Деятельность ООН в новом мировом порядке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования

Целью исследования является комплексный анализ деятельности Организации Объединенных Наций на современном этапе.

В соответствии с целью в дипломной работе сосредоточено внимание на выполнение следующих основных задач:

- выявить роль и место ООН на мировой арене на сегодняшний день;

- изучить и проанализировать причины и предпосылки реформирования ООН в современном мире;

- показать необходимость реформирования и определить позиции государств к реформированию ООН;

- определить действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ООН


ООН как универсальная международная организация 9
1.2 Цели ООН 10

1.3 Структура ООН 12


РАЗДЕЛ 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН


2.1 ООН и предпосылки его реформирования

в условиях глобализации 20


2.2 Позиции государств по вопросу реформирования ООН и проекты

реформ 35


РАЗДЕЛ 3 ОПЕРАЦИИ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ


3.1 Действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру 47

3.2 Формирование миротворческих сил и порядок финансирования миротворческих операций ООН 53


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61


Ssylki

Hronologi4eskie ramki

Prilojenie Ustav OON raspe4atat

Работа содержит 1 файл

Гульзана.doc

— 474.50 Кб (Скачать)

       Россия предлагает укрепление  антинаркотического «пояса безопасности»  вокруг Афганистана. Также российская  делегация считает необходимым  выработку более эффективных  методов предотвращения гонки  вооружения в космосе. Также  российская делегация считает необходимым выработку более эффективных методов предотвращения гонки вооружений в космосе.

        Идеи реформирования ООН вызвали  различную  оценку среди российских  политических кругов и научного  сообщества. «Говоря о реформе  международной организации, каждая страна имеет в виду прежде всего собственные интересы» заявил газете «Время новостей» директор российского Института стратегических оценок Сергей Ознобищев. По словам эксперта, даже Москва, декларируя необходимость расширения Совета Безопасности ООН, понимает , что в реальности «это будет означать ослабление уникальной роли России в данной структуре». Владимир Лукин, Уполномоченный по правам человека, считает что, деятельность организации по противодействию терроризма сводится к тому, что ООН решает проблемы, вызванные необдуманными действиями США.41 Но пожалуй наиболее спорной можно назвать позицию Сергея Караганова, Председателя Президиума совета по внешней и оборонней политике России. В отличие от официальной делегации России на 60 сессии ООН, эксперт положительно оценивает роспуск Комиссии  по правам человека и создания соответствующего Совета. Также он считает идею о создании «нечто похожего на комитет по восстановлению стран, пострадавших от войн» благородной, хотя и мало осуществимой. Предложенные реформы по избавлению от нищеты, по мнению эксперта,  принесут лишь вред, так как развращают и коррумпируют правящие классы . Но основная идея  г-на Караганова состоит в том, что предоставление суверенитета большинству государств в послевоенный период было роковой ошибкой: эти государства сейчас являются деградирующими или несостоятельными, неспособными обеспечить свое  социальное и экономическое развитие и права человека, и являющимися «рассадником» терроризма, транснациональной преступности и прочих бед человечества. Именно из этих стан состоит примерно на две трети ООН. Он скептически воспринимает идею о создании Комиссии по мироустройству при Серетариате ООН для содействия малоразвитым странам и отмечает, что процедура вмешательства или гуманитарной интервенции не разработана, так как ни Устав ООН ни Доклад Группы высокого уровня  не предусматривают соответсвующего  механизма ее применения. Кроме того, несостоявшиеся государства-члены ООН никогда не поддержат интервенцию против себя же самих. В этой связи очень нежелательно упразднение Комитета по опеке, наоборот, все больше и больше стран нуждаются в подобной опеке, считает эксперт . Реформа ООН  совершенна необходима, но сама организация не в состоянии сама себя реформировать, единственный выход-это создание конкурирующих организаций вне ООН, например Союза великих держав, который сможет навязывать свои решения Совету Безопасности.42

     В свою очередь, сообщив о поддержке  со стороны своего правительства  реформированию ООН, Министр иностранных  дел Литвы Альгирдас Саударгас призвал государства-члены Организации подняться над своими узкими национальными интересами и придти к согласию по вопросу преобразования ООН в более открытую, эффективную и демократическую организацию.

     Коснувшись  вопроса расширения Совета Безопасности, Министр иностранных дел Литвы заявил, что, несмотря на то, что реформа Совета Безопасности началась как отдельный процесс, она в настоящее время представляет часть общего процесса реформирования ООН, основанного на понимании того, что Совет Безопасности должен отражать новые реалии в мировой политике. По словам Министра, всестороннее реформирование Совета Безопасности должно также включать рассмотрение вопроса об увеличении числа его непостоянных членов. Группа государств Центральной и Восточной Европы, число которых за последние несколько лет удвоилось, заслуживают, по меньшей мере, одно дополнительное место в Совете Безопасности. "Наша позиция по данному вопросу является достаточно жесткой", - заявил г-н Саударгас. 43

     Говоря  о позиции Казахстана, следует отметить некоторые  моменты истории отношений нашей страны и ООН, которые помогут  глубже понять, почему Казахстан придерживается того или иного мнения по приведенным выше вопросам. 2 марта 2008 г. исполнилось 16 лет со дня вступления Республики Казахстан в Организацию Объединенных Наций.

       Генеральная Ассамблея ООН на своей 46-ой сессии единогласно приняла резолюцию 46/224, посредством которой признала Казахстан в качестве полноправного члена этой универсальной организации и ответственного члена мирового сообщества. 44

       Казахстан твердо привержен целям и принципам Устава ООН и всецело поддерживает ведущую роль ООН в решении важнейших вопросов современного мира. Казахстан убежден, что ООН воплощает в себе величайшую надежду всего человечества на мирное развитие и международное сотрудничество. Соблюдение и уважение принципов и целей, изложенных в Уставе ООН, должно оставаться приоритетом для всего мирового сообщества, а имеющиеся задачи должны решаться в тесном партнерстве всеми государствами-членами ООН. 45

           Сотрудничество с учреждениями, фондами и программами ООН способствует укреплению позиций Казахстана на международной арене, проведению эффективных преобразований в социально-экономической, гуманитарной, культурной сферах, помогает решению экологических проблем как на национальном, так и на региональном уровнях.46

         Сегодня Казахстан принимает активное участие в деятельности ООН, имеет взвешенный и конструктивный подход к решению всего спектра вопросов международной повестки дня от мира и безопасности до реформирования и укрепления Организации .

        Что касается позиции Казахстана  по обсуждаемым вопросам, приоритетное  значение для нас имеет безопасность  в мире в целом и в регионе  Центральной Азии в частности.  Президент Н.А. Назарбаев подчеркнул в своем выступлении на саммите тысячелетия в сентябре 2000 г., что после 11 сентября требуется наращивание сотрудничества Казахстана и ООН по данной проблеме. «Усилия Казахстана по созданию комплексной системы безопасности в Азии хорошо известны, - сказал Н. Назарбаев, - с этой целью было создано Совещание по Взаимодействию и мерам Доверия в Азии, дальнейшая поддержка деятельности которого со стороны ООН будет способствовать созданию климата добрососедства на Азиатском континенте». Решению проблемы безопасности и борьбы с терроризмом способствует также и деятельность ШОС. 47

       Казахстан  выражает обеспокоенность  ситуацией по наркоторговле в  Афганистане и, совместно с  Узбекистаном, Киргизстаном, Таджикистаном  и Россией, внес предложение  провести специальное заседание Совета Безопасности по проблемам Афганистана. 48

        Согласно словам экс-министра иностранных дел  К. Токаева, Казахстан подтверждает свою приверженность принципу многополярности мира, но не отвергает и однополярности, если под ней подразумевается объединение усилий всех государств мирового сообщества для преодоления глобальных угроз. 49

        Касаясь такого сложного вопроса  реформы ООН, как реорганизация  работы Совета Безопасности, необходимо  отметить, что наша позиция здесь  не претерпела каких-либо изменений. Казахстан по-прежнему считает  что этот принципиальный орган должен стать более представительным, легитимным, транспарентным и эффективным, с тем чтобы отвечать требованиям современного мироустройства и постконфликтного строительства. Казахстан признает Совет Безопасности в качестве ключего элемента формирования действующей системы коллективной безопасности. Казахстан выступает за усиление роли Совета Безопасности и принятие 5 постоянных членов, включая Японию и Германию, обладающих ограниченным правом вето и непостоянных членов из числа стран Африки, Азии и латинской Америки. Расширение Совета Безопасности должно базироваться на принципах географического расположения, вклада той или иной страны в мировую экономику и поддержание безопасности в мире. Но гораздо  большее внимание, по мнению К.Токаева, должно быть уделено работе Генеральной Ассамблеи. 50

         Предложение Казахстана о создании  Совета региональных организаций  при Генеральном Секретаре ООН  соответствует духу и букве  доклада Группы высокого уровня по вызовам и переменам, в котором содержатся рекомендации по укреплению координации деятельности ООН и региональных организаций. Также важность  представляет предложение Н. Назарбаева о создании Регистра экологических проблем.

        Большое значение для нашей страны имеет предотвращение распространения оружия массового поражения: Казахстан впервые  в истории создал прецедент добровольного отказа от ядерного арсенала и получил гарантии от стран, постоянных членов Совета Безопасности. В этой связи К.Токаев заявил в своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН, что нельзя мириться с тем, что мировое сообщество не обладает реальными рычагами воздействия на нарушителей режима нераспространения: «...страны, нарушившие режим нераспространения, сильно не страдают, - подтвердил он свою позицию в интервью журналу «Континент», - представители некоторых из них чувствуют себя вполне комфортно в международных организациях, на пример в Секретариате ООН».51 Казахстан считает, что необходимы жесткие санкции к нарушителям как Договора о нераспространении, так и режима нераспространения.

        Казахстан также поддерживает  создание Комиссии по мироустройству  и Всеобщую конвенцию по международному  терроризму.

  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ  3   ОПЕРАЦИИ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.  

3.1 Действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру

     Одной из главных задач Организации  Объединенных Наций является поддержание  мира во всем мире. Согласно Уставу ООН, государства-члены должны разрешать свои международные споры мирными средствами и воздерживаться от угрозы силы или ее применения против других государств.

     Операции  Организации Объединенных Наций  как средство разрешения конфликтов обладают уникальными преимуществами в силу своего всемирного характера. Это укрепляет их правомерность и контролирует последствия для суверенитета принимающей стороны. Миротворцы, находясь вне конфликта, могут содействовать переговорам между воюющими странами, привлекая внимание мирового сообщества к местным проблемам – открывая двери для коллективных усилий по достижению мира.

     Становится  все более очевидно, что для  успеха операции необходимы определенные предпосылки. Они включают истинное стремление воюющих сторон к мирному  урегулированию разногласий, четкое определение задачи, мощную политическую поддержку со стороны международного сообщества, а также обеспечение финансовых и людских ресурсов, необходимых для достижения целей операции.

     Такая поддержка может потребовать  определенного вклада и со стороны негосударственных участников. Недавние конфликты в Африке продемонстрировали, как гражданские волнения могут эксплуатироваться в интересах различных политических сил. Тем не менее, вливания частного капитала, при условии координации с международными усилиями по укреплению мира, могут в значительной мере содействовать восстановлению экономики после прекращения конфликта.

     Историки  установили наличие выраженной обратной зависимости между развертыванием миротворцев и военными потерями: чем шире масштабы операций по подержанию мира, тем меньше военные потери, причем как в краткосрочном, так и в долгосрочном планах. Этот вывод был сделан в двух недавно проведенных независимо друг от друга исследованиях учеными университета Британской Колумбии и специалистами корпорации «Рэнд»51. Исследователи этой корпорации рассмотрели восемь завершенных операций ООН по поддержанию мира: в Бельгийском Конго, Намибии, Сальвадоре, Камбодже, Мозамбик, Сьерра-Леоне и Восточном Тиморе. Проведенный ими анализ позволил сделать вывод, что две третьих этих операций были «успешными».  
 
 

51 Федоров В.Н. «Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в 21в.», М.,2005.

     Кроме того, было установлено, что ООН обеспечивает оптимальные институциональные  рамки для всех миссий в области государственного строительства благодаря относительно низкой затратности, высокой эффективности и высокой степени международной законности операций ООН. Также операции являются весьма эффективным инструментом направления постконфликтных обществ в сторону достижения прочного мира и демократического правления и самой эффективной формой международного вмешательства из всех ныне известных.

     Некоторые факторы имеют определяющее значение для успеха любой операции ООН  по поддержанию мира. Этими факторами являются, во-первых, правильная диагностика проблемы задолго до назначения операции, во-вторых, мир, который нужно поддерживать, уже должен быть установлен, в-третьих, все основные стороны в конфликте должны согласиться прекратить боевые действия и принять роль ООН, заключающуюся в оказании им помощи в урегулировании их спора, а также дать согласие на развертывание миссии ООН по поддержанию мира. Развертывание должно проводиться в краткие сроки.

Информация о работе Деятельность ООН в новом мировом порядке