История риторики и её теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть основные положения, выдвигаемые Цицероном и Квинтилианом, а также определить их роль и место в деле развития ораторского искусства и красноречия. Достижения данной цели соответствуют следующие задачи:
рассмотрение исторической эпохи и места ораторов в ней;
определение риторики как искусства и науки;
обоснование необходимости обучения красноречию;
внутреннее содержание риторики;
определение цели и технические приемы по ее достижению;
художественные стили и их основные характеристики.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
1.История риторики и её теории…………………………………………….…4-6
2.Историческая эпоха
2.1.Место Квинтилиана в истории……………………………………………..7
2.2.Риторика Цицерона……………………………………………………...8-15
3.Основной труд. «Двенадцать книг риторических
наставлений» Квинтилиана………………………………………………….16-17
4.Определение риторики как искусства и необходимость
обучения ему……………………………………………………………………..18
5.Разделение риторики. Виды речей………………………….………………..19
Заключение……………………………………….………………………………20
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

К.Р.docx

— 46.53 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3

1.История риторики и её теории…………………………………………….…4-6

2.Историческая эпоха

   2.1.Место Квинтилиана в истории……………………………………………..7

   2.2.Риторика Цицерона……………………………………………………...8-15

3.Основной труд. «Двенадцать книг риторических

наставлений»  Квинтилиана………………………………………………….16-17

4.Определение риторики как искусства и необходимость

обучения  ему……………………………………………………………………..18

5.Разделение риторики. Виды речей………………………….………………..19

Заключение……………………………………….………………………………20

Список  литературы………………………………………………...…………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Античные  теории красноречия входят в золотой  фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия  необходимо, прежде всего, познакомиться  с взглядами древних риторов.

В древней  риторической науке можно назвать  имена исследователей, которые занимали ведущее место в разработке теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые другие. Именно их теоретические изыскания составляют ту платформу, на которой основывались дальнейшие исследования.

Актуальность  выбранной темы определяется вкладом  в развитие риторики, который внес своим трудом «Воспитание оратора» римский оратор, адвокат и педагог  Квинтилиан. Многое из того, что он пишет, не утратило своего значения и до сей день.

Цель  работы – рассмотреть основные положения, выдвигаемые Цицероном и Квинтилианом, а также определить их роль и место в деле развития ораторского искусства и красноречия. Достижения данной цели соответствуют следующие задачи:

рассмотрение  исторической эпохи и места ораторов в ней;

определение риторики как искусства и науки;

обоснование необходимости обучения красноречию;

внутреннее  содержание риторики;

определение цели и технические приемы по ее достижению;

художественные  стили и их основные характеристики.

Труд  Квинтилиана оказал огромное влияние на гуманистов эпохи Возрождения, создававших на его основе свои руководства по ораторскому искусству. Наряду с Цицероном, другим непревзойденный римским оратором, Квинтилиан долгое время был самым читаемым латинским автором, его книги считались образцом для всех, писавших по-латыни в Новое время. 
 

1. История риторики  и её теории 

Родиной красноречия считается Древняя  Греция, хотя ораторское искусство  знали в Египте, Ассирии, Вавилоне и Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и  впервые появляются систематические  работы по его теории. Начало культивирования  устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами  красноречия, обучали и других этому  искусству. Они основали школы, где  за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры её произнесения, эффектной  подачи материала. Софисты были риторами – платными учителями философии  и ораторского искусства. Они  принадлежали к сложившейся в  Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философских просветителей, создавших невиданный культ слова и риторики. Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Слово, речь становится объектом изучения, а риторика – "царицей всех искусств", обучение которой стало высшей степенью античного образования. Софисты постоянно подчёркивали силу слова. Так, древнегреческий ритор Горгий в "Похвале Елене" пишет: "Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить". Такова, по мнению Горгия, сила слова. Но над словом следует постоянно работать, чтобы оно приобрело власть над людьми. Поэтому красноречие требует огромного труда. Протагор прекрасно это разъясняет: "Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся, - или, может быть, (иногда) они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны".

В государстве  рабовладельческой демократии создалась  особая атмосфера для расцвета красноречия. Оно становится существенным моментом общественной жизни и орудием  политической борьбы. Владеть красноречием считалось необходимостью. Постепенно складывалось практическое направление  – составление речей для нужд граждан, появлялись высказывания практиков  о языке и стиле выступлений, которые послужили затем Платону, Аристотелю и другим теоретикам основой  для систематизации, дальнейшего развития и углубления этих суждений, превращения их в теорию.

Платон  в диалоге "Федр" перечисляет  блестящих ораторов, которых называет "Дедалами речей". Здесь Горгий и Тиссий, с их небывалой виртуозностью аргументации, Гиппий с Предиком, умевшие соблюдать меру в речах. Пол с его "музыкой речей", Эвен Паросский с его похвалами в форме порицаний, особенно же Фрассимах Холкедонский, который был известен своими жалобными речами о старости и бедности. Имеется упоминание о небывалом своеобразии речей Крития, хотя говорили, что он "невежда среди философов и философ среди невежд", Протагор же прославился своим талантом, как произносить обширные речи, так и кратко выражаться.

Такая высокая культура речи в широком  понимании этого термина не могла  возникнуть сама по себе. Естественно  она стимулировалась теоретическими разысканиями в области ораторского  искусства. Ведь софисты уделяли  большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Протагор считался изобретателем "общих мест"; Горгий стал использовать три самые яркие риторические фигуры: параллелизм, антитезу и созвучие окончаний. Фрасимах (современник Горгия) первым, как считают, стал разрабатывать вопросы ораторского ритма; Пол и Ликимий, ученики Горгия, занимались вопросами ораторской лексики. В учении софистов большое значение уделялось семантике, синонимии, качествам речи.

Основателем риторического искусства считается  Протагор. Диоген сообщал о разделении у Протагора всякой речи на четыре части: просьбу, вопрос, ответ и приказание. Другие софисты вводили разделение речи на семь частей: повествование, вопрос, ответ, приказание, выражение желания, просьбу и призыв. Среди сочинений  Протагора называют: "Искусство  спорить", "О борьбе", " О  науках", "Повелительное слово", "Прения". Как видим, разрабатываются  отдельные аспекты речи.

 Но  самым главным представителем  софистической риторики считают  Горгия. Горгий первый ввёл в тот вид образования, который готовит ораторов, способности к искусству говорить и первым стал употреблять тропы, метафоры, инверсии, вторичные удвоения, повторения.

Классика  занимает в античной эстетике древней  Греции период с VI по IV в до н.э.  Софисты, будучи представителями нового течения  эстетической мысли, выраставшего из глубин социальноисторических судеб Греции второй половины V в до н.э., преодолели старый космологический период античной философско-эстетической мысли, являясь представителями средней (зрелой) классики.

Успехи  в красноречии, по мнению софистов, связаны с огромной работой над  техникой речи, над культурой речи, наконец, речь – это нечто индивидуальное, имеющее своеобразные признаки, связанные  с учёбой, талантом, душевными свойствами. Качество речи и строгая композиция  ассоциировались с гармонией  человека, а семантика, значение слова  – с субъективными, индивидуальными  началами, духовным миром. Б.Чернышёв, говоря о характере риторики софистов, которая основывалась на волевых  и эмоциональных моментах, пишет: "сознательное прокламирование формального  идеала образования, преклонение перед  риторической культурой и составляет момент, который с внешней общностью  профессиональной практики и в связи  с ней смыкает софистов в некое  единство.

Действительно, хотя логическая аргументация и входит в состав средств убеждения, однако нередко и блестящий парадокс, неожиданный эристический приём (эристика – искусство вести спор, полемику), богатая инструментовка речи может более эффектно впечатлить аудиторию. Если бы мы хотели вкратце выразить задачу оратора, мы сказали бы: " он должен загипнотизировать слушателей". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Историческая эпоха

2.1. Место Квинтилиана в истории

На смену  эллинистическим традициям пришел «новый стиль». Расцвет в литературе относится ко времени Нерона, но затем наступает его стремительное  падение. С одной стороны, это  была естественная реакция на ту крайнюю  напыщенность и декаданс, до которой  дошел «новый стиль», с другой –  этот возврат к классицизму отражал  более общие перемены в общественной и литературной жизни.

После падения Нерона, при династиях  Флавиев (70—96 гг.) и Антонинов (96—192 гг.), в отношениях между императором и сенатом наступает период вынужденного примирения. Императоры демонстрируют свою кротость, сенат — свою преданность. Официально считается, что это вновь возродился «дух Августа», забытый было при первых его преемниках.

Императоры  объявляют себя покровителями просвещения  и искусств. Лучшие преподаватели  риторических школ начинают получать жалованье от государства. Поэты  посвящают свои стихи императорам  и получают за них богатые подарки. Литературные интересы становятся повальной  модой, на рецитации — авторские  чтения поэтов — собираются толпы. Но если для Августа литература была средством организации общественного  мнения, то для Флавиев и Антонинов она была средством отвлечения общественного мнения от политических интересов. Та искренность, с какой современники Вергилия и Горация приветствовали в Августе спасителя республики, была уже невосстановима. Поэтому литература нового периода была не столько органическим продолжением, сколько искусственным подражанием республиканской и вергилианской классике. Цицерон в прозе, Вергилий в поэзии стали предметом благоговейного изучения и рабского подражания, «новый стиль» промежуточной эпохи осуждался и отвергался.

Крупнейшим  деятелем этой классицистической реакции  был ритор Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35—96 гг.), гордость Рима, первый из риторов, принятый на государственное жалованье, а к старости назначенный воспитателем наследников престола. Свою программу он изложил в большом трактате «Воспитание оратора». Им было написано еще одно важное сочинение «О причинах порчи красноречия», но оно не сохранилось, как и изданная им самим речь в защиту Невия Арпиниана. Не сохранились, равным образом, и те труды Квинтилиана, которые издавались без его ведома его учениками, иногда в очень искаженном виде.

2.2.. Риторика Цицерона

Крупнейшим  классиком античного красноречия  и теоретиком ораторского искусства  был древнеримский оратор и политик  Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты – "Об ораторе", "Брут, или о знаменитых ораторах", "Оратор" - памятники античной теории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру.

В теории познания Цицерон склоняется к скептицизму, считая, что нет критерия для отличия  реальных представлений от нереальных. Он рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях, как единственном источнике счастья, стремится к совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство. Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство?

Информация о работе История риторики и её теории