Подготовка дел к архивному хранению и хранение документов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 01:36, курсовая работа

Описание работы

К числу наиболее юридически значимых реквизитов относятся: наименование организации, дата и регистрационным номер документа, подпись, печать, грифы согласования и утверждения.
В управленческой практике принято различать документы по степени их подлинности на черновые, беловые, подлинники, копии.
Прием-передача дел в архив производится секретарем-референтом (работником службы делопроизводства) и архивистом. При этом на всех экземплярах описи против каждого дела ставится отметка о его наличии. В конце каждого экземпляра описи указывается цифрами и прописью количество фактически принятых в архив дел, номера отсутствующих дел, дата приема-передачи, а также подписи участников приема-передачи.

Содержание

Введение............................................................................................................................. 2
1. Структура и назначение номенклатурных дел .…………………………………………………….. 7
2. Требования к формированию дел ..………………………………………………………………………… 8
3. Правила хранения дел …………………………………………………..………………………………..….... 15
4. Экспертиза ценности документов…………………………..………….…………………………………. 17
5. Оформление дел……………………..………………………………………...………………………………..... 19
6. Составление описей дел ……………………………………………………………..………………………... 20
7. Порядок передачи дел в архив .................................................................................. 21
8. Архивное хранение документов в электронной форме........................................... 22
Заключение ...................................................................................................................... 24
Приложения ..................................................................................................................... 27
Библиографический список литературы..........................................................................33

Работа содержит 1 файл

курсовая ДОУ.docx

— 69.73 Кб (Скачать)

       В результате работы экспертной комиссии образуются четыре группы документов с различными сроками хранения:

1) постоянного  хранения в государственных архивах;

2)  временного хранения в ведомственном архиве (свыше 10 лет);

3)  временного хранения (до 10 лет);

4) подлежащие  уничтожению в связи с истечением  срока хранения.

       В ведомственный архив передаются дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу. Их передача происходит только по описям. Дела временного (до 10 лет) хранения не подлежат сдаче в ведомственный архив. Они хранятся централизованно службой документационного обеспечения или в структурных подразделениях и по истечении сроков хранения подлежат уничтожению.

После утверждения  описей на дела постоянного хранения архивное учреждение разрешает учреждению уничтожить документы с временными сроками хранения. Уничтожение документов оформляется актами. Акт о выделении к уничтожению документов и дел подписывают председатель и члены ЭК, утверждает руководитель учреждения. 

5. Оформление дел.

       Оформление  дела — это подготовка дела к хранению в соответствии с установленными правилами.

       Оформление  дела предполагает комплекс работ по подшивке документов, нумерации листов, составлению заверительной надписи, составлению (в некоторых случаях) внутренней описи документов, внесению уточнений в реквизиты обложки дела: уточнение названия организации, делопроизводственного индекса и заголовка дела, даты дела и др.

       Оформление  дел начинается с момента их заведения  в делопроизводстве и завершается в процессе подготовки к сдаче в ведомственный архив. Оформление дел проводится работниками службы документационного обеспечения организации и структурных подразделений. Оформление может быть частичное или полное. Дела временного хранения (до 10 лет) обрабатываются упрощенно (частично). Они остаются в скоросшивателях, листы не нумеруются и сдаются в архив по номенклатуре дел. Но дела могут и не сдаваться в архив, а храниться в структурных подразделениях для использования в справочной работе.

       Для учета количества листов в делах  постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения составляется заверительная надпись. Она составляется на отдельном листе-заверителе, который располагается в конце каждого дела. В ней цифрами и прописью указывается число пронумерованных листов дела и отдельно через знак «+» - число листов внутренней описи, если она есть.

       Составлять  заверительную надпись на обложке  дела или оборотной стороне последнего листа запрещается.

       Заверительная надпись пишется разборчиво. В ней указываются дата составления, должность и фамилия составителя, который затем ставит свою подпись.

       После подшивки документов и нумерации  листов производится оформление обложки  дела. Требования к оформлению закреплены ГОСТ 17914-72.

       Если  дело начато в одной организации, а закончено в другой, на обложке  проставляются три даты: дата заведения  дела в одной организации, дата поступления  дела в другую организацию и дата окончания дела во второй организации.

       Важным  реквизитом обложки дела является указание количества листов в деле, которое проставляется на основании заверительной надписи дела.

       Срок  хранения проставляется на обложке  дела по номенклатуре дел организации после сверки ее с ведомственным перечнем документов с указанием сроков хранения или после уточнения срока хранения по решению ЭК организации. На делах постоянного хранения пишется: «Хранить постоянно».

       Архивный  шифр дела оформляется, как правило, в архиве организации. В нем указываются  номер фонда, номер описи и  номер дела. 

6. Составление описей дел.

       На  дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения составляются описи  дел.

       Составление описи — это завершающий этап работы с документами в делопроизводстве.

       Опись дел — это архивный справочник, представляющий собой систематизированный перечень заголовков дел и предназначенный для раскрытия состава и содержания дел, закрепления их систематизации внутри фонда и учета дел.

       Опись дел одновременно является учетным  документом и основным видом научно-справочного  аппарата к документам, обеспечивающим оперативный поиск документов. Таким  образом, опись является учетным документом и справочником по содержанию дел.

       В делопроизводстве описи на дела составляются в каждом структурном подразделении  работниками службы документационного  обеспечения управления. Ответственность  за качественное и своевременное  составление описей дел структурных  подразделений несут их руководители.

       Годовые разделы описей дел постоянного  и временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу составляются по установленной форме. Совокупность элементов описания каждого дела в описи называется описательной статьей. Описательная статья описи дел структурного подразделения должна включать в себя следующие элементы:

•   порядковый номер дела (тома, части) по описи;

•   индекс дела (тома, части);

•   заголовок дела (тома, части), полностью соответствующий его заголовку на обложке дела;

•  дату дела (тома, части);

•   число листов в деле (томе, части);

•   срок хранения;

•   примечание.

       В описях дел постоянного хранения графа срок хранения опускается.

Каждое дело вносится в опись под самостоятельным  порядковым номером. При наличии нескольких томов (частей) каждый из них также имеет свой порядковый номер. Систематизацию дел в описи и присвоение номера описи структурного подразделения осуществляет архив организации.

       В конце описи делается итоговая запись. В ней указывается цифрами  и прописью число дел, числящихся по описи, первый и последний номер  дел по описи.

Годовой раздел описей на дела постоянного хранения, предназначенный для последующей передачи в государственный архив, подлежит утверждению ЭПК. архивного учреждения. Он печатается в четырех экземплярах, заверяется руководителем службы документационного обеспечения управления, подписывается председателем ЭК (после утверждения описи комиссией) и согласовывается с руководителем организации.

       В соответствии с утвержденными годовыми разделами описи организация  обязана в установленные сроки  сдать, а государственный архив принять на хранение внесенные в опись дела. 

7.Порядок передачи дел в архив.

       В архив организации передаются все  дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу. Передача дел производится только по описям и в соответствии с составленным заведующим архивом графиком, согласованным с руководителями структурных подразделений и утвержденным руководителем организации. Вместе с делами в архив передаются регистрационно-контрольные картотеки делопроизводственной службы учреждения. Заголовок каждой картотеки должен быть включен в опись.

       Дела  временного (до 10 лет) хранения в архив  организации, как правило, не передаются.

Принимая  дела, сотрудник архива тщательно  сверяет каждое дело с описью, проверяет  правильность формирования и оформления дела. Заведующий архивом расписывается в приеме дел на всех экземплярах годовых разделов описи, указывает дату приема и количество принятых дел. Один экземпляр годовых разделов описей возвращается сдатчику, остальные остаются в архиве.

       При сдаче дел на государственное  хранение организация  представляет в государственный  архив:

•   отношение на имя руководства государственного архива с указанием названия организации, общего количества дел и крайних дат документов;

•   описи в трех экземплярах, утвержденные ЭПК архивного отдела;

•   историческую справку организации, если дела сдаются на государственное хранение впервые;

•   справку о неполной сохранности документов (если какие-либо дела утрачены).

Затем дела шифруются. Шифровка включает в себя указание на обложке дела номера фонда, номера описи, номера дела.

       Сверенные с описью и зашифрованные дела увязывают в архивные связки. Сдача дел оформляется актом. Организация-сдатчик и государственный архив расписываются на всех экземплярах описей и акта сдачи документов.

       Два экземпляра описи и один экземпляр  акта остаются в государственном архиве, третий экземпляр описи и второй экземпляр акта возвращаются организации и хранятся постоянно в делопроизводственной службе. 

8.Архивное хранение документов в электронной форме.

       Особенность электронного хранения состоит в  направлении документов в электронный  архив сразу по завершению работы с ними в делопроизводстве. Это  позволяет обеспечить сохранность документов, их централизованное хранение, быстрый поиск и распределенный доступ к документам как с помощью локальной сети, так и (при необходимости) с использованием удаленного доступа (по телефону и через Internet).

       База  данных о документах формируется  в процессе их регистрации.

Сроки хранения документов не зависят от формы их существования — бумажной или электронной - и определяются, как уже сказано выше, специальными справочниками — перечнями документов с указанием сроков хранения (типовым и ведомственными). Кроме того, в каждой организации имеется номенклатура дел. Она также вносится в компьютер и является самостоятельной таблицей в базе данных о документах организации.

       Сроки хранения, заложенные в номенклатуре дел, позволяют при выборе в регистрационной  карточке документа номера дела, в  которое помещается документ, автоматически  определять его срок хранения и инициировать перемещение или копирование  документа в соответствующий  раздел архива.

       По  окончании делопроизводственного  года производится сортировка по делам  всей базы данных о документах учреждения, сформировавшейся в течение года в процессе регистрации документов. Данные о документах организации за истекший год используются для составления описи всех документов, сгруппированных по делам. Внутри дела документы располагаются по порядку поступления (в основном в хронологическом порядке). Для дел постоянного и долговременного хранения такой список документов дела распечатывается в виде внутренней описи и подшивается в начале дела.

       Архивные  правила предусматривают составление описей дел постоянного и долговременного сроков хранения. Наличие автоматизированной системы учета позволяет составлять подокументные описи, невозможные раньше при традиционной бумажной технологии ввиду их трудоемкости. Такие описи значительно облегчают и ускоряют поиск необходимых документов в архиве, обеспечивают их учет и сохранность.

       В случае передачи документов на государственное  хранение по требованию архивных органов  на основе подокументных описей легко  могут быть сформированы обобщенные описи на дела постоянного и долговременного  сроков хранения.

 

       Заключение.   

         Значение и практическая ценность  документов предприятия различны. Одни документы используются  длительное время для справочно-информационной  работы, другие очень быстро утрачивают  свою значимость.  

         Для долговременного хранения  документов создается архив предприятия.   

         Для ведения архива выделяется  штатная должность “архивист”  или его функции приказом руководителя  возлагаются на одного из работников  предприятия, компетентного в  вопросах делопроизводства.  

         В задачи архива входят:

  • прием, учет и хранение документов, законченных делопроизводством;
  • информационно-справочная работа по архивным документам предприятия;
  • организационно-методическая помощь по ведению делопроизводства.
 

   Специалистами  установлен оптимальный срок  использования документов в делопроизводстве - 3  года. После истечения этого срока решается дальнейшая “судьба” документов: передать ли их в архив предприятия; уничтожить или оставить для дальнейшего использования в делопроизводстве.  

         Для определения сроков хранения  документов, подготовки документов  к архивному хранению и отбора  документов для уничтожения не  предприятии создается постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК), которая назначается приказом руководителя предприятия и состоит из трех человек. Комиссия совместно с архивистом должна проводить ежегодный отбор документов для архивного хранения и уничтожения тех документов, сроки которых истекли. ЭК является совещательным органом. Его решения по хранению или уничтожению вступают в силу после их утверждения их руководителем предприятия.  

Информация о работе Подготовка дел к архивному хранению и хранение документов