Государственная территория: понятие, составные части

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблемы государства. Проблемы формирования и функционирования особой политической организации общества, опирающуюся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовой, так и общечеловеческих задач на определенной территории.

Содержание

Введение
Государственная территория: понятие, составные части. Правовой статус
Понятие международных пространств. Основные виды пространств: международные пространства, пространства со смешанным правовым режимом, пространства со специальным правовым режимом
Форма государственно-территориальнного устройства
Основные признаки унитарного государства
Франция - отличительный признак унитарного государства
Унитарные страны постсоветского пространства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

госуд. территория.унитарное гос-во.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     Однако  интенсивное использование воздушного пространства в транспортных целях  потребовало регламентации на национальном и международном уровне полетов  воздушных аппаратов и технических  требований к ним.

     В этих целях была заключена Конвенция о международной гражданской авиации и создана универсального характера Организация международной гражданской авиации (ИКАО).

     Совокупность  и система норм, регулирующих деятельность международной гражданской авиации, составляет ныне комплексную отрасль права, именуемую международным воздушным правом.

     Космическое пространство, расположенное в юридическом  и физическом смысле за пределами  воздушного пространства, не приспособлено  для жизни и деятельности человека, кроме как внутри запускаемых  в космос специальных аппаратов или устройств. Поэтому с началом космической деятельности его юридический статус сложился как статус негосударственной (международной) территории.

     Правовой  режим космического пространства (практически  в пределах Солнечной системы) так же типичен, как и режим любой иной международной территории. В его основе – принцип свободы исследования и использования космического пространства, включая расположенные в пределах Солнечной системы небесные тела, в мирных целях всеми государствами.

     В особое пространство в международном  праве выделяется Антарктика. Антарктика представляет собой обширный район, расположенный южнее 60-й параллели южной широты и включающий материк Антарктику и шельфовые ледники. Особый ее режим не затрагивает прав любого государства в отношении вод открытого моря в пределах этого района.

     Особое  положение этого района объясняется, в частности, тем, что в начале XX в. ряд государств (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили) провозгласили на тех или иных основаниях свой суверенитет над отдельными районами этой территории, что привело к конфликтам и вооруженным столкновениям между государствами. Советский Союз, в свою очередь, заявил о непризнании территориальных притязаний в Антарктике и о сохранении за ним всех прав, основанных на открытиях и исследованиях русских мореплавателей.

     Бесперспективность  продолжения такой ситуации и  интенсивное развитие международного сотрудничества по исследованию и использованию Антарктики в общих интересах человечества потребовали установления особого правового статуса и режима ее территории. В 1959 г. была созвана Международная конференция по Антарктике, в которой приняли участие 12 государств (Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания и США), и которая выработала Договор об Антарктике. Ныне участниками этого договора являются более 40 государств. На основе этого договора в дальнейшем были заключены другие договоры, регулирующие, в частности, использование ресурсов Антарктики.

     Договор 1959 г. исходит из двух основных положений: во-первых, он не признает суверенитета какого-либо государства на ту или  иную часть территории Антарктики, хотя и не отвергает существующие территориальные притязания (он как бы «заморозил» их); во-вторых, он исходит из убеждения международного сообщества государств в том, что Антарктика должна использоваться исключительно в мирных целях.

     Соответственно  установлена полная демилитаризация  и нейтрализация Антарктики. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия. Запрещены также любые ядерные взрывы и захоронения в этом районе радиоактивных материалов.

     Персонал  станций и экспедиций, осуществляющих научную и иную исследовательскую деятельность в Антарктике, находится под юрисдикцией направившего их государства, в том числе и в случае обмена таким персоналом между станциями и экспедициями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Форма государственно-территориального

    Устройства

    Непосредственно с территорией тесно связана  форма государственно-территориального устройства, в том числе и унитарное государственное устройство.

    Для рассмотрения понятия «унитарная форма государственного устройства», на мой взгляд, необходимо сказать несколько слов о формах государственного устройства, так как «унитарное государство» является составляющей формой государственного устройства.

         Форма государственного устройства  -  это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.1

       Форма государственного устройства показывает:

        а) из каких субъектов состоит  государства;

        б) каково правовое положение   субъектов, и какие взаимоотношения  между ними;

         в) как  строятся отношения  между центральными и местными  органами власти;

          г) в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

    «Наличие  конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит  от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия определяют специфику наличной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, но всегда детерминирована»2.

         По форме государственного устройства  все государства можно подразделить на основные группы:

        1) Унитарное государство  -  это  единое государственное образование,  состоящее из административно-территориальных  единиц, которые подчиняются центральным  органам власти и признаками  государственной независимости не обладают. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.3

        Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в  области государственного строительства многих стран и  иных форм государственного устройства федераций и конфедеративных государственных союзов.

    С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными  власти, унитарные государства можно  разделить:

    а) Децентрализованные государства - это  государства, в которых Конституцией разграничены  полномочия  между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).

    В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой  автономией  и даже располагают  собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решает переданные им в ведение  вопросы. Чаще всего – это вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

       б) Централизованные государства - это  государства, в котором  властные функции на местах осуществляют только, представители назначенные центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).

         Централизованные государства могут  предоставлять достаточно широкую самостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центральными органами управления.

             Также являются государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родо-племянным вождям. В прочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

        в) На их основе организуется  и третий тип - смешанный, присущий  системам самоуправления Италии, Норвегия.

         Унитарное государство  в зависимости от этнического состава может быть:

         ● национальным (Франция, Эстония,  Япония);

        ● многонациональным (Китай, Афганистан);

          Унитарная форма государственного  устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, например любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления4.

      2) Федерация  -  представляет собой  добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований  в одно союзное государство. Такие государства как: Российская Федерация, Канада, Австрия, Индия и т.д.

         Федерация как особая форма  государственного устройства начала  возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

       В зависимости от принципа  формирования различают виды  федерации:

       а) административные, где в основу деления территории положены плотность населения, рельеф местности, запасы полезных ископаемых и другие территориально-экономические признаки (США, Мексика);

       б) национальные, основой территориального  деления служит этнический состав населения (Югославия).

        3) Конфедерация  - это государственный союз государств5. То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д.

           Конфедерация возникает, как правило,  на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

       Впрочем, в последнее время  взгляд на конфедерацию, как на  один из видов формы государственного  устройства начал меняться. Многие  авторы полагают, что конфедерация  не является самостоятельным  государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.)6.

        Вышеперечисленные три формы  государственного устройства являются основными, но еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников".

      Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге).  Происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации)7. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  признаки унитарного

государства

  Для стран с унитарной формой государственного устройства характерно наличие следующих   признаков:                          

        1) На территории унитарного государства  действует одна конституция на  всей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержится, принципы разграничения  полномочий  между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного устройства (по умолчанию), компетенцию главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти. (Конституция Франции 1958 г.) Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание  содержатся не в одном документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты  и правовые обычаи).

Информация о работе Государственная территория: понятие, составные части