Деятельность ООН в новом мировом порядке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования

Целью исследования является комплексный анализ деятельности Организации Объединенных Наций на современном этапе.

В соответствии с целью в дипломной работе сосредоточено внимание на выполнение следующих основных задач:

- выявить роль и место ООН на мировой арене на сегодняшний день;

- изучить и проанализировать причины и предпосылки реформирования ООН в современном мире;

- показать необходимость реформирования и определить позиции государств к реформированию ООН;

- определить действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ООН


ООН как универсальная международная организация 9
1.2 Цели ООН 10

1.3 Структура ООН 12


РАЗДЕЛ 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН


2.1 ООН и предпосылки его реформирования

в условиях глобализации 20


2.2 Позиции государств по вопросу реформирования ООН и проекты

реформ 35


РАЗДЕЛ 3 ОПЕРАЦИИ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ


3.1 Действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру 47

3.2 Формирование миротворческих сил и порядок финансирования миротворческих операций ООН 53


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61


Ssylki

Hronologi4eskie ramki

Prilojenie Ustav OON raspe4atat

Работа содержит 1 файл

Гульзана.doc

— 474.50 Кб (Скачать)

           В докладе, в частности говорится,  что «Обьединенные Нации оказались  на распутье... Пока Совет Безопасности  не вернет себе доверие государств и мировой общественности, они чаще будут полагаться на свое собственное восприятие угроз и на свои  собственные суждения о путях  их устранения... Возможности Совета Безопасности по обеспечению самой широкой поддержки своих решений и действий увеличится, если он будет  восприниматься как орган, действительно представляющий международное сообщество в целом и отражающий геополитические реалии современности» . В преддверие начала юбилейного саммита ООН г-н Кофи Аннан  направил послания 161 лидерам стран участниц, и как он заявил в интервью данном  «Российской газете» эти идеи были восприняты с энтузиазмом. Кофи Аннан уверен что страны поддержат реформирования ООН: «За последние шесть десятилетий ООН сделала многое для сохранения мира. Но, как я подчеркивал в своем упомянутом докладе "При большей свободе", организация должна учитывать происходящие со временем изменения, чтобы оставаться эффективной и справляться с новыми угрозами, например, с международным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения. Если государства-члены ООН готовы решать эту трудную задачу и согласятся с предложенными мной рекомендациями, ООН сможет и дальше быть гарантом мира и стабильности в XXI веке. У меня сложилось впечатление, что государства всерьез восприняли предложения по реформированию ООН. Не знаю, чем закончатся соответствующие переговоры, но я по-прежнему уверен, что представленные мной предложения предполагают всеобъемлющий подход к вопросам необходимого реформирования и все страны - участницы ООН смогут быть уверены, что их интересы будут полностью соблюдены. Надеюсь, они воспримут предложения именно в таком духе. Уверен, что мировые лидеры примут серьезные решения на саммите в сентябре этого года» 15.  

               По мнению Кофи Аннана необходимость  реформирования Совета Безопасности стала очевидной после раскола произошедшего по поводу вторжения в Ирак, который г-н Аннан назвал самым серьезным кризисом за 60 лет существования ООН. Также он обратил внимание на то, что многие государства – непостоянные члены Совета Безопасности – сетовали на то, что их не «подпускали к консультациям, которые велись постоянными членами Совета Безопасности». Впрочем такое положение вещей существовало в ООН с самого начало ее существования, когда в 1945 г. в Сан-Франциско представители 51 государства попытались создать глобальную систему безопасности. Первые 20 лет Совет Безопасности состоял из пяти постоянных членов-стран, победивших во второй мировой войне и обладающих  с тех пор правом вето, и шести непостоянных, ротируемых членов. В 1968 г. Совет Безопасности ООН претерпел первую и последнюю в своей истории реформу – количество непостоянных членов увеличилось до 10. Очевидно, что Совет Безопасности не отражает современных реалий и, как считают многие, страны-победительницы цепляются за привилегии, а существующая система отвечает интересам только промышленно развитых стран. А между тем «бедные страны больше заинтересованы в ООН, чем богатые, считает бывший Генеральный Секретарь Бутрос Бутрос Гали – богатые могут обойтись и без ООН». Кроме того, по мнению многих, интересы некоторых стран дискриминируются: «резолюции, которые не выполняются Иракцами, влекут за собой бомбардировку Багдада, те же резолюции, не выполняемые Израилем не влекут за собой ничего». 16

         На обвинения в недемократичности Совет Безопасности ООН отреагировала принятием резолюции 48/26, предусматривающей создание  Группы открытого состава по вопросам справедливого представительства в Совет Безопасности . Институт Глобальной политики, изучающий проблематику ООН, выделяет 2 группы вопросов по реформе Совета Безопасности ООН: 1. вопросы членства, расширения, вето и голосования; 2. вопросы повышения транспарентности и совершенствования механизмов принятия решений. Здесь следует отметить, наметился некоторый прогресс. Так по рекомендации Группы открытого состава увеличилось количество открытых заседаний и число брифингов, проводимых для стран, не являющихся членами Совета Безопасности.

        ООН  еще предстоит разработать детали всех предлагаемых преобразований, и процесс преобразований должен быть основан на всеобъемлющем и ясном диалоге между всеми заинтересованными сторонами и должен привести к разработке четких «дорожных карт» и транспарантной системы подотчетности всех задействованных руководителей. 

         Цель реформирования ООН заключается в обеспечении того, чтобы все государства-члены имели в своем распоряжении такую Организацию, которая благодаря своей высокой степени организованности и транспарентности легко поддается управлению с их стороны и всегда быстро и эффективно реагирует на их директивные указания. Но главная  цель реформирования состоит в том, что Организация Объединенных Наций приносила максимальную пользу сотням миллионов людей во всем мире, которые не по своей вине нуждаются в ее услугах: тем, кому угрожают крайняя нищета, голод, недоедание, эпидемические заболевания, опустынивание и другие формы деградации окружающей среды, стихийные бедствия, гражданский конфликт, анархия, насилие, транснациональная организованная преступность, терроризм, угнетение, злоупотребление властью, геноцид, этническая чистка и другие преступления против человечности. Именно эти люди напрямую заинтересованы в эффективной и демократически управляемой Организации Объединенных Наций.

         Одним из ключевых условий успешной работы любой Организации является культура этичности и подотчетности, носителями которой являются все сотрудники сверху донизу. Для Организации Объединенных Наций, основанной на высоких идеалах Устава и стремящейся показывать пример в странах всего мира, в которых она работает, это важно вдвойне. К сожалению, в последние годы стало ясно, что ООН часто не соответствует этим высоким стандартам 17.

         Расширение и изменение характера деятельности требует радикальной трансформации  Организации Объединенных Наций – его правил, структуры, а также его систем и культуры. Этот процесс уже начался в фондах и программах Организации Объединенных Наций, но лишь в недостаточной степени – в секретариате. Персоналы ООН работают по всему миру и делает больше, чем когда-либо раньше, причем многие из его представителей работают в сложной и опасной обстановке, проявляя высочайшую преданность идеалам и добросовестность, однако  система управления не отвечает потребностям персонала. Ей не хватает возможностей, механизмов контроля, гибкости, надежности и, самое главное, транспарентности для того, чтобы управлять многомиллиардными глобальными операциями, которые часто приходится разворачивать с большой скоростью.  

     План  реформирования Организации Объединенных Наций появился через год после первого заявления Соединенных Штатов о том, что они воспользуются правом вето при перевыборах тогдашнего Генерального Секретаря Бутроса Бутроса-Гали с тем, чтобы в январе 1997 г. генеральным секретарем стал другой человек, в большей степени способный реформировать ООН. В течение первых семи месяцев пребывания на своем посту новый генеральный секретарь Кофи Аннан объездил множество столиц, где встречался с руководителями государств-членов ООН, и зондировал почву внутри аппарата организации на предмет подготовки пакета преобразований. Уже в марте 1997 г. он объявил о проведении первого комплекса административных реформ, направленных на совершенствование Секретариата, программ и фондов ООН, он мог сделать это и без одобрения Генеральной Ассамблеи.

     На 52-й Генеральной Ассамблеи ООН Генеральный секретарь представил участникам план реформирования вверенной ему организации, изложенный в докладе под названием “Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформ, который он назвал “тихой революцией” в ООН, призванной привести, в конце концов, к созданию “конкретной, сплоченной, гибкой и рентабельной” всемирной организации. 18

     В 95-страничном докладе содержались  предложения, которые может утвердить  только Генеральная Ассамблея. Они, в первую очередь, касаются путей усиления стратегического характера деятельности ООН как на краткосрочную, так и на дальнюю перспективу.

     Например, он предлагалось Генеральной Ассамблее  учредить пост заместителя генерального секретаря, упорядочить рабочую  программу Комиссии по правам человека, объединить и изменить структуру вспомогательных органов Экономического и социального совета, разработать более надежные и предсказуемые процедуры быстрого развертывания сил ООН по поддержанию мира, а также пересмотреть роль региональных комиссий организации. Генеральной Ассамблее предлагается проанализировать также и деятельность Комиссии по разоружению с тем, чтобы упорядочить ее работу и привести в соответствие с современными требованиями 19

     Вопрос  финансирования в программе реформирования занимал не последнее место. В 1997 г. только 75 из 185 государств-членов ООН полностью заплатили свои взносы за 1997 г., в связи, с чем ООН постоянно находится на грани банкротства. Одно из предложений генерального секретаря состояло в том, чтобы на основе добровольных взносов создать “кредитный фонд” в один миллиард долларов и из этих средств оплачивать расходы ООН. Аннан также предложил Ассамблее перейти к процессу “целевого составления бюджетов”. Применяя этот подход, она должна будет конкретизировать результаты, достижения которых она ожидает от ООН в рамках конкретного бюджета. За результаты будет отвечать Секретариат, и по ним будут судить об эффективности его деятельности. В то же время Ассамблея должна будет дать более широкие полномочия генеральному секретарю в выборе способов повышения эффективности результатов.

     Кроме того, Ассамблее было предложено перенацелить свою работу на проблемы, имеющие наивысший приоритет, сократить продолжительность ее сессии, установить конкретные сроки реализации программ, а также подумать над созданием комиссии по изучению необходимости изменения всей системы ООН, в том числе и специализированных учреждений (ЮНИСЕФ, Фонда ООН по народонаселению и Программы развития ООН)

     Программа реформ должна коснуться практически каждого департамента и каждого вида деятельности ООН – “от повышения темпов развертывания сил по поддержанию мира до борьбы с преступностью, наркобизнесом и терроризмом”.

  1. Людские ресурсы:

     1. Набор персонала надо осуществлять инициативно, целенаправленно и быстрее.

     2. Мобильность персонала должна обеспечить интеграцию персонала штаб-квартир и персонала на местах; она должна быть одним из условий службы и одной из предпосылок для продвижения по службе. Полномочия Генерального секретаря на горизонтальное перемещение персонала должны быть подтверждены и расширены.

     3. Следует стимулировать развитие карьеры путем организации целенаправленного обучения, установления обязательных требований для продвижения по службе и открытия самых различных путей развития карьеры.

     4. Следует упорядочить систему контрактов и согласовать условия службы.

           По данному вопросу меры и рекомендации касаются в первую очередь создания новой структуры руководства и управления, которая позволит Генеральному секретарю более эффективно выполнять свою руководящую роль и обеспечивать необходимую для Организации подотчетность. Это, по словам Аннана, может быть достигнуто путем (ниже приведены выдержки из документа 52-й Генеральной Ассамблеи):

     - учреждения должности первого заместителя Генерального секретаря;

     - создания Группы старших руководителей;

     - дальнейшего развития и укрепления исполнительных комитетов секторальных групп, учрежденных Генеральным секретарем в январе 1997 г. и включающих в свой состав все департаменты, фонды и программы Организации Объединенных Наций;

     - делегирования процесса принятия решений на страновой уровень и объединения представительств Организации Объединенных Наций “под одним флагом”;

     - создания Группы стратегического планирования;

     - Генеральный Секретарь должен по-новому сформулировать роль первого заместителя Генерального секретаря, чтобы официально делегировать ему (ей) полномочия и ответственность в области управления и общего руководства оперативной деятельностью Секретариата;

     - следует реорганизовать 25 департаментов и других структур, которые в настоящее время подчиняются непосредственно Генеральному секретарю, с тем, чтобы значительно сократить число подотчетных ему подразделений;

     - необходим новый крупный план подготовки руководителей, охватывающий набор, обучение и развитие карьеры, для того чтобы укрепить среднее и высшее управленческие звенья;

     - обеспечение платежеспособности возможно путем создания Оборотного кредитного фонда с капиталом до 1 млрд. долл. США, финансируемого за счет добровольных взносов или с помощью других средств, которые могут быть предложены государствами-членами, пока не найдено долгосрочное решение финансовых проблем Организации.

     Было  предложено объединение двенадцати структур и подразделений Секретариата в пять и предлагалось слияние пяти межправительственных органов в два.

     Изменение культуры управления в сочетании  с мерами по совершенствованию руководства  и повышению эффективности предполагает ликвидацию не менее 1000 штатных должностей, сокращение административных расходов на одну треть, повышение качества работы и дополнительную экономию людских и финансовых ресурсов с течением времени.

     Необходимо проведение радикального пересмотра политики и практики работы с людскими ресурсами для обеспечения того, чтобы все сотрудники обладали необходимой квалификацией и имели соответствующие условия для эффективной работы.

Информация о работе Деятельность ООН в новом мировом порядке