Шпаргалка по "Архивоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Архивоведению".

Работа содержит 1 файл

все ответы арх.docx

— 43.82 Кб (Скачать)

12 . Губернские ученые архивные комиссии. С 1884 года стали создаваться губернские ученые архивные комиссии. Основанием для этого явилось развитие краеведения, возросший интерес к прошлому. Эти комиссии учреждались на основании «Положения» 1884. Первые комиссии появились в Орловской, Рязанской, Тамбовской и Тверской губерниях, затем постепенно еще в 36 губерниях, в том числе в 1901 г. в Пензенской.Численность ряда комиссий достигала 200–300 человек. Но работали единицы. Комиссии должны были разбирать дела местных учреждений, предназначенных к уничтожению, т.е. их функции были очень ограничены, они создавали не архивы, а коллекции. Архивные комиссии просматривали описи, присланные из организаций и решали какие дела оставить, какие уничтожить. Члены комиссии не имели права доступа в государственные учреждения. Архивные комиссии так же организовывали музеи и библиотеки, занимались сбором этнографического материала, проводили археологические раскопки. Они стали своеобразными культурными центрами на местах, которые способствовали распространению исторических знаний.В рассматриваемый период произошли изменения, которые затронули все стороны архивного дела.Впервые в отечественном архивоведении были сформулированы 2 задачи экспертизы ценностей: выяснение справочного значения материалов в текущих архивах и научного значения – в исторических.В 1873 г. создана Временная комиссия обустройства архивов, которая признала обоснованным распределение дел на три разряда постоянного хранения, временного и подлежащие уничтожению, которое получило повсеместное распространение, подтвержденное практикой. Был выдвинут тезис о том, что документы нельзя уничтожать до их сдачи в архивы.Раньше архивы занимались в основном комплектованием, а теперь появилась возможность по упорядочению и описанию дел.В конце XIX в-начале ХX вв. наблюдается спад работы в области архивного дела. В этот период не было создано ни одного нового исторического архива, правда продолжались. упорядочения дел и разработка справочников, но эта деятельность протекала медленными темпами.

13. Планы архивных  реформ во второй  половине 19 в. Эпоха реформ 1860–1870 затронула все сферы развития русского общества. К этому времени в архивном деле: 1-устоялась министерская система архивов; 2-ведущими среди министерских архивов стали МАМИД и МАМЮ; 3-архивы были отделены от делопр-ва; 4-созданы исторические арх. Главной проблемой стало преодоление бумажного вала. Создавались новые, реорганизовывались старые архивы. министерские арх начинали централизовываться, переводились из отдельных департаментов в департаменты общих дел или канцелярии=>создавались единые министерские архивы. МАМЮ, переехавший в 1886 в собственное здание на девичьем поле стал научно-методическим центром всех арх Р. Здесь работали Калачев, Самоквасов, Цветаев.В арх были включены все Мост ист архивы. Фондовое хранение заменяло прежние формы хранения. В 1869–1921 вышел 21-й том «Описание док-ов и бумаг МАМЮ», ставшего образцом архивного описания того времени. В МАМИД также осуществлялись разборка дел и их описание. Образованный в 1867 Военно-учебный архив, расположившись в лефортовском дворце в басманкой слободе, в 1871 г. начал выпук материалов военно-ученого архива главного штаба (вышло 14 томов). Матриалы исторических архивов исп-сь в трудах ученых. Чаще всего архивные матералы публиковались в журналах Русский архив, русская старина, исторический вестник, бывшими в то время ведущими историческими изданиями. Произошли следующие нововведения в порядке хранения док-ов: перегруппировка дел по принципу принадлежности; хранение по тематике и коллекциям с внутренним хронологическим делением; начало фондового хранения по происхождению; проведение экспертизы ценности док-ов с их делением на постоянные, временные и подлежащие уничтожению; составление описей, алфавитов, обозрений, путеводителей, топографических указателей; расширение справочного аппарата, введение в обозрения данных по истории фондаобразователя, развернутых аннотаций док-ов с включением их текстов; превращение научно-справочного аппарата в самостоятельный исторический источник. материалы архивов исп-сь чаще всего при проведении исторических исследований. Развитие архивного дела, общий подъем российской исторической науки, рост национального самосознания требовали совершенствования архивной системы в Р. На это были направлены проект и практическая деятельность Н.В. Калачова (1819–1885) и Д.Я.самоквасова (1843–1911) Н.В. Калачов с 1865 по 1885 являлся директором МАМЮ.В 1869 он организовал первый археологический съезд и сделал доклад о необходимости архивной реформы. Главная идея реформы-создание в губерниях центральных исторических архивов, прекращение уничтожения док-в, совершенствование описания дел, расширение допуска к ним пользователей. Для обсуждения доклада была создана специальная комссия. Также Д.Я.самоквасов в 1898 совершил командировку в страны Европы для ознакомления с развитием в них архивного дела. Данные шаги способствовали определению основных направлений реформирования архивного дела. в результате деятельности Самоквасова в архивном деле Р произошли следующие изменения: прекращено уничтожение док-в без экспертизы; реорганизованы археологический институт и архивные комиссии; создана гос-я архивная система; была осуществлена полная централизация архивов центральных и местных правительственных учреждений; делопроизв-я документация(до1800) упраздненных и действующих центральных правительственных учреждений, за искл-ем министерств с благоустроенными архивами, была сконцентрирована в МАМЮ; в центральных органах учебных округов были учреждены центральные архивы древних, до 1800 года, актов всех местных учреждений-областные центральные архивы, в которые вливаются губернские архивные комиссии; делопр-во центральных учреждений после1800 года было выделено в центральный архив-регитратуру, а в каждой губернии-губернский архив-регистратуру для местных учреждений; губернские учетные архивные комиссии сохраняли самостоятельное значение местных историко-краеведческих обществ.

15. Деятельность Д.Я. Самоквасова. После смерти Н.В. Калачова в 1885 г. уничтожение документов возобновилось во все возрастающих размерах. Московское Археологическое общество в 1898 г. поручило Д. Я – Самоквасову, видному археологу и историку русского права, управляющему Московским архивом Министерства юстиции в 1892 –191 1 гг., провести анкетирование центральных и местных архивов. Анкета содержала вопросы о штатах, помещении, объеме документов, наличии справочного аппарата и т.д. Для изучения зарубежного опыта Самоквасова командировали за границу. Он внимательно познакомился с состоянием архивного дела в Германии, Франции, Бельгии и других странах и результаты своих наблюдений опубликовал в книге «Централизация государственных архивов Западной Европы в связи с архивной реформой в России» (М., 1899) и ряде других работ.Д.Я. Самоквасов, настаивая па прекращении уничтожения документов, подчеркивал их научную, практическую и политическую ценность. Он негативно оценивал деятельность Археологического института и губернских ученых архивных комиссий. Институт не выполнил задачи по подготовке архивистов. Д. Я – Самоквасов предлагал избирать в члены комиссии губернатора, архиепископа, предводителя дворянства и др. Выступления Самоквасова в печати и на археологических съездах показали полную несостоятельность Археологического института и губернских ученых архивных комиссии в деле подготовки кадров и спасения архивных материалов.Д. Я – Самоквасов внес на рассмотрение XI Археологического съезда, проходившего в Киеве в 1899 г., проект архивном реформы, который уже получил одобрение со стороны московской исторической общественности. Его проект заключался в следующем. Для управления архивами государственных и общественных учреждений создается центральный орган. Делопроизводство высших и центральных государственных и общественных учреждений до 1800 г. концентрируется в Московском архиве Министерства юстиции. В центральных городах учебных округов учреждаются областные архивы, которые хранят документы местных правительственных и общественных учреждений до 1800 г. Губернские ученые архивные комиссии вливаются в областные архивы. Делопроизводство с 1800 г. образует в столице единый «архив-регистратуру», а в каждой губернии – по одному губернскому «архиву-регистратуре», в который поступают материалы губернских, уездных и волостных правительственных и общественных учреждений. По своей четкости и последовательности проект Самоквасова превосходил все предшествующие проекты.Губернские ученые архивные комиссии под руководством Петербургского археологического института выступали за то, чтобы вместо областных архивов и губернских архивов-регистратур создавались единые губернские архивы, хранившие документацию губернских, уездных и волостных правительственных и общественных учреждений. За основу был положен проект Самоквасова, но с сохранением за губернскими комиссиями самостоятельного значения. Было принято постановление о необходимости добиваться создания Главного архивного управления, в ведении которого должны были находиться государственные архивы. Архивное управление решает вопросы о штатах, о порядке хранения, описания и использования материалов, о контроле архивной службы. Выступая на XII Археологическом съезде в 1902 г., Самоквасов отказался от идеи создания областных архивов. Изменения в его взглядах были вызваны детальным изучением ответов на анкету, разосланную в 1899 г. На их основе видный архивист пришел к выводу, что местные документы с древнейших времен по 1775 г., которые предполагалось сконцентрировать в областных архивах, сохранились плохо, количество их невелико и они могут быть разметены в центральных губернских архивах. Самоквасов предлагал создать 90 губернских архивов, которые можно было открывать постепенно (3–5 в год), что не потребовало бы больших затрат. Но и этот проект был отклонен. Проект Самоквасова не был реализован.

16.  Декрет «О реорганизации  и централизации  архивного дела»  1918 г Началом централизованного развития архивного дела в советской России послужил декрет Совета Народных Комиссаров от 01.06.1918 «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР» – взамен раздробленности и ведомственности в архивном деле начала создаваться централизованная система хранения и учёта документов. Согласно декрету все документы, хранящиеся в архивах правительственных учреждений, образовывали единый Государственный Архивный Фонд, заведование которым возлагалось на Главное управление архивным делом – Главархив, входящий в Народный комиссариат просвещения.

17. Декреты 1919г. В 1919 году В.И. Ленин подписал ещё ряд декретов по вопросам архивного дела, в том числе о хранении и правилах уничтожения архивных дел, о военных делах, об отмене частной собственности на архивы умерших деятелей русской культуры.После Окт. революции на основании декрета СНК РСФСР от 1 июня 1918 «О реорганизации и централизации архивного дела», и др. декретов об А. в РСФСР, подписанных Лениным, все А. правительственных учреждений ликвидировались как ведомственные, и хранящиеся в них документы составили Единый гос. архивный фонд (ЕГАФ). Архивным делом в стране руководит Гл. архивное управление (ГАУ) при Сов. Мин. СССР. Для хранения архивных фондов общесоюзного значения существует 13 центр, гос. А. СССР, находящихся в непосредств. подчинении ГАУ: Центр, гос. А. Окт. революции, высших органов гос. власти и органов гос. управления СССР (ЦГАОР СССР); Центр, гос. А. нар. х-ва СССР (ЦГАНХ СССР); Центр, гос. А. Сов. Армии (ЦГАСА); Центр, гос. А. Воен.-Мор. Флота СССР (ЦГАВМФ СССР); Центр, гос. А. литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ СССР); Центр, гос. А. древних актов (ЦГАДА); Центр. гос. ист. А. СССР (ЦГИА СССР); Центр, гос. военно-ист. А. СССР (ЦГВИА СССР); Центр, гос. А. научно-технич. документации СССР (ЦГАНТД СССР); Центр, гос. А. кино фото документов СССР (ЦГАКФД СССР); Центр, гос. А. звукозаписей СССР (ЦГАЗ СССР); Центр, гос. А. РСФСР (Москва); Центр. гос. А. РСФСР Д. Востока (Томск). В союзных республиках (кроме РСФСР, чьи А. подчинены ГАУ при Сов. Мин. СССР) архивным делом руководят архивные управления при Советах Министров республик. В их ведении находятся центр. респ. А. В авт. республиках, краях и областях имеются местные А. (краевые, областные, районные и др.). Ими руководят архивные отделы исполкомов Советов депутатов трудящихся. Помимо гос. А. системы ГАУ, в СССР имеются А., находящиеся в ведении парт, органов, некоторых министерств и ведомств, АН СССР, АН союзных республик и отд. учреждений. Центр, парт. А. (ЦП А) находится при Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

18. Постановление о  ЦАУ 1929 г.В том же 1929 г. происходят изменения в организации архивного дела на союзном уровне. При ЦИК СССР было создано Центральное архивное управление Союза ССР (ЦАУ СССР). Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 10 апреля 1929 г. "О Центральном архивном управлении Союза ССР" ЦАУ создавалось для общего управления и объединения деятельности центральных архивных управлений союзных республик по заведованию фондами общесоюзного значения. С этого времени архивы Российской Федерации стали отличать от т. наз. центральных государственных архивов всесоюзного значения.

К 1935 г. в ведении ЦАУ СССР находилось пять союзных архивов: Центральный архив Красной Армии (ЦАКА), Военно-исторический архив (ВИА), Центральный фотофонокиноархив (ЦФФКА), Центральный архив профдвижения (ЦАПД), Государственный архив внешней политики (ГАВП). Однако ряд центральных государственных архивов, также хранивших документы общесоюзного значения, продолжали находиться в ведении ЦАУ РСФСР: Центральный архив Октябрьской революции (ЦАОР), Центральный архив революции (ЦАР), Государственный архив феодально-крепостнической эпохи (ГАФКЭ), Центральный межевой архив, Архив народного хозяйства, культуры и быта и др. Эта структура органов управления архивным делом просуществовала до принятия Конституции 1936 г., согласно которой правительственные органы вновь были реорганизованы и усилен контроль со стороны органов безопасности над архивами.

19. Сеть федеральных  государственных  архивов России. Структура сети федеральных государственных архивов:

Государственный архив Российской Федерации

Российский  государственный архив древних  актов

Российский  государственный исторический архив

Российский  государственный военно-исторический архив

Российский  государственный архив экономики

Российский  государственный архив социально-политической истории

Российский  государственный архив новейшей истории

Российский  государственный военный архив

Российский  государственный архив Военно-Морского Флота

Российский  государственный архив литературы и искусства

Российский  государственный архив научно-технической  документации

с филиалом в г. Самаре

Российский  государственный архив кинофотодокументов

Российский  государственный архив фонодокументов

Российский  государственный исторический архив  Дальнего Востока

Центр хранения страхового фонда.

Сохранение  Архивного фонда Российской Федерации, как одного из символов российской государственности, важнейшей части  историко-культурного наследия народов  России и части государственных  информационных ресурсов является главнейшей задачей архивной службы, приоритетным направлением работы всех архивных учреждений. Проблемы обеспечения сохранности  документов Архивного фонда РФ традиционно  занимают ведущее место в деятельности государственных и муниципальных  архивов, органов управления архивным делом. Это направление было и  остается безусловным приоритетом  деятельности учреждений архивной службы. Именно с этих позиций необходимо рассматривать весь комплекс вопросов обеспечения сохранности документов на современном этапе, когда на практике должны сочетаться традиционные, строго регламентированные подходы и определенные методики с новыми, нестандартными решениями. Основой безопасности архивов  и обеспечения сохранности их документальных богатств является состояние  материально-технической базы архивов. В настоящее время для решения  вопросов укрепления материально-технической  базы архивов имеется два таких  важных инструмента, как: 1. рекомендации парламентских слушаний «Сохранение  культурно-исторической памяти нации. Библиотеки и архивы» (2003 г.); 2. поручение Правительства Российской Федерации от 23.09.03. №ГК-П8-11442 по вопросам пожарной безопасности. Многие органы управления архивным делом весьма эффективно используют эти документы для укрепления материально-технической базы архивов, повышению уровня их безопасности.

21. Архивное законодательство  России: Федеральный  закон «Об архивном  деле в Российской  федерации» 2004г. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства. Законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты об архивном деле не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону указанных актов действуют нормы настоящего Федерального закона.

Информация о работе Шпаргалка по "Архивоведению"