Контрольная работа по "Международным отношениям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Международным отношениям".

Содержание

Современные международные отношения: сущность и определения.
Системы международных отношений и их эволюция.
История формирования представлений о международных отношениях: от Фукидида до XX века.
Основные теоретические традиции описания международных отношений: реализм и неореализм.
Основные теоретические традиции описания международных отношений: либерализм и неолиберализм
Основные теоретические традиции описания международных отношений: марксизм и неомарксизм.
Государства в современной политической системе мира.
Межправительственные организации как участники современных международных отношений
Международные неправительственные организации как участники современных международных отношений.
Глобализация в современном мире.
Проблемы безопасности в современном мире.
Конфликты в современном мире.
Внешнеполитическая стратегия США после холодной войны.
Формирование новой системы межгосударственных отношений в Европе.
Международные отношения в Восточной Азии.
Международные отношения в Южной Азии.
Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке.
Латинская Америка в современных международных отношениях.
Африка в современных международных отношениях.
Г. Киссинджер: основные характеристики и участники нового мирового порядка.
Геополитика и основания гегемонии нового типа по З. Бжезинскому.
Геополитическая характеристика Европы по З. Бжезинскому.
Геополитическая характеристика России по З. Бжезинскому.
Геополитическая характеристика Центральной Азии по З. Бжезинскому.
Основные цивилизации и их глобальная политика по С. Хантингтону.
Столкновение цивилизаций и динамика войн различного типа по С. Хантингтону

Работа содержит 1 файл

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине МО.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

Объединение Германии было важнейшим шагом. Германия стала  сильной и значимой.

Расширение  Европы на востоке – спорный вопрос. Германия выступает за расширение.

Задача США  – построить Европу, основанную на франко-германском объединении. Европу жизненную, но по-прежнему связанную  с США + которая расширяет рамки  демократической системы сотрудничества, от чего зависит глобальное первенство США.

Ни Германия, ни Франция не обладают достаточной  силой для построения новой Европы. С культурной точки зрения Европа не есть Европа географическая. Сейчас некоторые из наиболее прогрессивных, стабильных государств Центральной Европы: Чехия, Польша, Венгрия готовы к членству в «Европе» и её объединению по проблемам безопасности.

Стремление  войти в эти объединения является способом к урегулированию конфликтов для многих нестабильных государств. Турция.

Следовательно, расширение Европы будет постепенным и поэтапным. Россию необходимо постоянно уверять в том, что двери в Европу ей открыты, и двери для окончательного участия в расширяющейся трансатлантической системе безопасности, развивать отношения.

        Европа не должна превратиться в Европу государств-наций. Она должна стать обширной, объединяющейся, усиленной расширяющимся блоком НАТО, конструктивно сотрудничающая с Россией.

 

Европа для  Америки трамплин для продвижения  в Евразию международного демократического порядка сотрудничества.

 

23. Геополитическая характеристика России по З. Бжезинскому

 

Россия –  чёрная дыра, вакуум силы.

Долгосрочная  задача: оказать поддержку демократическим  преобразованиям и экономическому восстановлению. Но не допустить возрождения  вновь Евразийской империи, которая способна помешать осуществлению американской геостратегической цели формирования более крупной евроатлантической системы.

Распад империи  вызвал колоссальное замешательство. Создание СНГ, куда вошли все бывшие республики, кроме Прибалтийских.

Важным была потеря Украины. Культурное родство + потенциально богатый регион. Она могла бы сделать Россию лидером.

Именно активность Украины не позволила сделать  из СНГ СССР-2.

До недавнего  времени Россия была державой и лидером  идеологического блока государств, территория которых простиралась до самого центра Европы и одно время до Южно-Китайского моря, а сейчас превратилась в обеспокоенное национальное государство, не имеющее свободного географического доступа к внешнему миру.

После крушения возникли 3 варианта:

1.Зрелое стратегическое  партнерство с США

2.Акцент на  «ближнее зарубежье»

3.Контральянс,  созданный евразийской антиамериканской  коалицией

 

Амбиции России – все должны с ней считаться, как с мировой державой.

 

России необходимо пройти через длительный процесс политических реформ, стабилизации демократии, социально-экономических преобразований. Сделать шаг от имперского к национальному мышлению.

 

Бывшие страны СССР остались под влиянием России. Поэтому дона из задач – создание экономического и политического интегрированного сообщества государств. Ни политически, ни экономически Россия недостаточно сильна и привлекательна для стран СНГ.

Для России единственный геостратегический выбор, в результате которого она могла бы играть роль на международной арене и получить максимальную возможность трансформироваться и модернизировать своё общество – это Европа (НАТО, ЕС). Для этого нужно отказаться от имперского прошлого.

 

24. Геополитическая характеристика  Центральной Азии по З. Бжезинскому 

 Обширный, не  имеющий выхода к океану регион Азии, включающий (не по географическому признаку) Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан, а также Казахстан 
"Евразийские Балканы" включают девять стран, которые в той или иной мере соответствуют вышеприведенному описанию, причем еще две страны являются потенциальными кандидатами. К числу этих девяти стран принадлежат Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Армения и Грузия (прежде все они входили в состав бывшего Советского Союза), а также Афганистан. Потенциальными кандидатами для включения в этот список являются Турция и Иран. 
Азербайджан - давление со стороны России и Ирана. 
Страны мусульманские. 
Главные страны - Казахстан (защищает от России) и Узбекистан(более однородное население). Кыргызтан - мало русских, зависит от Казахстана. 
 
Таджикистан - национализм, Этническая ситуация еще больше осложняется из-за многочисленного присутствия таджиков в районах за границей страны, в северо-восточном Афганистане. Фактически в Афганистане проживает столько же этнических таджиков, сколько и в Таджикистане, - это еще один фактор, способствующий ослаблению региональной стабильности.

 

25. Основные  цивилизации и их глобальная  политика по С. Хантингтону

 

Цивилизация –  наивысшая культурная общность людей  и самый широкий уровень культурной идентификации.

 

- нельзя ровнять  цивилизации и расы

- у цивилизаций  нет границ, начала и конца

- большинство  цивилизаций включают в себя  по 2 и более государств

- цивилизация  означает культурную целостность.  Наиболее важный аспект – религия

 

Важнейшие цивилизации:

  1. Китайская (Китай, китайские общины и родственные культуры Кореи и Вьетнама)
  2. Японская
  3. Индуистская
  4. Исламская
  5. Православная (Россия)
  6. Западная (Европа, Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия)
  7. Латиноамериканская
  8. Африканская (возможно)

 

Взаимоотношения:

- конфликт Запад  – ислам, Запад – Китай,  Индия – Китай

- конфликты,  сотрудничают: Запад – Индия,  Россия - Китай

- сотрудничают, конфликты:  Запад – Россия, Россия - Китай

- сотрудничают: Запад –  Африка, Россия - Индия

 

 

Государства в основном группируются вокруг стержневых государств.

 

Во времена  холодной войны стержневыми государствами  были СССР и США. Цивилизация –  большая семья, а стержневые страны, как старшие члены семьи, поддерживают и обеспечивают порядок.

Стержневые страны ЕС - Франция и Германия, окруженные внутренней группировкой Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Следующий круг: Италия, Испания, Португалия, Дания, Британия, Ирландия, Греция.

Россия – ядро другой цивилизации. Самые близкие к  ней страны - Беларусь и Молдавия + Казахстан, Армения, далее Грузия, Украина.

 

25. Цивилизация – наивысшая  культурная общность людей и  самый широкий уровень культурной  идентификации. 
 
- нельзя ровнять цивилизации и расы 
- у цивилизаций нет границ, начала и конца 
- большинство цивилизаций включают в себя по 2 и более государств 
- цивилизация означает культурную целостность. Наиболее важный аспект – религия 
 
Синская ц. – китайская (конфуцианская), 
Японская ц. 
Исламская 
Индуистская 
Славяно-пра¬вославная – центр в России. 
Западная ц. – три составляющих: Европа, Северная Америка и Латинская Америка. 
Латиноамериканская – как субцивилизация внутри западной цивилизации 
Африканская – с центром ЮАР. 
 
Взаимоотношения: 
- конфликт Запад – ислам, Запад – Китай, Индия – Китай 
- конфликты, сотрудничают: Запад – Индия, Россия - Китай 
- сотрудничают, конфликты: Запад – Россия, Россия - Китай 
- сотрудничают: Запад – Африка, Россия - Индия 
 
Государства в основном группируются вокруг стержневых государств. 
 
Во времена холодной войны стержневыми государствами были СССР и США. Цивилизация – большая семья, а стержневые страны, как старшие члены семьи, поддерживают и обеспечивают порядок. 
Стержневые страны ЕС - Франция и Германия, окруженные внутренней группировкой Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Следующий круг: Италия, Испания, Португалия, Дания, Британия, Ирландия, Греция. 
Россия – ядро другой цивилизации. Самые близкие к ней страны - Беларусь и Молдавия + Казахстан, Армения, далее Грузия, Украина. 
 
//// 
1. Ислам и Запад. Бурные отношения из-за разности религий. Рост населения в мусульманских странах вызывает число безработных, и они вливаются в организации и мигрируют на Запад. Контакты между мусульманами и людьми Запада и их смешение усиливают у тех и других ощущение собственной идентичности и понимание того, как эта идентичность отличает их. 
Причины возобновленного конфликта между исламом и Западом лежат, таким образом, в фундаментальных вопросах власти и культуры. Кто? Кого? Ктоправит? Кем правят? 
сегодня вряд ли отыщется какой-нибудь мусульманин, будь то политик, чиновник, представитель научных либо деловых кругов или журналист, который в своих заявлениях восхваляет западные духовные ценности и институты. Вместо этого они подчеркивают различия между своей и западной цивилизациями, превосходство своей культуры и необходимость сохранения целостности этой культуры переднатиском Запада. Мусульмане боятся мощи Запада,она вызывает у них возмущение, они видят в ней угрозу для своего общества и своей веры. Они рассматривают западную культуру как материалистическую, порочную, упадническую и аморальную. 
Основная проблема Запада - ислам, иная цивилизация, народы которой убеждены в превосходстве своей культуры и которых терзает мысль о неполноценности их 
могущества. Для ислама проблема - Запад, иная цивилизация, народы которой убеждены во всемирном, универсалистском характере своей культуры и которые верят, что их превосходящая прочих, пусть и клонящаяся к упадку мощь возлагает на них обязательство распространять свою культуру по всему миру. 
2. Азия, Китай и Америка. 
Экономический подъем в самом крупном в Азии государстве усиливает китайское влияние в регионе и увеличивает вероятность того, что Китай вновь станет претендовать на свою традиционную гегемонию в Восточной Азии. К концу двадцатого века Европа была связана воедино комплексом международных институтов: Европейский Союз, 
НАТО, Западноевропейский Союз, Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и пр. За исключением АСЕАН, в Восточной Азии не существовало ничего похожего, а в состав АСЕАН не входила ни одна ведущая держава, и Восточная [c.346] 
Азия, которая, в общем-то, уклонялась от вопросовбезопасности, только-только начала движение к самым примитивным формам экономической интеграции. 
конфликтов между государствами в Восточной Азии множество: две Кореи и два Китая, республика Тайвань. 
Япония, синские страны – Китай, Тайвань, Сингапур – и Южная Корея обладают современной военной промышленностью, которая продолжает развиваться. Упор они сделали на военное планирование и на воздушную и морскую военную мощь, что обусловлено приморским географическим положением Восточной Азии. В результате государства, которые в прошлом не имели военного потенциала для борьбы друг с другом, обретают для оного 
все большие возможности. 
3. Азиатско-американские холодные войны 
В конце “холодной войны” углубляющиеся контакты между Азией и Америкой и относительный спад американского могущества сделали явным столкновение культур и дали восточно-азиатским странам возможность противостоять американскому нажиму. 
в отношениях с азиатскими странами США постоянно придерживались курса на опережающую взаимность, идя на уступки азиатам и предполагая, что и те предпримут аналогичные шаги. Из-за тенденции американцев определять “хорошие” отношения как “дружественные”, США 
оказываются в невыгодном положении в конкурентной борьбе с азиатскими странами, для которых “хорошие”отношения -те, которые приносят им победы. С точки зрения азиатских политиков, на американские уступки надо не взаимностью отвечать, а использовать их в 
своих интересах. 
4. Китайская гегемония. 
В конце 1980-х годов Китай начал превращать свои растущие экономические ресурсы в военную мощь и в политическое влияние, стал на взаимовыгодных условиях покупать вооружения у России. 
У азиатских стран существует тенденция к “подстраиванию”, что могло бы поме- 
шать любым попыткам США отойти на вторые роли в процессе сдерживания: 1) что страна 
примкнет к более сильной стране в том случае, если обе принадлежат к одной и той же цивилизации, или в том случае, если эти две страны связывает общность культур. Менее вероятен подобный исход, если у этих стран нет общих культурных ценностей. 2) степень доверия, вероятно, зависит от ситуации. Мальчик помладше последует за своим старшим братом с большей вероятностью в том случае, когда они противостоят другим мальчикам; менее вероятно, что он поверит старшему брату, когда они останутся дома одни; 3) предрасположенность к “подстраиванию” различается в зависимости от цивилиза- 
ции, потому что уровни доверия различны. Например, распространенность на Ближнем Востоке политики “следования за сильным” может отражать вошедший в поговорку низкий уровень доверия в арабской и других ближневосточных культурах. 
китайцы, склонные к “подстраива-нию” во внутренней политике, переносят эту манеру поведения также и на международные отношения.

 

  1. 1) Столкновения: наиболее напряженные линии разлома между исламом и его соседями. Макроуровень – запад и остальные. Заносчивый запад – всем свою культуру как универсальную. Запад регулирует свои идеи с интересами «мирового сообщества». 
    2) Конфликты: локальный уровень – конфликты по линиям разлома – границам цивилизаций. Глобальный уровень – стержневые государства, например, Запад и страны-претенденты. 
    3) Линии разлома: могут конфликты происходить между странами, неправительственными группировками. Часто имеют основу войны за земли. Войны этнической ненависти имеют кровопролитный характер и длятся очень долго. В ходе войны многочисленные идентичности постепенно исчезают, преобладающей становится наиболее значимая в конфликте. Почти всегда – это религия. Война с безбожниками. 
     
    Уровни вовлечённости стран: 
     
    Главный уровень – непосредственно воюющие. 
    Второстепенные – родственные государства. 
    Третьестепенные – чаще всего стержневые государства. 
    Диктаторы участников главного уровня. 
     
    //// 
     
    Директор Ин¬ститута стратегических исследований при Гарвардском университе¬те (США) Сэмюэл Хантингтон выдвинул и обосновал гипотезу ми¬ровых конфликтов между различными цивилизациями. Опираясь на культурно-психологический подход к геополитике, он представил систему международных отношений как процесс последовательного разрешения сменявших друг друга конфликтов. Первоначально это были преимущественно династические конфликты между монархами и сюзеренами вплоть до Вестфальского мира 1648 г., завершившего Тридцатилетнюю войну в Европе между Габсбургским блоком и ан¬тигабсбургской коалицией в пользу последней. 
    Со времени Вестфальского мира и на протяжении нескольких столетий главными действующими лицами глобальных геополити¬ческих процессов были национальные государства. 
    После окончания холодной войны линии раскола между различными цивилизациями стали глав¬ными линиями геополитических фронтов. По мнению Хантингтона, всемирная история являла собой историю цивилизаций. 
    «Цивилизации» как понятие включают в себя ценности, инсти¬туты и способы мышления, которым сменяющие друг друга поко¬ления придают первостепенное значение. Роль цивилизаций в силу роста их самобытности в мировой истории будет приобретать все большее значение, и судьбы мира все в большей мере будут опреде¬ляться взаимодействием семи или восьми цивилизаций — западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, славяно-пра¬вославной, латиноамериканской и, возможно, африканской. 
    Обоснование этой точки зрения сводится в основном к сле¬дующему: 
    » после «холодной войны» деление на первый, второй и третий ми¬ры устарело; 
    » противостояние холодной войны в форме противоречия между двумя суперсилами закончилось победой одной из них — США; 
    » будущие мировые кровопролитные конфликты — это конфликты между цивилизациями. 
    Ученый приводит следующие аргументы в защиту своей кон¬цепции: 
    ◆ Различия между цивилизациями являются базовыми, они скла¬дывались на протяжении столетий, а то и тысячелетий и скоро не исчезнут. 
    ◆ Процессы модернизации и глобализации ослабляют националь¬ные государства с позиции их единства, сплоченности. И в по¬давляющем большинстве стран вперед выдвинулись религии, зачастую в виде фундаменталистских движений, особенно в ис¬ламской цивилизации. 
    ◆ Рост самосознания цивилизаций усиливается двоякой ролью Запада. Запад находится сейчас в зените могущества, а среди незападных цивилизаций усиливается стремление «возврата к корням». Это разнонаправленные тенденции, способные поро¬ждать серьезные противоречия, связанные с антизападными си¬лами в определенных цивилизациях и субцивилизациях. «Экс¬пансия Запада» кончилась и начался «бунт против Запада», считает автор гипотезы. Незападные общества далеки оттого, чтобы быть простыми объектами истории западного типа. Они все больше превращаются в мотор и творца как собственной, так и западной истории. 
    ◆ Цивилизационные (культурные) различия гораздо более консер¬вативны, меньше способны к изменениям, чем политические и экономические. Русские не станут эстонцами, а азербайджанцы — армянами. Еще более универсальны религиозные различия. Можно быть полуарабом, полуфранцузом и даже одновременно гражданином двух стран, но невозможно быть полукатоликом или полумусульманином. 
    ◆ Усиливается экономический регионализм как в Европе, так и в Азии и Северной Америке. Значение региональных экономиче¬ских группировок (больших пространств, объединяющих не¬сколько государств в единый экономический или политический блок), вероятно, будет расти в будущем на базе общности циви¬лизаций и субцивилизаций. Хантингтон уверяет, что государст¬ва-нации будут играть по-прежнему главную роль в междуна¬родных делах, но решающие мировые политические конфликты будут происходить между нациями и группами, принадлежащи¬ми разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций будет доминировать в мировой политике. 
    Хантингтон считает, что уже сейчас многие конфликты носят цивилизационный характер. Причем они проявляются на микро- и макроуровнях. На микроуровне группы, находящиеся на границах цивилизаций и приходящие в соприкосновение, часто вступают в яростную борьбу, стремясь установить контроль над территорией (территория бывшей Югославии, левое Приднестровье, Курдистан, война красных кхмеров с социалистическим Вьетнамом за контроль над бассейном реки Меконг и т.п.). На макроуровне государства, принадлежащие к различным цивилизациям, стремятся утвердить свои особые ценности в зонах конфликтов (Турция поддерживает Азербайджан в его конфликте с Арменией, в бывшей Югославии мусульманские страны поддерживают боснийцев и косоваров, а Германия — Хорватию). 
    По Хантингтону, наиболее вероятными являются следующие разломы. Главный разлом — это разлом между Западом (Атлантиче¬ская цивилизация и Япония, которая после 1945 г. тесно связана с Западом) и остальными цивилизациями. Другие серьезные линии противостояния: Запад — исламская цивилизация; западное христи¬анство — православное христианство.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Международным отношениям"