Шпаргалка по "Специальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Специальная психология".

Работа содержит 1 файл

бубубу шпоры.docx

— 167.73 Кб (Скачать)

1. Отношение об-ва к аномал.реб.

Целью изуч.спец.псих.явл.изуч.психолог.особ-ей реб.с ОПФР, а также оказ.пом.этой группе лиц. Данные 2002г.: примерно 30 тыс.дет-инвал. В мре прожив.150 млн.дет.-инв. Их число  постепен.увелич. В наст.вр.общество стремит.к гуман.отнош. к инвалидам. Однако по дан.ООН чаще всего дет.-инвалиды живут в нищете. По сравнению с  др.дет.они в 4 раза чаще подвергаются физич.насилию, в 3 раза чаще-эмоциональному. Жизнь дет.-инв.становится менее  ценной по сравн.с др. Род.и мед.раб., убивающие дет.-инв.получ.более смягченные приговоры. Только 2% дет.-инв.в развивающихся  странах им.доступ к образ. Также  им отказывают в правосудии(не берут  на суд). Гуман.отнош., стремление к нему господствоало в мире не всегда. На протяж.многих веко глава римской  сем. имел юридич.права и был обязан умертвить реб, род.с аномалией. В  период раннего христианства инвал.м.расчитывать  на пом.только со стороны дух.общин. В период среднеековья аномал.реб.рассм.как  знак дьявола. инквизиция отправляла таких  люд.на костер. Только в эпоху просвещ.отнош.к  инвал.изменил. Ист.раз-я психол.пом.дет.с  проблемами р-я можно условно  разделить на 4 периода: 1) описательный. 2) связ.с шир.внедрением экспер.-псих.методов  в сис-му психолог.исследов. 3.связ.с  именем выготского

 

+ 4 вопрос

 

 

 

2. Согласно данным Министерства статистики и анализа в Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2004 года почти каждый девятый ребенок дошкольного возраста имеет отклонения в психофизическом развитии и нуждается в коррекционно-педагогической помощи.

Создание единой национальной системы раннего выявления отклонений развития у детей, своевременной  психолого-педагогической и медико-социальной помощи обусловлено целым рядом  факторов. Помимо социально-экономических (безработица, расслоение населения  по имущественному признаку, кризис института  брака и др.), в ряду объективных  и субъективных факторов можно выделить следующие: 1.увеличение числа детей-инвалидов  и с проблемами в развитии; 2.ухудшение  здоровья населения, проявление "синдрома 90-х" т.е. снижение качества наследственного  материал распространенный отказ женщин детородного возраста от рождения детей  и др.; 3.ухудшение экологической  ситуации в "атомном веке", появление "детей Чернобыля".

В Беларуси имеются условия  для создания республиканской системы  ранней помощи детям-инвалидам и  детям "группы высокого риска". Создана  определенная нормативно-правовая база: ратифицированы Конвенции ООН; приняты  законы "Об образовании в Республике Беларусь", "О правах ребенка", "Об образовании лиц с особенностями  психофизического развития" (специальном  образовании)"; успешно реализуются  Концепция специального образования, Концепция дошкольного образования; осуществляется интегрированное воспитание детей дошкольного возраста в  соответствии с утвержденным Положением об интегрированном воспитании и  обучении детей дошкольного возраста с особенностями развития; реализуется  Положение об обучении детей с  особенностями развития на дому и  др.

Обобщен и накоплен позитивный практический опыт оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с "фактором риска" в развитии и детей-инвалидов  с первых дней жизни. Созданы и  успешно работают службы ранней помощи при некоторых центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и в медицинских  центрах, при поликлиниках. Однако они  разобщены. Недостаточно эффективна межведомственная координация их деятельности. Ограниченное количество таких служб, недостаточное  научно-методическое обеспечение не могут удовлетворить спрос населения  на такого рода услуги. Дефицит информации, методической литературы снижает эффективность  и качество проводимой работы. Отсутствие государственной системы ранней помощи детям и их семьям препятствует осуществлению эффективного психолого-педагогического  и медико-социального сопровождения  семей, имеющих детей-инвалидов и  детей с особенностями психофизического развития. Снижается результативность предупреждения и профилактики инвалидизации  детства. Увеличиваются затраты  государства на систему специального образования.

Важным шагом в создании национальной системы ранней комплексной  помощи является научная разработка концепции, модели и программы ранней коррекционно-педагогической помощи в  Центре специального образования по заказу Управления специального образования  Министерства образования Республики Беларусь. Научно-исследовательская  работа начата в Национальном институте  образования в 2003 году.

Цель концепции - научное  обоснование проектирования системы  ранней диагностики нарушений, комплексной  помощи детям "группы высокого риска" и их родителям с учетом самоценности дошкольного периода детства  и равных прав каждого ребенка  на получение необходимой комплексной  помощи внутриутробно и с первых дней жизни.

Разработка стратегии  создания государственной концепции  ранней комплексной помощи в системе  образования позволит определить этапы  ее становления и последовательность решения тактических задач. Педагогическое проектирование осуществляется на нескольких уровнях: теоретическом, моделирующем, содержательном, процессуальном.

 

 

 

 

 

 

 

3. Система психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающим ребенка с особенностями психофизического развития

Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, - системный подход, позволяющий оказать этим семьям комплексную всестороннюю психокоррекционную помощь, включающую их психологическое изучение, консультирование и психокоррекцию.

Цели психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии:1.обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с психофизическими недостатками в семье;2.оптимизацию самосознания родителей;3.формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии.

Псих помощь семье организуется с момента выявления у ребенка нарушений в развитии. Сроки ее реализации не могут ограничиваться совершеннолетием (18 лет / 21 год) молодого человека с ограниченными возможностями здоровья. Псих сопровождение семьи должно осуществляться постоянно в течение всей жизни лица с психофизическими нарушениями в развитии. 
Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития.

Три направления псих помощи:1.псих изучении проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития;2.псих консультирование семей;3.псих-пед и психокоррекционная работа с детьми и их родителями.

Основная цель психологического изучения семьи — выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии:1) принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи;2) принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку;3) принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога;4) Принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка;5) принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, или лиц, их заменяющих.

Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии.

Принципы коррекционной работы с детьми и их родителями:1.Пр единства диагностики и коррекции разв ( контроль за динамикой разв реб и эффективностью выполнения коррекц программ)2.Пр гуманистической направленности псих помощи. (признание самоценности личности реб с отклонениями в разв и создание усл для его гармонич разв)3.Пр интегративного использования псих-пед и психотерапевтических методов и приемов (комплексный системный подход)4.Пр гармонизации внутрисемейной атмосферы 5.Пр оказания личностно-ориентированной помощи. (псих коррекция личностных девиаций у реб)6.Пр формирования положительного отнош к реб с отклонениями в разв 7.Пр оптимизации воспит приемов, используемых родителями во взаимоотнош  с реб с отклонениями в разв. 8.Пр единства воспит воздействия семьи, УО и специалистов псих-пед службы. (тесное взаимод м/у семьей, специальным (коррекционным) образов учрежд и специалистами службы псих помощи семье.

 

 

4. Роль работ психиатров, психологов, педагогов

Грабов разработал особ.сис-му кор.занятий по раз-ю пам., мыш., произвол.движ.у  дет. с интел.наруш. В 1912 г.под редакцией Кащенко выходит книга "Дефектив.дети в школе". Она явл.одним из перв.рус.учебников по кор.педагогике и психол. Он подчеркивал знач.соц.среды в фор-нии лич-ти реб.с ОПФР. В 1992 появ-ся его раб. "Педагогич.корр-ция". В этой книге отражены пр-пы и методы лечебн.пед., психологич.и психотерапевтич.коррекции, психол.диагностики. Выготский проводит многочисл.исследов.в обл.дефектологии и спец.психол. Он обобщил раб.предшественников и созд.общую концепциюаномального раз-ия, поменял основные направления его корр-ии. В основу его исследов.аномального раз-ия положена теория его психич.раз-ия, кот.Выгот.разраб., изучая особ-ти нормал.психич.раз-ия. Он показал, что наиб.общие законы раз-я норм.реб.прослежив.и раз-ии аномал.дет. Подчерк., что общим для обоих вариантов раз-ия явл.соц.обусловленность психич.раз-я. Во всех раб.он подчеркивал, что соц.и пед.воздейст.сост.неисякаемый источник формир-я высших психич.ф-ций как в норме, так и в патологии. Идей Выгот.о системном строении дефекта , имеющ.определяеющую значимость в разраб.пр-м психокор.воздейстий. Термин значения группы дет.с ОПФР притерпел изменения. С нач.19 в.таких дет.наз.ненорм.дет. Почти одновр.нач.использ.термин дефектив.дети. В конце 30 гг. термин аномал.дети, кот.охват.все недостат.раз-я. В послевоен.период термин дефект сохр.лишь в качестве словообразующ.В 60 гг 20 века стал появл.термин исключительные дети. Оно объеденяло дет.с недостат.в раз-ии и одарен.дет. В связи с раз-ем интегрирован.подхода к обуч.дет.с физ.и псих.недост., а также со стремлением избежать теории навешивания ярлыков. В США - понятие дети с особ.потр. При описании лиц с тотал.наруш.зрен.и слуха чаще приним. неслышащие и незрячие.  В наст.время тенденция заменять умст.отст-ть термином интел.недостаточность. Однако последний охват.также и ЗПР и этот термин по отнош.к пер.явл.более шир.

 

 

 

5. История развития специальной  психологии 

Перв. наукой, пыт. понять природу  отклонений, была медицина. Именно в  обл. клиники стали накапливаться  перв. науч. сведения о прич. и форм. отклон. в психич. разв-ии. Поворотным пунктом в разв-ии спец.псих. стало  распространение гуманистических  идей французских просветителей  в ХVIII столетии. Под влиянием этих идей серьезно меняется отношение общества к инвалидам и начинается систематическое  обучение детей с нарушениями  в развитии. Наиболее рано выделились в качестве направлений специальной  психологии олигофренопсихология (психология умственно отсталых); сурдопсихология (психология глухих), тифлопсихология (психология слепых). Олигофренопсих. охват-ет шир.круг вопросов, связ. с изуч. механизмов и структуры дефекта умственно  отсталых детей, а также с динамикой  их спонтанного и направленного  развития. Этот раздел специальной  психологии формировался как сравнительная  психология нормальных и аномальных детей. Развитие олигофренопсихологии связано с именами Л.В. Занкова, Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Г.М. Дульнева. Сурдопсихология: когнитивное развитие при дефектах слуха исследовалось достаточно широко. Результаты научных исследований отражены в монографиях о психологии глухих и слабослышащих детей: их речи и мышлении (Боскис Р.М., 1963; Шиф  Ж.И., 1968); познавательной деятельности (Соловьев И.М., 1971); развитии у них  памяти и мышления (Розанова Т.В., 1978). В настоящее время в этой области  развивают исследования М.Н. Никитина, Е.Г. Речицкая, Б.Е. Пеннин и др.

 

В центре внимания многих исследователей находилась проблема социальной адаптации  глухих детей. Тифлопсихология тоже изучает психическое развитие в  условиях сенсорной недостаточности. В этом разделе специальной психологии подробно исследуется познавательная деятельность при дефектах зрения, научно обосновываются методы обучения детей с нарушениями зрения (Земцова  М.И., Кулагин Ю.Г., 1984; Костючек Н.С., Литвак А.Г., 1972; Солнцева Л.И. и др.). Эти исследования в настоящее время актуальны  и продолжаются Л.И. Плаксиной, Г.И. Никулиной, В.А. Феоктистовой и многими другими. Современная специальная психология включает в себя психологию детей  с сочетанием нарушений (например, слепоглухонемота).

Как видно из краткого исторического  обзора, проблематика специальной психологии преимущественно была связана с  задачами специального обучения, поэтому  исследовалось в основном когнитивное  развитие детей. Больш. вним. уделялось  опис. наруш. разв-я и поиску их механизмов.

Разв-е спец. псих. позволило  реш. целый ряд теорет. и практич. задач:

произошло углуб.общепсих. понимания  познавательной дея-ти; в спец. псих.о  описаны факты наруш. психич.развития, разработ. и апробированы психодиагност. сис-ы для выявления и дифференциации различ. видов этих наруш.; проделана  и продолжается колоссальная раб. по научно-методическому обеспечению  обуч. и вос. детей с наруш. психич. и физич.развития.

 

 

6. Специа́льная психоло́гия — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

За свою почти столетнюю  историю специальная психология значительно расширила область  своих исследований и практического  применения. Теперь она обращена и  к детям с задержкой психического развития, с нарушениями речи, с ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями, со сложной структурой дефекта и др Специальная психология изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы искажения психического развития при врождённых физических заболеваниях и дефектах. так, например, выявлено, что первичный дефект (например, глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения — изменения психического развития (вторичный дефект), перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления, восприятия и пр. (третичные отклонения).

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной психологии"