Учение о кеносисе у Отцов и Учителей Церкви Святой Иустин Философ и Мученик

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:06, реферат

Описание работы

Святой апологет Церкви Иустин Философ и Мученик (около 100–около 166) в своем труде «Диалог с Трифоном иудеем», полемизируя с Трифоном, ссылается, в частности, на 53-ю главу книги св. пророка Исайи. Стоит отметить, что он на протяжении своего разговора с Трифоном иудеем ссылается 5 раз на интересующую нас главу из пророчества Исайи1. Данная же глава, несомненно, содержит в себе учение о кеносисе Христа Спасителя. Следовательно, ссылаясь на данную главу Пророка, он соглашается с ее содержанием, а, значит, и с тем, что Отрок Иеговы претерпел добровольный кеносис. Таким образом, св. Иустин имплицитно вводит кенотическое учение в свою богословскую систему.

Работа содержит 1 файл

Учение о кеносисе у Отцов и Учителей Церкви.docx

— 104.41 Кб (Скачать)

29 «Из всех чудес и великих дел, относящихся к Нему, в особенности то возбуждает удивление человеческого ума, и слабая мысль смертного существа никак не может понять и уразуметь в особенности того, что столь великое могущество божественного величия,– что Само Слово Отчее и Сама Премудрость Божия, в Которой сотворено все видимое и невидимое, находилось, как нужно этому веровать, в пределах ограниченности (intra circumscriptionem) человека, явившегося в Иудее, что Премудрость Божия вошла в утробу матери, родилась младенцем и плакала по подобию плачущих младенцев, что потом (этот Сын Божий) был смущен смертью, как это Сам Он исповедует, когда говорит: «Прискорбна есть душа Моя до смерти» (Мф. 26. 38), и что, наконец, Он был доведен до смерти, считающейся у людей самою позорною, и, несмотря на это чрез три дня воскрес. Таким образом, мы видим в Нем, с одной стороны, нечто человеческое, чем Он, по-видимому, нисколько не отличается от общей немощи (fragilitate) смертных, с другой же стороны,– нечто божественное, что не свойственно никакой иной природе, помимо той первой и неизреченной природы Божества» (Ориген. О началах. Против Цельса. СПб., 2008. С. 182-183.).

30 Свят. Афанасий Великий. Творения в четырех томах. М., 1994. Репринт. Т. 2. С. 25.

31 Свят. Афанасий Великий. Творения в четырех томах. М., 1994. Репринт. Т. 2. С. 25.

32 Свят. Афанасий Великий. Творения в четырех томах. М., 1994. Репринт. Т. 2. С. 25.

33 Свят. Афанасий Великий. Творения в четырех томах. М., 1994. Репринт. Т. 2. С. 26.

34 «Отец – тайна для Сына, и Сын не может ни видеть Отца, ни знать Его совершенно и в точности; потому что, имея начало бытия, не может познавать Безначального, даже что познает и видит, то знает и видит соответственно собственной своей мере, как и мы познаем и видим по мере собственных своих сил.. Сын не только не знает в точности Своего Отца, но даже не знает и собственной Своей сущности» (Свят. Афанасий Великий. Творения в четырех томах. М., 1994. Репринт. Т. 2. С. 26-27.).

35 Свят. Афанасий Великий. Творения в четырех томах. М., 1994. Репринт. Т. 2. С. 26.

36 Свят. Афанасий Великий. Творения в четырех томах. М., 1994. Репринт. Т. 2. С. 26.

37 Свят. Афанасий Великий. Творения в четырех томах. М., 1994. Репринт. Т. 2. С. 25.

38 Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие в 4-х тт. М., 1909. Т. 3. С. 34.

39 «Если бы Христос был только человек, то Он не спас бы мир, и если бы Он был только Бог, то Он не спас бы его путем страданий; Христос же совершил и то и другое; следовательно, Он Бог и человек» (Цит. по: Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие в 4-х тт. М., 1909. Т. 3. С. 36.).

40 Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие в 4-х тт. М., 1909. Т. 3. С. 36.

41Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие в 4-х тт. М., 1909. Т. 3. С. 37.

42 Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие в 4-х тт. М., 1909. Т. 3. С. 37.

43 Такое учение по своей сути является «докетизмом особого рода» (Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие в 4-х тт. М., 1909. Т. 3. С. 38.).

44 Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие в 4-х тт. М., 1909. Т. 3. С. 38.

45 Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие в 4-х тт. М., 1909. Т. 3. С. 38.

46 «Смерть Искупителя на кресте… это не разлучение души от тела, а отступление от плоти Божества. Отсюда следовало, что не было сошествия Иисуса Христа в ад человеческой душой, не было воскресения Его из мертвых в смысле воссоединения души с телом, а посему Он не совершал и победы над смертью для всего человечества» (Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие в 4-х тт. М., 1909. Т. 3. С. 38.).

47 «Воплощение совершенного Бога без уничижения Божества невозможно» (Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие в 4-х тт. М., 1909. Т. 3. С. 34.).

48 См.: Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие в 4-х тт. М., 1909. Т. 3. С. 39.

49 «Стал Он человеком и Сыном Человеческим, прияв на Себя образ раба» (Свят. Афанасий Великий. Творения в четырех томах. М., 1994. Репринт. Т. 2. С. 32.).

50 Свят. Афанасий Великий. Творения в четырех томах. М., 1994. Репринт. Т. 2. С. 32.

51 Свят. Афанасий Великий. Творения в четырех томах. М., 1994. Репринт. Т. 2. С. 32.

52 Свят. Афанасий Великий. Творения в четырех томах. М., 1994. Репринт. Т. 2. С. 32.

53 Свят. Афанасий Великий. Творения в четырех томах. М., 1994. Репринт. Т. 2. С. 32.

54 Свят. Афанасий Великий. Творения в четырех томах. М., 1994. Репринт. Т. 2. С. 32.

55 См. более подробно богословский анализ учения св. Илария: Булгаков С., прот. Агнец Божий. М., 2000. С. 247-248.

56 Полное название: «О новопросвещенных или на воскресение Господа нашего Иисуса Христа» – прим. автора.

57 Свят. Амфилохий Иконийский. Слово «О новокрещеных» // Богословский вестник. 2003. Т. 3. № 3. С. 21.

58 Свят. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений в двенадцати томах. Минск, 2005. Репринт. Т. 10-12. С. 603.

59 «Несть вида Ему, ниже славы (Ис. 53. 2). Акила говорит: нет Ему вида, ни великолепия. Симмах: у Него нет ничего достойного почести. И видехом Его, не имеюше вида, ни доброты (Ис. 53. 2). Что ты говоришь? Ужели Он был так безобразен? Не должно говорить этого, говорит пророк. И я покажу это тебе ясно из последующего. Ниже славы: лишение славы я назвал безобразным видом, потому что Он не отказался явиться в низменном образе. Он родился от бедной Девы, потом предал Себя мучениям, терпел, что Его называли имеющим демона и соблазнителем, и не желал мстить Своим врагам. Иногда, удаляясь, Он обходил многие места, сопровождал на пути спутников, для того, чтобы показать Свое смирение, а не хвастовство. Не только должно искать славы, но также должно принимать и бесчестие, из которого происходит слава. … яко вид Его умален паче сынов человеческих (Ис. 53. 3). Видишь ли, какому бесчестию Он подвергся? Паче сынов человеческих: не только вследствие воплощения, но также потому, что Он потерпел смерть, бесчестие и проклятие. Он был объявлен виновным в нарушении закона, был осужден, как злодей, потому вид Его умален паче сынов человеческих. И Он был умален не только по причине осуждения, но также и по причине обычных наказаний» (Свят. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений в двенадцати томах. Минск, 2005. Репринт. Т. 4-6. С. 1098.).

60 Более подробный ее разбор см.: М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 64-113.

61 М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 111.

62 М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 111.

63 «Ведь самая ограниченность и действительность постепенного развития воспринятой Им человеческой природы была делом Его воли, а воля эта простиралась до подчинения законам человеческой жизни. Не ясно ли, как и на самом деле учит Священное Писание, что уничижение Сына Божия было не призрачно, но действительно (keken^sqai o8 dok/sei, #ll+ 6nergeja`)» (М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 111-112.).

64 «Единородный для того стал таким, как мы, т.е. совершенным человеком, чтобы с одной стороны, избавить земляное наше тело от прившедшего в него тления, через домостроительство по единению снизойдя в такую же по закону жизнь, а с другой стороны, сделав собственной человеческую душу, явить ее сильнее греха, окрасив ее, словно бы некой краской, крепостью и неизменностью Своей собственной природы» (Свят. Кирилл, архиеп. Александрийский. Диалог о вочеловечении Единородного / Пер. с древнегреч., вступ. ст., примеч. К.Б. Юлаева // Богословский вестник 2005–2006 . Т. 5–6.  № 5/6. С. 109.).

65 Божество – прим. автора.

66 Восточные отцы и учители Церкви V века. М., 2000. С. 110.

67 См. подробнее об этом, а также разбор христологии блаж. Феодорита и ее сравнение с христологией свят.  Кирилла: М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 113-132.

68 М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 123.

69 М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 123.

70 М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 128-129.

71 «Первая (христология свят. Кирилла – Н.Ш.) есть вполне последовательное, величественное и гармонически-стройное раскрытие этой идеи, тогда как во второй (христологии блаж. Феодорита – Н.Ш.) самоуничижение Сына Божия, заметно, с течением системы, уступает место внешнему прославлению образа раба, воспринятого Логосом,– богоносного человека» (М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 129.).

72 См. более подробно анализ учения о кеносисе и христологии св. Льва, папы Римского в: М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 132-134.

73 М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 133.

74 По учению «криптиков» «человеческая природа Христа уже в самом рождении своем обладала полнотою божественной славы или божественного величия, но обладала, однако, скрыто (сокровенно), невидимо от глаз человеческих» (Православная богословская энциклопедия. / Под ред. Н.Н. Глубоковского. СПб., 1908. Т. 9. С. 502.). См. также подробный сравнительный анализ учений «криптиков» и «кенотиков»: Прот. Н. Малиновский. Православное догматическое богословие в 4-х тт. М., 1909. Т. 3. С. 117-119; М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 145-148.

75 М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 133-134.

76 Подробнее данное учение см. в: М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 138-141.

77 М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 139.

78 М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 139.

79 М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 141.

80 М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 137.

81 М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 137-138.

82 См. подробнее в: М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 141-143.

83 «Исповедуя того же самого Господа нашего Иисуса Христа как совершенным Богом, так и совершенным человеком, мы утверждаем, что именно Он имеет все то, что имеет Отец, кроме нерожденности, и имеет все, что имел первый Адам, исключая одного только греха, то есть тело и душу словесную и разумную» (Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М., 1992. Репринт. С. 152.).

84 «Св. Иоанн Дамаскин рассуждает подобно св. Софронию и св. Агафону: две воли во Христе суть две собственные воли; а так как Ипостась была одна, то один и тот же есть Тот, Который естественным образом желает и действует соответственно обоим естествам… Не одно и то же желать и каким образом желать: желать вообще есть принадлежность естества, а каким образом желать есть свойство ипостаси… Христос воспринял на Себя вместе с человеческим естеством и желательную способность человеческой природы… В Себе Самом и чрез Себя Самого Он подчинил то, что было в Нем человеческого, Богу и Отцу…» (М.М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 2, 5-11): Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. С. 142-143.).

85 «Утверждаем также, что, соответственно двум естествам, Он имеет двойные свойства, принадлежащие двум естествам: две естественные воли – божескую и человеческую, и два естественные действования – божеское и человеческое, и две единственные свободы – божескую и человеческую, также и мудрость, и ведение – божеские и человеческие. Будучи единосущен Богу и Отцу, Он свободно хочет и действует, как Бог. Но будучи единосущным и нам, Он же Сам свободно хочет и действует, как человек. Ибо Его – чудеса, Его же – и страдания» (Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М., 1992. Репринт. С. 152.).

86 «Но себе умалил, 6k1nwsen,– истощил. Слово это употреблено по противоположности: не восхищением непщева. Сознавая Себя равным Богу, Он не восхитил чуждого: но, пребывая таким нечуждовосхитителем, Сам Себя добровольно обхитил, 6k1nwsen,– опустошил, Свое с Себя сложил, совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих. В сем отношении некоторые умалил разумеют: сокрыл славу Своего Божества. «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаж. Феодорит)» (Свят. Феофан Затворник. Толкование посланий св. апостола Павла к Колоссянам и к Филиппийцам. М., 2005. С. 469.).

87 См. об этом подробнее в: Архим. Антоний (Амфитеатров). Догматическое богословие Православной Кафолической Церкви. СПб., 1862. Изд. 8. С. 156-158.

88 Архим. Антоний (Амфитеатров). Догматическое богословие Православной Кафолической Церкви. СПб., 1862. Изд. 8. С. 158.

89 Архим. Антоний (Амфитеатров). Догматическое богословие Православной Кафолической Церкви. СПб., 1862. Изд. 8. С. 158.

90 Архим. Антоний (Амфитеатров). Догматическое богословие Православной Кафолической Церкви. СПб., 1862. Изд. 8. С. 158.

91 Архим. Антоний (Амфитеатров). Догматическое богословие Православной Кафолической Церкви. СПб., 1862. Изд. 8. С. 158.

92 См.: Архим. Антоний (Амфитеатров). Догматическое богословие Православной Кафолической Церкви. СПб., 1862. Изд. 8. С. 158.

93 «Святой апостол Павел пишет об Иисусе Христе: «иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, якоже человек» (Флп. 2. 6-7)» (Митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. СПб., 1883. Изд. 4. Т. 2. С. 81.).

94 Митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. СПб., 1883. Изд. 4. Т. 2. С. 81-82.

95 Митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. СПб., 1883. Изд. 4. Т. 2. С. 82.

96 Митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. СПб., 1883. Изд. 4. Т. 2. С. 136-154.

Информация о работе Учение о кеносисе у Отцов и Учителей Церкви Святой Иустин Философ и Мученик