История риторики и её теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть основные положения, выдвигаемые Цицероном и Квинтилианом, а также определить их роль и место в деле развития ораторского искусства и красноречия. Достижения данной цели соответствуют следующие задачи:
рассмотрение исторической эпохи и места ораторов в ней;
определение риторики как искусства и науки;
обоснование необходимости обучения красноречию;
внутреннее содержание риторики;
определение цели и технические приемы по ее достижению;
художественные стили и их основные характеристики.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
1.История риторики и её теории…………………………………………….…4-6
2.Историческая эпоха
2.1.Место Квинтилиана в истории……………………………………………..7
2.2.Риторика Цицерона……………………………………………………...8-15
3.Основной труд. «Двенадцать книг риторических
наставлений» Квинтилиана………………………………………………….16-17
4.Определение риторики как искусства и необходимость
обучения ему……………………………………………………………………..18
5.Разделение риторики. Виды речей………………………….………………..19
Заключение……………………………………….………………………………20
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

К.Р.docx

— 46.53 Кб (Скачать)

Цицерон – против слащавости и вялости речи, - за то, чтобы она была и динамична, и красива, и приятна, но её приятность должна быть строгой. Она выделяет слова простые, употребляемые обычно, среди которых тоже должен производиться отбор, и решающим при этом должно быть слуховое впечатление (избегать затасканных и приевшихся слов, пользоваться яркими, в которых есть полнота и звучность), выделяет малоупотребительные и новообразованные слова, а также слова в переносном смысле. Автор в трактате "Об ораторе" основывался на некоторых теоретических исследованиях своих предшественников и на практических школьных учебниках, на греческой и римской ораторской традиции и лучших образцах ораторского искусства, на своём практическом опыте. Цицерона можно считать создателем своей риторической теории, которую он наиболее плотно изложил в этом трактате.

Трактаты "Брут" и "Оратор", написанные в 46 году до н.э., он обращает к Бруту, представителю нового, аттического течения, защищая свою точку зрения. Цель этих сочинений – обосновать законность и превосходство того ораторского идеала, пути к которому Цицерон указал в диалоге "Об ораторе". Обосновывает он это направление и сточки зрения исторической (в "Бруте"), и с точки зрения теоретической (в "Ораторе"). В диалоге "Брут, или о знаменитых ораторах" Цицерон перечисляет почти всех знаменитых ораторов – свыше двухсот – в хронологическом порядке, с краткими характеристиками каждого. Для Цицерона римское красноречие – предмет национальной гордости, и он счастлив, стать первым его историком. Этот труд – сочинение критическое и полемическое, имеющее своей целью не только характеристику ораторов, но главным образом защиту и развитие их идей, которые высказаны в предыдущем трактате.

В своей  истории красноречия он рисует продуманную  картину исторического прогресса  и постепенного восхождения красноречия  от ничтожества к совершенству. Красноречие для Цицерона – по-прежнему не самоцель, а лишь форма политической деятельности, и судьба красноречия неразрывно связана с судьбой государства. Цицерон считает, что развитие римского красноречия определяется, прежде всего, внутренними причинами – широтой и глубиной усвоения греческой культуры и развитием культуры римской. На примерах критического разбора речей греческих и римских ораторов, он ещё раз утверждает идеи, которые высказаны им в трактате "Об ораторе"

"Оратор" - завершающее произведение риторической  трилогии Цицерона. Вначале он  рисует образ совершенного оратора,  однако делает оговорку: "Создавая  образ совершенного оратора, я  обрисую его таким, каким, быть  может, никто и не был". В  этом трактате больше всего  Цицерон говорит о словесном  выражении и о ритме, что  диктует его стремление доказать  аттицистам – а именно по этим вопросам шёл спор – свою правоту: он стремился отстоять своё право на величественный и пышный слог, отведя упрёки в азианстве и обличив недостаточность и слабость проповедуемой аттицистами простоты. Он выдвигает в качестве аргумента эллинистическое учение о трёх стилях красноречия: высоком, среднем и простом. Простой стиль призван убедить, средний – усладить, высокий – взволновать и увлечь слушателя.

Цицерон видит красоту речи в её свежести, сочности, нежности, учёности, благородстве, пленительности, изяществе, страстности, причём "цветы слов и мыслей" должны распределяться в речи "с  разбором". Словесные нагромождения, речь, расцвеченная чрезмерно яркими красками, не доставляет длительного удовольствия, пресыщает слушателей, раздражает их. По этим взглядам Цицерона нельзя было причислить ни к аттицистам, ни к азианцам. Он создал свой собственный стиль и требовал разумного употребления "цветов красноречия". Он продемонстрировал глубокое проникновение в сущность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на основе своего богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил и критически переосмыслил взгляды на ораторское искусство теоретиков и практиков красноречия, путём тщательного анализа сопоставил различные точки зрения, создал свою теорию. 
 
 

3. Основной труд. «Двенадцать книг риторических

наставлений»  Квинтилиана

Труд  Квинтилиана «Воспитание оратора» систематичен и строго продуман, хотя и не отличается оригинальностью. Здесь учтен весь опыт классической риторики, но время великих открытий в сфере этого тоже некогда великого искусства живого слова и живого человеческого общения миновало, уступив первенство подведению итогов, укреплению канонов, строгому следованию за образцами и доведению прежнего разнообразия до схем и формулировок.

Квинтилиан посвящает отдельные книги своего обширного труда всестороннему обучению оратора с детских лет риторическим упражнениям, разделению речи, ее логическому построению, ее украшению тропами и фигурами, стилю речи и соответствию выдающихся ораторских качеств моральному складу человека.

Однако  среди практических советов возникают  темы природы и искусства, смеха, фантазии, стиля и поэтического языка, художественной структуры и ритма, подражания; разных типов ораторских стилей и аналогий скульптуры и живописи. Тогда весь этот материал, имеющий  как будто отдаленное отношение  к эстетике, получает несколько иную окраску.

В книге  первой Квинтилиан рассматривает вопросы воспитания будущего оратора, подчеркивая при этом, что у детей редко недостает природных способностей, чаще не хватает заботы о них. Очень важен уровень образования самих родителей, причем не только отцов, но и матерей.

Вторая  книга — это советы по обучению в риторической школе и осмысление риторики как науки.

Книги с третьей по девятую — своего рода энциклопедия классической теории риторики:

в третьей  книге речь идет о делении речи на виды и их подробное рассмотрение;

в четвертой  книге анализируются части речи, такие как вступление, изложение, отступление, предложение, разделение;

пятая книга посвящена доказательствам;

шестая  книга говорит о заключении, возбуждении  страстей, смехе, состязании, о суждении и размышлении;

седьмая книга – о расположении;

в восьмой  книге Квинтилиан превозносит ясность, чистоту, правильность и соразмерность речи, здесь же он говорит о тропах;

девятая книга посвящена учению о фигурах  и композиции.

Десятая книга — это обзор образцов греческой и римской литературы. Квинтилиан показывает достоинства и недостатки практически каждого из известных риторов.

В одиннадцатой книге Квинтилиан анализирует манеры оратора, рассматривает механизмы запоминания, характеризует свойства голоса, жестов.

В двенадцатой  книге ученый обосновывает взаимосвязь  риторики и нравственности: «Нельзя быть истинным оратором, не быв честным человеком», – пишет Квинтилиан.

Свой  уникальный труд он завершает следующими словами: «Итак, да возлюбим всею душою науку красноречия, сей божественный дар, ниспосланный с небес человекам, без которого все было бы немо в природе, и ничто не доходило бы до потомства; постараемся все стремиться к совершенству: сим средством или достигнем высокой цели, или, без сомнения, многих ниже себя оставим». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Определение риторики как искусства и необходимость

обучения  ему

Квинтилиан доказывает общеантичную, вполне классическую мысль о необходимости для ораторского искусства правил и обучения. Обучаться ему нужно так же, как и любому другому делу. Общие правила не помешают индивидуальному творчеству, а только облегчат его.

Древнегреческий оратор Лисий доказывал, что для  красноречия достаточно уже одного природного дара. Многие простые люди, говорил он, защищают свои жизненные  интересы весьма умело без всякого  обучения. Квинтилиан отвергает такой взгляд. Ораторское искусство слишком сложная вещь, чтобы здесь было достаточно одних природных данных. Обыденной, хотя бы и очень убедительная речь, заставляет действовать слепо, наудачу, в то время как ораторское искусство требует определенного пути для своего достижения. Ораторское искусство не есть просто искусство убеждать. Убеждать можно при помощи денег или через власть говорящего (когда, например, произносится приказ), или даже внешним видом. Специфичность ораторского искусства заключается в том, чтобы убедить при помощи красивой речи.

«Никто, – говорит Квинтилиан, – не будет сомневаться, что риторика … есть именно искусство». А так как риторика есть искусство, то одного дара природы мало для настоящего красноречия. Особенно важно то, что Квинтилиан в целях определения риторики дает некоторую классификацию искусств. Одни науки (или искусства) теоретические. Это те, которые требуют только одного познания и исследования и не переходят в действие (например, астрономия). Другие – практические, состоящие только в одном действии (например, танцы). Третьи науки и искусства – реально-производственные, имеющие целью дать в результате известного действия тот или иной продукт (например, живопись). Риторика, по его мнению, относится ко второму разряду, хотя она может пользоваться и остальными двумя методами. Такое разделение науки и искусства восходит еще к Аристотелю.

То, что  оказывается необходимой для  речей определенная система правил, зависит от того, что оратору мало одних природных данных. Квинтилиан доказывает, что природа только вещество, а наука – художник. «Искусство без материи – ничто; материя же и без искусства имеет свою цену. Но высшее искусство лучше самой хорошей материи», – пишет он.

5. Разделение риторики. Виды речей 

Квинтилиан делит Риторику на пять частей:

изобретение;

расположение;

словесное выражение;

память;

произнесение (или действие).

Самые же речи он делит на три вида:

похвальные  или порицательные (т.е. доказательные);

рассуждающие;

судебные.

Каждому виду в «Воспитании оратора» посвящено  по большому разделу.

Главнейшим  условием для художественного впечатления  от речи, по мнению Квинтилиана, является способ ее произнесения. Квинтилиан много и интересно говорит о выработке интонаций, которые бы точно следовали за настроением говорящего, об их естественности, ровности и разнообразии, об управлении своим дыханием, чтобы останавливаться не тогда, когда уже нет больше сил говорить, а там, где это целесообразно с точки зрения самой речи, и вообще о постоянных упражнениях, великим примером для чего является все тот же знаменитый Демосфен. Квинтилиан, далее, много рассуждает о значении жестикуляции для оратора, телодвижений и мимики лица. Это – колоссальные ресурсы для каждого оратора.  
 
 
 
 
 

     Заключение

     Проповедуя  идеал оратора, Цицерон видел  в ораторе гражданина высокой  культуры, постоянно обогащающего свои знания чтением литературы, изучением  истории, интересом к философии, праву, этике и эстетике. Нельзя забывать и о том, что риторические труды  Цицерона стали образцом для всех, изучающих законы красоты слова  в эпоху Возрождения и в  последующие века.

     На  все времена сохраняется завет  Цицерона: "Оратор должен соединить  в себе тонкость диалектика, мысль  философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика и, наконец, жесты, и грацию великих актёров".

     Цицерон считал, что красноречие развивается  постоянными упражнениями. Своё мастерство он объяснял не столько талантом, сколько  неустанным трудолюбием и самообучением. Мнение о Цицероне отражено в словах прославленного преподавателя и  теоретика риторики в Древнем  Риме Квинтилиана: "Небо послало на землю Цицерона для того, чтобы дать пример, до каких пределов может дойти могущество слова".

     Виднейшие ораторы и теоретики красноречия  Древней Греции и Древнего Рима смогли проникнуть в тайны слова, расширить  границы его познания, выдвинуть  теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь  на собственном богатом опыте  и на анализе многочисленных блестящих  речей известных ораторов. В их работах настолько интересный и  глубокий  анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

1. Львов М.Р. Риторика. – М.: Академия, 2002

2. Таранов П.С.  Искусство риторики. – Симферополь, 2002

3. Античная риторика. – М., 1978

4. Русская риторика: Хрестоматия. – М.: Просвещение: "Учеб. лит.", 1996

5.Корнилова Е.Н. Риторика – наука убеждать. – М., 1998.

Информация о работе История риторики и её теории