Влияние научно-технического прогресса на обеспечение длительной физико-химической сохранности документов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Архивист в настоящее время – первый, кто имеет дело с информацией, созданной в прошлом. Он обязан её отобрать и сохранить. Но архив – это не склад, а научное учреждение, выполняющее задачу формирования долговременной социальной памяти общества.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы.
1.1 Понятие «текст», «документ», «информация».
Глава 2. Современные носители и способы закрепления
информации.
2.1 Классификация современных материальных
носителей.
Глава 3. Обеспечение сохранности документов.
3.1 Создание оптимальных условий хранения документов.
3.2 Размещение документов в хранилище.
Топографирование.
3.3 Порядок выдачи дел из хранилищ, транспортирование
и упаковка дел.
3.4 Обеспечение физико-химической сохранности
документов.
3.5 Проверка наличия и состояния дел.
Глава 4. Влияние НТП на сохранность архивных документов.
4.1 Необходимость обеспечения длительности физико-
химической сохранности архивных документов.
4.2 Информатизация архивного дела.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

      Физическое состояние дел определяется  путём их визуального просмотра.  Все обнаруженные недостатки  фиксируются в листе проверки, затем в акте проверки.

      Лист проверки наличия и состояния  дел в фонде составляется  непосредственно  в ходе проверки на документы  всего фонда. Допускается составление  отдельных листов на каждую  опись при большом объёме фонда  и большом количестве описей. Листы проверки нумеруются по порядку номеров в пределах проверки каждого фонда и подписываются исполнителями.

      В случае обнаружения в ходе  проверки наличия и состояния  дел недостатков, не предусмотренных  графами листа проверки, в лист вводятся дополнительные графы. После окончания проверки фонда лист(ы) проверки включается в дело данного фонда.

      При проверке наличия и состояния  дел необходимо:

  - сохранять  порядок расположения дел на  стеллажах, в коробках, папках;

  - подкладывать  на соответствующие места обнаруженные  во время проверки неправильно  подложенные дела проверяемого  фонда;

  - изымать и изолировать из проверяемого фонда неправильно подложенные дела других фондов;

  - изымать  не внесённые в опись дела  фонда. Внесение в опись неучтённых  дел в ходе проверки запрещается.  Неучтённые дела постоянного  хранения помещаются вслед за  учтёнными делами постоянного хранения, аналогично помещаются неучтённые дела временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу;

    - составлять на каждое необнаруженное дело карточку; карточки учета необнаруженных дел включаются в картотеку необнаруженных дел;

    - изымать и изолировать поврежденные  биологическими вредителями дела  и немедленно докладывать об  этом заведующему архивом, который  в свою очередь информирует  и руководителя организации.

    При проверке наличия и состояния  дел, документы которых не подшиты  ввиду их художественной ценности или по иным причинам и учитываются по внутренним описям, проводится сверка наличия документов и листов дела со сведениями внутренней описи. Итоги проверки фиксируются в листе проверки, где в графе "Примечание" указываются номера описей и дел, в которых отсутствуют листы, и номера этих листов.

    По  окончании проверки наличия и  состояния дел по каждой описи  в конце описи после заверительной  надписи делается запись "Проверено", проставляется дата проверки; запись подписывается проводившими проверку работниками с указанием их должностей.

    В случае обнаружения в описи не отмеченных в итоговой записи литерных, свободных, повторных и пропущенных  номеров итоговая запись пересоставляется, а в листе проверки делаются отметки, которые затем фиксируются обобщенно в акте проверки наличия и состояния дел фонда.

    На  основании итоговых записей в  листах проверки составляется акт проверки наличия и состояния дел в  фонде. Каждый акт подписывается  работниками, проводившими проверку, и  утверждается руководителем организации. Акты нумеруются по порядку номеров проверок в пределах фонда (Пример: Акт N 1 проверки фонда N 10; Акт N 1 проверки фонда N 12) и включаются в дело соответствующего фонда после их утверждения. В соответствии с актами проводится работа по устранению выявленных недостатков.

    Если  проверкой обнаружена недостача  дел, то организуется их розыск.

    В этих целях рекомендуется:

    - изучить все учетные документы  по выдаче дел из хранилища;

    - организовать розыск необнаруженных  дел в структурных подразделениях, в деятельности которых образовались необнаруженные дела, предварительно изучив их описи, по которым дела передавались в ведомственный архив;

    - проверить дела находящихся рядом  фондов, т.к. необнаруженные дела  могут быть неправильно подложены;

    - изучить дело фонда, в первую очередь имеющиеся акты о выделении дел к уничтожению, акты выдачи дел во временное пользование, ранее составленные акты проверки наличия и состояния дел проверяемого фонда.

    Розыск  рекомендуется проводить в течение  года после завершения проверки наличия дел.

    Найденные в итоге розыска дела подкладываются на места, а в соответствующей  карточке учета необнаруженных дел  делается запись "Найдено и подложено  в фонд". Запись подписывается  сделавшим ее работником с указанием  должности и даты записи.

    Дела, причина отсутствия которых подтверждена соответствующими документами, исключаются  из описей и других учетных документов в установленном порядке.

    В соответствующих карточках картотеки  учета необнаруженных дел указываются  даты и номера документов, в которых подтверждается отсутствие дел.

    Документами, подтверждающими отсутствие дел, являются:

    - акты о выделении документов  и дел к уничтожению;

    - акты о не обнаружении дел,  пути розыска которых исчерпаны;

    - акты о неисправимых повреждениях  дел ;

    - акты передачи дел в другие  ведомственные архивы и организации.

    На  дела, пути розыска которых исчерпаны, а также на неисправимо поврежденные дела, заведующим ведомственным архивом  или лицом, ответственным за архив, составляются соответствующие акты, которые рассматриваются ЦЭК (ЭК) организации и утверждаются руководителем организации.

    К акту о не обнаружении дел составляется справка о проведении розыска.

    При недостаче и неисправимом повреждении  дел, подлежащих передаче на государственное  хранение, акты утверждаются руководителем организации только после их согласования с соответствующим архивным учреждением.

    После утверждения актов о недостаче  или о неисправимо поврежденных делах изменения вносятся во все  учетные документы.

    По  результатам проверки наличия и состояния дел необходимо принять меры, обеспечивающие физическое и санитарно - гигиеническое состояние документов.

    Проверка  наличия и состояния дел считается  завершенной после внесения изменений, выявленных проверкой, в учетные  документы проверяемого фонда и представления соответствующих сведений о делах постоянного хранения в государственный архив для внесения изменений в контрольный экземпляр описей дел, утвержденных ЭПК архивного учреждения.

 

 

  
 

  

     
 
 

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

Глава 4.  Влияние НТП на сохранность архивных документов. 

       4.1 Необходимость обеспечения длительности физико-

          химической сохранности архивных документов.

    Документы архивов занимают особое место в  составе Архивного фонда Российской Федерации, непосредственно отражают жизнь ее народов во всех проявлениях. Работа архивов тесно связана с нуждами миллионов людей, обращающихся к ним за справками социально-правового характера. Обеспечивая сохранность архивных документов, их комплектование и использование, архивы содействуют органам самоуправления в решении возложенных на них задач, реализации конституционных прав граждан. Заметное место в деятельности архивов занимают вопросы изучения совместно с учеными и краеведами документального наследия прошлого, истории "малой родины", подготовка публикаций архивных документов, их экспонирование на выставках, использование в средствах массовой информации и т.д.

    Комплекс  документов, хранящихся в государственных  и муниципальных архивных учреждениях  области, насчитывает сейчас приблизительно четыре млн. единиц хранения. Научное использование Архивного фонда, заметно возросшее с начала 1990-х годов, обусловило усиление мер по обеспечению физической сохранности документального наследия.

    В первую очередь это относится  к уникальной и особо ценной части Архивного фонда, в составе которой - документы XVI - XVII вв. Активизация использования старинных актов приводит к ухудшению состояния носителя (бумага, пергамен), выцветанию и угасанию текста.

    Работы  по автоматизации средств поиска архивной информации начались в архивных учреждениях СССР в конце 70-х годов. Была разработана концепция, включившая в себя следующие положения: обоснованной является лишь компьютеризация поиска архивных документов, относящихся к выборочным тематическим комплексам, имеющим особо важное общественно-политическое и народнохозяйственное значение, а также документов, которые наиболее часто запрашиваются исследователями; ввод в систему сведений обо всех архивных документах является слишком дорогим и требует больших трудовых затрат; наиболее целесообразно создание межархивных баз данных. Было принято решение о поэтапном вводе в автоматизированную систему сведений о документах, хранящихся в государственных архивах СССР, на уровне фонда.

    В соответствии с этой концепцией была разработана многофункциональная автоматизированная информационно-поисковая система для ряда тематических комплексов архивных документов, которая предназначалась для оперативного справочно-информационного обслуживания потребителей архивной информации, а также для подготовки автоматизированным способом архивных справочников.

    В Автоматизированную систему научно технической информации (АСНТИ по документам ГАФ СССР), реализованную  на ЕС ЭВМ, вошли около 70 тыс. описаний документов архивов на уровне фонда; базы данных четырех тематических комплексов на начало 1990 г. включали в себя 176 тыс. описаний архивных документов.

    Ведение указанных БД позволило накопить значительные информационные массивы  в электронном формате, большая  часть которых в дальнейшем была переведена на ПЭВМ; к настоящему времени они включают в себя около 250 тыс. записей. Большое значение для дальнейших работ с этими БД имел опыт ведения тезаурусов, составленных из лексических единиц описываемых документов. Также оказался важным опыт классификации элементов тезаурусов, установления между ними отношений иерархии, ассоциации и синонимии.

    Появление персональных компьютеров ознаменовало подлинную революцию в использовании  ЭВМ и компьютерных технологий, принципиально  изменило подходы к информатизации в архивном деле. Мощные, компактные и относительно дешевые компьютеры, снабженные современными программными средствами, предоставили возможность использовать автоматизированные технологии во многих видах работ, ведущихся в архивных учреждениях, осуществлять их более эффективно и с меньшими трудозатратами.

    В настоящее время оснащенность государственных  архивных учреждений компьютерной техникой неравномерна, ее нельзя признать удовлетворительной. В государственных архивах более  половины машинного парка относится к устаревшим моделям (Роботрон, PC XT, PC AT/286).

    Почти все архивы, располагающие компьютерами, начали создавать базы данных как  тематические, обеспечивающие использование  документов, так и по другим направлениям деятельности архивов. В целом по архивам России эти две категории представлены в неравных долях как по количеству БД, так и по их совокупному объему. По числу введенных записей лидирующее место занимают тематические БД - 88.7%, БД учетного характера составляют 10%, оставшиеся 1.3% содержат административно-управленческую информацию. За этими цифрами скрывается совершенно различное состояние по государственным архивам и центрам федерального уровня и архивным учреждениям субъектов Федерации.

    Основной  масса БД сосредоточена в архивах федерального уровня - 77.6%. По этой группе архивов учетные БД составляют 1.4%, и практически весь объем введенной информации приходится на тематические БД - 98.5%. Иная ситуация сложилась в регионах: объемы учетных и тематических БД примерно одинаковы - 40.0% и 54.3% соответственно. В автоматизированных информационных ресурсах (АИР) архивной отрасли тематические БД федеральных архивов и центров составляют 76.5%.

    Приведенная статистика свидетельствует о том, что более раннее начало информатизации в федеральных архивах, их договорные связи с зарубежными партнерами позволили закупать (или получать) технику и обеспечивать частичное финансирование работ по созданию БД. В ближайшее время можно ожидать выравнивания ситуации, поскольку региональные архивы активно приобретают современную технику, пользуясь поддержкой местных администраций, принимают организационные и кадровые решения для интенсивной автоматизации архивных работ, некоторые из них установили договорные отношения с зарубежными партнерами.

Информация о работе Влияние научно-технического прогресса на обеспечение длительной физико-химической сохранности документов