Деятельность ООН в новом мировом порядке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования

Целью исследования является комплексный анализ деятельности Организации Объединенных Наций на современном этапе.

В соответствии с целью в дипломной работе сосредоточено внимание на выполнение следующих основных задач:

- выявить роль и место ООН на мировой арене на сегодняшний день;

- изучить и проанализировать причины и предпосылки реформирования ООН в современном мире;

- показать необходимость реформирования и определить позиции государств к реформированию ООН;

- определить действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ООН


ООН как универсальная международная организация 9
1.2 Цели ООН 10

1.3 Структура ООН 12


РАЗДЕЛ 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН


2.1 ООН и предпосылки его реформирования

в условиях глобализации 20


2.2 Позиции государств по вопросу реформирования ООН и проекты

реформ 35


РАЗДЕЛ 3 ОПЕРАЦИИ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ


3.1 Действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру 47

3.2 Формирование миротворческих сил и порядок финансирования миротворческих операций ООН 53


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61


Ssylki

Hronologi4eskie ramki

Prilojenie Ustav OON raspe4atat

Работа содержит 1 файл

Гульзана.doc

— 474.50 Кб (Скачать)

        Аналогичный сценарий не устраивает Аргентину, Корею и Пакистан, которые на протяжении долгих лет оспаривают право на региональное лидерство у Бразилии, Японии и Индии и также вынашивают амбициозные планы, соответствующие их экономической и политической силе .

         Что касается позиции США, то  в целом Америка рассматривает  ООН лишь в контексте своей внешнеполитической доктрины. Тимоти Верд, президент фонда ООН, прямо говорит о том, что «США хотят, чтобы ООН подчинялось американской внешней политике» . В июне 2006 г. Американский институт мира опубликовал доклад, названный «Интересы Америки в реформировании ООН» в котором, в частности, говорится: «ООН может стать важным  инструментом для США в достижении политических целей и предлагает некоторые шаги ее реформирования, которые приведут к усилению ее потенциальных возможностей в сферах управления, предотвращения терроризма и геноцида, поддержания мира, экономического развития» 25. Такая позиция вызывает немало критики. Так, Денис Хэллидей, бывший помощник Генсека ООН, считает, что: «ООН сделали подразделением Государственного Департамента США, Кофи Аннан был назначен США, что подорвало независимость ООН. Реформа должна ясно показать, что ООН и США – не одно и то же». Постоянный представитель США в ООН Билл Ричардсон и помощник государственного секретаря США по делам международных организаций Принстон Лайман заявили, что некоторые из предложений Аннана требуют более детального изучения, а некоторые неприемлемы, но что в целом выдвинутый им план согласуется с желанием США реформировать и реорганизовать ООН. Ричардсон признал, что, "само собой разумеется, не все довольны" докладом Аннана, но при этом он сказал, что считает, что "в общем и целом этот план согласуется с призывами к реформам", раздающимися как в администрации, так и Конгрессе  26.

     Ричардсон высоко оценил некоторые из предложенных Аннаном рекомендаций: об учреждении поста заместителя генерального секретаря; о консолидации экономических и социальных департаментов и комиссий; о рационализации программ защиты прав человека, осуществляемых управлением верховного комиссара ООН по правам человека; о ликвидации департамента гуманитарных дел и о создании рационализированного управления чрезвычайной помощи для координации работы всех агентств ООН по реализации проектов помощи; об уделении более пристального внимания реформе управленческой структуры отделов по кадрам и закупкам; и об объединении деятельности ООН в различных странах под одной крышей и под контролем единого координатора.

     Лайман  особо отметил предложенный генеральным  секретарем ООН план по использованию  приблизительно 200 млн. долларов, которые будут сэкономлены в результате реформы управления, на нужды проектов развития. "Это очень, очень хорошо. Думаю, это изменит имидж ООН", - сказал он. 27

     По словам Ричардсона, предложения, которые кажутся проблематичными, это создание фонда револьверных кредитов в размере 1000 млн. для оказания помощи испытывающей нехватку денежных средств ООН в тех случаях, когда страны задерживают выплаты, и создание департамента по делам разоружения.

     С ним согласен Лайман, утверждающий, что предложенный фонд револьверных кредитов "не обеспечен эффективным управлением" и "плохо проработан"

     По  словам Лаймана, в соответствии с  предложением по созданию фонда страны-должники должны будут выплачивать фонду  проценты, но при этом все равно  могут лишиться своего голоса. "Ни для одной страны нет никакого стимула использовать этот фонд, и я не представляю себе, кто вложит в него все эти миллиарды долларов, - сказал он. - Это безответственный путь решения проблемы притока денежных средств". "Мы считаем, что решение проблемы (невыплаты долгов) должно заключаться в приведении шкалы оценок к уровню... отражающему консенсус членов ООН", - заявил Лайман.

                США, всегда активно выступали за реформу ООН для увеличения числа своих союзников в организации. Вашингтон еще в 70-е годы выдвинул идею "квикфикс" включения в Совет Безопасности Германии и Японии на правах постоянных членов. Это увеличило бы количество союзников американцев в Совбезе и одновременно снизило бы размер взносов США в бюджет ООН, невыплата которых стала главной финансовой проблемой Организации. В 90-е годы под давлением развивающихся государств Вашингтон меняет "квикфикс" на формулу "2+3" (Япония и Германия, плюс по одной стране от каждого региона развивающегося мира). В 2000 г. администрация Клинтона согласилась на расширение Совета Безпасности до количества более 23 членов.

        Немало среди американской политической общественности и тех, кто относится к международным политическим институтам с недоверием, и ООН не является для них исключением. Ирвинг Кристол считает саму идею  ООН вредной и отожествляет ее  с «мировым правительством». В своей книге «Неконсервативные убеждения» он пишет: «... оно (мировое правительство) может привести к мировой тирании». Ричард Перл, который также является  сторонником неоконсерватизма, утверждает: «Падение Саддама утащит за собой в могилу и пагубную фантазию о способности ООН стать основой  нового мирового порядка». 28 Что касается позиции США по вопросам реформирования ООН, то Вашингтон считает, что Совет Безопасности ООН должен быть реформирован на основе не только принципа географического представительства, должны также учитываться масштабы экономики, численность населения, военный потенциал, возможности участия вооруженных сил страны в миссиях ООН по поддержанию мира, возможности финансирования миссий ООН по поддержанию мира, приверженность демократии и правам человека, финансовый вклад в систему ООН, деятельность страны в борьбе с терроризмом и за нераспространения оружия массового поражения. Таким образом, позиция Вашингтона не совпадает ни с одним из ранее предложенных вариантов реформы.  По сообщениям «Голоса америки», Вашингтон и Пекин  ведут тайные переговоры с тем, чтобы не допустить его расширения. «Вызывает удивление то, что ни одна из предложенных реформ не затрагивает вопрос о том,  как сделать как,чтобы СБ лучше функционировал, они  (Япония, Германия, Бразилия) хотят просто откусить кусок пирога», - считает Джошуа Муравчик 29. Приоритетные задачи реформы ООН США видят по-своему – это, прежде всего, бюджетная реформа и реформа управления, механизмы эффективной защиты прав человека, создание Комиссии по миростроительству, экономическое развитие, Специальный демократический фонд ООН, противодействие терроризму. Для того, чтобы обеспечить реформу ООН именно в данных аспектах, в Конгресс было подано два законопроекта, суть которых сводится к отказу США выплачивать 50% своих взносов, начиная с 2007 г., если указанные выше реформы не будут проведены. Таким образом, ООН не дополучит 200 млн. долларов в свою казну . Пока не ясно , пройдет ли  законопроект, названный «Акт об управлении, персонале и политике ООН», предложенный Ричардом Лугером и Нормом Колеманом, но уже сейчас ясно, что они вызывают серьезное недовольство Государственного Депратамента. Так, Николас Бернс, Заместитель госсекретаря по политическим вопросам, заявил, что эти законопроекты «неприемлемы, так как подрывают  доверие к США как к лидеру ООН и уменьшают  нашу способность играть лидирующуб роль в реформе ООН, которую мы намерены играть». Эту точку зрения разделяет и Тимоти Верт, президент Фонда ООН: «Лидерство США имеет наиважнейшие значение для успеха реформы ООН, и оно опирается на соблюдение нами всех финансовых обязательств» .

          Непосредственно перед началом  60-ой сессии ГА ООН Полномочный  представитель США в ООН Джон  Волтон внес от лица своей  страны 750 поправок по вопросам  реформирования и реагирования на современный угрозы. В приложениях Болтона не упоминается Декларация тысячелетия, принятая в 2000 г. и ЦРТ, борьба с нищетой, превращение распространения ВИЧ/СПИД, повышения уровня образования в малоразвитых странах. Вашингтон выступает против одобрения Генеральной Ассамблеей международных институтов, таких как Международный Уголовный суд, Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, выделения 0,7% ВВП развитых стран на нужды беднейших стран Азии и Африки. США поддерживают упразднение Комиссии по правам человека и создание Совета по правам человека. 30

          Также как и США, Китай сдержанно  реагирует на предложения по  расширению Совета Безопасности. Официально Китай не выразил своей поддержки ни одного из предложенных вариантов реформ. Хотя, как заявил полномочный представитель КНР в ООН Ван Гуан: «Китай поддержит расширение Совета Безопасности, так как считает необходимым обеспечить большее представительство развивающихся стран». Министр иностранных дел КНР Цинь Ган отметил, что : «силовое продвижение незрелого варианта реформ не способствует единству стран-членов и защите авторитета Совета безопасности»31. Помощник Министра иностранных дел КНР Шэнь Гофан считает, что реформа должна сосредоточиться на следующих аспектах: в первую очередь-это решение проблем развития, во вторых: реформа Совета Безопасности должна осуществляться на основе единства всех членов ООН, путем консультаций, в третьих: организации должны в большей степени учитываться интересы развивающихся стран. 32

              В ходе многочисленных встреч с делегациями государств-членов китайская сторона недвусмысленно заявляла, что Пекин категорически против предоставления Японии статуса постоянного члена Совета Безопасности. Данная позиция аргументирована историческими разногласиями между этими странами. Посещение в июне текущего года лидерами Японии храма «Ясукуни», где захоронены японские генералы второй мировой войны, еще более усугубило и без того непростую ситуацию. Политика японского правительства в отношении милитаристского наследия Японии, по мнению КНР, является серьезной проблемой исторического характера. Китай полагает, что готовность рассмотреть возможность предоставления Японии постоянного места в Совете Безопасности ООН может появиться только в случае принятия ею однозначной позиции по отношению к вопросам истории

        Британия растеряла, в некоторой  степени, свой авторитет среди  стран Европы после вторжения  в Ирак вопреки ООН. Инициатива  британского МИДа в этом направлении  первоначально были поддержаны  Государственным Департаментом  США, но в Пентагоне были восприняты с неодобрением, там считали, что им удалось нейтрализовать Совет Безопасности после Ирака и стремились сохранить данную ситуацию. Соединенное Королевство поддерживает не только расширение Совета Безопасности, Лондон высказывается за создание Контртеррористического Комитета: постоянного органа координирующего международные усилия по борьбе с терроризмом и распространением ОПМ. Прежде всего, имеется ввиду, конечно Иран и северная Корея. По вопросам расширения Совета безопасности Британия является сторонником варианта, предложенного «Группой четырех». По сообщениям из дипломатических источников, глава британского МИД Джек Стро планирует выдвинуть программу реформирования Совета Безопасности, которая предусматривает расширение его количественного состава с нынешних 15 до 24 членов.33 Англичане предлагают расширить число постоянных членов с 5 до 10, включив в него Германию, Японию, Индию, а также по одной стране от Латинской Америки и Африки. Кандидатуры на два последних места пока не определены, но чаще других называют Бразилию и ЮАР.

       План англичан не предполагает наделения новых постоянных членов правом вето, поскольку такой шаг, по убеждению Лондона, сделает Совет неуправляемым. "Если мы наделим правом вето 10 стран, нам, возможно, придется вообще прикрыть лавочку", - заявил недавно один из авторов плана Билл Рэммелл, курирующий в Форин Оффис вопросы, связанные с ООН. 34 Ни Британия, ни другие постоянные члены Совета Безопасности не намерены в то же время отказываться от своего права вето, чего от них требуют критики этого плана. Кстати, реформировать Совет Безопасности Лондон предлагал Робин Кук, ушедший недавно со всех официальных постов в знак протеста против войны в Ираке. Теперь англичане решили снова возродить эту идею, обещая, что кампания будет "намного серьезнее из-за того, что случилось из-за Ирака". Некоторые наблюдатели объясняют инициативу Лондона его попыткой компенсировать хотя бы частично ущерб, нанесенный разногласиями из-за Ирака самой ООН и его отношениям с Западной Европой. Правда, сами англичане утверждают, что помимо сиюминутных руководствуются и долгосрочными интересами, а именно: стремлением сделать так, чтобы состав постоянных членов СБ отражал нынешнюю расстановку сил в мире.35

       По сообщениям из дипломатических источников, глава британского МИД Джек Стро планирует выдвинуть программу реформирования Совета Безопасности, которая предусматривает расширение его количественного состава с нынешних 15 до 24 членов. Англичане предлагают расширить число постоянных членов с 5 до 10, включив в него Германию, Японию, Индию, а также по одной стране от Латинской Америки и Африки. Кандидатуры на два последних места пока не определены, но чаще других называют Бразилию и ЮАР.

              Правительство Франции полагает, что нынешнее положения в ООН не отражает современных реалий в мире. По мнению  Мишэля Барнье, высказанного им в интервью  радиостанции «Эхо Москвы»: «Совет Безопасности представляет собой фотографию мира 60-летней давности, но мир успел изменится, на каждом из континентов появилися свои лидеры, которые требуют повышения своей роли в Совете Безопасности». В целом Франция как и Британия поддерживает вариант реформирования Совета Безопасности, предложенный «G4». Париж внес предложения о создании Всемирной Организации Окружающей Среды, по аналогии  с Всемирной Организацией Здравоохранения. 36

              Позиция России, озвученная президентом  Путиным, состоит в том, что  Россия согласится с любым  разумным вариантом реформы, который  получит поддержку максимального  круга государств. «Главное, чтобы  дебаты по реформе ООН не  привели к расколу организации, не спровоцировали взаимное непонимание и не превратили Совет Безопасности  в дискуссионный клуб»37. Так, например, дебаты вокруг упразднения Комиссии по правам человека и замене ее на Совет по правам человека , по мнению Министра Иностранных дел России затрагивают принцип универсальности, согласно которому все страны-участницы, независимо от их социально-экономического устройства имеют равные права быть избранными в органы ООН. «Реформа должна быть результатом компромисса,-считает Путин,-при осуществлении которой должны быть сохранены наиболее действенные инструменты нынешней системы ООН, а именно –право вето в Совете Безопасности».38 Сергей Лавров также говорит об контр-продуктивности идей ведущих к ущемлению приоритетных полномочий нынешних постоянных членов Совета Безопасности, включая право вето». 39

        Россия выступила инициатором  Международной конвенции по актам  ядерного терроризма, принятой на 60-ой сессии Генеральной Ассамблеи. Также российская делегация поддерживает  создание Комиссии  по  миростроительству. Россия выступает за реализацию тех положений Устава ООН, которые позволяют реагировать на «классические вызовы, но и новые угрозы»  и обращает внимание на то , что применение силы, в соответствии с международным правом возможно только в двух  исключительных случаях: в порядке индивидуальной или коллективной  самообороны и по решению Совета Безопасности ООН. Статья 51 Устава гласит, что государство имеет право на самооборону в случае террористического нападения на него со стороны негосударственных субьктов. 40

Информация о работе Деятельность ООН в новом мировом порядке