Теория и история литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:05, реферат

Описание работы

Устное народное творчество (фольклор) – словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, и закреплённое во всём многообразии бытового уклада. Фольклор возник задолго до появления литературы и стал не только основой, но и источником для творчества многих писателей и литературы в целом.
Основные особенности фольклора:
- устная форма бытования;

Работа содержит 1 файл

Теория и история литературы.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

Теория  и история литературы 

  1. Художественная  литература как искусство слова
 

      Художественная  литература – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного и устного (до развития письменности). 

  1. Устное  народное творчество и литература. Жанры устного народного творчества.
 

      Устное  народное творчество (фольклор) – словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, и закреплённое во всём многообразии бытового уклада. Фольклор возник задолго до появления литературы и стал не только основой, но и источником для творчества многих писателей и литературы в целом.

      Основные  особенности фольклора:

      - устная форма бытования;

      - коллективное творчество (у фольклорных  произведений нет автора, зато  каждый носитель фольклора является  соавтором);

      - вариативность (каждое вновь исполняемое  фольклорное произведение является  вариантом, так как новый исполнитель  вносит в него что-то своё);

      - традиционность (исполнитель может  частично менять произведение, но  должен обязательно сохранять  его основу);

      - синкретизм (бытование фольклорного  текста только в слиянии с  ритуалом или другими видами  искусств- музыкой, пением, танцем).  

      Жанры фольклора:

      Обрядовый фольклор. К его жанрам относятся:

      - обрядовые песни и ритуальные  действия,

      - народная магия – гадания, приметы, заговоры.

      Малые формы фольклора – пословицы и поговорки.

      Фольклор, как и вся литература, распределяется по родам:

      - эпос (былички, сказки, былины, исторические сказания, балладные песни);

      - лирика (колыбельные, народные песни);

      - драма (народный театр (в Древней Руси – скоморошество, позднее – ярмарочный Петрушка), игры (прятки, салки, горелки, считалки, загадки, головоломки, прибаутки и скороговорки)).

      Сказки  (о животных, волшебная и бытовая).

      Былины, исторические песни.

      Лирические  песни (любовные, трудовые и артельные, семейные, хороводные, причитания и плачи

      

  1. Художественный  образ. Художественное время и пространство.
 

  Художественный  образ - изображение человеческой жизни, показываемое в конкретной, индивидуализированной форме, но в то же время несущее в себе обобщённое начало, позволяющее угадывать за ним те закономерности жизни, которые формируют людей именно такого типа. Поскольку образ одного человека приобретает обобщённый характер, в его создании принимает участие художественный вымысел, который усиливает обобщённое значение. Образ неотделим от представления писателя об идеале, подчёркивает в нём то, что помогает утверждению этого идеала или противоречит ему. 

   Пространство  и время – условные формы осмысления бытия. Являются важнейшими характеристиками созданной автором картины мира, обусловливают ритм и темп текста, обеспечивают целостное восприятие его читателем.

   Различные формы организации пространства и времени в произведении обеспечиваются спецификой художественного направления, жанровыми особенностями текста, способом построения сюжета и т.д.

   В фольклоре пространство и время  являются всеобщими: изображаемые события  происходят «везде» и вместе с  тем «нигде», «всегда» и в то же время «никогда».

     Классицизм  требует соблюдения единства времени, места и действия, строгой регламентации пространственно-временных отношений.

     Романтическое мироощущение, породившее идею «двоемирия», значительно расширило возможности  данной категории. Поскольку объектом пристального внимания романтиков является не столько внешний, сколько внутренний мир личности, именно он и становится центром пространственно-временных координат.

     В реалистическом искусстве приоритетной стала концепция линеарного времени, согласно которой время для всех одинаково движется по прямой из прошлого через настоящее в будущее.

     «Коперников переворот» совершили авторы «больших»  романов 19 века. Основными характеристиками художественного времени становятся длительность или краткость, статичность  или динамичность, прерывность или  непрерывность. Художественное пространство определяется замкнутостью или неограниченностью, пропорциональностью или деформацией, целостностью или фрагментарностью.

     В зависимости от степени художественной условности пространство и время  могут быть абстрактными или конкретными. Действие с сказках происходит «в некотором царстве», «в некотором государстве», а в баснях – вообще «на свете» («По мне таоанты те негодны, / В которых Свету пользы нет, / Хоть иногда им и дивится Свет») и «всегда» («Уж сколько раз твердили миру, / Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, / И в сердце льстец всегда отыщет уголок»).

     Конкретное  пространство связывает изображаемый мир с топонимами (от греческого – место и имя, название) мира реального. Конкретизация пространства используется в целях создания обобщённых образов «мира», «города», «деревни», «усадьбы» и т.д. Пространственные координаты, расставленные в тексте рассказа Бунина «Чистый понедельник» (Ордынка, Красные ворота, Грибоедовский переулок, Охотный ряд, «Прага», «Эрмитаж», Рогожское кладбище, Новодевичий монастырь, Марфо-Мариинская обитель и т.д.), способствуют созданию образа Москвы начала 20 века. Раздвигая пространственно-временные рамки произведения, они вписывают конкретное пространство Москвы в общее пространство русской Истории.

     Степень конкретности времени в разных произведениях  различна. В зависимости от соотношения  реального и художественного  времени выделяют бессобытийное, или  «нулевое», время (авторские описания интерьера, пейзажа, портрета героев) и событийное. Событийное время может быть хроникально-бытовым (повторяющиеся многократно во времени однотипные события: из года в год, изо дня в день) и событийно-сюжетным (течение времени обусловливает важнейшие изменения в жизни героев).

     Идейно-художественная функция хроникально-бытового времени – воспроизведение устойчивых форм бытия (например, дворянский культурно-бытовой и семейный уклад жизни в романах Гончарова «Обломов» и Тургенева 2Дворянское гнездо»). Событийно-сюжетное время позволяет показать жизнь героя как «самопроявление» индивидуальной личности в пространстве (идейные и нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова; прослеженная с детства до духовного «взросления» жизнь Ивана Флягина, главного героя повести Лескова «Очарованный странник»).

     В литературе 20 века пространственно-временная организация художественного мира усложняется. Наряду с традиционными типами организации времени и пространства («Тихий Дон» Шолохова) появляются новые: Ершалаим в «Мастере и Маргарите» Булгакова.

     Для обозначения связи пространства ивремени используются и другие понятия – хронотоп пространственно-временной континуум.  

     Художественное  время – категория поэтики художественного произведения, одна из форм (наряду с пространством) бытия и мышления. Время в художественном произведении воссоздаётся словом в процессе изображения и развития характеров, ситуаций, жизненного пути героя, речи и пр. Например, в романе «Герой нашего времени» Лермонтов с целью создания ощущения течения времени использует такие слова и выражения: «Одно утро захожу к ним…», «под вечер», «Месяца четыре всё шло как нельзя лучше…», «В эту минуту прошли к колодцу мимо нас две дамы…», «Вот уж три дня, как я в Кисловодске…» и т.д. Писатель намеренно датирует каждую главу «Журнала Печорина», отмечая время суток и протяжённость действия: «13-го мая. Нынче поутру зашёл ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский». 

   Художественное  пространство – категория поэтики художественного произведения, одна из основных характеристик художественного бытия героев. Существенно отличается от реального пространства. Характеристики художественного пространства (ограниченность – неограниченность, объёмность, локальность, пропорциональность, конкретность и проч.) определяются методом, жанром, сюжетом произведения, а также творческой индивидуальностью автора. Например, Грибоедов в «Горе от ума» изображает Москву начала 19 века в её конкретных топографических реалиях (Кузнецкий мост, «Английский клуб» И пр.) и рисует психологический портрет именно московского дворянства («На всех московских есть особый отпечаток»). В поэме Гоголя «Мёртвые души» в мельчайших деталях быта и нравов, но без конкретных топографических указаний описана русская провинция (например, губернский город NN). Подробно характеризуя пространство комнаты-каморки Раскольникова, Достоевский в «Преступлении и наказании» ищет истоки мировоззрения героя. В художественной литературе наряду с конкретным создаётся абстрактное пространство. Оно воспринимается как всеобщее, редко имеет конкретные черты и не оказывает существенного влияния на характеры и поведение персонажей. Иногда в одном произведении сочетаются оба типа пространства (например, в «Мастере и Маргарите» Булгакова сочетается конкретное пространство Москвы и вымышленное Мастером пространство его романа). 

  1. Содержание и форма. Поэтика.
 

    Содержание  художественного  произведения – совокупность темы произведения с идеей произведения, с выражением авторского отношения к изображаемому, с его идеалами жизни и человека. 

   Поэтика – раздел теории литературы, изучающий структуру литературных произведений и систему используемых в них изобразительно-выразительных средств. Термином «поэтика» также обозначают систему художественных средств, характерных для писателя, определённых жанров, литературного направления эпохи. 

  1. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
 

    Художественный  вымысел – акт художественного мышления; всё то, что создаётся воображением писателя, его фантазией. Художественный вымысел – средство создания художественных образов; он основан на жизненном опыте писателя. Вымысел, творческая фантазия художника не противостоит действительности, но является особой, присущей только искусству формой отражения жизни, её познания и обобщения. 

   Фантастика – мир причудливых представлений и образов, рождённых воображением на основе фактов реальной жизни. Фантастика изображает мир подчёркнуто условным.

   Фантастическими элементами наполнена сказка Салтыкова-Щедрина  «Повесть о том, как один мужик  двух генералов прокормил». Мужик, ублажающий генералов, может всё: сварить суп в пригоршне, выстроить «корабль – не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть» и т. д.

   Иногда  фантастическими оказываются отдельные  персонажи или элементы сюжета (пьесы  Маяковского «Клоп» и «Баня»). Фантастика может лежать в основе построения художественного мира произведения («Мастер и Маргарита» Булгакова). 

  1. Историко-литературный процесс. Литературные направления  и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.
 

   Литературное  направление – понятие, характеризующее единство наиболее существенных творческих особенностей художников слова в определённый исторический период. Это единство возникает и развивается обычно на основе общности художественной позиции, мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни. К литературным направлениям относятся классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

   Литературное  направление объединяет писателей, связанных общностью идейно-эстетических позиций. Иногда направление толкуется как понятие более широкое (например, романтизм), а течение – как ответвление внутри направления (гражданский романтизм). 

   Классицизм – направление в литературе 17 – начала 19 века, ориентирующееся на эстетические эталоны античного искусства. Основная идея – утверждение приоритета разума. В основе эстетики – принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно построено, логически выверено, должно запечатлевать непреходящие, сущностные свойства вещей. Для произведений классицизма характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах, тяготеющих ко всеобщему образцу (Г. Державин, И. Крылов, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, Д. Фонвизин).

Информация о работе Теория и история литературы