Контрольная работа по "Международным отношениям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Международным отношениям".

Содержание

Современные международные отношения: сущность и определения.
Системы международных отношений и их эволюция.
История формирования представлений о международных отношениях: от Фукидида до XX века.
Основные теоретические традиции описания международных отношений: реализм и неореализм.
Основные теоретические традиции описания международных отношений: либерализм и неолиберализм
Основные теоретические традиции описания международных отношений: марксизм и неомарксизм.
Государства в современной политической системе мира.
Межправительственные организации как участники современных международных отношений
Международные неправительственные организации как участники современных международных отношений.
Глобализация в современном мире.
Проблемы безопасности в современном мире.
Конфликты в современном мире.
Внешнеполитическая стратегия США после холодной войны.
Формирование новой системы межгосударственных отношений в Европе.
Международные отношения в Восточной Азии.
Международные отношения в Южной Азии.
Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке.
Латинская Америка в современных международных отношениях.
Африка в современных международных отношениях.
Г. Киссинджер: основные характеристики и участники нового мирового порядка.
Геополитика и основания гегемонии нового типа по З. Бжезинскому.
Геополитическая характеристика Европы по З. Бжезинскому.
Геополитическая характеристика России по З. Бжезинскому.
Геополитическая характеристика Центральной Азии по З. Бжезинскому.
Основные цивилизации и их глобальная политика по С. Хантингтону.
Столкновение цивилизаций и динамика войн различного типа по С. Хантингтону

Работа содержит 1 файл

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине МО.doc

— 322.50 Кб (Скачать)
  1. Современные международные отношения: сущность и определения.
  2. Системы международных отношений и их эволюция.
  3. История формирования представлений о международных отношениях: от Фукидида до XX века.
  4. Основные теоретические традиции описания международных отношений: реализм и неореализм.
  5. Основные теоретические традиции описания международных отношений: либерализм и неолиберализм
  6. Основные теоретические традиции описания международных отношений: марксизм и неомарксизм.
  7. Государства в современной политической системе мира.
  8. Межправительственные организации как участники современных международных отношений
  9. Международные неправительственные организации как участники современных международных отношений.
  10. Глобализация в современном мире.
  11. Проблемы безопасности в современном мире.
  12. Конфликты в современном мире.
  13. Внешнеполитическая стратегия США после холодной войны.
  14. Формирование новой системы межгосударственных отношений в Европе.
  15. Международные отношения в Восточной Азии.
  16. Международные отношения в Южной Азии.
  17. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке.
  18. Латинская Америка в современных международных отношениях.
  19. Африка в современных международных отношениях.
  20. Г. Киссинджер: основные характеристики и участники нового мирового порядка.
  21. Геополитика и основания гегемонии нового типа по З. Бжезинскому.
  22. Геополитическая характеристика Европы по З. Бжезинскому.
  23. Геополитическая характеристика России по З. Бжезинскому.
  24. Геополитическая характеристика Центральной Азии по З. Бжезинскому.
  25. Основные цивилизации и их глобальная политика по С. Хантингтону.
  26. Столкновение цивилизаций и динамика войн различного типа по С. Хантингтону

 

  1. Системы международных отношений и их эволюция.

В теории международных отношений выделяются несколько систем:

- Вестфальская система международных отношений (после окончания Тридцатилетней войны в 1648 г.). Ей присуща идея баланса сил(распределение мирового влияния между отдельными центрами силы — полюсами. Может принимать различные конфигурации: биполярную, трёхполюсную, мультиполярную (или многополярную) и т.д.[1] Главная цель баланса сил — предотвращение доминирования в международной системе одного или группы государств.);

  • Признание в качестве одного из ключевых «принципа национального государственного суверенитета», когда каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Характерна деидеологизация, то есть устранение конфессионального фактора как одного из основных факторов политики. Межгосударственные союзы в новых условиях становились более гибкими и ситуативными. Смена партнёра по коалиции стала не таким уж редким явлением. Суть её сводилась к тому, чтобы политическим или дипломатическим маневром не позволить какому-либо одному европейскому государству или коалиции государств аккумулировать силы, значительно превосходящие мощь их вероятных соперников.
  • приоритет национального интереса
  • принцип баланса сил
  • приоритет государств — наций
  • принцип государственного суверенитета:
  • право требовать невмешательства в свои дела
  • равенство прав европейских[источник не указан 332 дня] государств
  • обязательство выполнять подписанные договоры
  • принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях — соблюдение договоров стало важнейшим элементом такой практики, а международное право и регулярная дипломатическая практика — неотъемлемым атрибутом отношений между государствами

- Венская система международных отношений (после окончания Наполеоновских войн в 1814 г.). Ей присуща идея европейского концерта;

Была нормативно закреплена Венским конгрессом 1814—1815 гг. В конгрессе, проходившем в Вене под председательством Меттерниха, участвовали представители всех европейских государств за исключением Османской империи. В рамках этой системы впервые было сформулировано понятие великие державы (тогда в первую очередь Россия, Австрия, Великобритания), окончательно оформилась многосторонняя дипломатия. Многие исследователи называют Венскую систему МО первым примером коллективной безопасности, что было актуально на протяжении 35 лет, до начала Крымской войны.          ·  Время существования европейского концерта стало периодом развития классической дипломатии. Система Европейского концерта охватывала политическую сферу, и влияние внутриэкономических процессов на внешнюю политику было опосредованным, проявлялся только в наиболее кризисных ситуациях. Сфера дипломатии имела исключительную автономию в решении определенных проблем. Поэтому дипломаты не были ограничены какими-то внутриполитическими или экономическими факторами.         ·  В период существования системы Европейского концерта были сформулированы и приняты всеми цивилизованными странами единые нормативные акты о мирном разрешении конфликтов, а также о ведении военных действий, об обращении с пленными и др.                   ·  Интересы практически всех великих европейских держав (кроме Великобритании и России) были сосредоточены в Европе. Одновременно в мире активно происходила колонизация.

- Версальско-Вашингтонская система международных отношений (по результатам первой мировой войны);     часть этой системы в значительной степени была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц в Первой мировой войне (главным образом, Великобритании, Франции, США и Японии) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран (Австрия, Венгрия, Югославия, Чехословакия, Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония), что делало эту структуру уязвимой из-за требований её преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах.

Вашингтонская система, распространяющаяся на Азиатско-Тихоокеанский регион, отличалась несколько большим равновесием, но тоже была неуниверсальной. Её нестабильность обусловливали неопределённость политического развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии, изоляционизм США и пр.                      Версальская система — это система послевоенного устройства мира. Ее характерной чертой была антисоветская направленность. Самую большую выгоду от Версальской системы получили Великобритания, Франция и США. В это время в России шла гражданская война, победа в которой осталась за большевиками. Россия начала устанавливать дипломатические отношения с Афганистаном, Прибалтикой, Финляндией. Пыталась также установить дипломатические отношения с Польшей, но Пилсудский вместо этого подписал соглашение с одним из руководителей Центральной Рады и польские войска вступили на территорию Украины. Россия попыталась вновь присоединить Украину и Польшу, но поляки нанесли ей тяжёлое поражение, в результате которого большевистское руководство вынуждено было пойти на мир с Польшей. Польша также сохранила за собой Западную Украину и Западную Белоруссию.

- Ялтинско-Потсдамская система международных отношений (по результатам второй мировой войны); легла в основу биполярного мира по линии противостояния Восток (блок социалистических государств)- Запад (капиталистический мир)

Была ликвидирована многополярная организация структуры международных отношений, возникла биполярная структура послевоенных МО, в которых ведущую роль играли два сверхгосударства — СССР и США. Значительный отрыв военно-силовых, политических, экономических и культурно-идеологических возможностей этих двух держав от других стран мира, привел к формированию двух основных, доминирующих «центров силы», которые оказывали системообразующее влияние на структуру и характер всей международной системы.

 

3. История формирования представлений о международных отношениях: от Фукидида до XX века

 

Фукидид (V век до нашей эры) – сильные делают то, что им позволяет их мощь, а слабые принимают то, что они должны принимать. Фукидид говорил, что Пелопонесская война возникла из-за угнетения Афин.

 

Макиавелли (XV-XVI) – выделяет политику как автономную сферу деятельности. Вводит понятие о толпе, понятие «цель оправдывает средства». Страна заслуживает только то вооружение и охрану, которую способна содержать самостоятельно.

 

Т. Гоббс (XVI-XVII) – Левиафан. Государство – смертный бог на земле. Человек – существо эгоистическое, теплящее власть. Война всех против всех – естественное состояние. Общественный договор мозг-право, государство – гарантии. Каждому государству принадлежит то, что оно способно удерживать.

 

Де Ваттель (XVIII) – Европа – политсистема. Превентивная война – законна и справедлива. Идея баланса моря/суши.

 

Виктория (XV-XVI) – человек – высшее существо. Деление мира на государства искусственно, и, следовательно, нормальным и естественным правом является его права на свободное передвижение. Права человека выше прерогативы государства.

 

Кант – отношения  между государствами должны завершиться  состоянием вечного регулируемого  мира.

 

Маркс (XIX) – всемирная история начинается с капитализма. Буржуазия – господствующий класс.

 

4. Реализм (неореализм), либерализм, неомарксизм, постмодернизм.

Реализм

Фукидид, Н. Макиавелли, Гоббс. Один из старейших теоретических  подходов, стремится к максимальной точности. Возник в XX веке.

Государства –  это «единицы», хаотичное взаимодействие. «война всех против всех». Упорядочить  отношения можно с помощью  договорных отношений.

Мотивы:

- достижение  и обеспечение безопасности

- удовлетворение  экономических требований политически значимых слоёв

- повышение  престижа

Национальный  интерес. Действуют, исходя из интересов  и оценивая свои возможности. С точки  зрения морали, но одно государство  не обладает монопольным правом на добродетель.

Самое эффективное  средство сохранения мира – баланс сил.

Реализм был  популярен в 1940-70 годы. Потом пришёл неореализм. Государства стали рассматриваться  не только как «части», но и как  части их структур, которые они  образуют. «Сила» не только военная  мощь, но и «вес».

«Баланс сил» - более широкое понятие. Биполярная система, и сложная система – многополярная.

Анархический характер МО сформировался в зрелую анархию, которая регулируется.

3 принципа структуры МО (Уолтуа)

- мотив выживания

- определение участников  МО

-разнородность государств                                                                                                        Мое -0-0-0 Одним из исходных для политического реализма является положение об анархической (греч.anarchia -- безначалие, безвластие) природе международных отношений. Именно анархичность отличает их от внутриобщественных отношений, построенных на принципах иерархии, субординации, господства и подчинения, формализованных в правовых нормах, главной из которых является монополия государства на легитимное насилие в рамках своего внутреннего суверенитета. Анархичность международных отношений проявляется в двух главных аспектах. Во-первых, это отсутствие общего правительства, единой правящей во всем мире структуры, распоряжения которой были бы обязательны для неуклонного исполнения правительствами всех государств. Во-вторых, это необходимость для каждого государства рассчитывать только на себя, на собственные возможности в отстаивании своих интересов

Политический  реализм как течение в современной  теории международных отношений возник на фоне кризиса межвоенного периода и, заявляя о себе как о «реализме», постулировал вовсе не некую познаваемую в принципе реальность, существующую независимо от наблюдающего ее исследователя, способного якобы сорвать с нее покровы идеологий, а первичность практики, с ее специфическими для каждой сферы человеческой деятельности реалиями, по отношению к теории. «Политическим» же такой реализм являлся потому, что концентрировался на одной конкретной сфере человеческой деятельности: политике. Однако в рамках этого направления политика оказывалась зачастую не просто одной из сфер деятельности, но той сферой, в которой, посредством «борьбы за могущество и мир», формировались этические идеалы и устанавливался единый порядок, пусть даже и поддерживаемый такими ненадежными механизмами, как баланс сил. В конце концов, европейская практика баланса сил отличалась от античной (или от баланса в торговле) тем, что желанное равновесие достигалось не как непредвиденное следствие ревностного состязания с соседями, а в результате разумной заботы о спокойствии целого.

Политический реализм  не только подверг идеализм сокрушительной критике, - указав, в частности, на то обстоятельство, что идеалистические  иллюзии государственных деятелей того времени в немалой степени способствовали развязыванию второй мировой войны, - но и предложил достаточно стройную теорию. Ее наиболее известные представители - Р. Нибур, Ф. Шуман, Дж. Кеннан, Дж. Шварценбергер, К. Томпсон, Г. Киссинджер, Э. Карр, А. Уолферс и др. - надолго определили пути науки о международных отношениях. Бесспорными лидерами этого направления стали Г. Моргентау и Р. Арон.

Возникновение школы неореализма, или структурного реализма, связывают  с публикацией в 1979 году книги Кеннета Уолтца «Теория международной политики». Другие видные представители данного течения в международных отношениях — Б.Бузан, Р.Гилпин.

Основные положения неореализма:

  • Неореализм начинается с посылки, согласно которой теория международных отношений и теория мировой политики — это не одно и то же. Согласно неореализму, международные отношения — это межгосударственные отношения, а мировая политика — взаимодействие негосударственных акторов.
  • Международные отношения рассматриваются как целостная система, функционирующая в соответствии с определёнными законами. Только системный анализ может раскрыть природу международных отношения.
  • Неореализм переносит центр объяснения международного поведения на уровень международной системы, структурные свойства которой не зависят от усилий малых и средних государств, а являются результатом взаимодействия между великими державами. Отношения между великими державами и другими государствами не являются однозначно анархическими, так как зависят в основном от воли великих держав. Кроме того, Уолтц выделил три основных принципа структуры международных отношений («структурная триада»). Во-первых, государства прежде всего руководствуются мотивом выживания. Во-вторых, участниками международных отношений остаются только государства, так как другие акторы не догнали и не перегнали ведущие державы по наличию полномочий и властных возможностей. В-третьих, государства неоднородны, и отличаются возможностями и потенциалом[11].
  • Неореализм стремится найти и вычленить экономические отношения от политических.
  • Неореализм отличает стремление к методологической строгости.
  • Главные акторы — государства и их союзы. Их основные цели — защита национальных интересов, безопасность государства и сохранение статус-кво в международных отношениях. Основные средства достижения этих целей — сила и союзы.
  • Движущая сила международных отношений — в жёстком, сдерживающем воздействии структурных ограничений международной системы[12].
  • Сходства неореализма и политического реализма:
  • Как реалисты, так и неореалисты считают, что, так как природа международных отношений не меняется на протяжении тысячелетий, то нет оснований полагать, что они приобретут какой-то иной характер в будущем.
  • Обе теории считают, что все попытки изменения международной системы, основанные на либерально-идеалистических основаниях, заранее обречены на провал

Информация о работе Контрольная работа по "Международным отношениям"