Контрольная работа по "Международным отношениям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Международным отношениям".

Содержание

Современные международные отношения: сущность и определения.
Системы международных отношений и их эволюция.
История формирования представлений о международных отношениях: от Фукидида до XX века.
Основные теоретические традиции описания международных отношений: реализм и неореализм.
Основные теоретические традиции описания международных отношений: либерализм и неолиберализм
Основные теоретические традиции описания международных отношений: марксизм и неомарксизм.
Государства в современной политической системе мира.
Межправительственные организации как участники современных международных отношений
Международные неправительственные организации как участники современных международных отношений.
Глобализация в современном мире.
Проблемы безопасности в современном мире.
Конфликты в современном мире.
Внешнеполитическая стратегия США после холодной войны.
Формирование новой системы межгосударственных отношений в Европе.
Международные отношения в Восточной Азии.
Международные отношения в Южной Азии.
Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке.
Латинская Америка в современных международных отношениях.
Африка в современных международных отношениях.
Г. Киссинджер: основные характеристики и участники нового мирового порядка.
Геополитика и основания гегемонии нового типа по З. Бжезинскому.
Геополитическая характеристика Европы по З. Бжезинскому.
Геополитическая характеристика России по З. Бжезинскому.
Геополитическая характеристика Центральной Азии по З. Бжезинскому.
Основные цивилизации и их глобальная политика по С. Хантингтону.
Столкновение цивилизаций и динамика войн различного типа по С. Хантингтону

Работа содержит 1 файл

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине МО.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

2.национальные (затрагивают экономическое благосостояние  США).

3.гуманитарные (экологические, гуманитарные бедствия, урегулирование межгосударственных и внутренних конфликтов).

 

Угрозы безопасности:

- региональные (# Иран, Ирак, Северная Корея)

- транснациональные  (преступность, наркомания)

- оружие массового  уничтожения (ОМУ)

- иностранный  шпионаж

- угрозы от  «несостоявшихся государств»

 

В 90-х США  взяли курс на поддержание военно-силового превосходства. Повышение качественных характеристик вооруженных сил.

Продвижение торгово-экономических  интересов в условиях глобализации мировой экономики. Завоевание наиболее перспективных рынков.

Мир по-американски.

США – системообразующая  роль.

- друзья

- партнеры

- враги (Ирак, Иран, Северная Корея, Ливия, Куба)

 

Втягивание  большого числа стран в интитуционализированные  отношения, заставляющие их играть по одним правилам.

 

14. Формирование новой системы межгосударственных отношений в Европе

 

Окончание холодной войны в Европе.

Начало во второй половине 80-х положило изменение  политики СССР. Отказ от ограничения  суверенитета дружественных стран.

 

- институциализация  политического диалога и взаимодействия  в рамках СБСЕ. Ему отводилась  важная роль в закреплении  норм, стандартов.

- Реформа многосторонних организаций (СЭВ, ОВД, НАТО, ЕС)

- формирование  субрегиональных организаций

- налаживание  сотрудничества между НАТО, ЕС, ВЕС,  Советом Европы и государствами  Восточной Европы

 

1)в течение  короткого срока перестали существовать  организации, обеспечивавшие в годы холодной войны господство СССР в Восточной Европе (ОВД, СЭВ).

 

2)югославский  кризис, распад СССР – большие  изменения в Европе.

 

3)сохранили  свою роль западноевропейские  институты (ЕС, Совет Европы) + НАТО

 

Основные  дилеммы политики

 

1.Объединение  Германии, снятие ограничений её  суверенитета. Боязнь её возрождения,  притязаний на лидерство. Ускорение  её интеграции.

2.Россия/Европа. Взаимопритяжение – отталкивание. 

3.Разрыв в  уровнях социально-экономического  развития между государствами Запада и Востока.

4.Локальные  и региональные конфликты.

5.Отсутствие  инструментов мирного вмешательства.

6.новые вызовы  безопасности: наркотики, оружие, терроризм.

ЕС после  холодной войны ставят вопрос об углублении или расширении. Выбор в пользу углубления.

Интеграция  выразилась в:

1)Европейское  экономическое сообщество преобразовалось  в Евросоюз, расширение его деятельности: таможенный союз, общий рынок,  общая сельскохозяйственная и  внешняя политика.

2)Совместная  внешняя политика и политика  безопасности.

3)сотрудничество  в сфере внешней политики

 

 

 

Основные  контуры будущей системы отношений  в Европе

 

- расширение  западноевропейского и атлантического  сообществ безопасности. Верх взяла  тенденция к расширению западных  границ на восток.

- плюралистический характер формирующейся системы европейской безопасности. «Концерт», где каждая организация играла свою партию.

- отсутствие  необходимости создавать новые  организации в Европе. Нужно упорядочить  их взаимодействие.

 

Интересы России в том, чтобы иметь дело с единой Европой.

 

15. Международные отношения в Восточной Азии

 

Во второй половине 90-х восточноазиатская подсистема стала второй по значению после Европы.

В 70-80-х межгосударственные отношения определялись треугольником  СССР-США-КНР. Разрушение его дало толчок развитию региональной многополярности. Появились несколько центров влияния – Китай, Япония, государства АСЕАН, Россия. США хоть и не принадлежат с географической точки зрения, но ориентируются на многополярный мир.

Обеспечение региональной стабильности в основном на двусторонних отношениях США - Япония, США - Южная Корея.

Монголия придерживается нейтралитета, мира и дружбы с КНР  и Россией.

Россия: нормализация отношений с КНР, улучшение отношений  с Японией.

 

Южная Корея  укрепила свою позицию отношениями с Россией. Следовательно, мирный договор КНДР и ЮК.

 

Япония - запрет содержать военные силы, только необходимый  для обороны контингент.

 

Гонконг перешёл  под контроль КНР в 1997 году.

 

КНР и Тайвань  – вопрос об объединении. США против.

 

Китай вышел на третье место в мире по объёму ВНП. Но неравномерно развито.

АТЭС. Цель –  создание в 2010 году зоны, свободной  и открытой для торговли и инвестиций.

 

16. .Международные отношения в Южной Азии

 

Южная Азия –  Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Бутан, Мальдивские острова.

Индия – самое  крупное государство Южной Азии. В прошлом страны Южной Азии были колониями и полуколониями.

Доминирование Индии вызывает недоверие у соседей. Маленькие станы ищут поддержку  у других больших стран. Индия  против такого вмешательства, особенно если речь идёт о глобальных странах.

Наиболее стабильные отношения: Индия – Непал, Индия  – Бутан; нестабильные отношения: Индия  – Бангладеш.

Наличие разных политических систем в странах региона  и в Индии затруднило развитие двусторонних отношений.

Осуществление буржуазно-демократических реформ должно способствовать стабилизации.

Отношение к  малым странам: «Маленькое национальное государство обречено на гибель. Оно  может выжить в качестве культурно  автономной территории, но не как политическое независимое образование».

Внутриполитические  перемены в Индии меняют тактическую  линию, акценты, но не базовый характер полной нормализации отношений. Например, с Пакистаном не добился ни один кабинет министров Индии.

!!! Религиозная  гетерогенность:

3 страны –  мусульмане

2 страны –  индуисты

2 страны –  буддисты

 

Проблемы: территориальные, пограничные, религиозные, этнические, иммиграционные, распределение водных ресурсов, милитаризация и осуществление  ядерных программ.

Рост экономической  проблемы в соседних странах стимулирует стремление к региональному сотрудничеству, к расширению связей.

Первая региональная организация – Ассоциация регионального  сотрудничества стран Южной Азии (СААРК). Могла бы укрепить безопасность, но пока мало эффективна.

В результате расчленения субконтинента в 1947г экономические связи были нарушены. К 20-м годам в странах были созданы собственные экономические структуры, ориентированные на внутренний рынок. Боязнь того, что экономическое сотрудничество в СААРК поможет ещё больше укрепиться Индии.

Наиболее важные факторы, влияющие на систему взаимоотношений:

- различные  национальные интересы

- культурно-идеологическая  несовместимость

Основную роль в системе международных отношений  в Южной Азии играют индийско-пакистанские отношения - и из-за наибольшего политического, экономического и военного веса двух стран, и из-за их практически постоянного противостояния. В них в сконцентрированном виде проявляется влияние практически всех негативных факторов.

Особенно негативный культурно-цивилизационный фактор. Индуизм-Ислам.

Общность истории  не даёт позитивной роли. Раздел Индии  в 1947г по религиозному принципу сопровождался  переселением миллионов индусов  в Индию и мусульман в Пакистан.

1948 – Индийско-пакистанская  война.

1971 – поражение Пакистана, образование Бангладеша.

!!! Развитие  ядерных программ

Май 1974 – взрыв, осуществленный Индией

1972 – Пакистаном

Обе страны не подписали  договор о нераспространении  ядерного оружия. Стремление Пакистана  объявить Южную Азию безъядерной  территорией. Стремление Индии быть признанной как ядерная держава.

После холодной войны Индия стала занимать большое  место в приоритетах США, а  Пакистан – меньше.

Сближение Индии  с Китаем. Наиболее вероятно сохранение состояния «статус-кво» в индокитайских  отношениях, развитие связей, нормализация.

 

17. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке

 

Конец 80-х для  региона Ближнего и Среднего Востока  прошёл под знаком очевидного спада  напряжённости, что было связано, прежде всего, с прекращением ирано-иракской войны.

Иран. Цель: разработать  более гибкую стратегию продвижения  «исламской революции» как на юг, так  и на северо-восток после распада  СССР. Основная ставка была сделана  не только на военные, но и на политические и пропагандистские средства.

ИРАК. Цель: стать центром силы.

В июне 1988г. Иран (Исламская республика Иран (ИРИ)) заявляет о прекращении войны. С марта 1988 Иран готовился к наступлению, но потерпел крупную неудачу. Ирак получал  массированную финансовую поддержку  от СССР, Западной Европы, США, ССАГПЗ.

20 августа 1988г.  Начались ирано-иракские переговоры  о заключении мирного договора. Безрезультатно. Конфликт заморожен  на десятилетие.

Иран – лидер  Хомейни. После его смерти лидеры ИРИ сконцентрировались на решении  внутренних проблем страны, разработали более гибкую систему продвижения «исламской революции» как на юг, так и на северо-восток после распада СССР.

Ирак - Саддам Хусейн. Он предполагал, что социальные и  экономические проблемы ему удастся  решить в короткие сроки. Но ему не стали больше оказывать финансовую помощь, не простили долг в 60 млрд. долларов.

Вооруженные силы Ирака – наиболее эффективный  инструмент превращения в «центр силы в арабском мире»; нефть –  контроль над основными нефтяными  источниками региона, следовательно: экспансия против стран ССАГПЗ.

Новые арабские союзники для Ирака. Создание новой  региональной организации – Совет  арабского сотрудничества. (Ирак, Иордания, Йемен, Египет).

 

Кувейтский  кризис и война в Заливе

17 июня Хусейн  обвинил Кувейт в том, что  он является одним из инициаторов «экономической войны», незаконно пользуется нефтяными месторождениями. Хусейн потребовал 10 млрд. долларов, Кувейт согласился на займ 9 млрд. долларов.

В ночь с 1 на 2 августа 1990г. Иракская армия вторглась в  Кувейт. 150 тысяч человек Ирака против 20 тысяч человек Кувейта. Кувейт полностью разграблен.

Попытка создать  марионеточное правительство не удалась. Аннексия Кувейта. Он стал 19-ой провинцией Ирака, «Аль-Саддамия».

Мир осудил действие Ирака. Введены санкции против Ирака  – экономическая блокада.

Жесткая позиция  США. Персидский залив объявлен «зоной жизненно важных интересов США». Чтобы  не допустить вторжения иракских сил в Саудовскую Аравию – переброска крупного контингента американских войск + Франция, Великобритания, Египет, Сирия = 780 тысяч человек.

Хусейн заявил, что выход войск из Кувейта  возможен при отводе войск израильтян из всех оккупированных территорий. Саддам Хусейн выступал как защитник интересов  всех арабов и мусульман, как мировой  «антиимпериалистический» лидер. Он призвал их начать «джихад» («священную войну» против «американцев и сионистов»), обвинив при этом правителей стран ССАГПЗ в «предательстве» и пособничестве «новым крестоносцам».

Арафат (Палестина) поддержал Хусейна.

19 августа Хусейн  объявил иностранных граждан Ирана и Кувейта «заложниками» (их выезд запрещён). Их жизнь не может быть гарантирована в случае начала военных действий против Ирака. Требования: отмена санкций, вывод сил из зоны Залива, обязательство США не нападать на Ирак.

29 ноября санкционировано  использование оружия против Ирака.

17 января начало  «Бури в пустыне». Разгром Ирака,  жёсткий контроль над ним. После  начала активных действий авиации  многонациональных сил Саддам  Хусейн отдал приказ о ракетном  ударе по Израилю, рассчитывая,  что последний предпримет ответные действия, что могло бы привести к расколу в рядах антииракской коалиции. Однако, несмотря на потери среди мирного населения, правительство Израиля решило не предпринимать каких-либо ответных действий.

26 февраля Саддам  Хусейн заявил о признании всех резолюций Совета Безопасности. 28 февраля боевые действия прекратились. Кувейт освободили, но режим Саддама Хусейна уцелел. Он был поставлен под жесткий контроль. Система санкций сохранялась, а, кроме того, Ираку было запрещено иметь оружие массового поражения.

Информация о работе Контрольная работа по "Международным отношениям"