Взаимосвязь эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в психологии растет интерес к исследованию смысловой сферы личности. Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, убеждения, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем.
Каждый человек сам решает, в каком направлении выстраивать свое существование, но каждому хочется сделать это существование осмысленным и ценным. Сензитивным периодом для развития смыслов и ценностей можно считать юношеский возраст. Но часто в это время, когда приходится делать выбор главного жизненного пути, у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний. Современные психологи сходятся в оценке нынешней социальной ситуации как вакуума отношений, ценностей, смыслов, будущего (Леонтьев ДА., Чудновский В.Э., Арсеньев A.C., Братусь Б.С., Герген К., Бьюдженталь Д.).
Наиболее перспективной и вместе с тем малоизученной для решения этих кризисных вопросов остается изучение взаимосвязи эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций. Принято считать, что эмоции отражают наше истинное отношение к предметам и явлениям, другим людям и самим себе. Однако на деле нередко именно эмоции мешают нам быть собой. Попробуем разобраться есть ли взаимосвязь между смысложизненными ориентациями и эмоциональной сферой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические аспекты эмоциональной сферы и смысложизненных ориентации

1.1.Определение понятия эмоциональная сфера………………………………………………5

1.2.Психологические особенности смысложизненных ориентаций………………………...10

1.3.Возрастные и личностные особенности студентов – дизайнеров….……………………15

Глава II. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов – дизайнеров.

2.1.Организация эмпирического исследования эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров…………………………………………………………….21

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования ……………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………………………...24

Список литературы……………………………………………………………………………..26

Приложение……………………………………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Курсовая леон. Мих31.06.11.docx

— 83.52 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические аспекты эмоциональной сферы и смысложизненных ориентации

1.1.Определение  понятия эмоциональная сфера………………………………………………5

 1.2.Психологические  особенности смысложизненных ориентаций………………………...10

1.3.Возрастные  и личностные особенности студентов – дизайнеров….……………………15 

Глава II. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов – дизайнеров.

2.1.Организация эмпирического исследования эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров…………………………………………………………….21

2.2. Анализ результатов  эмпирического исследования ……………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………………………...24

Список литературы……………………………………………………………………………..26

Приложение……………………………………………………………………………………..28 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В настоящее время в психологии растет интерес к исследованию смысловой  сферы личности. Смысловая сфера  направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, убеждения, выбор жизненного пути, самоопределение  человека, актуализируя его потенциал  в будущем.

     Каждый  человек сам решает, в каком  направлении выстраивать свое существование, но каждому хочется сделать это  существование осмысленным и  ценным. Сензитивным периодом для  развития смыслов и ценностей  можно считать юношеский возраст. Но часто в это время, когда  приходится делать выбор главного жизненного пути, у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний. Современные психологи сходятся в оценке нынешней социальной ситуации как вакуума отношений, ценностей, смыслов, будущего (Леонтьев ДА., Чудновский В.Э., Арсеньев A.C., Братусь Б.С., Герген К., Бьюдженталь Д.).

     Наиболее  перспективной и вместе с тем  малоизученной для решения этих кризисных вопросов остается изучение взаимосвязи эмоциональной сферы  и смысложизненных ориентаций. Принято  считать, что эмоции отражают наше истинное отношение к предметам и явлениям, другим людям и самим себе. Однако на деле нередко именно эмоции мешают нам быть собой. Попробуем разобраться  есть ли взаимосвязь между смысложизненными ориентациями и эмоциональной сферой.

       Необходимость углубления исследований  в этой области подчеркивают  в своих работах, как отечественные,  так и зарубежные психологи  (Леонтьев Д.А., Асмолов АР., Чудновский  В.Э., Братусь Б.С., Флоренская ТА., Агафонов А.Ю., Пучинский В.М., Обуховский  К., Пископпель АА., Мадди С., Лэнгле  А., Ялом И.).

     Объектом исследования являются эмоциональная сфера и смысложизненные ориентации  студентов - дизайнеров.

     Предметом исследования является взаимосвязь эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций в структуре личности студентов - дизайнеров.

     Целью нашей работы является изучение характера взаимосвязи между эмоциональной сферой и смысложизненными ориентациями студентов - дизайнеров.

     В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что между эмоциональной сферой и уровнем смысложизненных ориентаций у студентов- дизайнеров существует взаимосвязь.

     Для этого мы ставим перед собой следующие  задачи:

         1. Провести анализ и систематизацию  материалов отечественных и зарубежных  исследований эмоциональной сферы  и смысложизненных ориентаций.

          2. Эмпирически исследовать связь  между эмоциональной сферой и  смысложизненными ориентациями студентов – дизайнеров.

          3. Проанализировать полученные результаты  и определить их достоверность.

     Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:

     - анализ психолого-педагогической  литературы по теме исследования;

     - диагностические методы: методика  «Шкалы дифференциальных эмоций» К. Изарда, «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО), адаптированный Д.А. Леонтьевым ; «Методика САН» (Самочувствие Активность Настроение) (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошников).

     - обработка результатов опроса  при помощи аппарата математической  статистики (корреляционный анализ по Спирмену).

     Таким образом, в качестве проблемы исследования выступило противоречие между потребностью психологической теории и практики в знании особенностей развития структурно-содержательных характеристик смысложизненных  ориентаций и эмоциональной сферы  в юношеском возрасте, позволяющих  конструктивно использовать ресурсы  этой глубинной структуры личности, и недостаточной разработанностью обозначенного вопроса в научной  литературе. Данное обстоятельство и  определило выбор темы нашего эмпирического  исследования.

     Достоверность и надежность обеспечивались методологической обоснованностью исходных положений; опытной проверкой гипотезы, использованием валидного психологического инструментария и статистической обработкой данных.

     Структура курсовой работы: курсовая включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения. 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические аспекты эмоциональной сферы и смысложизненные ориентации

1.1. Определение понятия  «эмоциональная сфера»

      Как известно, психология - наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Разобраться в себе - это прежде разобраться в собственных переживаниях. Каждый человек имеет круг своих предпочтений, симпатий и антипатий: кто-то очень эмоционально чувствительный, умеет сопереживать, второй не обращает внимания на чувства и эмоциональное состояние другого человека, не считает это необходимым; кто умеет контролировать интенсивность проявлений своих эмоций и чувств, другой же в этом бессилен; некоторые могут испытывать огромную гамму переживаний, другому это недоступно [2].

     Что же такое эмоциональная сфера  психики? Традиционно рассматривают  две сферы психики - когнитивную  и эмоциональную и две главные  функции - познавательную и регулятивную. Познавая с помощью психических  процессов свой мир, мир других, окружающий мир, человек реализует свое право  на избирательность познания, его  страстность [10].

       По словам С. Л. Рубинштейна,  психические процессы в своей  целостности - не только познавательные, но и "аффективные", эмоционально-волевые.  Они выражают не только знания  о явлениях, но и соответствующее  отношение [18].

     Таким образом, эмоциональная сфера может  рассматриваться как составная  аффективной сферы. В языке всех народов мира различаются ум, сердце и воля. Первый дает человеку жизнь  ума, второе - жизнь чувств, третья - жизнь действия, или фактическое  жизни (И. М. Сеченов).

     Существует  множество разных определений эмоций в разных психологических теориях, причем довольно противоречивых.

     Эмоции  – особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или  неприятного, отношения человека к  миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности [2].

     Шахтер  и Зингер определили эмоцию как состояние физиологического возбуждения и когниции, связанные с этим возбуждением. В этом определении выделено два аспекта эмоций: активизационный (энергетический) и информационный. П.В. Симонов [2] тоже подчеркивал информационную природу эмоций.

       В определении Кабанака информационная  сторона эмоций полностью игнорируется. Эмоция это психический механизм, выполняющий определенные функции.  В процессе функционирования  этого механизма возникают различные  психические состояния, которые  тоже называются эмоциями [2].

     Эмоции - это переживания, в которых выражается отношение субъекта к миру. Мир: 1) объекты, отношения, ситуации (восприятие связано с эмоциями) 2) внутренний мир, состояние тела человека, физиологические  нужды, воображение. 3) это наши действия и поведение - человек эмоционально к ним относится. Т.о. эмоции сопровождают все, что человек совершает и испытывает [18].

     В своей работе мы будем придерживаться определения Э. Изарда.

     Эмоция - это нечто, что переживается как  чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие. Каждый аспект данного определения чрезвычайно  важен для понимания природы  эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых  случаях ощущается субъектом  как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и  физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а  если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые  очки: умиляться самым обыденным  вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и  идти по жизни легкой, пружинистой  походкой [10].

     Значение  эмоциональной сферы человеческой жизни отчетливо раскрыто М. Ланге:"Порывы души есть не только важнейшими деятелями жизни каждого человека, а вообще выступают мощными силами природы среди тех, что мы знаем. Каждая страница в истории народов, равно как и в истории отдельного человека, свидетельствует о непреодолимой их силе, буря страстей стоила большего количества человеческих жертв и уничтожила больше стран, чем ураган, и потоки страстей смели больше городов, чем потоки воды" [7].

     В чем же заключается суть жизни  чувств или жизнь сердца? Жизнь  чувственной, страстной сферы каждой психики, жизнь эмоций, чувств? Какие  проблемы здесь стоят? Ставший традиционным тезис о нерозробленности психологии эмоций сравнению с интеллектуальными  процессами и волей. Причина этого  заключается главным образом  в том, что эмоции - это специфическая  характеристика психического, интимная его характеристика. На сегодня психология эмоций остается отраслью психологии с неустоявшейся терминологией [18].

     Дискуссионным является вопрос, какие признаки, характерные  именно для эмоций, можно считать  определяющими в наших знаниях  об эмоциях. Согласно классическому  подходу, категория эмоций должна иметь  набор четких признаков, причем необходимых  и достаточных. Речь идет о наборе органических или поведенческих  реакций. Однако установить четкие границы  этих признаков чрезвычайно трудно. Прототипичный подход подчеркивает определение прототипа эмоции как  категории, т.е. на определении типичной ее представителя, который имеет  достаточное количество признаков, характерных для категории эмоций. Возьмем, например, как прототип радость. Другие виды эмоций различаются по степени типичности, в зависимости  от того, сколько они имеют общих  с прототипом признаков. Например, гордость имеет подобные радости органические и поведенческие изменения. Часто  говорят: "глаза светятся радостью, гордостью". Однако где проходит грань между общими и индивидуальными  признаками, и какие признаки более, а какие менее типичны? Ответ  на сегодня дать сложно.

     Данный  подход подчеркивает градуированную внутреннюю структуру категории эмоций с  размытыми границами. Так, называя  эмоцию, мы, прежде всего, ориентируемся  на высоко-типичные примеры, которые, однако, не ограничивают поле этой категории. Количество признаков, их нюансов изменяется в онтогенезе (чем старше становится человек, тем больше этих признаков), а также в зависимости от специфики  культуры в плане универсальности  эмоций [10].

     Общие проблемы психологии эмоций имеют два  аспекта: теоретический и практический. Теоретический аспект касается вопроса  о месте эмоций в структуре  психического. Можно ли рассматривать  эмоции, сводя их к явлениям низшего  порядка, например, относительно мышления? Пожалуй, нет. Нельзя признать превосходство  процессов интеллектуальных относительно процессов эмоциональных. Актуальны  и сегодня слова Л. С Выготского относительно того, что отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от аффективной, волевой стороны представляет собой  одну из коренных пороков всей традиционной психологии. Другая недостаток - это  редукционизм, сведение эмоций к физиологическим  процессам. Различные психологические  направления своеобразно подходят к проблеме эмоций, их места в  структуре психического. Классический бихевиоризм считает, что можно  вообще обойтись без понятия "эмоция", предпочитая понятию "активация" (возбуждение). По мнению бихевиористов, это понятие имеет большую объяснительную силу и дает возможность упорядочить терминологию, описывающую эмоциональную сферу [7].

Информация о работе Взаимосвязь эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров