Контрольная работа по "Международным отношениям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Международным отношениям".

Содержание

Современные международные отношения: сущность и определения.
Системы международных отношений и их эволюция.
История формирования представлений о международных отношениях: от Фукидида до XX века.
Основные теоретические традиции описания международных отношений: реализм и неореализм.
Основные теоретические традиции описания международных отношений: либерализм и неолиберализм
Основные теоретические традиции описания международных отношений: марксизм и неомарксизм.
Государства в современной политической системе мира.
Межправительственные организации как участники современных международных отношений
Международные неправительственные организации как участники современных международных отношений.
Глобализация в современном мире.
Проблемы безопасности в современном мире.
Конфликты в современном мире.
Внешнеполитическая стратегия США после холодной войны.
Формирование новой системы межгосударственных отношений в Европе.
Международные отношения в Восточной Азии.
Международные отношения в Южной Азии.
Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке.
Латинская Америка в современных международных отношениях.
Африка в современных международных отношениях.
Г. Киссинджер: основные характеристики и участники нового мирового порядка.
Геополитика и основания гегемонии нового типа по З. Бжезинскому.
Геополитическая характеристика Европы по З. Бжезинскому.
Геополитическая характеристика России по З. Бжезинскому.
Геополитическая характеристика Центральной Азии по З. Бжезинскому.
Основные цивилизации и их глобальная политика по С. Хантингтону.
Столкновение цивилизаций и динамика войн различного типа по С. Хантингтону

Работа содержит 1 файл

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине МО.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

В декабре 1998г. операция «Лиса в пустыне», целью  которой является уничтожение сохранившегося иракского военного потенциала и физическое устранение Саддама Хусейна. Однако в связи с косовским кризисом она была временно прекращена.

Второй проигравшей в ходе войны в Заливе стороной оказалась ООП, руководители которой выступили в поддержку Саддама Хусейна, переоценив его возможности и не учтя реального соотношения сил.

 

18. Латинская Америка в современных международных отношениях

 

90-е годы стали для Латинской Америки временем качественных сдвигов в политической и экономической области. Большинство стран региона вступили в полосу экономического роста.

Этого удалось  достичь благодаря ряду мер:

- либерализации  торгового режима,

- приватизации,

- оздоровлению  финансовой системы, 

- активной внешней  торговли.

Создание благоприятного инвестиционного климата.

На экономике  неблагоприятно отразился экономический  кризис 1998 года.

Перемены произошли  в области социально-политического  развития. Начавшийся ранее процесс демократизации и перехода к гражданской форме правления в 90-е привела к стабилизации конституционных режимов во всех странах региона, кроме Кубы.

!!! Резкая активизация  интеграционных процессов. «Инициатива  для Америк». Среди определяющих черт международных отношений в Западном полушарии, в первую очередь следует выделить резкую активизацию интеграционных процессов. Мощный импульс им придала «Инициатива для Америк», провозглашенная президентом США Дж. Бушем в 1990г. Она предусматривает создание единого экономического пространства от Аляски до Огненной Земли. Всего за один лишь 1991г. Соединенные Штаты заключили рамочные соглашения о переходе к свободной торговле практически со всеми уже существовавшими субрегиональными объединениями - Карибским общим рынком (КАРИКОМ), Системой Центральноамериканской интеграции (СЦАИ), Андским пактом, Общим рынком стран Южного конуса (МЕРКОСУР). Формирование нового североамериканского рынка могло придать новое дыхание американской экономике, открыть доступ к дешевой рабочей силе и природным ресурсам Мексики, Канады. Существенным обстоятельством, стимулировавшим «Инициативу для Америк», стал объективный процесс взаимосвязи между США и остальной частью региона.

Другим фактором возросшей взаимосвязи США и  Латинской Америки стал комплекс проблем наркобизнеса и наркотрафика.

Первой к  НАФТА присоединилась Мексика. За ней  к этому стали стремиться другие страны региона.

Первая половина 90-х – этап сближения двух Америк.

Был создан общий  рынок стран южного конуса (МЕРКОСУР), он объединил Бразилию и Аргентину, Парагвай и Уругвай. В начале десятилетия отношение к этому союзу было скептическое. Он объединял «больные» страны. МЕРКОСУР превратился в наиболее динамично развивающийся блок Западного полушария.

В политике США  присутствует стремление разделить страны и иметь с ними дело один на один. МЕРКОСУР за общение между блоками.

Ещё одна группировка  – Группа Рио. Механизм политических консультаций и коллективной дипломатии стран региона.

С начала 90-х  происходит становление российско-латиноамериканских отношений. Они носили противоречивый характер. В это время Россия погрузилась в социально-экономический кризис, а Мексика, Бразилия, Аргентина, Чили успешно привлекали иностранный капитал, провели приватизацию.

Их объединяли нахождение в одной переходной фазе развития, решения одних вопросов модернизации на основе формирования гражданского общества и рыночных реформ. 

 

19. Африка в современных международных отношениях

 

С окончанием холодной войны роль Африки координально изменилась. Она перестала быть ареной конфронтации Востока и Запада, утратила стратегическое значение в системе внешнеполитических координат ведущих держав. Пересмотрен подход чрезвычайно затраченной помощи, оказываемой африканским государствам на двусторонней и многосторонней основе.

К началу 90-х  в Африке и за ее пределами стали  распространяться пессимистические настроения в отношении отдаленных и ближайших  перспектив. «Афропессимизм».

- Экономическое  положение (11% населения и 5% мирового  производства). Из 53 стран 33 наименее развитые (НРС).

В начале 90-х  Африка получала 38% помощи, но, несмотря на большие объемы помощи, темпы  роста на много ниже, чем в большинстве  развивающихся стран.

- СПИД

- Голод

- Беженцы

- Межгосударственные  конфликты в различных регионах Африки.

 

В 90-е более  чем на территории полутора десятков государств велись военные действия. Преодоление их последствий потребует  несколько десятилетий, высока вероятность  рецидивов.

«Пессимисты»: Африка есть и будет «источником  повышенной опасности» в системе международных отношений.

 

Позитивные  изменения с середины 90-х.

 

- Урегулирование  крупных вооруженных конфликтов. Но количество точек, где потенциально  возможен конфликт, достаточно большое. 

# Сомали, Африканский  Рог.

Сохранение  военно-политической конфронтации тесно связано с гонкой вооружений. К концу 80-х наибольшим потенциалом обладали Египет, Ливия, Алжир, Марокко, Эфиопия, Ангола, Нигерия.

Предполагается, что биологическое оружие разрабатывают  Ливия, Египет.

- Неурегулированность  положения национальных меньшинств, сепаратистские тенденции, религиозная нетерпимость, межгосударственные разногласия.

Благодаря действиям  ООН в ряде случаев удалось  добиться позитивных сдвигов.

Также сами страны Африки стремятся к миру – пакт о ненападении, Совет по политике, обороне и безопасности.

Контуры системы  безопасности расплывчаты из-за отсутствия достаточных материальных средств, взаимного доверия.

 

Различие Французских  и Американских подходов к миротворчеству в Африке.

 

Франция: сохранение своего прямого присутствия в Западной Африке (5 баз), подготовка специального миротворческого корпуса (МАРС).

 

США: ориентация на субрегиональные масштабы.

 

- улучшение  экономических показателей (5% в  1996г.). Темпы экономического возрождения  и перспективы стабилизации в  Африке зависят от интеграционных процессов в различных регионах континента. Возобновление существующих ранее и заключение новых соглашений, направленных на обеспечение свободного продвижения товаров, людей и капиталов, улучшение транспортной инфраструктуры, введение единой валюты – всё это будет содействовать становлению внутренних рынков африканских стран, конкурентоспособности экспорта.

- идущие инегративные  процессы. Конференция сообщества  развития, 12 государств (САДК).

 

США в начале 90-х свернули поддержку диктаторских режимов (Либерия, Судан, Заир). Расширение присутствия американских корпораций на африканском рынке. Заинтересованы в экономическом развитии, стабильности.

Франция имеет самый высокий уровень прямого присутствия в Африке.

 

Роль Африки сложна в международных отношениях. Прекращение вооруженных конфликтов, создание условий для экономического возрождения и повышение эффективности иностранной помощи африканским странам – ключевые задачи. Решение демографических и других проблем – следующий этап.

Новые связи  с Южной и Юго-Восточной Азией, Японией, КНР.

Россия –  разблокирование конфликтов.

 

20. Г. Киссинджер: основные характеристики и участники нового мирового порядка

 

В разное время  разные страны оказывали влияние  на МО. В XX веке больше всего оказали влияния США.

Отказ от системы  равновесия сил. Эта система предполагает предотвращение кризисов, ограничивает масштабы конфликтов, а не предотвращает  их. Америка не участвовала в этой системе. Имеет другой взгляд, другие ценности. Поскольку сейчас она является самой мощной страной, то она должна вести мир.

Международная система XXI века будет характеризоваться фрагментацией и растущей глобализацией. Войдут такие страны как США, Европа, Китай, Япония, Россия, возможно Индия + средние и малые страны.

 

Россия. Уникальное государство, на стыке культур. Противоречивая империя. Играла роль в европейском равновесии, но никогда не была частью Европы. Захваты от отсутствия чувства безопасности. Всегда будет частью мирового порядка и неизбежным потрясением.

 

Китай. Мир в себе. Все, кто за границами – варвары. Только недавно вошёл в многополюсный мир.

 

Япония. Гордая, замкнутая.

 

Индия.

Типы государств:

- осколки империй  СССР. Стремятся оградить свою  независимость и увеличить мощь.

- постколониальные

- континентальные (возможно, базовые ячейки НМП) Индия

 

Америка опасается  господства одной державы над  Европой или Азией. Она будет  этому противодействовать, чтобы  самой не лишиться влияния.

Америка выступает  в качестве арбитра. Сквозь пальцы смотрит  на желание «опекать» некоторые страны РФ.

Превращение России в неотъемлемую часть МО является ключевой задачей НМП. C одной стороны нужно оказывать поддержку позитивным российским стимулам, с другой стороны ограничивать эгоизм.

Способность Америки  формировать события будет зависеть от её двусторонних отношений.

 

21. Геополитика и основания гегемонии нового типа по З. Бжезинскому

 

Последние десятилетия XX века были отмечены тектоническим сдвигом в мировых делах. США – международный арбитр, развал СССР. Европа по-прежнему является местом сосредоточения значительной политической и экономической мощи. Азия в последнее время стала жизненно важным центром экономического развития и политического влияния. Продолжается борьба за мировое господство.

Геостратегия – стратегическое управление геополитическими интересами.

 

Американское  превосходство: стремительность становления, глобальные масштабы.

Это стало возможно благодаря быстрой индустриализации страны, свободная рыночная экономика, своеобразная культура, поощрявшая новаторство.

 

Вторая мировая война.

Биполярный  мир.

 

США – первая держава. Существовали державы и  до этого. Рим опирался на военную  мощь и культуру, Китай – на эффективный  бюрократический аппарат, культуру, Монголия – на военную силу. США  – военная мощь, контроль морей, экономика, научные технологии, культуры.

Американское  превосходство подкрепляется сложной  системой союзов и коалиций.

Империя нового типа не напоминает пирамиду. США в  центре событий. Не осуществляется непосредственного  управления.

Территория  долгое время была очень важным императивом в поведении стран. Вопрос о жизненном пространстве или главенстве суши/моря.

 

Активные  геостратегические действующие  лица – государства, которые оказывают влияние за пределами своих границ.

Геополитический центр – это государство, чьё значение вытекает из его важного месторасположения и последствий его потенциальной уязвимости для действий геостратегических действующих лиц.

Франция, Германия, Россия, Китай, Индия, Украина, Азербайджан, Южная Корея, Турция, Иран – активные геостратегические страны.

 

22. Геополитическая характеристика Европы по З. Бжезинскому

 

В Европе ключевые и динамичные геостратегические  действующие лица – Франция, Германия. Для них обеих мотивацией является образ объединенной Европы. Они выдвинули  геостратегическую концепцию Европы, существенно отличающуюся от концепции США. Франция + Германия могут оказывать влияние в широком радиусе действий.

Франция стремится  к центральной политической роли в объединяющейся Европе, ядро средиземноморско-североафриканской  группы стран.

Германия –  экономический «тягач» региона.

По контрасту  Великобритания не является геостратегической  фигурой. Не верит в политическое объединение, не участвует, не использует свой авторитет.

 

Европа –  естественный союзник Америки. Заинтересованность, поскольку Европа распространяет и разделяет её же ценности. Страх перед её усилением.

         Объединение Европы:

- память о  войнах

- желание экономического  оздоровления. Отсутствие чувства  безопасности из-за советской  угрозы

 

Франция – возвращение былого величия

Германия –  национальное искупление

        Франция стремится к уменьшению роли США, но присутствие США необходимо для безопасности в Европе.

Информация о работе Контрольная работа по "Международным отношениям"