Договорные отношения во внешнеэкономической сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 08:07, реферат

Описание работы

Важной составной частью экономической жизни любого современного государства является внешнеэкономическая деятельность. Роль, которую играет то или иное государство в мировой торговле, во многом определяет его авторитет как члена мирового сообщества. Именно поэтому каждое государство стремится создать надлежащие условия для участия во внешнеэкономической деятельности своим предприятиям и фирмам.

Работа содержит 1 файл

договорные отношения ВЭД.docx

— 33.90 Кб (Скачать)

Не редки случаи, когда  стороны по-разному понимают и  оценивают связующую силу сделанных  ими и зафиксированных в совместном документе заявлений. Провести четкую грань между декларациями и твердыми обязательствами (хотя и носящими предварительный  характер, когда они содержатся, например, в протоколе о намерениях) можно только в результате толкования конкретных положений, отраженных в  документе. Трудность правовой квалификации таких документов связана также  с тем, что нормативное регулирование  в праве разных стран (в последнее  время это явление прослеживается довольно четко) не всегда учитывает  их специфику и не отвечает исчерпывающе на поставленные коммерческой практикой  вопросы.

Было бы нереальным предостерегать участников международного экономического оборота от использования указанных  коммерческих документов, избегать применения таких способов оформления деловых  отношений со своими контрагентами. Вместе с тем необходимо всегда помнить  об их неоднозначной правовой оценке, что несет в себе опасность  оказаться в неожиданном положении.

2. В тех случаях, когда  внешнеторговая сделка оформляется  одним документом (договором, контрактом, соглашением и т.п.), подписываемым  одновременно ее участниками,  проблемы, касающиеся момента возникновения договора и составившие содержание его условий, практически не встают. Довольно большое число внешнеторговых договоров заключается с помощью обычных средств связи, например по почте, телеграфу, телексу. В таких случаях актуальным становится правовое регулирование, предусматривающее порядок возникновения договорных обязательств.

Помимо общих вопросов, связанных с правовым содержанием  предложения (оферты) заключить договор, его условий, требований, предъявляемых  к заявлению о его принятии (акцепту), месте заключения договора, т.е. традиционных вопросов, в последнее  время заметное место занимают проблемы, когда стороны используют для  заключения договора свои типовые условия (проформы).

Очень часто в ответ  на коммерческое предложение заключить  договор, которое сопровождается ссылкой  на собственные типовые условия, лицо, сделавшее такое предложение, получает согласие заключить договор  на условиях, используемых в своей  практике его будущим контрагентом.

Правовые нормы, определяющие порядок заключения договора, устанавливают  требование безусловности акцепта. Это означает отсутствие договора в  тех случаях, когда типовые условия  договора, которыми обменялись потенциальные  контрагенты, имеют даже незначительные отклонения по содержанию. Иными словами, юридически действительный договор  может иметь место только при  согласии со всеми выставленными  контрагентом условиями. При заключении договоров во внешнеэкономической  сфере необходимо учитывать, что  такие вопросы, как правовые последствия  предложения о заключении договора, момент заключения договора, регулируются неодинаково в различных странах.

3. Согласно законодательству, требования, предъявляемые к порядку  и форме заключения и организациями  внешнеторговых сделок, должны соблюдаться  ими независимо от того, где и каким образом совершается внешнеторговая сделка. Нарушение этих требований ведет к признанию заключенного договора недействительным. Установленный законодательством порядок совершения внешнеторговых сделок сводится к следующему.

Внешнеторговые сделки должны подписываться двумя лицами. Правомочия лиц на подписание сделок могут либо вытекать из их должностного положения (руководитель, заместитель руководителя, руководители фирм, входящих в состав организации), либо основываться на доверенности, которую выдает руководитель организации. Такой же порядок устанавливается  для выдачи векселей и других денежных обязательств. Он предусматривает участие  в сделках главного (старшего) бухгалтера организации. Имена и фамилии  лиц. имеющих по должности право подписи внешнеторговых сделок и денежных обязательств, публикуются в журнале «Внешняя торговля». Для сделок, заключаемых на аукционах и биржах, должны применяться правила, действующие на соответствующих аукционах и биржах.

Признание сделки недействительной обязывает каждую из сторон возвратить другой стороне все полученное по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах. Последствия признания сделки недействительной могут быть весьма ощутимы, поскольку в торговле реальное восстановление в первоначальном состоянии, предусматриваемое законом, редко имеет место. Что же касается денежной компенсации, то ее размер не может быть соразмерным той материальной выгоде, которой могут лишиться стороны в результате признания договора недействительным (это выражается, например, в потере выгодной цены, возможности осуществить дополнительные права, предусмотренные договором, и т.п.).

4. В большинстве зарубежных  стран отсутствуют аналогичные  правила о порядке и форме  совершения внешнеторговых сделок, нарушение которых приводит к  недействительности заключенного  договора. Вместе с тем весьма  актуальным вопросом (необходимо  его иметь в виду с точки  зрения обеспечения юридической  действительности заключенного  с иностранным контрагентом договора) является установление надлежащих  полномочий лиц, подписывающих  договор от имени иностранной  фирмы или организации. Отсутствие  у лица таких полномочий (они  должны вытекать из его должностного  положения на фирме или в  организации либо основываться  на выданной ему в установленном  порядке доверенности) может сделать  оспоримым подписанный им от имени фирмы или организации договор.

Нормы, определяющие решение  данных вопросов, содержатся в актах, которые устанавливают правовое положение предпринимательских  организаций (законы о компаниях), а  также в правовых актах, регулирующих деятельность конкретных иностранных  партнеров (уставы компаний, включаемые в документы данные о предпринимательской организации, хранящиеся в государственных регистрационных органах, и т.п.). 

4Нормативное регулирование внешнеэкономических сделок.

При рассмотрении внешнеэкономических  договоров обычно подчёркивается их гражданско-правовой характер. Такая  констатация нуждается в уточнении. В современных условиях на отношения  сторон по этим договорам всё большее  влияние оказывают нормы административного, валютного, таможенного, налогового и  иного законодательства. Например, контрагенты не могут не учитывать  правила, касающиеся получения разрешений на ввоз и вывоз товаров; порядка  прохождения таможни; качества поставленной продукции с точки зрения её соотношения  обязательным требованиям по охране здоровья людей, окружающей среды, определённым техническим параметрам и т.д. При направлении на основе договора специалистов за границу необходимо сообразовываться с нормами, действующими в соответствующем государстве, в отношении порядка допуска и пребывания иностранных граждан на его территории.

Приведённые примеры показывают, что договоры в сфере международных экономических  связей регламентируются не только гражданским  правом, но и испытывают воздействие  норм иной отраслевой принадлежности. В этом смысле регулирование отношений  сторон на основе данных договоров  носит комплексный характер. Подобная ситуация не является свойственной лишь исключительно рассматриваемой  области. Применительно к внешнеэкономическим  сделкам речь идёт о взаимодействии норм не только различных отраслей права, но и разных государств. Это  является одной из особенностей таких  сделок.

Поскольку нормы гражданского законодательства не исчерпывают всех юридических  аспектов внешнеэкономической операции, договор в этой области может  быть всесторонне изучен лишь при  анализе не только гражданско-правовых предписаний, но и соответствующих  норм других отраслей права. Применение норм различной отраслевой принадлежности при регулировании внешнеэкономической  операции не означает, что предмет  регулирования – внешнеэкономическая  операция – является чем-то разнородным. Напротив, этот предмет сам по себе един.

Регламентация внешнеэкономического комплекса охватывает не только нормы, посвящённые правовому  положению соответствующих государственных  органов, объединений, предприятий  и организаций, но и предписания, касающиеся их деятельности (в том  числе опосредованной договорами) , в той мере, в какой она имеет отношение к внешнеэкономическим связям.

Для регламентации комплекса характерно сочетание различных методов  регулирования, прежде всего административно-правового  и гражданско-правового. Сами эти  отношения неоднородны, вследствие чего их правовой режим различенВнешнеэкономическая деятельность государства не есть нечто чисто внешнее по отношению к его экономике. Первая составляет неотъемлемую часть второй, ту её часть, которая ориентирована вовне и поэтому в относительно большей степени испытывает влияние внешних факторов, служит важным, но не единственным каналом воздействия этих факторов на другие составляющие общего национального хозяйственного механизма.При констатации роли закона как инструмента целенаправленного воздействия на общественные отношения следует учитывать различия самих норм закона, деление их, в частности, на диспозитивные и императивные. Как известно, диспозитивные правила допускают отступление от них по соглашению сторон договора, императивные же предписания такой возможности контрагентам не предоставляют. В этой связи представляется актуальной постановка вопроса о соотношении императивных и диспозитивных методов регулирования в рассматриваемой области отношений. Не предопределяя, где именно и как широко требуется использование императивных норм, следует отметить, что именно эти недопускающие отклонений нормы в сочетании с адекватным механизмом их реализации могут оказать направляющее влияние на внешнеэкономическую деятельность.

1Вместе  с тем, по сравнению с внутренним  оборотом действие императивных  предписаний имеет значительную  специфику. Применение права данного  государства, включая его императивные  гражданско-правовые нормы, к  обязательственным отношениям выступает  как одна из вероятностей при  необходимости выбора между коллидирующими национальными системами права в пользу одного из них. Контрагенты в силу широко признаваемого принципа автономии воли сторон могут сами договариваться о применимом к их отношениям национальном праве.

Возможности целенаправленного воздействия  национальных гражданско-правовых императивных норм данного государства на содержание прав и обязанностей сторон по внешнеэкономическим  сделкам ограничены вследствие их применимости далеко не во всех случаях, что сказывается  на их эффективности. Определённым выходом  из положения являются выработка  и принятие унифицированных на международном  уровне норм императивного характера.

Одной из характеризующих черт опосредованных гражданским правом отношений по внешнеэкономическим договорам  является действие принципа диспозитивности. Он находит своё выражение прежде всего в том, что указанные отношения регулируются преимущественно диспозитивными нормами, а также в возможности субъектов определять порядок реализации своих прав, действовать через представителей, передавать свои права третьим лицам. Примыкает к этому принципу исключительно важное для внешнего оборота правило, не ограничивающее перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. Принцип диспозитивности необходим для гибкого регулирования экономики. Он помогает избежать чрезмерно жёсткой регламентации отношений без учёта особенностей конкретного случая.

Для внутреннего и внешнего оборота  сохраняет актуальность задача достижения оптимальной степени правовой регламентации, исключения опасности «перерегулировать» экономические отношения, необоснованно стеснить их в развитии и вместе с тем поддержания правовых рамок. Успешному решению этой задачи способствует не отказ от нормативного регулирования вообще, а изменение акцента в методах регулирования, то есть более широкое использование в хозяйственной сфере диспозитивных норм, перевод части императивного регулирования в диспозитивное. * Принцип диспозитивности проявляется в автономии воли. Автономия воли сторон обычно признаётся в законодательстве различных государств. Однако допустимые пределы автономии воли сторон понимаются в законодательствах государств по-разному. В одних странах она ничем не ограничивается. В других странах действует принцип локализации договора: стороны могут свободно избирать право, но только такое, какое связано с данной сделкой. Что касается регулирования формы и порядка подписания внешнеэкономических сделок, то законодательство устанавливает особые правила. Форма внешнеэкономических сделок и порядок их подписания определяются национальным законодательством независимо от места совершения таких сделок. Следовательно, если сделка совершается за границей, она должна также подчиняться требованиям национального законодательства относительно её формы и порядка подписания. Это обстоятельство имеет важное практическое значение, поскольку порядок многих иностранных государств признаёт действительной для торговых сделок устную форму (Англия, Франция и другие страны) .

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В рыночной среде предпринимательская  деятельность строится на системе заключенных  договоров поставки продукции (работ, услуг). Поскольку договор является основным инструментом, перемещает материальные и финансовые ресурсы предприятия, то причины, которые создают предпосылки  к возникновению и несвоевременного погашения задолженностей, могут  вытекать, собственно, из хозяйственных  договоров.Термин «Внешнеэкономическая сделка» является более широким, он включает и внешнеторговую сделку. Традиционно оба термина могут использоваться как равнозначные: правовые нормы, регулирующие отношения по внешнеэкономической сделке, распространяются и на отношения по внешнеторговой сделке, и наоборот.Рассматривая понятие внешнеэкономической сделки нельзя не отметить, что она, как и любая гражданско-правовая сделка, может быть односторонней и двух- или многосторонней. Последние именуются договорами (контрактами). Наиболее яркими и распространенными примерами двусторонних договоров являются договоры международной купли-продажи, бартера, комиссии и др.; примерами многосторонних являются договоры финансового лизинга, факторинга, договоры о совместной деятельности, о кооперации и др.С уверенностью можно утверждать, что наиболее важное место в системе внешнеэкономических сделок занимает договор международной купли-продажи товаров. На протяжении многих десятилетий он был едва ли не единственной формой международных хозяйственных отношений.. В любом случае можно говорить о том, что в современной международной юридической практике термин «международная торговая сделка» употребляется в более широком понимании, чем просто международная купля-продажа, фактически подменяя собой понятие дву- и многосторонней международной коммерческой (внешнеэкономической) сделки.

Информация о работе Договорные отношения во внешнеэкономической сфере