Государственная территория: понятие, составные части

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблемы государства. Проблемы формирования и функционирования особой политической организации общества, опирающуюся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовой, так и общечеловеческих задач на определенной территории.

Содержание

Введение
Государственная территория: понятие, составные части. Правовой статус
Понятие международных пространств. Основные виды пространств: международные пространства, пространства со смешанным правовым режимом, пространства со специальным правовым режимом
Форма государственно-территориальнного устройства
Основные признаки унитарного государства
Франция - отличительный признак унитарного государства
Унитарные страны постсоветского пространства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

госуд. территория.унитарное гос-во.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

       2) Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство,  парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный характер  и  не противоречит Конституции и также центральными органами власти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству,  парламенту.

    1.      3) Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам. Например: Французский парламент состоит из двух палат: нижний – Национального собрания и верхний – Сената8.
    2.      На  протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные.

        4)   Составные части унитарного  государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным  суверенитетом не обладают. Административно-территориальное  единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным.         Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.           

          Имеются и смешанные системы  местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки  централизации и децентрализации.  Местное самоуправление Японии  практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также должностные лица органов самоуправления: в префектурах – губернаторы, в городах – мэры, в поселках и деревнях – старосты. Примером смешанной системы местного и государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах в Турции осуществляется представителями центральной власти, но есть еще и Генеральные Советы, и их исполнительные органы – Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах – совет старшин и староста, который одновременно является представителем основной административно-территориальной единицы.9

        5) Унитарное государство, на территории  которого проживают небольшие  по численности национальности, широко допускает национальную  и законодательную автономию.  В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого проживают, в основном, лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 г., автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган – Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств;

       6) В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Административно-территориальное единицы не имеют правового статуса так как они все равны и не обладают суверинитетом ( как субъекты федерации).

    7) В подавляющем большинстве современных  унитарных государств основное  территориальное деление является  политико-административным. Наряду  с ним в ряде стран имеются  административно-территориальные единицы  как общего типа, где действуют  органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы.

        Число ступеней политико-административного  деления зависит от численности  населения и размеров территории  страны, однако зависимость эта  не жесткая: иногда в менее  крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция четыре.

       8) В унитарном государстве действует  единая судебная система, которая  осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой ценрализованной системы.

       Этому способствует единая правовая  система. Ее базу образует единая конституция, и нормативные акты издаваемые государственной властью, так же нормативные акты издаваемые органами местного самоуправления (подчиненный характер и только в соответствии  со своей компетенции). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Франция – отличительный  признак

унитарного  государство

        В Конституции Франции названы  три уровня организации власти  в государстве и три типа  территориальных самоуправляющихся  коллективов: коммуны (36 757), департаменты (100) и заморские территории (4)10. С 1982 года был добавлен новый уровень - регионы, объединяющие несколько департаментов (создано 22 региона).

           Франция - унитарное государство,  и проблема сосуществования государственных  и местных интересов решается на основе принципов деконцентрации и децентрализации. Особенность построения власти и самоуправления Франции заключается в том, что одна и та же территория (департамент, регион или коммуна) одновременно имеет разный статус. Департамент (регион, коммуна) является и государственным административным округом, возглавляемым префектом, и территориальным самоуправляющимся коллективом, наделенным собственной компетенцией и возглавляемым собственными выборными органами.

         Децентрализация основана на соблюдении двух условий. Во-первых, на признании и законодательном закреплении факта существования интересов, отличающихся от государственных. Это касается региона, департамента и коммуны. Во-вторых, на законодательном закреплении независимости органов местной власти от государственных органов в части принятия решений, распоряжения средствами и имуществом. Это обеспечивается выборностью местных органов власти.

         Местные органы власти и управления  не входят в государственную  вертикаль и в рамках установленной законом компетенции самостоятельны в решении местных вопросов. За каждым территориальным самоуправляющимся коллективом закреплен "представитель государства". Он осуществляет контроль в отношении актов местных властей, который называют контролем законности11.

    Территориально- самоуправляющие коллективы:

       а) регионы:

        В 1986 году регионы окончательно  были преобразованы в децентрализованные  территории, то есть получили  права самоуправляющихся территориальных  коллективов. Представительным органом власти в регионе выступает региональный совет, избираемый на шесть лет.

         Регион одновременно осуществляет  функции государственного уровня  управления - административного округа. Как таковой он возглавляется  префектом региона. Префект региона - высшее должностное лицо региона, подчиненное правительству и президенту Франции, представляющее на территории региона государственную власть и являющееся прямым представителем премьер-министра и министров Франции. Префекты обязаны быть лояльными к государству, поскольку являются политическими служащими.

         Префект представляет государство  и выполняет три функции:

       1) политические: представляет государство  на всех официальных мероприятиях; информирует руководство обо  всех местных событиях, а местное сообщество - о правительственной политике, которую он обязан защищать и разъяснять.

        2) юридическое представительство:  подписывает все контракты, заключаемые  в регионе от имени государства  с частными или юридическими  лицами; представляет государство в судебных органах и передает в суды иски по поводу актов органов власти, которые он считает незаконными.

          3) осуществляет широкие полицейские  функции.

         б) департамент:

         Деление Франции на департаменты  введено в 1791 году. Тогда департамент был всего лишь избирательным округом и формировался с целью обеспечения избрания Национального законодательного собрания12.

          Во главе департамента стоят  Генеральный совет (совещательный  орган с правом принятия решений), председатель Генерального совета - "исполнительный орган" (административное лицо), при котором работает постоянная комиссия (бюро). Как самоуправляющийся территориальный коллектив департамент разбит на кантоны (избирательные округа), объединяющие несколько коммун. Кантоны не являются единицами самоуправления. Они создаются правительством Франции, и их границы меняются правительственным декретом.

        в)коммуна:

        Коммуна - естественное объединение  граждан (собственников), образующих  на определенной территории сообщество, возглавляемое собственными избранными властями, уполномоченными осуществлять компетенцию, доверенную законом Франции. Коммуна - юридическое лицо. В настоящее время насчитывается более 36 700 коммун.

         Важнейшими атрибутами коммуны являются название, территория и население. Изменение названия происходит по установленной процедуре и вступает в силу после издания правительством специального декрета. Территориальные границы коммун, численность населения устанавливаются декретом и имеют большое значение для коммуны: в соответствии с численностью государство фиксирует размеры дотаций, нормы для выборов муниципальных советников и другие моменты.

        Вопросы, входящие в компетенцию  коммуны, перечислить довольно  сложно, поскольку отсутствует четкое определение понятия "местные дела" и государство само решает, что относится к этой категории.

Мэр является основным органом коммуны и всей ее исполнительной властью. Он избирается из числа муниципальных советников.

        Функции выполняемые государством:

        а) Источники финансирования. Финансовые  источники деятельности местных  властей имеют разное значение  в зависимости от уровня системы  разделения властей во Франции.  Так, соотношение источников покрытия  расходов бюджета департамента выглядит следующим образом: 1/3 составляют субсидии государства, затем идут поступления от устанавливаемых департаментом налогов и сборов, займы и доходы от использования имущества. Иное дело - финансы коммун: здесь бюджет на 3/4 формируется из налоговых поступлений, и лишь 1/4 составляют государственные субсидии и займы.

       б) Контрольные функции. Контроль  со стороны государственной администрации  является важнейшим элементом  децентрализации власти: передача  территориальным коллективам функций, исполняемых ранее централизованно, переподчинение органов исполнительной власти местным выборным органам, плохо подготовленным к реализации управленческих задач, - все это вызвало необходимость активного присутствия государства на всех уровнях системы разделения властей.

         Сегодня контроль над самоуправлением  представлен двумя группами мер:  опеки и административного контроля. Меры опеки включают в себя: 

       а) "опеку над лицами", это  право префекта приостановить  исполнение обязанностей (отзыва) мэра коммуны и его заместителей;

        б) роспуск муниципального совета  на основании определенных законом  причин и по оговоренной процедуре;

         д) "опеку по замещению", означающую, что префект имеет право замещения,  то есть исполнения функций в отношении мэра и генерального или муниципального совета, право замещения в полицейской области13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Унитарные государства постсоветского пространства

     Форма государственного устройства, т.е. внутренняя структура государства, характер взаимосвязей целого и его частей, получает отражение в Декларациях о государственном суверенитете бывших республик Союза ССР, ныне участников СНГ, и конституциях этих государств.

Информация о работе Государственная территория: понятие, составные части