Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Специальная психология".
1. Отношение об-ва к аномал.реб.
Целью изуч.спец.псих.явл.изуч.
+ 4 вопрос
2. Согласно данным Министерства статистики и анализа в Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2004 года почти каждый девятый ребенок дошкольного возраста имеет отклонения в психофизическом развитии и нуждается в коррекционно-педагогической помощи.
Создание единой национальной 
системы раннего выявления 
В Беларуси имеются условия 
для создания республиканской системы 
ранней помощи детям-инвалидам и 
детям "группы высокого риска". Создана 
определенная нормативно-правовая база: 
ратифицированы Конвенции ООН; приняты 
законы "Об образовании в Республике 
Беларусь", "О правах ребенка", 
"Об образовании лиц с 
Обобщен и накоплен позитивный 
практический опыт оказания медико-психолого-
Важным шагом в создании национальной системы ранней комплексной помощи является научная разработка концепции, модели и программы ранней коррекционно-педагогической помощи в Центре специального образования по заказу Управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь. Научно-исследовательская работа начата в Национальном институте образования в 2003 году.
Цель концепции - научное 
обоснование проектирования системы 
ранней диагностики нарушений, комплексной 
помощи детям "группы высокого риска" 
и их родителям с учетом самоценности 
дошкольного периода детства 
и равных прав каждого ребенка 
на получение необходимой 
Разработка стратегии 
создания государственной концепции 
ранней комплексной помощи в системе 
образования позволит определить этапы 
ее становления и 
3. Система психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающим ребенка с особенностями психофизического развития
Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, - системный подход, позволяющий оказать этим семьям комплексную всестороннюю психокоррекционную помощь, включающую их психологическое изучение, консультирование и психокоррекцию.
Цели психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии:1.обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с психофизическими недостатками в семье;2.оптимизацию самосознания родителей;3.формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии.
Псих 
помощь семье организуется с момента выявления 
у ребенка нарушений в развитии. Сроки 
ее реализации не могут ограничиваться 
совершеннолетием (18 лет / 21 год) молодого 
человека с ограниченными возможностями 
здоровья. Псих сопровождение семьи должно 
осуществляться постоянно в течение всей 
жизни лица с психофизическими нарушениями 
в развитии. 
Основной целью 
в психокоррекционной работе с родителями 
является формирование у родителей позитивного 
взгляда на ребенка, имеющего нарушения 
развития.
Три направления псих помощи:1.псих изучении проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития;2.псих консультирование семей;3.псих-пед и психокоррекционная работа с детьми и их родителями.
Основная цель психологического изучения семьи — выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии:1) принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи;2) принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку;3) принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога;4) Принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка;5) принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, или лиц, их заменяющих.
Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии.
Принципы коррекционной работы с детьми и их родителями:1.Пр единства диагностики и коррекции разв ( контроль за динамикой разв реб и эффективностью выполнения коррекц программ)2.Пр гуманистической направленности псих помощи. (признание самоценности личности реб с отклонениями в разв и создание усл для его гармонич разв)3.Пр интегративного использования псих-пед и психотерапевтических методов и приемов (комплексный системный подход)4.Пр гармонизации внутрисемейной атмосферы 5.Пр оказания личностно-ориентированной помощи. (псих коррекция личностных девиаций у реб)6.Пр формирования положительного отнош к реб с отклонениями в разв 7.Пр оптимизации воспит приемов, используемых родителями во взаимоотнош с реб с отклонениями в разв. 8.Пр единства воспит воздействия семьи, УО и специалистов псих-пед службы. (тесное взаимод м/у семьей, специальным (коррекционным) образов учрежд и специалистами службы псих помощи семье.
4. Роль работ психиатров, психологов, педагогов
Грабов разработал особ.сис-му кор.занятий по раз-ю пам., мыш., произвол.движ.у дет. с интел.наруш. В 1912 г.под редакцией Кащенко выходит книга "Дефектив.дети в школе". Она явл.одним из перв.рус.учебников по кор.педагогике и психол. Он подчеркивал знач.соц.среды в фор-нии лич-ти реб.с ОПФР. В 1992 появ-ся его раб. "Педагогич.корр-ция". В этой книге отражены пр-пы и методы лечебн.пед., психологич.и психотерапевтич.коррекции, психол.диагностики. Выготский проводит многочисл.исследов.в обл.дефектологии и спец.психол. Он обобщил раб.предшественников и созд.общую концепциюаномального раз-ия, поменял основные направления его корр-ии. В основу его исследов.аномального раз-ия положена теория его психич.раз-ия, кот.Выгот.разраб., изучая особ-ти нормал.психич.раз-ия. Он показал, что наиб.общие законы раз-я норм.реб.прослежив.и раз-ии аномал.дет. Подчерк., что общим для обоих вариантов раз-ия явл.соц.обусловленность психич.раз-я. Во всех раб.он подчеркивал, что соц.и пед.воздейст.сост.неисякаемый источник формир-я высших психич.ф-ций как в норме, так и в патологии. Идей Выгот.о системном строении дефекта , имеющ.определяеющую значимость в разраб.пр-м психокор.воздейстий. Термин значения группы дет.с ОПФР притерпел изменения. С нач.19 в.таких дет.наз.ненорм.дет. Почти одновр.нач.использ.термин дефектив.дети. В конце 30 гг. термин аномал.дети, кот.охват.все недостат.раз-я. В послевоен.период термин дефект сохр.лишь в качестве словообразующ.В 60 гг 20 века стал появл.термин исключительные дети. Оно объеденяло дет.с недостат.в раз-ии и одарен.дет. В связи с раз-ем интегрирован.подхода к обуч.дет.с физ.и псих.недост., а также со стремлением избежать теории навешивания ярлыков. В США - понятие дети с особ.потр. При описании лиц с тотал.наруш.зрен.и слуха чаще приним. неслышащие и незрячие. В наст.время тенденция заменять умст.отст-ть термином интел.недостаточность. Однако последний охват.также и ЗПР и этот термин по отнош.к пер.явл.более шир.
5. История развития специальной психологии
Перв. наукой, пыт. понять природу 
отклонений, была медицина. Именно в 
обл. клиники стали накапливаться 
перв. науч. сведения о прич. и форм. 
отклон. в психич. разв-ии. Поворотным 
пунктом в разв-ии спец.псих. стало 
распространение 
В центре внимания многих исследователей 
находилась проблема социальной адаптации 
глухих детей. Тифлопсихология тоже 
изучает психическое развитие в 
условиях сенсорной недостаточности. 
В этом разделе специальной психологии 
подробно исследуется познавательная 
деятельность при дефектах зрения, 
научно обосновываются методы обучения 
детей с нарушениями зрения (Земцова 
М.И., Кулагин Ю.Г., 1984; Костючек Н.С., Литвак 
А.Г., 1972; Солнцева Л.И. и др.). Эти исследования 
в настоящее время актуальны 
и продолжаются Л.И. Плаксиной, Г.И. Никулиной, 
В.А. Феоктистовой и многими другими. 
Современная специальная 
Как видно из краткого исторического обзора, проблематика специальной психологии преимущественно была связана с задачами специального обучения, поэтому исследовалось в основном когнитивное развитие детей. Больш. вним. уделялось опис. наруш. разв-я и поиску их механизмов.
Разв-е спец. псих. позволило реш. целый ряд теорет. и практич. задач:
произошло углуб.общепсих. понимания 
познавательной дея-ти; в спец. псих.о 
описаны факты наруш. психич.развития, 
разработ. и апробированы психодиагност. 
сис-ы для выявления и 
6. Специа́льная психоло́гия — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.
За свою почти столетнюю 
историю специальная психология 
значительно расширила область 
своих исследований и практического 
применения. Теперь она обращена и 
к детям с задержкой психического 
развития, с нарушениями речи, с ранним 
детским аутизмом, к детям с двигательными 
нарушениями, со сложной структурой дефекта 
и др 
 Специальная психология изучает различные 
варианты патологии