Деятельность ООН в новом мировом порядке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования

Целью исследования является комплексный анализ деятельности Организации Объединенных Наций на современном этапе.

В соответствии с целью в дипломной работе сосредоточено внимание на выполнение следующих основных задач:

- выявить роль и место ООН на мировой арене на сегодняшний день;

- изучить и проанализировать причины и предпосылки реформирования ООН в современном мире;

- показать необходимость реформирования и определить позиции государств к реформированию ООН;

- определить действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ООН


ООН как универсальная международная организация 9
1.2 Цели ООН 10

1.3 Структура ООН 12


РАЗДЕЛ 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН


2.1 ООН и предпосылки его реформирования

в условиях глобализации 20


2.2 Позиции государств по вопросу реформирования ООН и проекты

реформ 35


РАЗДЕЛ 3 ОПЕРАЦИИ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ


3.1 Действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру 47

3.2 Формирование миротворческих сил и порядок финансирования миротворческих операций ООН 53


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61


Ssylki

Hronologi4eskie ramki

Prilojenie Ustav OON raspe4atat

Работа содержит 1 файл

Гульзана.doc

— 474.50 Кб (Скачать)

        Современный глобализированный мир постоянно меняется. Не стоит на месте и Организация Объединенных Наций. Требования, предъявляемые государствами-членами к ООН и ее Секретариату, учреждениям, фондам и программам, многократно возросли.

        Только за последние девять лет численность гражданского и военного персонала миротворческих миссий возросла с 20000 до 80000 человек. За этот же период общий объем финансовых ресурсов, которыми управляет Секретариат, удвоился и достиг 18 млрд. долл. США. Резко возросло также число гуманитарных и правозащитных операций 7.

           Такие масштабы активно осуществляемой оперативной деятельности являются серьезным испытанием способности Организации выполнять возросшее число более сложных мандатов и управлять вверенными ей средствами, руководствуясь принципами подотчетности и этики. В то же время эти требования и ожидания создают предельную нагрузку для существующих структур и систем Организации.

         Принципы Устава Организации Объединенных Наций сегодня не менее актуальны, чем в 1946 г. Но в выборе средств достижения поставленных в нем целей и задач ООН должна идти в ногу со временем. С того момента, когда Генеральный секретарь приступил к исполнению своих обязанностей, его приоритетом была реформа – от повышения эффективности операций в пользу мира до установления более тесных партнерских отношений с гражданским обществом и частным сектором, от совершенствования механизмов и систем управления до обеспечения безопасности персонала на местах.

         Сегодняшняя Организация Объединенных Наций сильно отличается от Организации, которая явилась результатом конференции в Сан-Франциско, проведенной более 60 лет назад. Ее нормотворческая деятельность по-прежнему важна и касается вопросов существа. Однако в течение последнего десятилетия ее оперативная деятельность резко активизировалась в широком диапазоне сфер – от прав человека до развития. Прежде всего, обращает на себя внимание четырехкратное расширение масштабов миротворческой деятельности. В настоящее время Организация Объединенных Наций имеет много новых миссий, бюджет в 5 млрд.долл. США и 80 000 миротворцев на местах, включая гражданский персонал, численность которого более чем в два раза превосходит численность персонала в Центральных учреждениях в Нью-Йорке. На сегодня, Организация Объединенных Наций не является больше Организацией по обслуживанию конференций, которая размещается лишь в нескольких городах, где расположены ее штаб-квартиры. Сейчас это высокодиверсифицированная Организация, которая действует по всему миру в целях улучшения жизни людей, нуждающихся в помощи 8.

         Такое радикальное расширение сферы деятельности требует радикальной перестройки Секретариата Организации Объединенных Наций – его правил, структуры, систем и культуры.

         Предыдущие усилия по реформированию привели к некоторым значительным улучшениям, но подчас были направлены на устранение симптомов, а не причин слабостей Организации и не смогли адекватным образом удовлетворить новые потребности. В Докладе экс-генерального секретаря  Кофи Аннана на  Всемирном саммите, в сентябре 2005 г. были предложены меры, необходимы для того, чтобы дать возможность будущим Генеральным секретарям эффективно выполнять свои управленческие функции, а также меры, которые позволили бы Организации в целом лучше использовать свои управленческие и людские ресурсы для приведения ее в соответствие с основными вызовами, с которыми она сталкивается в XXI веке 9

           Для достижения этой цели Секретариат Организации Объединенных Наций и государства-члены должны объединить текущие обзоры систем надзора и внутреннего правосудия – оба эти обзора очень важны для строительства более сильной, более динамичной и более транспарентной Организации Объединенных Наций, но в настоящее время осуществляются независимо друг от друга — с крупными реформами в шести других широких и тесно взаимосвязанных областях

        Было уже много попыток реформирования ООН — один раз в 1997 г. и второй раз в 2002 г. Однако эти ранее предпринимавшиеся усилия были направлены на устранение симптомов, а не причин. Они не носили достаточно всеобъемлющий и стратегический характер, которого требует эпоха глобализаций.

           В сентябре 2000 г. состоялся исторический Саммит Тысячелетия, где была принята не менее важная Декларация тысячелетия, которая предоставляет целевые ориентиры и показатели развития человечества по следующим приоритетным направлениям: обеспечение мира и безопасности, охрана окружающей среды, права человека и особые потребности Африки. Декларация содержит  количественно временные показателя сокращения нищеты, заболеваемости , голода, неграмотности, дискриминации женщин, которые могут быть использованы странами мира в качестве ориентира их социально-экономического планирования. В сентябре 2001 г. была принята «Дорожная карта», содержащая   меры по осуществлению Целей развития тысячелетия, приведенных в Декларации, о результатах выполнения которой ООН докладывает ежегодно.

            В 2002 г. начался второй этап реформы ООН для достижения Целей развития тысячелетия: внутренняя реорганизация с целью рационализации работы ООН, а также принята новая система набора персонала, политика подбора, расстановки кадров В докладе Генерального секретаря ООН «Инвестирование в Организацию Объединенных Наций: на пути к усилению Организации по всему миру», затрагиваются  эти проблемы  «Квалификация персонала Организации Объединенных Наций не соответствует нынешним потребностям. Мы не всегда можем привлекать самых хороших специалистов, и у нас не хватает средств для того, чтобы содействовать развитию карьеры тех, кого мы принимаем на работу, особенно на местах. У нас слишком мало высококвалифицированных управленцев, и мы имеем систему, которая не обеспечивает интеграцию персонала, базирующегося на местах, хотя Организация Объединенных Наций все больше нуждается именно в его навыках и опыте.»10.

         В 2003 г. по поручению Кофи Аннана была создана Группа высокого уровня по вызовам и переменам с целью выработки новых идей как стратегически, так и институционально необходимых для более эффективной деятельности в ХХІ веке. Группой был подготовлен соответствующий Доклад, на который , следует обратить особое внимание, как так именно в нем было высказано большинство тех идей, которые так активно обсуждаются сегодня в контексте реформирования ООН.

       В докладе содержится новое  видение системы коллективной  безопасности в ХХІ веке: «Ослабление  потенциала любого государства мира снижает степень защищенности каждого из государств от транснациональных угроз таких, как терроризм и организованная преступность. Для обеспечения своей безопасности каждое государство нуждается в международном сотрудничестве» 11  Вызовы, с которыми сталкивается человечество в ХХІ веке объединены в шесть блоков: 1. войны между государствами, 2. насилие внутри государства; гражданская война, массовое нарушение прав человека, геноцид, 3. нищета, инфекционные болезни, экололгическая деградация, 4. ядерное, радиологическое, химическое и биологическое оружие, 5. терроризм, 6. транснациональная организованная преступность. В Докладе дается оценка деятельности ООН и в частности говорится , что за последние 15 лет путем  посредничества и переговоров  удалось предотвратить  больше войн, чем за предыдущие 200 лет... в 60-е годы считалось , что в начале ХХІ века ядерным оружием будут обладать 15-25 государств. Но, в том числе и благодаря усилиям МАГАТЭ и Договору о нерапространении, этого удалось избежать ВОЗ добилась успеха в обуздании атипичной пневмонии. Далее в Докладе подробно описана политика предотвращения, рекомендуемая ООН Группой высокого уровня, которая предусматривает следующие аспекты. Первое: развитие-первая линич обороны в системе коллективной безопасности. Так, например, наиболее важной задачей является борьба с нищетой, что также соответствует духу Декларации тысячелетия. Второе: биологическая безопасность. Указывается необходимость усиления борьбы с ВИЧ/СПИД, также рекомендуется создать здравоохранительный потенциал в всех странах мира как на национальном, так и на местном уровне, что будет способствовать защите от биологического терроризма. Третье: предотвращение войн внутри государств и между государствами. Рекомендуется активнее  использовать  механизм превентивной дипломатии и посредничество ООН и также опыт региональных организаций. Четвертое: предотвращение распространения ОМП. В Докладе говорится о необходимости стимулов, побуждающих государства отказаться от создания мощностей и по переработке и обогащению урана. МАГАТЭ должен быть единственным гарантом приобретения делящихся материалов по рыночным ценам. Пятое: необходимо система борьбы с терроризмом, предусматривающая  уважение прав человека и соблюдение законности. Предлагаемая стратегия – это принятие принудительных мер против государств, являющихся  источником терроризма, создание новых институтов, помогающих государствам бороться с терроризмом на национальном уровне. В докладе дается четкое определение терроризма как «неприемлемого политического действия, направленного против гражданских лиц и невоюющих сторон». Группа высокого уровня внесла также предложение о заключении Международной конвенции по терроризму. Шестое: рекомендации по борьбе с транснациональной организованной преступностью, торговлей людьми и оружием. 12

         Следующий раздел Доклада посвящен  политике реагирования. В данной  связи отмечается, что Совет Безопасности ООН уполномочен принимать превентивные действия, что он делал в редких случаях. В Докладе говорится, что Совет Безопасности должен проявлять больше решительности в данном вопросе, а также содержится призыв к государствам мира своевременно информировать Совет Безопасности об существующей угрозе. Далее в Докладе подчеркивается что ответственность за защиту гражданских лиц от широкомасштабного насилия несут на себе национальные власти. Также в Докладе содержатся рекомендация о более частом применении  такого метода, как развертывание военных сил для поддержания мира и принуждению к миру. Для того, чтобы это стало возможным, государства должны предоставлять больше средств на эти цели, а также находящиеся в постоянной готовности контингенты, авиационные и другие транспортные средства, необходимые для  проведения миротворческих операций. Большое внимание  уделяется  также постконфликтному миростроительству, мерам по реабилитации и реинтеграции комбантантов. Кроме того, подчеркивается необходимость в реорганизации Комиссии по правам человека а также важность более тесного сотрудничества с региональными организациями, наличие четкой взаимосвязи между ними и ООН .

           Среди сформулированных Генеральным секретарем К.Аннаном реформаторских приоритетов хотелось бы подробнее остановиться на вопросе реформы Совета Безопасности ООН, т.к. именно эта проблема в последнее время является предметом наиболее пристального внимания

         Как уже отмечалось выше, Совет Безопасности ООН был создан 24 октября 1945 г. в качестве органа, отвечающего за поддержание международного мира и безопасности. Он начинался с пяти постоянных и шести ротируемых, то есть избираемых каждые два года, членов. Всего 11 членов в первоначальном составе Совета. В 1965 г. число непостоянных членов было увеличено до десяти. Это была последняя попытка реформировать Совет, сделав его более представительным. С тех пор количество государств членов ООН увеличилось  со 113 до 191. 13     

     Очевидно, что современная ООН существенно  отличается от той, какой она была 60 лет назад. Главное отличие в  том, что когда зарождалась Организация, двух третей ее нынешних членов не было и в помине. За последние полвека в мире появилось большое количество новых независимых государств. Вместе с тем развивающиеся страны по-прежнему продолжают играть роль статистов в решении глобальных политических вопросов. И это несмотря на то, что в последние годы большинство конфликтов возникают на территориях именно этих государств.

            Возможно, что неоднократные обвинения в адрес Совета Безопасности по поводу его прозападной ориентации, недостаточной прозрачности механизма принятия решений, неподотчетности и недемократичности явились причиной создания в декабре 1993 г. Рабочей группы по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности ООН, расширении его численного состава и прочим вопросам, связанным с его деятельностью.      

     Вопрос  о преобразовании Совета Безопасности стал традиционным пунктом повестки дня ежегодных сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Существенные изменения в его рассмотрении произошли после опубликования результатов работы Группы высокого уровня, созданной по инициативе Генерального секретаря ООН для анализа угроз, вызовов и изменений в современном мире, а также аналитического доклада о выполнении целей тысячелетия, принятых на Саммите ООН в 2000 г. Обе работы стали основой для доклада Генерального Секретаря ООН, вышедшего под названием «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех».

            В своем докладе Кофи Аннан предложил государствам — членам ООН принять до сентябрьского Саммита на высшем уровне один из двух представленных им вариантов реформы Совета Безопасности (позднее он предложил отложить решение по данному вопросу до конца 2005 г.) 14.

            Так называемая модель, а предусматривает шесть новых постоянных мест без предоставления права вето и три новых непостоянных места, которые будут распределяться между основными региональными группами. Таким образом, новый состав Совета предлагается увеличить до 24 членов. Азия получает три постоянных и три непостоянных места, Африка, соответственно, два постоянных и четыре непостоянных, Европа – четыре постоянных и два непостоянных, американский континент – два постоянных и четыре непостоянных места

            Модель не предусматривает расширение по категории постоянных членов. Согласно этому варианту, Совет Безопасности увеличивается на восемь непостоянных членов, избираемых на четырехлетний возобновляемый период, и одного непостоянного члена, избираемого на двухлетний невозобновляемый период всего 24 члена Совета.

            Рассматривая вопрос о том, санкционировать или одобрять применение военной силы, Совет, по мнению Генерального секретаря ООН, должен прийти к общему мнению по следующим аспектам: как оценить степень серьезности угрозы; какова надлежащая цель предлагаемой военной меры; есть ли реальные шансы на то, что иные меры, не доходящие до применения силы, смогут остановить эту угрозу; соразмерен ли военный курс действий нависшей угрозе; есть ли какой-то реальный шанс на успех

Информация о работе Деятельность ООН в новом мировом порядке