоснование и разработка психологических и социальных мер, позитивно влияющих на качество жизни людей с атипиями развития
  • Разработка технологий формирования общественного мнения по отношению к людям с атипией развития
  • Профессиональная подготовка специальных психологов
  • Повышение психологической компетентности населения и профессионалов разного уровня.

Организационные задачи:

  • Определение стратегии, направления и путей организации системы помощи людям с атипией развития в современном обществе
  • Разработка стратегии и тактики взаимодействия параллельных служб.

Разделы специальной психологии


  1. тифлопсихология — психология слепых;
  2. сурдопсихология — психология глухих;

тифлосурдопсихология —  раздел, занимающийся лицами с нарушениями  и зрения, и слуха;

  1. олигофренопсихология — психология умственно отсталых;
  2. логопсихология — психология лиц с речевыми расстройствами;
  3. психология лиц с недостатками эмоционально-волевой сферы (в основном, ранний детский аутизм);
  4. психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата (в основном, детский церебральный паралич);
  5. психология лиц с задержкой психического развития;
  6. психология лиц со сложным дефектом.

Специальная психология, как  и специальная педагогика, входит в состав дефектологии — комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.

 

 

 

 

 

7. Психологический диагноз  развития ребенка с позиции  разных направлений психологии.

Психологический диагноз — конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивид-псих особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего разв и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.

Псих диагноз — это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. 

Психологический диагноз является основной целью и конечным результатом  психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося развития направлена на описание и  выяснение сущности индивидуально-психологических  особенностей личности с целями:1)оценки их актуального состояния,2)прогноза дальнейшего развития,3)разработки рекомендаций, определяемых задачами обследования.

Таким образом, предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза – необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Психологический диагноз может  устанавливаться на разных уровнях: 1.Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.2.Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.3.Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по рез-ам обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Формулировка диагноза обязательно должна содержать и псих прогноз – предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего разв реб. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с реб своевременной необходимой работы б) условия отсутствия такой своевременной работы.

 

 

 

8. Критерии нормы и патологии применительно к ребенку с особенностями психофизического развития.

В самом общем смысле понятие нормы восходит к латинскому «правило», «образец», «руководящее начало».

В психологии нормы дифференцируют по возрасту, полу, социальной, культурной, этнической принадлежности субъекта.

Специалисты-психологи  и психиатры считают, что показатели психической «нормы» и «не  нормы» все еще не разработаны. Применяемые  в этих случаях социологические, психологические, медицинские критерии обычно имеют негативную основу, выделяющую факторы, которых в «норме» быть не должно. Наиболее удачной, хотя и  громоздкой, считают формулировку Г.К. Ушакова, которая включает первоочередные критерии нормы:

— детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность;

— соответствующую возрасту индивида зрелость чувства постоянства места обитания (константность);

— максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектам действительности;

— гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;

— адекватность реакций человека на окружающие его физические, биологические и психические влияния и адекватную идентификацию образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений;

— соответствие физических и психических реакций силе и частоте внешних раздражителей;

— удовлетворение своим местом в среде себе подобных, гармонию взаимоотношений с ними;

— умение уживаться с иными лицами и с самим собой;

— критический подход к обстоятельствам жизни;

— способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов;

— адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);

— чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

— постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах;

— способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;

— самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для его остальных членов;

— способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

 

 

9.Этапы  формирования личности в онтогенезе.

В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.1. Личность может быть описана со стороны  своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально  своеобразных способов упорядочения внешних  впечатлений и внутренних переживаний.2. Личность рассматривается как система  черт – относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях  субъекта о самом себе, а также  в суждениях других людей о  нем.3. Личность описывается и как  деятельное «Я» субъекта, как система  планов, отношений, направленности, смысловых  образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов. 4. Личность рассматривается и как  субъект персонализации, т. е. потребности  и способности индивида вызывать изменения в других людях. 
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического.

Эриксон ввел понятие "групповая  идентичность", которая формируется  с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как  эта группа. Но постепенно у ребенка  формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности  своего "Я", несмотря на то, что  идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются  обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет. 

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка. 2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки". В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка. В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек "принимает" себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

10.Периодизация психического развития  в детском возрасте

Периодизация психического развития (ппр) — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий  психического развития. Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития (Л.С. Выготский) и отвечать следующим требованиям: 1) описывать качественное своеобразие каждого периода развития и его отличия от других периодов; 2) определять структурную связь между психическими процессами и функциями в рамках одного периода; 3) устанавливать инвариантную последовательность стадий развития; 4) периодизация должна иметь такую структуру, где каждый последующий период основан на предшествующем, включает и развивает его достижения. Периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже рассматривает когнитивное развитие как последовательность стадий: стадию сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет), стадию дооперационального интеллекта (от 2 до 7 лет), стадию конкретных операций (от 7 до 11—12 лет) и стадию формально-логических операций (от 12 до 17 лет). Периодизация Э. Эриксона включает последовательность из 8 стадий. Первая стадия предполагает разрешение кризиса путем выбора между доверием и недоверием личности к миру (0—1 год), вторая стадия — формирование автономии против стыда и сомнения (2—3 года), третья стадия — инициативности против чувства вины (4—6-7 лет), четвертая стадия — умения и компетентности против чувства неполноценности (8—13 лет), пятая — формирование личностной идентичности против смешения идентичности (14 —19 лет), шестая — близости и любви против изоляции и отвержения (19—35 лет), седьмая — производительности против стагнации и застоя (35—60 лет) и восьмая — целостности и мудрости личности против дезинтеграции и распада (старше 60 лет). В отечественной психологии принципы периодизации были разработаны Л.С. Выготским, исходя из представления о диалектическом социально детерминированном характере психического развития в онтогенезе. Единицей анализа онтогенетического развития и основанием для выделения периодов развития, согласно Л.С. Выготскому, является психологический возраст. Соответственно, устанавливаются два критерия построения периодизации: 1) структурный — возрастные новообразования, тот "новый тип строения личности и ее деятельности, которые возникают на данной возрастной стадии впервые и которые определяют сознание ребенка и его отношение к среде... и весь ход его развития в данный период"; 2) динамический — закономерное чередование стабильных (литических) и критических периодов.

Идеи Л.С. Выготского получили развитие в концепции Д.Б. Эльконина, положившего в основу периодизации следующие критерии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования. Все типы деятельности Д.Б. Эльконин подразделяет на 2 группы: 1) деятельности в системе "ребенок  — общественный взрослый", в которых  происходит интенсивная ориентация ребенка в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов, норм и отношений и обеспечивается преимущественное опережающее развитие мотивационно-потребностной сферы, и 2) деятельности в системе "ребенок  — общественный предмет", в которых  происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и  эталонов, и, соответственно, преимущественное развитие интеллектуальной, операционно-технической  сферы. Согласно Д.Б. Эльконину, периодизация психического развития в детском  возрасте включает три эпохи, каждая из которых состоит из двух связанных  между собой периодов, причем в  первом происходит преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы, а во втором — интеллектуально-познавательной. Эпохи разделены между собой  кризисами перестройки отношения  личность—общество, а периоды —  кризисами самосознания. Эпоха раннего  детства начинается кризисом новорожденности (0—2 мес.) и включает младенчество, ведущей  деятельностью которого является ситуативно-личностное общение, кризис первого года и ранний возраст, где ведущей является предметная деятельность. Эпоха детства, отделенная от эпохи раннего детства кризисом трех лет, включает дошкольный возраст (ведущая деятельность — сюжетно-ролевая  игра), кризис семи лет и младший  школьный возраст (ведущей является учебная деятельность). Кризис 11—12 лет разделяет эпохи детства  и подростничества, в котором  младший подростковый возраст с  интимно-личным общением как ведущей  деятельностью сменяется старшим  подростковым возрастом, где ведущей  становится учебно-профессиональная деятельность. По мнению Д.Б. Эльконина, указанная  схема периодизации соответствует  детскому и подростковому возрасту, а для периодизации зрелых возрастов  необходимо разработать иную схему  при сохранении общих принципов  периодизации.

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной психологии"