Справочно-информационном обслуживание

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

В последнее десятилетие наблюдается
кардинальное изменение структуры библиотечных информационных
ресурсов, которое повлекло за собой множество проблем организационного,
методологического, технологического характера.

Содержание

Введение



1.Характеристика форм информационно-библиографического обслуживания

1.1Сущность справочно-информационного обслуживания.

1.2


2.Новые технологии в обслуживании.

2.1Новые технологии в справочно-информационном обслуживании.

2.2Новые технологии в библиографическом обслуживании.


3.Сравнительный анализ традиционных и новых форм информационно-библиографического обслуживания( на примере работы вузовских библиотек.



Заключение


Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовик черновик!!!!!.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Предоставление информационных услуг –это предоставление информации определенного вида потребителю по его запросу.                                                         В каждой библиотеке свой набор информационных услуг- это предоставление документов во временное пользование, выполнение справок, тематический подбор литературы для рефератов, дипломных, курсовых, составление сценариев и т. п.                                                                                                                                            В последнее время в библиотеках широко используется такая услуга, как копирование документов, позволяющая не выдавать документы во временное пользование, а продавать копии документов.                                                                                    Таким образом в ходе –справочно-информационного обслуживания посредством выполнения услуг удовлетворяются потребности читателей в информации (информационные потребности), -это второе общее свойство справочно-информационного обслуживания. Потребности бывают: познавательные, учебные, профессиональные и др.                                                                      Третья черта справочно-информационного обслуживания- это обеспечение доступа пользователей к информации. В библиотеках создаются информационные ресурсы- информационный фонд, справочный аппарат в виде БД, каталогов и т. п., являющихся необходимым условием для справочно-информационного обслуживания.                                                                                                                Итак, цель справочно-информационного обслуживания- удовлетворение информационных потребностей читателей разной направленности (книга, информация, справка и др.).

2.НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБСЛУЖИВАНИИ

2.1 Новые технологии в справочно-информационном обслуживании.

Шаг за шагом, постепенно наша страна входит в информационное общество. Это касается не только самых крупных федеральных и областных библиотек, но и городских и даже сельских. В то же время многие библиотеки еще только приступают к компьютеризации, и выражение «Организация локальной сети» звучит для их сотрудников непривычно и пугающе.                            Еще в 80-егг. страна не думала о таком буме информационных технологий. Обслуживание читателей традиционными методами составляло предмет особой гордости. Непременной составной частью библиографической работы библиотек всех систем и ведомств являлось справочно-информационное обслуживание (СБО), которое предполагает наличие конкретных (разовых) запросов., с ними в библиотеку обращаются отдельные читатели или коллективные абоненты. Библиотека обязана удовлетворить запрос или оказать содействие в поиске ответа за пределами данной библиотеки. СБО часто называют библиографическим обслуживанием в режиме «запрос- ответ». Сегодня многие библиотеки, не имеющие компьютеров, работают в этом режиме. Цели обращения в библиотеку с запросами очень разнообразны. Это-              самообразовательные,              учебные, производственные, научные.                                                                                                                Первоочередным требованием к СБО является достижение максимально возможной оперативности удовлетворения запросов в сочетании с высоким качеством выдаваемых читателям справок. Качество справки, прежде всего, измеряется ее релевантностью (степенью соответствия найденной библиографической информации запросу читателя) и пертинентностью (степенью соответствия выданной библиографической информации действительной потребности читателя).                                                                                                  Качество и оперативность справочно-информационного обслуживания зависит от следующих факторов: состояния справочно-информационного аппарата библиотеки; уровня координации и взаимодействия библиотек в области справочно-информационного обслуживания; квалификации и опыта библиографа; уровня библиографической грамотности читателей.                            Потребность в справочно-информационном обслуживании возникает у читателя тогда, когда другие каналы получения справочно-информационной информации не оказывают ему необходимой помощи. Чем богаче СБА библиотеки, чем лучше он организован, тем чаще читатели получают нужную им информацию.                                                                                                                                                         

Таким образом, библиотека на всех этапах развития  всегда играла важную социальную и культурно-просветительную роль. Наряду с выполнением своих основных функций по организации, сбору, хранению и предоставлению читателям во временное пользование рукописей и произведений печати, в советский период она вынуждена была выполнять также идеологические функции. Нельзя выпускать из виду и то, что библиотека всегда сближала под одной крышей людей разных поколений и профессий, различных мировоззрений и вероисповеданий                                                                                                  В конце прошлого столетия отечественные библиотеки все больше стали превращаться в научно-информационные учреждения, в работе которых (наряду с организацией библиотечного и справочно-информационного обслуживания) заметное место отводится научно-методическому и информационному обеспечению библиотечной деятельности.                             Особенно актуальным данное направление становится в условиях формирования информационной среды украинского общества и быстрого развития в последние годы общемировых процессов глобальной информатизации                                                                                                                                                                        В условиях информационной революции, все больше затрагивающей и библиотечные вопросы, в последнее время в украинские библиотеки внедряются компьютеры, даже в сельские библиотеки.                                                                      Сейчас, когда прекратилось регулярное финансирование, заполнять фонды стало нечем, единственным решением проблемы стал доступ к дополнительным источникам информации. С внедрением новых технологий в библиотеки, качественно улучшилось и обслуживание читателей. Появился новый термин «информатизация». В последнее время говорят «справочно-библиографическое обслуживание».

 

 

 

2.2. Новые технологии в библиографическом обслуживании.

Развитие новых технологий в последнее десятилетие ХХ века в новом, постиндустриальном обществе, массовое использование ресурсов Интернет в повседневной и научной жизни привели к существенным изменениям как в представлениях людей об окружающем их мире, так и в профессиональной деятельности.                                                                                                                                                                        С внедрением в работу библиотек новых компьютерных технологий, справочное обслуживание читателей вышло на новый уровень: за последние 2-3 года потребность в информации на электронных носителях значительно возросла. Использование электронных каталогов позволяет осуществлять быстрый поиск по любому из элементов описания документа или их комбинациям, а также выполнять сложные читательские запросы.                            Оперативное получение информации независимо от места проживания или сферы деятельности в настоящих условиях возможно лишь при внедрении и развитии в библиотеках новых электронных технологий. Общепризнанно, что информация библиотек становится одним из факторов развития образования, науки и культуры в стране, ее социально-экономической, политической стабильности и прогресса. Можно выделить три основных направления информатизации:

- автоматизация внутри библиотечных процессов;

- формирование и актуализация библиотечных информационных ресурсов, и в первую очередь электронных каталогов;

- использование сетей для передачи данных для межбиблиотечного обмена данными.

Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек приводит к значительному увеличению доступа и реализует основные критерии качества информационного обслуживания (ИО)- полноту и оперативность получения данных. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений развития библиотек признано использование электронных ресурсов: базы данных (БД), в том числе полнотекстовые; организация удаленного доступа; оптимизация электронных ресурсов справочно-поискового аппарата и т. п.                             В настоящее время библиотекам, как украинских, так и зарубежным, очень трудно приобретать все печатные документы, необходимые читателям. Неполнота фондов приводит к потере самодостаточности книжных хранилищ. Требования же читателей неуклонно возрастают. Благодаря широкому распространению библиографических БД информация о необходимых первоисточниках стала доступна большому кругу пользователей, но не во всех библиотеках.                                                                                                                                                          Поиск альтернатив и путей решения проблемы привел в результате к внедрению комплекса современных информационных технологий, называемых электронной доставкой документов (ЭДД). Эта служба ЭДД предоставляет электронные копии документов, которые хранятся в библиотеке, а также отсутствующие в ее фондах материалы в виде файлов или их распечаток, полученных от организаций -поставщиков. В основном ЭДД имеются в крупных библиотеках.                                                                                                                              Необходимо отметить, что использование баз данных «Статьи» и «Книги» позволяют быстро и качественно удовлетворять запросы читателей, выполнять справки. Опыт работы с новыми технологиями показал необходимость проведения комплекса мероприятий по нормированию процессов, связанных со справочным обслуживанием. Библиотеки проводят исследования в различных читательских группах для того, чтобы лучше знать информационные потребности читателей, а также четко планировать справочно-информационное обслуживание.

Мощную информационную систему для библиотек создают сети Интернет. Все больше публикаций (в первую очередь статей, материалов конференций и т. п.) выходит только в электронном виде, что обеспечивает экономию ресурсов и увеличивает оперативность получения актуальной информации.                                                                                                                                                                       

Автоматизация библиотечных процессов, создание локальной сети, позволяют максимально полно, оперативно, точно удовлетворять информационные потребности читателей, повышать их информационную культуру- это и есть основная цель любой библиотеки.                                                                      Сегодня              для              повышения                            эффективности              информационно-библиографической деятельности необходимы высококвалифицированные кадры в совершенстве владеющие компьютерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ И НОВЫХ ФОРМ              ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ( НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ВУЗОВСКИХ              БИБЛИОТЕК)

Компьютерные технологии, изменив жизнь человечества, изменили и жизнь библиотек. Компьютеризация, о которой так много и страстно говорилось, хоть с опозданием, но пришла в библиотечное дело Украины. Отсутствие компьютеров и интернета в наших сельских библиотеках сегодня воспринимается как временное досадное явление. Компьютер в библиотеке сегодня это средство комплектования фонда, это новый справочный аппарат, это новые формы обслуживания читателей. Да и самими читателями использование компьютерных технологий сегодня воспринимается как необходимое условие библиотечного сервиса.                                                                                    Именно библиографическая деятельность сегодня подвергается наиболее глубокой и быстрой трансформации.                                                                                                  Новые информационные технологии воздействуют, прежде всего, на базу всей библиографической работы – справочно-библиографический аппарат библиотеки. Электронные справочные издания, электронные каталоги крупнейших украинских библиотек и библиографические и полнотекстовые базы данных интернета влившись в традиционный справочный аппарат, значительно повысили его эффективность. Простота использования, низкая трудозатратность , и в тоже время большая глубина поиска приводит к тому, что интернет становится достойным источником выполнения библиографических и фактографических справок. А значит и повышается качество обслуживания наших читателей.

Интернет, являющийся гигантским хранилищем всевозможных сведений, представляет первостепенную ценность для всех видов информационной работы. Библиографические разыскания не являются исключением. Библиограф, получивший доступ к Интернет, за счет колоссального информационного потенциала. Сети одномоментно расширяет свой инструментарий в десятки раз. Даже небольшие по масштабам и составу справочно-библиографического фонда библиотеки становятся в состоянии успешно и в максимально сжатые сроки выполнять сложнейшие запросы универсальной тематики. Интернет позволяет в течении получаса буквально “прочесать” самые авторитетнейшие библиографические источники мира и на их основе составить солидный список литературы.

Библиографические ресурсы Интернет представлены прежде всего электронными каталогами библиотек. В настоящее время в Интернет их существует более 600: от крупнейших книгохранилищ мира до городских публичных библиотек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологический процесс библиотечного обслуживания

Наименование операций

Традиционные(ручные) операции

Автоматизированные операции

локальная сеть

интернет

Регистрация пользователя

                   x

       x

       x

Формулировка запроса

                   x

 

 

Поиск местонахождения документа

                   x

        x

        x

Оформление заказа на выдачу документа

                   x

 

 

Поиск документа в фонде и его транспортировка на кафедру выдачи

                  

                   x

 

 

Выдача документа

                   x

 

 

Прием документа

                   x

 

 

Выявление должников и работа с ними

                   x

 

 

Доступ електронному документу

                  

        x

          x

Информация о работе Справочно-информационном обслуживание