Подготовка дел к архивному хранению и хранение документов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 01:36, курсовая работа

Описание работы

К числу наиболее юридически значимых реквизитов относятся: наименование организации, дата и регистрационным номер документа, подпись, печать, грифы согласования и утверждения.
В управленческой практике принято различать документы по степени их подлинности на черновые, беловые, подлинники, копии.
Прием-передача дел в архив производится секретарем-референтом (работником службы делопроизводства) и архивистом. При этом на всех экземплярах описи против каждого дела ставится отметка о его наличии. В конце каждого экземпляра описи указывается цифрами и прописью количество фактически принятых в архив дел, номера отсутствующих дел, дата приема-передачи, а также подписи участников приема-передачи.

Содержание

Введение............................................................................................................................. 2
1. Структура и назначение номенклатурных дел .…………………………………………………….. 7
2. Требования к формированию дел ..………………………………………………………………………… 8
3. Правила хранения дел …………………………………………………..………………………………..….... 15
4. Экспертиза ценности документов…………………………..………….…………………………………. 17
5. Оформление дел……………………..………………………………………...………………………………..... 19
6. Составление описей дел ……………………………………………………………..………………………... 20
7. Порядок передачи дел в архив .................................................................................. 21
8. Архивное хранение документов в электронной форме........................................... 22
Заключение ...................................................................................................................... 24
Приложения ..................................................................................................................... 27
Библиографический список литературы..........................................................................33

Работа содержит 1 файл

курсовая ДОУ.docx

— 69.73 Кб (Скачать)

       Номенклатура  дел — систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.

Номенклатура  дел - это многофункциональный  документ, используемый для разных целей:

•   номенклатура используется как схема классификации при распределении и группировке исполненных документов в дела (папки). Заголовки дел, закрепленные в ней, переносятся затем на обложки дел;

•   каждое дело, включенное в номенклатуру, имеет указание срока хранения документов, включенных в него. Таким образом с ее помощью намечают ориентировочные сроки хранения документов, что является первым этапом экспертизы ценности документов;

•   номенклатура дел используется при построении информационно-поисковой системы по документам предприятия. При регистрации документов в регистрационный индекс часто включают индекс дела по номенклатуре. Кроме того, классификационная схема номенклатуры может быть использована при формировании справочной картотеки на исполненные документы;

•   номенклатура дел используется вместо описи как учетный документ при сдаче в архив дел со сроками хранения до 10 лет включительно. Она же служит основой для составления описей на дела со сроками хранения свыше 10 лет и постоянного;

•   номенклатура имеет справочное значение при изучении структуры учреждения, организации, предприятия.

       Общие требования к номенклатуре. Номенклатура дел как один из основных инструментов организации делопроизводства должна отвечать определенным требованиям, важнейшие из которых:

•   охват всех документов, получаемых и создаваемых в процессе деятельности организации;

•   раздельная группировка в дела документов постоянного и временного сроков хранения;

•   конкретная и четкая формулировка заголовка дела, которая полностью отражает состав и содержание документов в нем и исключает возможность включения в дело документов, не соответствующих его содержанию и сроку хранения;

•   систематизация дел внутри разделов номенклатуры в соответствии со степенью важности и сроком хранения документации. 

2. Требования к формированию дел.

       Разработка  номенклатуры дел  складывается из нескольких этапов:

•   определение круга документов для включения в номенклатуру;

•   составление заголовков (наименований) дел;

•   разработка классификационной схемы номенклатуры, т.е. порядка расположения дел;

•   определение сроков хранения дел;

•   определение системы индексации и установление индексов дел;

•   оформление и удостоверение номенклатуры дел.

       Определение круга документов для включения  в номенклатуру. Основное требование к номенклатуре — охват всех документов, образующихся в процессе деятельности организации. При этом должна учитываться документация, как создаваемая в самой организации, так и получаемая от других организаций и лиц, включая регистрационные карточки, журналы учета, различные картотеки.

       В номенклатуру должны быть внесены и  документы временно действующих  комиссий, групп, созданных для решения  какой-либо конкретной задачи, документы  общественных организаций.

       В номенклатуру дел включаются также  документы, не оконченные делопроизводством, которые поступили из других организаций для продолжения или окончания решения вопроса; дела по вопросам, продолжающимся более одного года (так называемые переходящие дела). Они вносятся в номенклатуру каждого года на протяжении всего срока решения вопроса. В течение года номенклатура может быть дополнена делами, образовавшимися после начала года в результате появления в деятельности организации новых вопросов. Для таких дел в конце каждого раздела номенклатуры предусматривают несколько резервных номеров.

       Не  включаются в номенклатуру печатные издания (сборники, справочники и т.д.).

       Составление заголовков дел. Это самая сложная часть работы при составлении номенклатуры дел.

    Заголовок дела должен в обобщенной форме кратко, четко и однозначно отражать основное содержание документов комплекса, так как именно по заголовку дела производится поиск документов. Заголовок содержит указание на род заводимого дела (дело, документы, переписка) или название вида документа (приказы, акты и др.), уточняющие данные о содержании документов, корреспондентах, датах, а также указание подлинности, копийности и т.д. В заголовках дел не употребляются формулировки типа «Разные материалы», «Общая переписка» и т.п.

       Заголовки дел, содержащих плановые или отчетные документы, должны включать указание на вид и характер документов, их периодичность, например: «Годовой отчет о научно-исследовательской деятельности института», «Месячные отчеты об отгрузке товаров».

В заголовке  дела, содержащего статистические формы, указываются названия форм, их номер или условное обозначение (шифр): «Годовой отчет по отдельным показателям финансовой деятельности предприятия (организации)».

       Разработка  классификационной схемы. После составления заголовков дел проводится их систематизация, т.е. определяется порядок расположения заголовков в номенклатуре дел. Он основан на учете организационно-структурного построения аппарата управления и выполняемых им функций.

       В номенклатуре дел небольшой организации, не имеющей структурного деления, а  также в номенклатуре дел структурного подразделения крупной организации  дела систематизируют по степени  их важности с учетом взаимосвязи  документов.

       Первыми помещаются дела, включающие организационно-распорядительные документы директивных и вышестоящих  органов, затем — дела, содержащие организационную документацию, относящуюся к деятельности организации в целом (устав, положения) или структурного подразделения, если составляется номенклатура дел структурного подразделения. Далее располагают дела с распорядительной документацией самого учреждения или организации (приказы, распоряжения, решения коллегиальных органов). За этой группой дел следуют дела с плановыми и отчетными документами (годовыми, квартальными, месячными), перепиской и другими документами.

       Определение сроков хранения дел. Сроки хранения дел устанавливают для обеспечения сохранности ценных документов. Сроки хранения — важное основание для группировки документов в дела, так как документы с постоянным сроком хранения, сроками хранения до 10 лет и свыше 10 лет не могут помещаться в одно дело.

       Сроки хранения устанавливаются по перечням документов с указанием сроков их хранения или экспертным путем ведущими специалистами организации.

Сроки хранения документов — постоянные или временные (один, три, пять, десять, 15 лет и т.д.) — устанавливаются в зависимости от значимости документов. Если в деле содержатся документы временного хранения различной ценности и, следовательно, с разными сроками хранения, срок хранения всего дела устанавливается для наиболее ценной документации, т.е. больший. Например, если в деле находятся документы со сроками хранения один год, три года и пять лет, все дело хранится пять лет.

       Срок  хранения исчисляется с 1 января того года, который следует за годом  окончания дела. Например, срок хранения: дела, законченного делопроизводством  в 1998 г., исчисляется с 1 января 1999 г.

       Индексация  дел. Для практического использования номенклатуры дел большое значение имеют условные обозначения, присваиваемые делам - индексы дел.

Если организация  небольшая и не имеет структурных  частей, ее номенклатура строится по производственной или функциональной схеме. В этом случае индексом дела будет его порядковый номер в номенклатуре: 01, 02, 03 и т.д.

       В сводной номенклатуре в индекс каждого  дела входит условное обозначение структурного подразделения и порядковый номер дела в пределах структурного подразделения. Например, индекс дела 03—02 означает, что дело было сформировано в структурном подразделении, которому присвоен индекс «03», и в номенклатуре дел данного подразделения заголовок дела располагается под номером «2» (02).

       Индексация  структурных подразделений должна быть постоянной и повторяться из года в год. Переходящие дела вносятся в номенклатуру каждый раз под одним и тем же индексом.

       Порядок оформления и удостоверения номенклатуры дел. Номенклатура дел составляется по унифицированной форме, которая разработана архивными органами и закреплена в Государственной системе документационного обеспечения управления и Основных правилах работы ведомственных архивов.

       Форма номенклатуры представляет собой таблицу  из пяти граф: индексы дел, заголовки  дел, количество томов, сроки хранения и примечания.

Название раздела
Индекс  дела   Заголовок дела   Количество  дел (томов, частей) Срок хранения дела (тома, части) и № статьи по Перечню Примечание
             
01—02 01—03   Устав фирмы

Штатное расписание

 
 
  Пост., ст. 37 Пост., ст.52  

       В первой графе проставляют индекс дела, включенного в номенклатуру. В конце каждого раздела номенклатуры оставляют резервные номера для заведения дополнительных, не предусмотренных заранее дел в случае их появления.

       Вторая  графа — названия заголовков дел.

       Каждое  дело может составлять один или несколько  томов. Это становится известно по окончании  делопроизводственного года. Поэтому  третья графа — количество дел (томов, частей) — заполняется именно тогда.

       В графе «Сроки хранения и статьи по Перечню» указывают срок хранения конкретного  дела и делают ссылку на Перечень (типовой  или ведомственный). Для некоторых  документов не устанавливают конкретные сроки хранения, а хранят «до минования надобности» (например, инструктивные письма вышестоящих организаций, присланные для сведения) или «до замены новыми» (например, положения, инструкции). В этом случае в графе проставляют именно эти отметки. Здесь же может быть проставлена отметка «ЭК», которая означает, что по окончании делопроизводственного года дело должно быть подвергнуто экспертизе ценности с возможным выделением некоторых документов на постоянное хранение.

       В графе «Примечания» в течение  всего срока действия номенклатуры дел своевременно проставляются отметки о заведении новых дел, о передаче дел в архив, о переходящих делах, о выделении дел к уничтожению и т.п.

       В конце года в номенклатуре заполняется  итоговая запись о категориях и количестве заведенных и включенных в номенклатуру дел.

Итоговая  запись о категориях и количестве дел:

По срокам хранения Всего В том числе  переходящих
     
Постоянного 8 1
     
Временного (свыше 10 лет) 14 6
Временного (до 10 лет включительно) 25  
Итого 47 7

       В итоговой записи отдельно указывается  количество дел постоянного хранения, со сроком хранения свыше 10 лет и со сроком хранения до 10 лет включительно. Кроме того, указывается количество дел, переходящих на следующий год.

Информация о работе Подготовка дел к архивному хранению и хранение документов