Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:05, реферат
Устное народное творчество (фольклор) – словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, и закреплённое во всём многообразии бытового уклада. Фольклор возник задолго до появления литературы и стал не только основой, но и источником для творчества многих писателей и литературы в целом.
Основные особенности фольклора:
- устная форма бытования;
Портрет – изображение внешности героя (черт лица, фигуры, позы, мимики, жеста, одежды) как одно из средств его характеристики; разновидность описания. Портрет даёт писателю широкие возможности для характеристики не только внешности, но и внутреннего мира человека, так как в облике человека всегда в большей или меньшей степени проявляются его взгляды на жизнь, характер, психологические особенности.
История литературного портрета уходит корнями в глубокую древность и отражает процесс познания художником мира, поиски способов создания индивидуального человеческого характера.
На ранних стадиях развития литературы личностное начало в портрете было невыраженным. Фольклорные герои наделялись условно-символической внешностью: девицы «красные», молодцы «добрые», богатыри «могучие» и т.д.
В литературе древней Руси обобщённо-абстрактный портрет выполнял оценочную функцию, указывая, как правило, на социальный статус героя.
Классицисты
создали два стереотипа: «идеализирующий»
портрет благородного героя и
портрет героя низкого
Портрет у сентименталистов уже психологичен, он призван помочь увидеть в герое прежде всего «чувствительную» душу.
У
романтиков портрет экзотически-
В реалистической литературе портрет характерологичен: внешность героя отражает черты его характера, индивидуальные социальные, фамильные, возрастные и другие черты.
Портрет даёт представление об эстетическом идеале писателя и позволяет выявить авторское понимание категории красоты.
Портрет может представлять собой одноразовое описание или состоять из нескольких описаний с различной степенью удалённости друг от друга. Концентрированные портреты свойственны эпизодическим персонажам, рассредоточенные – главным.
Структура
портрета может быть простой или
сложной. К портретам простой
структуры относятся портреты-
Более
сложный вид – портрет-
Ещё более сложной формой является портрет-впечатление. При почти полном отсутствии портретных деталей он оставляет у читателя яркое впечатление и побуждает домыслить созданный автором текста образ. Таков портрет, созданный Фетом:
Ты вся в огнях. Твоих зарниц
И я сверканьями украшен;
Под сенью ласковых ресниц
Огонь небесный мне не страшен.
Но я боюсь таких высот,
Где устоять я не умею.
Как сохранить мне образ тот,
Что придан мне душой твоею?
При первом знакомстве читателя с героем обычно даётся экспозиционный портрет. Достоевский, явно желая расположить читателя к своему герою. Представляет Родиона Раскольникова: «Кстати. Он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».
В лейтмотивном портрете за персонажем закрепляется какая-либо индивидуализированная деталь, которая повторяется на протяжении всего повествования. Например, лейтмотивной деталью в портретных зарисовках Матрёны («Матрёнин двор» Солженицына) становится «лучезарная», «добрая» улыбка. Портрет «просветлённой» Матрёны становится средством раскрытия внутреннего мира героини, в котором царят покой, мир и благость.
Психологический портрет выражает то или иное состояние персонажа. В Мармеладове (Достоевский «Преступление и наказание») было что-то «…очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие».
Портрет может сопровождаться авторскими комментариями, как, например, портрет Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени».
Сложились
две разновидности
Пейзаж – изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и художественной позиции писателя. Существуют следующие разновидности пейзажа: лирический, романтический, символический, психологический. В зависимости от рода литературы пейзаж может нести разную смысловую нагрузку. Так, в лирике картины природы отражают настроения и переживания лирического героя. Например. Чувство одиночества лирического героя в стихотворении Лермонтова «Тучи» оттеняют «тучки небесные, вечные странники», а радостное настроение лирического героя в стихотворении Пушкина «Зимнее утро» сопрягается с таким пейзажем:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
В
эпических произведениях
Вечные
темы – наиболее значимые для человечества
во все эпохи и постоянно повторяющиеся
во всех национальных литературах темы
жизни и смерти, света и тьмы, любви, свободы,
долга и т.д. Например, в романе Булгакова
«Мастер и Маргарита» вечные темы борьбы
добра и зла, трусости, предательства,
милосердия, любви и творчества становятся
предметом размышлений писателя и его
героев.
Вечные
образы – образы, обобщающее художественное
значение которых выходит далеко за рамки
их конкретно-исторического содержания
и породившей их эпохи. Вечные образы запечатлевают
самые общие, существенные строны человеческой
природы, выражают типичные, постоянные,
повторяющиеся в истории человеческого
общества конфликты и ситуации. Классическими
примерами вечных образов служат Дон Кихот,
Прометей, Гамлет, Дон-Жуан, Фауст. В русской
литературе Молчалин, Хлестаков, Плюшкин,
Иудушка Головлёв и подобные им образы
живут долгие годы и даже столетия в сознании
нескольких поколений, так как в них обобщены
типичные, устойчивые черты человеческих
характеров.
Пафос – идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества; страсть, которая пронизывает произведение и сообщает ему единую стилистическую окраску. Выделяют героический, гражданский, лирический, трагический и другие виды пафоса.
Например, в стихотворении Блока «Россия» судьба страны осмысливается как трагическая. Соответствующий пафос пронизывает строки:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первыя любви!
Основные
виды пафоса: героический, романтический,
трагический, сентиментальный, сатирический.
Фабула
– цепь событий, о которых повествуется
в произведении, в их временной последовательности.
Иными словами, фабула – это то, что поддаётся
пересказу, то, «что было на самом деле»,
между тем как сюжет – это то, «как узнал
об этом читатель». Фабула может совпадать
с сюжетом, но может и расходиться с ним.
Сюжет и фабула расходятся, например, в
романе Лермонтова «Герой нашего времени».
Диалог
– форма устной речи, разговор между двумя
или несколькими лицами. В драме диалог
является главным средством развития
действия. Основным способом изображения
характеров. В лирике диалог используется
с целью раскрытия позиций участников
спора, как, например, в стихотворении
Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом»,
Некрасова «Поэт и гражданин».
Монолог
– вид художественной речи. В литературном
произведении монолог – речь действующего
лица, обращённая к самому себе или к другим,
но, в отличие от диалога, не зависящая
от их реплик. В пьесах и эпических произведениях
монологи – форма высказывания персонажей.
В комедии Грибоедова «Горе от ума» главные
герои – Чацкий и Фамусов – произносят
монологи, отражающие их мировоззрение
(«А судьи кто?..», «В той комнате незначащая
встреча…», «Вот то-то, все вы гордецы!...»
и т.д.). Большинство лирических стихотворений
представляют собой лирический монолог.
Внутренний
монолог – воспроизведение речи действующего
лица, обращённой к самому себе и не произнесённой
вслух. Используется в художественных
произведениях для того, чтобы раскрыть
внутренние переживания героя, воссоздать
его внутренний мир.
Сказ – 1. Принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры рассказчика, представляющего какую-либо этническую, профессиональную, общественно-историческую, сословную группу (Лесков «Левша», «Очарованный странник»).
2.
Жанр фольклора, повествование
о современных событиях или недавнем
прошлом; в отличие от легенды, обычно
не содержит элементов фантастики.
Деталь – значимые подробности, характеризующие внутреннюю сущность героя.
Символ – многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. Пользуясь символами, художник не показывает вещи, а лишь намекает на них, заставляет нас угадывать смысл неясного, раскрывать «слова-иероглифы». Таким образом, символ всегда имеет переносное значение; это троп. В отличие от аллегории, символический образ не имеет прямолинейного, рассудочного значения. Он всегда сохраняет живые, эмоциональные ассоциации с широким кругом явлений.
Можно выделить два основных типа символов. К первому типу можно отнести символы, имеющие основу в культурной традиции – образы-символы моря, паруса, дороги, пути, неба, метели, огня, креста и др.
Ко
второму типу можно отнести символы,
создававшиеся без опоры на культурную
традицию. Такие символы возникали
внутри одного литературного произведения
или ряда произведений. Таковы символы
вишнёвого сада в пьесе Чехова «Вишнёвый
сад», барса в поэме Лермонтова «Мцыри»,
бешено мчащейся Руси-тройки в поэме Гоголя
«Мёртвые души». Символом жизни и веры,
метафорой души в романе Пастернака «Доктор
Живаго» является свеча.
Подтекст- скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста. В театре подтекст может раскрываться при помощи умолчания, интонации, жеста, мимики. Подтекст в большей степени характерен для реалистических произведений, основанных на психологизме.
Большое
значение подтекст имеет в произведениях
Достоевского, Горького. Особенно развита
система подтекстовых значений в
драматургии Чехова.
Психологизм
– способ изображения душевной жизни
человека в художественном произведении:
воссоздание внутренней жизни персонажа,
её динамики, смены душевных состояний,
анализ свойств личности героя.
Народность – идейно-художественное качество литературного произведения или творчества, прочно связанного с духовными интересами широких кругов общества, с его традициями, идеалами. Подлинно народным писатель остаётся и тогда, когда показывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своего народа.