Государственный долг

Автор: s**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Итак, целью данной контрольной работы является рассмотрение государственных гарантий как форм государственного кредита.
Объектом исследования контрольной работы выступает Чеченская Республика РФ.
Предметом исследования является рассмотрение предоставления государственных гарантий РФ по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории Чеченской Республики, на реализацию инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Сущность, функции и значение государственного кредита…………………....4
2 Государственная или муниципальная гарантия………………………………....8
3 Порядок предоставления государственных гарантий……………………...…..10
4 Государственные гарантии Чеченской Республики РФ………….………....….12
Заключение…………………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

ГОС-ЫЙ ДОЛГ.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………..3 

1 Сущность, функции и значение государственного  кредита…………………....4 

2 Государственная  или муниципальная гарантия………………………………....8 

3 Порядок предоставления государственных гарантий……………………...…..10 

4 Государственные гарантии Чеченской Республики РФ………….………....….12 

Заключение…………………………………………………………………………..19 

Список  использованной литературы………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Для покрытия своих расходов, связанных  с бесперебойным финансированием многообразных потребностей обществ, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит - являющийся одной из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта. Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему в случае неплатежеспособности плательщика, то речь идет об условном государственном кредите -гарантированных займах.

Итак, целью  данной контрольной работы является рассмотрение государственных гарантий как форм государственного кредита.

Объектом исследования контрольной работы выступает Чеченская Республика РФ.

Предметом исследования является рассмотрение предоставления  государственных гарантий РФ по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории Чеченской Республики, на реализацию инвестиционных проектов на территории  Чеченской Республики.

При работе использовалось законодательство Российской Федерации, а также научная и  учебная литература по изучаемому вопросу. 
 

     1 Сущность, функции и значение  государственного кредит 

     Государственный кредит функционирует на принципах  возвратности, срочности и платности (в порядке исключения может использоваться беспроцентный заем ресурсов) предоставляемых взаймы средств, ему присущи все свойства кредита. Однако имеются и отличия. Его, например, нельзя смешивать с банковским кредитом, при котором ссудный фонд используется для кредитования предприятий и организаций в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, заемщиками могут выступать и частные лица. Банковское кредитование хозяйствующих субъектов предполагает производительное использование ссудного фонда. Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта.

     При государственном же кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляемые, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит, связан с движением бюджетных средств, поэтому выражает часть финансовых отношений общества.

     Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу государственных кредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.

     Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием  между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Регулирование экономики, международная деятельность, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

     Целесообразность  использования государственного кредита  для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно  меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссии денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

     Возможность существования государственного кредита  вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п. Население также может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения.

     Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств предприятий и организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды предприятий. С ростом эффективности общественного производства будут увеличиваться и возможности привлечения средств предприятий и организаций в сферу государственного кредита.

     Таким образом, как экономическая категория  государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает их особенности.

     В качестве звена финансовой системы  он обслуживает формирование и использование  централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

     Сущность  государственного кредита как экономической  категории раскрывается в функциях: распределительной, контрольной и регулирующей.

     Важнейшая функция государственного и муниципального кредита -- распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями  экономики в целом и целесообразностью  поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

     Распределение осуществляется между:

·  федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

·   региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

· международными финансово-кредитными институтами  и федеральным бюджетом;

· иностранными юридическими и физическими лицами, федеральным и региональными  бюджетами;

·   федеральным, региональными, местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

     Через распределительную функцию осуществляется формирование и использование централизованных фондов денежных средств.

     Контрольная функция государственного кредита  органически вплетается в контрольную  функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные  особенностям этой категории. Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:

· движением  денежных потоков, осуществляемых через  органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

· соблюдением  условий кредитного договора;

· целевым  использованием заемщиком выделенных средств;

· выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и т.д.

     Регулирующая  функция государственного кредита  проявляется в воздействии государства  на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке  денег капиталов и занятость. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе. Регулирующая функция проявляется при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное использование бюджетных ссуд.

     Мобилизуемые  с помощью государственного кредита  средства прямо используются для  финансирования экономических и  социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь  средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

     Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п. 

     2 Государственная или муниципальная  гарантия 

     Государственная или муниципальная гарантия -- это  способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование -- гарант -- дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами.

     Срок  гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена  гарантия. Гарантии предоставляются, как  правило, на конкурсной основе.

     Гарант  по государственной или муниципальной  гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.

     Предусмотренное государственной или муниципальной  гарантией обязательство гаранта  перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия.

     Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии.

     Федеральным законом о федеральном бюджете  устанавливается верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте, и верхний предел государственных гарантий РФ, предоставляемых для обеспечения обязательств в иностранной валюте.

Информация о работе Государственный долг