Взаимосвязь уровня тревожности и личностного самоопределения в ранней юности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 05:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы установить взаимосвязь между уровнем тревожности и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

Объект исследования уровень тревожности и самоопределения в юношеском возрасте

Предмет исследования: взаимосвязь уровня тревожности и личностного самоопределения в ранней юности.

Гипотеза исследования : существует корреляционная связь между уровнем тревожности и личностным самоопределением.

Для достижения цели исследования и проверки гипотез в практической части работы решались следующие задачи :

1. Определить показатели для оценки характеристик процесса личностного самоопределения в ранней юности.

2. Исследовать уровень тревожности у испытуемых в выборке.

3. Выявить корреляционную связь между уровнем тревожности и юношей и девушек и процессом их личностного самоопределения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3


1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Развитие взглядов на тревожность в зарубежной психологии……………7

1.2. Исследование проблемы тревожности отечественными психологами…..17

1.3. Социально-психологические факторы формирования тревожности……24


2. ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

2.1. Понятие личностного самоопределения………………..33

2.2. Психологическое содержание личностного самоопределения в ранней юности………………………………………………44


3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1. Материалы и методы исследования…………………………….53

3.2. Анализ результатов и выводы……………………………...58


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….60

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………….62

Работа содержит 1 файл

взаимосвязь уровня тревожности и личностного самоопределения в ранней юности.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

     Как мы видим, представление о собственном будущем связано с ценностями.  Ценности, будучи по своей природе социально-историческими, являются средством приобщения индивида к роду  (родовым человеческим способностям), тем самым позволяя преодолеть конечность  (временность) человеческого существования.  Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни (см., например, [87]), которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом.

     Итак, мы отметили, что самоопределение  связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее, Теперь мы можем сформулировать эти связи более конкретно, Определение  человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции)  относительно социокультурных ценностей, и тем самым  -  определение смысла своего существования, Определение себя как личности - личностное самоопределение - имеет ценностно-смысловую природу. Ценности же задают ориентацию на будущее  (об этом несколько подробнее  -  ниже).  Такое понимание личностного самоопределения согласуется с предлагаемым  М.М. Шибаевой пониманием  «самоопределения личности в культуре».  Так, М.М. Шибаева отмечает  «...важность процесса самоопределения личности в культуре с целью выделения и обоснования для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбора способов и форм ее реализации»24.

     Представление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения является той основой, с позиции которой М.Р.Гинзбург подходит к решению этой проблемы в возрастном аспекте. А теперь рассмотрим те характеристики подросткового и юношеского возрастов, которые дают основание для такого подхода.

     Нет такого исследования старшего подросткового  возраста, в котором не подчеркивалось бы, что основной потребностью подростка  является стремление занять определенное место в обществе. Однако само по себе стремление занять определенное место в обществе вовсе не является специфической особенностью подросткового возраста.  Как явствует из  работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина,  Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, стремление занять новую социальную позицию характерно для всех межвозрастных переходов и представляет собой, собственно, один из механизмов этих переходов. Специфику следует искать не в самом стремлении к обретению место в обществе  (социальной позиции), но в качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в данном возрасте между ребенком и обществом.  Специфика эта, помимо всего прочего, заключается также и в том, что, как справедливо отмечал еще П.П. Блонский, с каждым последующим возрастным этапом расширяется круг общения ребенка; это означает, что расширяется адресат этого общения, представленность в этом общении общества как целого.  Кроме того, меняются также его содержание и средства.  В старшем раннем юношеском возрасте таким адресатом становится общество в целом; юноша выходит на общение с обществом  (шире - с миром человеческой культуры) напрямую.

     Так, в работах Д.И.Фельдштейна [29, 41] показано, что подростковый возраст является сензитивным для формирования мотивации общественно полезной деятельности, т.е. деятельности, направленной на пользу всего общества. «Узловым рубежом» в социальном развитии личности является занятие подростком позиции «Я и общество».   Содержательно это означает, что на этом уровне подростком решается проблема взаимоотношений себя и общества, определение себя в обществе и через общество.  А это, как мы показали, возможно только в области ценностей и смыслов.  Таким образом, на этом уровне задача решается как задача личностного самоопределения.

     Сам факт обобщенного характера юношеских  устремлений, их связь с судьбами общества и человечества в целом  отмечались исследователями неоднократно.  Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности  -  заинтересованность «последними вопросами»  (Ф.М. Достоевский)  является существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Помимо того, что эти проблемы  волнуют юношей и девушек,  они еще широко ими обсуждаются  -  со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия.  Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, по мнению М.Р. Гинзбурга, свидетельствует об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие  -  об его искажении [11].

     В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого «я».  Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека [45].  Потребность в смысле жизни, считает К. Обуховский, образует тот «узел», который позволяет человеку, во-первых, интегрировать многочисленные требования, идущие из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели и преемственность, и, во-вторых, помогает человеку интегрировать все его способности, максимально их  мобилизовать, следуя тем задачам, которые ставятся им в соответствии с выработанной Я-концепцией и концепцией жизни [24].

     Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего  мира сопряжено с переживанием его как ценности.  Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить.  Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «я»  ( «Кто я?», «Какой я?» «Каковы мои способности?», «За что я могу себя уважать?»), а с другой - осознание своего положения в мире  ( «Каков мой жизненный идеал?, «Кто мои друзья и враги?», «Кем я хочу стать?», «Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»).  Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток.  Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения

       Трудность заключается в том,  что ранняя юность, создавая внутренние  условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться  для чего он живет, не дает  средств, достаточных для ее  решения.  Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая [8].Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности.  Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты) [21] .

     Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

     Итак, в основе самоопределения в старшем  подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего собственного существования.  М.Р.Гинзбург полагает, что в раннем юношеском возрасте личностное самоопределение  (т.е. ценностно-смысловое, самоопределение относительно ценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видом самоопределения (о которых - ниже).  Сознание старшего подростка вовсе не представляет собой «ценностного хаоса» [10] .  Конечно, ценностно-смысловая ориентация подростка очень сильно отличается от ценностно-смысловой ориентации взрослого.  Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (пере-определению).  Но диалектика здесь такова, что личностное самоопределение выступает основание собственного развития.

     Такое понимание позволяет нам выстроить  целостную картину самоопределения в подростковом и юношеском возрастах, в рамках которой обретает смысл пестрая мозаика различных  «самоопределений», встречающихся в литературе.  Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределения.

     На  основе изложенных позиций можно  объяснить и двойственный характер самоопределения, на который указывала Л.И. Божович,  и «переход от романтической направленности к реальному выбору», отмечаемый С.П. Крягжде.  «Лишенные конкретности искания», «романтический характер», отсутствие какой бы то ни было временной привязанности представлений о будущем старших подростков и младших юношей объясняется тем, что мы имеем дело с личностным самоопределением, происходящем на уровне ценностей.  Ценность же принципиально вневременна;  задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо та иная размерность – размерность «смыслового будущего» (М.М. Бахтин).  Временное будущее, т.е. более или менее точное планирование своей жизни во времени  (жизненный план, понимаемый как система целей), по-видимому, возникает на уровне социального самоопределения.  В дальнейшем эти два вида представления о своем будущем сосуществуют, выполняя различные функции:  смысловое будущее - функцию смыслообразования, временное - регулятивную функцию.  Отсюда та двойственность жизненных планов, жизненных перспектив, которая отмечается многими исследователями.

     Итак, резюмируем основные положения по проблеме  личностного самоопределения, которые нашли отражение в нашей работе:

     1)   личностное самоопределение как  психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста;

     2)  потребность в личностном самоопределении  представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;

     3)   личностное самоопределение имеет  ценностно-смысловую природу. активное  определение своей позиции относительно  общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования;  обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире - самоопределение;

     4)  существенной особенностью личностного  самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее;

     5) личностное самоопределение лежит  в основе процесса самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах, оно определяет развитие всех других видов самоопределения  (социального и профессионального).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ  ТРЕВОЖНОСТИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 

     3.1. Материалы и методы  исследования 

     Цель  исследования   состоит в том,  чтобы  установить взаимосвязь между уровнем тревожности  и личностного самоопределения в раннем  юношеском возрасте.

     Объект исследования:  уровень тревожности и самоопределения в юношеском возрасте

     Предмет исследования:  взаимосвязь уровня тревожности и личностного самоопределения в ранней юности.

     Гипотеза исследования :  существует  корреляционная связь между  уровнем тревожности и личностным самоопределением.

     Для достижения цели исследования и проверки гипотез в практической части  работы решались следующие задачи :

     1.  Определить показатели для оценки характеристик  процесса  личностного самоопределения в ранней юности.

     2.  Исследовать уровень тревожности у испытуемых в выборке.

     3. Выявить корреляционную связь  между уровнем тревожности и юношей и девушек и  процессом их  личностного самоопределения.

     Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования :

     -  сравнительный метод;

     -  тестирование;

     - методы первичной и вторичной  обработки данных.

     Испытуемые: юноши и девушки в возрасте от 16 до 18 лет, учащиеся средней школы, проживающие в родительских семьях. Всего 16 человек.

     Учитывая  важное значение мотивации к участию  в исследовании для получения  достоверных результатов, мы заинтересовали испытуемых тем, что участие в  эксперименте анонимное, после обработки  данных каждый участник получит свои результаты и будет проведена групповая консультация по их интерпретации. Т.е. участники эксперимента предполагали, что каждый будет знать только свои результаты тестирования. Также было предложено в случае необходимости обращаться за индивидуальной консультацией по возникшим вопросам.

     В нашем исследовании мы применяли  следующие методики:

Информация о работе Взаимосвязь уровня тревожности и личностного самоопределения в ранней юности