Учение о кеносисе у Отцов и Учителей Церкви Святой Иустин Философ и Мученик

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:06, реферат

Описание работы

Святой апологет Церкви Иустин Философ и Мученик (около 100–около 166) в своем труде «Диалог с Трифоном иудеем», полемизируя с Трифоном, ссылается, в частности, на 53-ю главу книги св. пророка Исайи. Стоит отметить, что он на протяжении своего разговора с Трифоном иудеем ссылается 5 раз на интересующую нас главу из пророчества Исайи1. Данная же глава, несомненно, содержит в себе учение о кеносисе Христа Спасителя. Следовательно, ссылаясь на данную главу Пророка, он соглашается с ее содержанием, а, значит, и с тем, что Отрок Иеговы претерпел добровольный кеносис. Таким образом, св. Иустин имплицитно вводит кенотическое учение в свою богословскую систему.

Работа содержит 1 файл

Учение о кеносисе у Отцов и Учителей Церкви.docx

— 104.41 Кб (Скачать)

7 «Что никто в роде Авраама по плоти никогда не рождался и не говорили, чтобы родился от девы, это всем известно. Но так как вы и наставники ваши осмеливаетесь говорить, что в пророчестве Исаии не сказано: «вот Дева зачнет во чреве», но: «вот молодая женщина зачнет во чреве и родит Сына», и притом вы относите это пророчество к Езекии, бывшему царю вашему, то я для обличения вас постараюсь в коротких словах объяснить его, и доказать, что оно сказано о Том, Которого мы признает Христом» (Св. Иустин философ и муч. Творения. М., 1995. Репринт. С. 200-201.).

8 «Я уже сказал, что о двух пришествиях Христа символически было предсказано еще во времена Моисея – посредством символа козлов, приносимых во время поста. И опять тоже самое таинственно было предвозвещено и представлено тем, что сделали Моисей и Иисус. Ибо один из них с распростертыми руками, которые были поддерживаемы, оставался на холме до самого вечера,– это не иное что изображало, как крест; а другой, переименованный Иисусом, предводительствовал в сражении, и Израиль побеждал. Можно думать, что это сделано было обоими святыми мужами и пророками Божиими, потому что один из них не мог представить вместе два таинства,– я разумею,– образ креста и образ наименования; ибо эта сила есть, была и будет свойственна только Тому Одному, Которого даже имени боится всякое начальство, чувствуя мучение, потому что будет разрушено Им» (Св. Иустин философ и муч. Творения. М., 1995. Репринт. С. 310.).

9 Св. Иустин философ и муч. Творения. М., 1995. Репринт. С. 310.

10 «И тех, которые спаслись в Египте, когда истребляемы были первенцы египетские, спасла кровь пасхальная, которою помазаны были с обеих сторон косяки дверей и перекладина. Ибо Пасха был Христос, Который после был принесен в жертву, как и Исайя, говорит: «Он, как овца, был веден на заклание» (Ис. 53. 7). Даже написано и о том, что вы взяли Его в день пасхи и распяли также во время пасхи. И как бывших в Египте спасла кровь пасхальная: так и кровь Христова избавит от смерти уверовавших в Него. Ужели Бог обманулся бы, если бы не было на дверях этого знака? Нет, говорю я; но Он чрез это предвозвестил имеющее быть посредством крови Христовой спасение для рода человеческого. Ибо и знак красной веревки, который дали в Иерихоне блуднице Раав посланные Иисусом Навином соглядатаи, приказавши ей привязать веревку к окну, чрез которое она спустила их, чтобы скрыть от врагов,– также представлял символ крови Христа, посредством которой у всех народов бывшие прежде блудниками и беззаконниками получают спасение, принявши оставление грехов и уже не согрешая более» (Св. Иустин философ и муч. Творения. М., 1995. Репринт. С. 311.).

11 Св. Иустин философ и муч. Творения. М., 1995. Репринт. С. 311. 

12 «Ибо иногда по действию Святого Духа явно совершалось то, что было образом будущего; а иногда Он прорекал будущие события так, как будто бы говорил о настоящих или даже прошедших. Если читатели не знают этого образа действия, то не в состоянии будут правильно понимать пророческих слов. Чтобы вы поняли мою мысль, приведу для примера некоторых слова пророческие. Когда Дух Святой говорит чрез Исаию: «Он как овца, был веден на заклание» (Ис. 53. 7); то говорит так, как будто страдание уже совершилось. И когда еще говорит: «Я простер руки Мои к народу непокорному и прекословящему»; и когда говорит: «Господь! кто поверил слуху нашему?» (Ис. 65. 2; 53. 1); то это сказано так, как будто указывается на события уже совершившиеся. Я уже показал, что Христос часто приточно называется камнем, а иносказательно Иаковом и Израилем. И опять, когда говорит: «Я увижу небеса, дела перст Твоих»,– если я здесь не буду разуметь действия Слова Его, то буду понимать это место неразумно, подобно вашим учителям, которые думают, что Отец всего и нерожденный Бог имеет, подобно сложному существу, руки и ноги и персты и душу, и потому учат, что Аврааму и Иакову являлся Сам Отец» (Св. Иустин философ и муч. Творения. М., 1995. Репринт. С. 315.).

13 «Итак, блаженны мы, обрезанные вторым обрезанием посредством каменных ножей. Ибо ваше первое совершалось и теперь совершается посредством железа,– потому что вы имеете грубое сердце; а наше обрезание, второе по счету, так как явилось после вашего, совершается острыми камнями, т.е. словами апостолов Того Краеугольного Камня, Который отсечен без помощи рук и обрезывает нас от идолослужения и всякого вообще греха; и наши сердца так обрезаны от зла, что мы даже радуемся, умирая за имя того превосходного Камня, который источает живую воду сердцам, возлюбившим чрез Него Отца всего, и напаяет желающих пить воду жизни. Но вы не понимаете слов моих: ибо вы не понимаете того, что по пророчествам надлежало совершить Христу, и не верите нам, когда мы приводим вам Писания. Иеремия так говорит: «горе вам, потому что вы оставили источник живой и выкопали себе колодцы сокрушенные, которые не могут держать воды! Ужели будет пустыня там, где гора Сион? Потому что Я дал письмо разводное Иерусалиму в глазах ваших» (Иер. 2. 12-13; Ис. 16. 1; Иер. 3. 8)» (Св. Иустин философ и муч. Творения. М., 1995. Репринт. С. 315-316.).

14 «После того, как оно (имеется в виду Помышление вместе со страстью – Н.Ш.) отделилось от Плиромы эонов, и его мать восстановилась в ее собственном сочетании, Единородный, согласно предусмотрению Отца, чтобы какой-либо из эонов не пострадал подобно Премудрости, в оплот и укрепление Плиромы произвел еще другую чету: Христа и Духа Святого (выделено мной – Н.Ш.), которыми эоны приведены в порядок. Ибо Христос наставил их относительно естества четы и научил их быть довольными понятием Нерожденного, и возвестил между ними то познание об Отце, что он невместим и непостижим, и его нельзя видеть или слышать, и он познается не иначе, как только чрез Единородного. И причина вечного пребывания для прочих в том, что природа Отца непостижима, а их приведению в бытие и образованию причина в том, что есть постижимого в Отце, то есть в Сыне. Вот что сделал у эонов новоприведенный в бытие Христос». (Свят. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. Репринт. С. 25.).

15 «Дух же Святой уравнял всех их между собою, научил благодарить и привел к истинному покою. Так, говорят, эоны сделались равны между собою как по образу, так и по настроению: все сделались умами, все словами, все человеками, и все христами; подобно сему и женские эоны все сделались истинами, все жизнями, духами и церквами. Когда все на этом установилось твердо и окончательно успокоилось, то, говорят, с великою радостью воспели Первоотца, наслаждавшегося многим весельем. И за это благодеяние эоны всею Плиромою, по единодушному желанию и решению, с соизволения Христа и Духа, принесли и собрали вместе, что каждый из эонов имел в себе лучшего и наиболее цветущего, и все это стройно связав и тщательно соединив, произвели в честь и славу Глубины произведение – совершеннейшую красоту и звезду Плиромы, совершенный плод – Иисуса, который назван и Спасителем (выделено мной – Н.Ш.) и Христом и Словом по имени Отца, и потом еще Все (Pa_n), потому что Он – от всех. Вместе с ним произвели в честь самих себя спутников ему, однородных ангелов». (Свят. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. Репринт. С. 25-26.).

16 «Некоторые из них говорят, что Демиург также произвел Христа (выделено мной – Н.Ш.), как своего собственного Сына, но душевного, и говорил о нем чрез пророков. Это – Христос, прошедший чрез Марию, как вода проходит чрез трубу, и на него при крещении дошел в виде голубя принадлежащий Плироме и происшедший от всех Спаситель. В нем было также и духовное семя Ахамофы. Посему, говорят, Господ наш, сохраняя образ родоначальной и первой четверицы, был сложен из следующих четырех: из духовного, что было от Ахамофы, из душевного – от Демиурга, из (телесного), что было сделано по домостроительству неизреченным искусством, и из Спасителя, которым был сошедший на него голубь. И сей Спаситель пребыл не причастен страданию, ибо Ему, неуловимому и невидимому, невозможно было пострадать. И потому, когда Он приведен был к Пилату, взялся от Него находившийся в Нем дух Христов. Да и Матернее семя, говорят, не страдало; потому что и оно не причастно страданию, как духовное и невидимое даже Демиургу. Пострадал же, по их словам, душевный Христос, и таинственно образованный по домостроительству, чтобы Матерь могла показать в нем образ того горнего Христа, простершегося на кресте и давшего Ахамофе образование по сущности; ибо все это, по словам их, было образом горнего (выделено мной – Н.Ш.)» (Свят. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. Репринт. С. 39.).

17 Свят. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. Репринт. С. 275.

18 См. выше: Свят. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. Репринт. С. 39.

19 Свят. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. Репринт. С. 39.

20 Валентин и валентиниане// Большая энциклопедия Брокгауза и Ефрона, 2009. Электронная версия.

21 «Ибо невозможно было, чтобы человек, который раз был побежден и погиб чрез непослушание, сам воссоздал себя и получил награду за победу; также невозможно было, чтобы получил спасение тот, кто впал под власть греха» (Свят. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. Репринт. С. 287.).

22 «То и другое сделал Сын, Который есть Слово Божие от Отца происходящее, Который воплотился и нисшел (выделено мной – Н.Ш.) даже до смерти и совершил домостроительство нашего спасения. Ему веровать, несомненно, увещевая нас, (Павел) опять говорит: «не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? т.е. Христа свести. Или кто сойдет в бездну? т.е. Христа из мертвых возвести» (Рим. 10. 6-7); затем продолжает: «ибо если устами своими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10. 9). И он представил основание, почему это сделало Слово Божие, говоря: «Ибо Христос для того и жил и умер, и воскрес, чтобы владычествовать над живыми и мертвыми» (Рим. 14. 9). И еще писавши к Коринфянам, говорит: «а мы проповедуем Христа Иисуса распятого» (1 Кор. 1. 23); и прибавляет: «чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой?» (1 Кор. 10, 16)» (Свят. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. Репринт. С. 287.).

23 Свят. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. Репринт. С. 279.

24 «Павел, беседуя к римлянам; говорит: «тем более те, которые получают обилие благодати и праведности для жизни, будут царствовать посредством Единого Иисуса Христа» (Рим. 5. 17). Итак, он не знал Того Христа, Который улетел от Иисуса, и не знал горнего Спасителя, которого они называют непричастным страданию. Ибо если один пострадал, а другой остался непричастен страданию, и один родился, а другой сошел на родившегося и потом оставил его, то уже оказывается не один, а двое. А что апостол знал Одного и родившегося и пострадавшего Иисуса Христа, он опять говорит в том же послании: «неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Дабы, как Христос воскрес из мертвых, так и нам ходить в обновлении жизни» (Рим. 6. 3-4). И еще показывая, что Христос пострадал, и что Сам Сын Божий умер за нас и Своею кровью искупил нас в предопределенное время, он говорит: «Ибо, зачем Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых? Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы еще были грешниками: тем более ныне, будучи оправданы кровью Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, – тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5. 6-10). Того Самого, Который был взят и пострадал и пролил кровь Свою за нас, Его он очень явно называет Христом и Сыном Божиим, Который и воскрес и был взят на небо, как сам (Павел) говорит: «Христос Иисус умер, но и воскрес; Он и одесную Бога» (Рим. 8. 34), и еще: «зная, что Христос восстав из мертвых, уже не умирает» (Рим. 6. 9). Ибо сам предвидя чрез Духа подразделения злых учителей и желая отсечь всякий повод к разногласию, он говорит вышеприведенное: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела» (Рим. 8. 11). … Ибо Он Сам, поистине, Спас, Он есть Слово Божие, Он Единородный от Отца, Христос Иисус Господь наш» (Свят. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. Репринт. С. 282-283.).

25 Свят. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. Репринт. С. 292-293.

26 Свят. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. Репринт. С. 293.

27 «Самоуничижение (Иисуса Христа – Н.Ш.) состояло в том, что Сын Божий усвоил человеческую видимость, («под терминами видимости и являемости св. Кирилл определяет не противоположность человеческой природы Христа природе прочих людей, а отношение вообще человеческой природы к божественной, при чем человеческая природа называется плотью (но, разумеется, не без души) с той целью, чтобы рельефнее выставить определенное отношение человеческой природы к божественной как внешнего к внутреннему, по аналогии души и тела» (М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 109)) сделал ее Своею. Каждый человек по своей природе есть явление, или обнаружение божественной славы; но во Христе человеческая природа как орудие такого откровения была непосредственно усвоена Сыном Божиим, была исключительным органом Его внешнего откровения. В Нем обитала полнота божества телесно, в Нем божество стало осязаемо, видимо и проч. В том состояло самоуничижение Сына Божия, что Он Свое откровение поставил в зависимость от условий постепенного развития и вообще ограниченности человеческой природы, что Он являлся людям в уничиженном виде: по воплощении Сын Божий не изменился в Своем Божественном естестве, но Он теперь уже не бесплотный и действует не вне тела … теперь Он, говоря словами Тертуллиана, не иначе, как через человеческую природу и в ней, желает быть познан и почтен…

  Но, снова, если кеносис был, таким образом, относительным и именно ограничивался одним внешним откровением Сына Божия в воспринятой Им человеческой природе, то, даже при несомненной реальности последней, было ли самоуничижение действительным для Сына Божия? Да, было. Ведь самая ограниченность и действительность постепенного развития воспринятой Им человеческой природы была делом Его воли, а воля эта простиралась до подчинения законам человеческой жизни. Не ясно ли, как и на самом деле учит Священное Писание, что уничижение Сына Божия было не призрачно, но действительно (keken^sqai o8 dok/sei, #ll+ 6nergeja`)» (М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 110-112). Таким образом, согласно свят.  Кириллу, кеносис выражался в совершенном соединении двух полноценных природ в единой Ипостаси Логоса, в усвоении Богом всех немощей человеческой природы, за исключением первородного греха, и в страданиях Сына Божия собственной человеческой плотью.

28 Ориген. О началах. Против Цельса. СПб., 2008. С. 182.

Информация о работе Учение о кеносисе у Отцов и Учителей Церкви Святой Иустин Философ и Мученик