Взаимосвязь уровня тревожности и личностного самоопределения в ранней юности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 05:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы установить взаимосвязь между уровнем тревожности и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

Объект исследования уровень тревожности и самоопределения в юношеском возрасте

Предмет исследования: взаимосвязь уровня тревожности и личностного самоопределения в ранней юности.

Гипотеза исследования : существует корреляционная связь между уровнем тревожности и личностным самоопределением.

Для достижения цели исследования и проверки гипотез в практической части работы решались следующие задачи :

1. Определить показатели для оценки характеристик процесса личностного самоопределения в ранней юности.

2. Исследовать уровень тревожности у испытуемых в выборке.

3. Выявить корреляционную связь между уровнем тревожности и юношей и девушек и процессом их личностного самоопределения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3


1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Развитие взглядов на тревожность в зарубежной психологии……………7

1.2. Исследование проблемы тревожности отечественными психологами…..17

1.3. Социально-психологические факторы формирования тревожности……24


2. ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

2.1. Понятие личностного самоопределения………………..33

2.2. Психологическое содержание личностного самоопределения в ранней юности………………………………………………44


3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1. Материалы и методы исследования…………………………….53

3.2. Анализ результатов и выводы……………………………...58


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….60

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………….62

Работа содержит 1 файл

взаимосвязь уровня тревожности и личностного самоопределения в ранней юности.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

     Можно полагать, что наличие тревоги  в состоянии стресса связано  именно с ожиданием опасности  или неприятности, с предчувствием  его. Потому тревога может возникнуть не прямо в ситуации стресса, а до наступления этих состояний, опережать их. Тревожность, как состояние, и есть ожидание неблагополучия. Однако тревога может быть различной в зависимости от того, от кого субъект ожидает неприятности: от себя (своей несостоятельности), от объективных обстоятельств или от других людей.

     Важным  является тот факт, что, во-первых, как  при стрессе, так и при фрустрации авторы отмечают у субъекта эмоциональное  неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности. Но эта тревога всегда обоснованная, связанная с реальными трудностями.

     Так И.В. Имедадзе прямо связывает состояние  тревоги с предчувствием фрустрации. По ее мнению, тревога возникает при антиципации ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности17.

     Таким образом, стресс и фрустрация при  любом их понимании включают в себя тревогу.

     Подход  к объяснению склонности к тревоге  с точки зрения физиологических особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. Так, в лаборатории Павлова И.П., было обнаружено, что, скорее всего нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, затем у возбудимого типа и меньше всего подвержены срывам животные с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью.

     Данные  Б.М. Теплова также указывают на связь состояния тревоги с силой нервной системы. Высказанные им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В.Д. Небылицина. Он делает предположение о более высоком уровне тревожности со слабым типом нервной системы.

     Особый  интерес представляет исследование В.А. Бакеева, проведенное под руководством А.В. Петровского, где тревожность рассматривалась в связи с изучением психологических механизмов внушаемости.

     Эти исследования можно рассматривать  как теоретическую базу для понимания  тревожности, как результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности. 

     1.3. Социально-психологические  факторы формирования  тревожности 

     В докладе Комитета экспертов ВОЗ  «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями [14].  

     Трудности неизбежно встречаются в жизни  каждого человека. Их возникновение является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром.

     Существуют  трудные ситуации и у детей, причем есть все основания полагать, что  в жизни детей они встречаются  не реже, а возможно даже чаще, чем у взрослых.

     Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием  между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека [22].

     Развивающийся человек, познавая и осваивая окружающий мир, но, еще не обладая  достаточным опытом, непременно будет сталкиваться с чем-то новым, неизвестным, неожиданным для себя. Это потребует от него испытания собственных возможностей и способностей, что далеко не всегда может оказаться успешным и потому может послужить причиной для разочарований. То, что для взрослого выступает как привычное и естественное, для ребенка может быть трудно и сложно.

     Любая трудная ситуация приводит к нарушению  деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности [1].

     Трудные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения  и формируется отношение к затруднениям, имеют различный характер.

     Это могут быть переходящие, быстротечные, будничные для ребенка события (не приняли в игру, упал с велосипеда, забыл ключ от дома и т.п.);  кратковременные, но чрезвычайно значимые и острые ситуации (потеря близкого родственника, разлука с любимым членом семьи, резкая смена жизненного стереотипа); или, напротив, ситуации длительного, хронического действия, связанные, как правило, с семейной обстановкой (развод родителей, противоречивое и ли деспотичное воспитание, алкоголизм родителей и т.п.); а также ситуации, возникающие под влиянием факторов эмоциональной депривации (госпитализация, круглосуточное пребывание в детских дошкольных учреждениях и т.п.) [23].

     Наиболее  существенное влияние на детей оказывают  острые психические травмы и хронические психотравмирующие воздействия, которые являются ситуациями повышенного риска и предрасполагают к возникновению дезадаптивных реакций.

     К. Флейк-Хобсон выделяет для детей  раннего  и дошкольного возраста характерны следующие ситуации повышенного риска18.

     1.Ситуации, связанные с отсутствием или  утратой чувства защищенности:

  • враждебная, жестокая семья;
  • эмоционально отвергающая семья;
  • не обеспечивающая надзора и ухода семья;
  • негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся);
  • чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека);
  • появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);
  • противоречивое воспитание или смена типа;
  • чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

     2. Ситуации, вызывающие беззащитность  из–за отрыва от семьи:

  • помещение в чужую семью;
  • направление в детское учреждение;
  • госпитализация.

     Такого  рода ситуации, оказывая существенное влияние на весь ход психического развития, способны серьезно нарушить социальную адаптацию ребенка, глубоко деформировать его психику. Различные психосоматические и нервно – психические расстройства у детей, с которыми нередко сталкиваются  медицинская и психологическая практика, являются, как правило. Следствием таких долговременных патогенных воздействий. Перечисленные ситуации охватывают наиболее существенные, значимые жизненные отношения ребенка, поэтому их наличие должно предопределять серьезные отрицательные последствия для развития личности. Однако, вопреки этому очевидному положению, в последнее время учеными обнаружен удивительный феномен – неуязвимые дети. Так названы дети, «которые воспитываются в самых ужасных условиях и все-таки добиваются значительных успехов в жизни. Наиболее типичной чертой неуязвимых детей является их способность не реагировать на стресс и справляться с ним благодаря исключительно интенсивной мыслительной деятельности и компетентности. …Эти дети отличаются начитанностью и душевным здоровьем, увлеченно играют, любят жизнь и считают, что жить стоит» [28].

     Существуют  и  другого типа трудные ситуации, которые с большей вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого ребенка. Это так называемые «ситуации стресса обыденной жизни» – повседневные, зачастую и повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ у доски и др.). Их влияние на развитие детской личности не менее велико. Это можно объяснить тем, что все подобные, казалось бы, «мелочи жизни» нужно преодолевать, каждый раз необходимо находить то или иное решение. Именно в таких обыденных ситуациях ребенок приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует, «примеряет» разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения [23].

     Проблема  сохранения психического здоровья детей  и профилактики его нарушений является предметом пристального внимания специалистов разных областей: медиков, педагогов, психологов. Однако не менее важная роль в ее решении принадлежит и тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними каждодневный контакт – родителям.

     С точки зрения обсуждаемой проблемы – трудные ситуации у детей  – роль родителей представляется двоякой: во-первых, именно родители нередко создают своим детям трудные жизненные ситуации. Подавляющее число психотравмирующих ситуаций спровоцировано семьей, и родители являются теми взрослыми, которые учат детей преодолевать трудности жизни [23].

     Влияние родителей на становление у детей  способов поведения в трудных ситуациях крайне велико. Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни [28].

     В связи с этим  актуальным является вопрос, касающийся особенностей преодоления трудностей и эмоционального стресса в подростковом возрасте.

     Трудности, с которыми сталкиваются подростки, разнообразные стрессовые воздействия, требуют от них определенных стратегий преодоления препятствий. Личность подростка претерпевает «либо поступательное развитие с формированием адаптивного поведения, либо дезадаптацию, саморазрушение». Различные формы поведения подростков представляют собой варианты преодоления стресса. Подростковый возраст - это период, в котором увеличиваются требования к психофизиологическим потенциям. Наряду с формированием «структурно-функциональных и социо-психологических позиций», формируются «кризисные и конфликтные паттерны поведения». Эти паттерны производятся стрессорами среды. От того, как отвечает подросток на предъявляемые ему требования среды, какие способы и стили преодоления стресса у него проявляются и закрепляются, зависит развитие личности в подростковый период и дальнейшие перспективы.

     Английский  термин «копинг» (coping), относительно четко  сформулированный к 80-м годам, определяет «процесс конструктивного приспособления, в результате которого данное лицо оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются, и возникает чувство роста собственных возможностей, а это, в свою очередь, ведет к положительной самооценке»[39].

     Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский, следуя подходу  Р. Лазаруса, рассматривают копинг как «деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям»19. Они рассматривают ряд особенностей преодоления эмоционального стресса подростками:

  1. Механизмы преодоления эмоционального стресса у подростков определяют развитие и формирование различных вариантов поведения, приводящих к адаптации, либо дезадаптации индивида. Эти поведенческие модели могут сменять друг друга, претерпевая определенное прогрессивное развитие, и могут носить ригидный, фиксированный характер с последовательным усложнением, приводящим к возникновению нарушений.
  2. Механизмы преодоления эмоционального стресса представляют собой сложные паттерны личностно-средового взаимодействия, включающие концепцию «Я», контроль, системы вербальной, невербальной коммуникации и другие составляющие.
  3. Реализация механизмов преодоления стресса происходит на различных взаимозависимых уровнях: эмоциональном, когнитивном, соматическом, поведенческом. Наиболее четко измеряемым уровнем реализации механизмов преодоления стресса у подростков является поведенческий уровень.
  4. Преодоление стресса подростками может иметь гетеро- и аутоагрессивную направленность, быть связанным с экстернальной либо интернальной по отношению к среде направленностью контроля, эмпатическими, аффилятивными тенденциями, чувствительностью к отвержению.
  5. Выраженным влиянием на преодоление стресса обладает система социальной поддержки индивида и способность к ее восприятию.
  6. В подростковом возрасте механизмы преодоления стресса носят динамический и транзиторный характер, обеспечивают развитие индивида, способствуют или препятствуют включению биологических и социальных факторов риска развития поведенческих, психосоматических и психических нарушений20.

     Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский на основе своих исследований копинг-поведения  подростков разработали три теоретические  модели21:

Информация о работе Взаимосвязь уровня тревожности и личностного самоопределения в ранней юности