Деятельность ООН в новом мировом порядке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования

Целью исследования является комплексный анализ деятельности Организации Объединенных Наций на современном этапе.

В соответствии с целью в дипломной работе сосредоточено внимание на выполнение следующих основных задач:

- выявить роль и место ООН на мировой арене на сегодняшний день;

- изучить и проанализировать причины и предпосылки реформирования ООН в современном мире;

- показать необходимость реформирования и определить позиции государств к реформированию ООН;

- определить действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ООН


ООН как универсальная международная организация 9
1.2 Цели ООН 10

1.3 Структура ООН 12


РАЗДЕЛ 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН


2.1 ООН и предпосылки его реформирования

в условиях глобализации 20


2.2 Позиции государств по вопросу реформирования ООН и проекты

реформ 35


РАЗДЕЛ 3 ОПЕРАЦИИ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ


3.1 Действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру 47

3.2 Формирование миротворческих сил и порядок финансирования миротворческих операций ООН 53


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61


Ssylki

Hronologi4eskie ramki

Prilojenie Ustav OON raspe4atat

Работа содержит 1 файл

Гульзана.doc

— 474.50 Кб (Скачать)

      

        
 

                                                   
 

                                          

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

             Как видно, человечество прошло нелегкий и долгий путь, полный войн и человеческих страданий, прежде чем осознало необходимость создания такой системы, которая в силах поддержать мир и безопасность во всем мире во имя процветания всех народов и людей.

            Создание ООН стало эпохальным событием в истории международных отношений. Устав ООН, отразивший волю всего прогрессивного человечества, установил основные цели и принципы, сформировавшие основу той системы, которую мы называем современным международным правом.

            Несмотря на сложную ситуацию, связанную с «Холодной войной» и всеми ее «прелестями», международно-правовая система, основанная ООН, развивалась и принимала все более широкий масштаб и совершенную форму. Сфера международно-правового регулирования вопросов международной и региональной безопасности расширялась и с каждым годом повышалась эффективность всей системы.

          Развал социалистического блока  и завершение «Холодной войны» привели к коренному изменению международной среды, что потребовало пересмотра некоторых ключевых позиций безопасности и ее международно-правового регулирования.

                Никакая международная структура в начале ХХІ века не сможет эффективно решать проблемы глобальной безопасности и социально-экономического развития, если она не будет учитывать новые глобальные балансы, уже сегодня появляющиеся в формировании новых центров силы в Западной Европе, Юго-Восточной Азии и Северной Америке.

        Как Н.А. Назарбаев подчеркнул: «Сегодня мы должны быть благодарны ООН, плодотворные усилия которой помогали нам всем удержаться от возможных  катастроф мирового масштаба во второй половине ХХ века. Это несомненная и неоспоримая заслуга ООН и ее главных органов и структур». 52

          Как будет строить новая ООН свое взаимодействие с региональными и континентальными системами безопасности и сотрудничества?  Здесь возможны две разные роли ООН.

       Одна из них – это роль единого центра мировой безопасности, решения которого будут обязательными для всех региональных систем. Недостаток такого центра в том, что ООН может незаметно для себя занять позицию одной из конфликтующих  сторон и затормозить естественное развитие других растущих центров силы.

     Другой  вариант – это всемирный координирующий орган, который возьмет  на себя роль высшего независимого  арбитра в разрешении споров и коллизий между региональными структурами. Здесь недостаток в том, что такой орган может не суметь вовремя принять эффективное решение и остановить конфликт.  

       Все таки, подобные проблемы будут возникать не только в военно-стратегической области, но и во всех сферах человеческой жизнедеятельности-культурной, научно-технической и финансово-экономической.

          Современному миру нужны структуры, регулирующие глобальные  процессы  демократическим контролем, а не по указке глобальных корпораций.

           А ведь  мир меняется. Кризис  нефтяной экономики, изменения в сфере коммуникаций, рост новых средних слоев, финансовая неустойчивость, напоминающая канун «Великой депрессии» - все это тревожные сигналы для элит, руководящих современным миром. Новые культурные и технологические сдвиги не за горами, и государственные институты должны будут адаптироваться к ним.

           Мир стоит перед выбором. Первая возможность – развитие демократических  механизмов как системы обратной связи между населением и элитой. Разумеется, современная «демократия» - это вспомогательное средство, она  несовершенна и во многом иллюзорна. Выборы больше похожи на ритуал, чем на реальное волеизъявление. Но даже в таком виде демократия сохраняет свою ценность, ибо народ нужно хотя бы убеждать в правоте проводимой элитами политики.

        Другая возможность более соответствует  нынешним политическим тенденциям. Глобализация поставила на повестку дня легитимизацию права сильного. Но либеральные элиты все еще не отказываются от демократической риторики. Это промежуточное положение может сохраняться, пока стабилен глобальный рынок. Но любые масштабные исторические сдвиги заставят делать выбор или демократическая  перестройка, наполнение риторики содержанием, или открытое выдвижение «амбиций» мирового господства тоталитарного типа. Преобразования ООН могут стать сигналом для перестройки миропорядка в одном из этих направлений.

     Совершенно  очевидно, что новое тысячелетие несет нам не просто глобальные изменения, но предполагает наступление переломного этапа в жизни человечества.

     Но  сегодня уже нет сомнения и  в том, что глобализация, диктующая  контуры нового миропорядка и, несомненно, относящаяся, к явлениям прогресса, в то же время для многих государств может иметь немало негативных последствий.

     Обусловлено это многими факторами, среди  которых одним из главных является очевидное неравенство стран  мирового сообщества. Это проявляется  даже в нашей повседневной терминологии, отражающей градацию этого неравенства, - богатые и бедные, развитые и экономически отсталые, имеющие ресурсный потенциал и уже исчерпавшие его, и т. д.

     Если  достижениями и плодами глобализации будет пользоваться лишь небольшая группа высокоразвитых стран, то это неизбежно приведет к противостоянию, возникновению конфликтов и социальных катаклизмов намного тяжелее тех, которые земная цивилизация переживала в последнее и предыдущее столетия. Народы мира с надеждой смотрят на то, что их лидеры, ООН смогут найти оптимальные пути решения глобальных проблем.

     В этой связи, ООН, и национальные правительства должны взять на себя взаимные обязательства. Во-первых, каждая страна должна четко и ответственно определить свои позиции в процессах глобализации, чтобы предусмотреть и максимально нейтрализовать возможные негативные проявления. Во-вторых, в рамках модернизации своей деятельности в качестве одной из приоритетных задач ООН могла бы взять на себя разработку модели глобализации, максимально учитывающей интересы всех, условно говоря, обделенных стран. Но одновременно она должна быть и более адекватной для большинства населения развитых стран, поскольку и внутри них неизбежно будет углубляться дифференциация населения.

     В этой модели должны быть предусмотрены и меры по повышению эффективности существующих и созданию новых, отвечающих требованиям времени систем безопасности. Не секрет, что, несмотря на большие достижения, ООН не всегда успешно справляется с задачами поддержания мира и безопасности. В этой связи, наряду с усилением миротворческого потенциала ООН, и в первую очередь его Совета Безопасности, весьма перспективным было бы использование возможностей региональных систем безопасности и налаживание взаимодействия с ними.

        Как отметил Генеральный секретарь ООН К.Аннан в своем докладе 2000 г. «С окончанием конфронтации и выходом Совета Безопасности из порожденного холодной войной паралича десятилетие 90-х годов стало пиком активности Организации Объединенных Наций»53.

     На  нынешнем этапе важно закрепить роль ООН в качестве центрального механизма коллективного регулирования международных отношений, подтвердить уставные прерогативы Совета Безопасности.

     В условиях прекращения «холодной  войны» и установления политического  диалога и доверительных отношений между бывшими идеологическими противниками есть все предпосылки для упорядочения и совершенствования деятельности Организации, Объединенных Наций в целом и ее Совета Безопасности, в частности, а также осуществления уставных целей ООН в полном объеме и надлежащим образом для создания действительно всеобъемлющей системы международной безопасности.

           В заключение хотелось бы выразить твердую убежденность в том, что усилия государств-членов ООН, всего мирового сообщества, направленные на реализацию идей и принципов, заложенных в Декларации Тысячелетия и Уставе ООН, смогут дать достойный ответ на существующие и новые вызовы во имя идеалов мира, свободы и торжества демократии.

        
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. ИСТОЧНИКИ

    1.1 Документы ООН

1. Ustav OON

2. Документ ООН. А/АС.182/L.89.

3. Документ ООН. A/AC.182/L.89/Add.lиА/52/33.

4. Документ ООН. A/AC.182/L.89/Add.2.

5. Документ ООН. A/AC.182/L.100.

6. Еженедельный Дайджест ООН 22-29 сентября 1997 г. 

1.2 Выступления политических деятелей

1. Доклад Группы высокого уровня по угрозам вызовам и переменам А 59/565 www. un .org

2. Аннан К. «Мы – Люди»: Роль Организации Объединенных Наций в 21 веке. Док. ООН N.-Y., 2000.

3. Аннан К. Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформы. Доклад Генерального секретаря на 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Доклад UN. A/51/950. - С. 22.

4. Доклад Специального комитета по Уставу Организации Объединенных Наций и усилению роли Организации. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Пятьдесят пятая сессия. Дополнение № 33 (А/55/33).

5. Кофи Аннан «Реформа ООН: момент истины для ООН» 14.06.2006, №106 (1633).

6. Доклад Кофи Аннана «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» А59/2005 www. un .org

7. Бутрос-Гали Б. Повестка дня для мира. Изд. 2-е. Нью-Йорк, 1995. - С. 5.

8. Бутрос-Гали Б. Доклад о работе Организации за период с сорок седьмой до сорок восьмой сессии Генеральной Ассамблеи. Нью-Йорк, 1993. - C. 96.

9. Доклад Генерального Секретаря «Инвестирование в Организацию Объединенных Наций: на пути к усилению Организации по всему миру»

http: // www. un. оrg/russian / reform/ investing-in-un time.

10. Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН С.В. Лаврова на сессии Спецкомитета по Уставу ООН и усилению роли Организации. Нью-Йорк, 12 апреля 1999 г. 

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы, 1999.

2. Назарбаев Н.А. На пороге ХХІ века. - Алматы, 1999.

3. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Алматы, 1992.

4. Назарбаев Н.А. Выступление на саммите Тысячелетия. 06.09.2000

5. Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. Из докладов, выступлений, статей Президента Республики Казахстан. - Алматы: Казахстан, 1996.

6. Назарбаев Н.А. На пороге ХХІ века. - Алматы, 1999.

7. Арыстанбекова А.Х. Объединенные Нации и Казахстан, Алматы, «Дайк Пресс», 2002.

8. Арыстанбекова А.Х. Миротворческая деятельность ООН: учебное пособие для студ. Вузов, Алматы, 2005.

9. Арыстанбекова А.Х. «Мирная деятельность ООН»: уч.пособие; КазНУ -Алматы, 2005 г.

10. Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИ - 1994. М., 1994.

11. Роль Организации Объединенных Наций в поддержании международного мира и безопасности (На примере конфликта между Ираком и Кувейтом). Исследовательский центр по изучению Кувейта. M., 1999.

12. Александров В.В., Новейшая история стран Европы и Америки 1945-1986, М., 1988.

13. Основные сведения об ООН. М. - “Юридическая литература”, 1995.

14. ООН и современные международные отношения // под. ред. Г.П. Жукова. М., 1986.

15. Международные организации системы ООН. М., 1990.

16. Крылов С.Б. История создания ООН. М., 1960.

17. Международные организации системы ООН: Справочник //Сост. А.А. Титаренко М.,1990.

18. Сарсембаева М.А. Международное право: учебник // Аламты, Данекер, 2001.

Информация о работе Деятельность ООН в новом мировом порядке