Теория и история литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:05, реферат

Описание работы

Устное народное творчество (фольклор) – словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, и закреплённое во всём многообразии бытового уклада. Фольклор возник задолго до появления литературы и стал не только основой, но и источником для творчества многих писателей и литературы в целом.
Основные особенности фольклора:
- устная форма бытования;

Работа содержит 1 файл

Теория и история литературы.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

   Портрет – изображение внешности героя (черт лица, фигуры, позы, мимики, жеста, одежды) как одно из средств его характеристики; разновидность описания. Портрет даёт писателю широкие возможности для характеристики не только внешности, но и внутреннего мира человека, так как в облике человека всегда в большей или меньшей степени проявляются его взгляды на жизнь, характер, психологические особенности.

   История литературного портрета уходит корнями  в глубокую древность и отражает процесс познания художником мира, поиски способов создания индивидуального  человеческого характера.

   На  ранних стадиях развития литературы личностное начало в портрете было невыраженным. Фольклорные герои наделялись условно-символической внешностью: девицы «красные», молодцы «добрые», богатыри «могучие» и т.д.

   В литературе древней Руси обобщённо-абстрактный  портрет выполнял оценочную функцию, указывая, как правило, на социальный статус героя.

   Классицисты создали два стереотипа: «идеализирующий» портрет благородного героя и  портрет героя низкого происхождения.

   Портрет у сентименталистов уже психологичен, он призван помочь увидеть в герое  прежде всего «чувствительную» душу.

   У романтиков портрет экзотически-колоритный, передающий контрастные качества яркой, независимой, избранной личности: «…широкий  лоб его был жёлт как лоб  учёного, мрачен как облако, покрывающее  солнце в день бури…, губы тонкие, бледные, были растягиваемы и сжимаемы каким-то судорожным движением, и в глазах блистала целая будущность…» (Лермонтов «Вадим»).

   В реалистической литературе портрет  характерологичен: внешность героя  отражает черты его характера, индивидуальные социальные, фамильные, возрастные и другие черты.

   Портрет даёт представление об эстетическом идеале писателя и позволяет выявить  авторское понимание категории  красоты.

   Портрет может представлять собой одноразовое  описание или состоять из нескольких описаний с различной степенью удалённости друг от друга. Концентрированные портреты свойственны эпизодическим персонажам, рассредоточенные – главным.

   Структура портрета может быть простой или  сложной. К портретам простой  структуры относятся портреты-детали, состоящие из описания одной портретной особенности, и портреты-зарисовки, состоящие из описания нескольких деталей. В портретах сложной структуры портретные компоненты представлены в комплексе, например: «Это была молодая женщина лет двадцати трёх, вся беленькая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на её округлых плечах» (Тургенев «Отцы и дети»).

   Более сложный вид – портрет-сравнение. Автор прибегает к этому виду портретной характеристики в тех случаях, когда ему необходимо вызвать у читателя определённые ассоциации. В повести Лескова «Очарованный странник» рассказчик представляет главного героя, Ивана Северьяновича Флягина: «…он был в полном смысле слова богатырь, и при том типический простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого».

   Ещё более сложной формой является портрет-впечатление. При почти полном отсутствии портретных деталей он оставляет у читателя яркое впечатление и побуждает домыслить созданный автором текста образ. Таков портрет, созданный Фетом:

   Ты  вся в огнях. Твоих зарниц

   И я сверканьями украшен;

   Под сенью ласковых ресниц

   Огонь небесный мне не страшен.

   Но  я боюсь таких высот,

   Где устоять я не умею.

   Как сохранить мне образ тот,

   Что придан мне душой твоею?

   При первом знакомстве читателя с героем обычно даётся экспозиционный портрет. Достоевский, явно желая расположить читателя к своему герою. Представляет Родиона Раскольникова: «Кстати. Он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

   В лейтмотивном портрете за персонажем закрепляется какая-либо индивидуализированная деталь, которая повторяется на протяжении всего повествования. Например, лейтмотивной деталью в портретных зарисовках Матрёны («Матрёнин двор» Солженицына) становится «лучезарная», «добрая» улыбка. Портрет «просветлённой» Матрёны становится средством раскрытия внутреннего мира героини, в котором царят покой, мир и благость.

   Психологический портрет выражает то или иное состояние персонажа. В Мармеладове (Достоевский «Преступление и наказание») было что-то «…очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие».

   Портрет может сопровождаться авторскими комментариями, как, например, портрет Печорина в  романе Лермонтова «Герой нашего времени».

   Сложились две разновидности психологического портрета: 1) портрет, подчёркивающий соответствие внешности героя его внутреннему миру; 2) портрет, контрастирующий с внутренним миром героя. Например, в романе «Герой нашего времени» обнаруживается несоответствие внешнего облика Печорина (напускное равнодушие, холодность, спокойствие) его подлинным душевным качествам, страстности его натуры. Зачастую портрет содержит в себе авторскую оценку персонажа (например, портрет Ольги в «Евгении Онегине» Пушкина или Элен в «Войне и мире» Толстого). 

   Пейзаж  – изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и художественной позиции писателя. Существуют следующие разновидности пейзажа: лирический, романтический, символический, психологический. В зависимости от рода литературы пейзаж может нести разную смысловую нагрузку. Так, в лирике картины природы отражают настроения и переживания лирического героя. Например. Чувство одиночества лирического героя в стихотворении Лермонтова «Тучи» оттеняют «тучки небесные, вечные странники», а радостное настроение лирического героя в стихотворении Пушкина «Зимнее утро» сопрягается с таким пейзажем:

   Под голубыми небесами

   Великолепными коврами,

   Блестя  на солнце, снег лежит;

   Прозрачный  лес один чернеет,

   И ель сквозь иней зеленеет,

   И речка подо льдом блестит.

   В эпических произведениях природа  часто является самостоятельным  объектом изображения. Природа воздействует не только на поступки людей, но и на их психологическое состояние. Например, пейзаж, помещённый в главу «Сон Обломова» (Гончаров «Обломов»), показывает состояние умиротворения, спокойствия и гармонии главного героя, погрузившегося в ощущения своего детства. 

   Вечные  темы – наиболее значимые для человечества во все эпохи и постоянно повторяющиеся во всех национальных литературах темы жизни и смерти, света и тьмы, любви, свободы, долга и т.д. Например, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» вечные темы борьбы добра и зла, трусости, предательства, милосердия, любви и творчества становятся предметом размышлений писателя и его героев. 

   Вечные  образы – образы, обобщающее художественное значение которых выходит далеко за рамки их конкретно-исторического содержания и породившей их эпохи. Вечные образы запечатлевают самые общие, существенные строны человеческой природы, выражают типичные, постоянные, повторяющиеся в истории человеческого общества конфликты и ситуации. Классическими примерами вечных образов служат Дон Кихот, Прометей, Гамлет, Дон-Жуан, Фауст. В русской литературе Молчалин, Хлестаков, Плюшкин, Иудушка Головлёв и подобные им образы живут долгие годы и даже столетия в сознании нескольких поколений, так как в них обобщены типичные, устойчивые черты человеческих характеров. 

   Пафос – идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества; страсть, которая пронизывает произведение и сообщает ему единую стилистическую окраску. Выделяют героический, гражданский, лирический, трагический и другие виды пафоса.

   Например, в стихотворении Блока «Россия» судьба страны осмысливается как  трагическая. Соответствующий пафос пронизывает строки:

   Россия, нищая Россия,

   Мне избы серые твои,

   Твои  мне песни ветровые –

   Как слёзы первыя любви!

   Основные  виды пафоса: героический, романтический, трагический, сентиментальный, сатирический. 

   Фабула – цепь событий, о которых повествуется в произведении, в их временной последовательности. Иными словами, фабула – это то, что поддаётся пересказу, то, «что было на самом деле», между тем как сюжет – это то, «как узнал об этом читатель». Фабула может совпадать с сюжетом, но может и расходиться с ним. Сюжет и фабула расходятся, например, в романе Лермонтова «Герой нашего времени». 

   Диалог  – форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами. В драме диалог является главным средством развития действия. Основным способом изображения характеров. В лирике диалог используется с целью раскрытия позиций участников спора, как, например, в стихотворении Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом», Некрасова «Поэт и гражданин».  

   Монолог – вид художественной речи. В литературном произведении монолог – речь действующего лица, обращённая к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик. В пьесах и эпических произведениях монологи – форма высказывания персонажей. В комедии Грибоедова «Горе от ума» главные герои – Чацкий и Фамусов – произносят монологи, отражающие их мировоззрение («А судьи кто?..», «В той комнате незначащая встреча…», «Вот то-то, все вы гордецы!...» и т.д.). Большинство лирических стихотворений представляют собой лирический монолог. 

   Внутренний монолог – воспроизведение речи действующего лица, обращённой к самому себе и не произнесённой вслух. Используется в художественных произведениях для того, чтобы раскрыть внутренние переживания героя, воссоздать его внутренний мир. 

   Сказ  – 1. Принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры рассказчика, представляющего какую-либо этническую, профессиональную, общественно-историческую, сословную группу (Лесков «Левша», «Очарованный странник»).

   2. Жанр фольклора, повествование  о современных событиях или недавнем прошлом; в отличие от легенды, обычно не содержит элементов фантастики. 

  1. Деталь. Символ. Подтекст.
 

   Деталь  – значимые подробности, характеризующие внутреннюю сущность героя.

    

   Символ – многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. Пользуясь символами, художник не показывает вещи, а лишь намекает на них, заставляет нас угадывать смысл неясного, раскрывать «слова-иероглифы». Таким образом, символ всегда имеет переносное значение; это троп. В отличие от аллегории, символический образ не имеет прямолинейного, рассудочного значения. Он всегда сохраняет живые, эмоциональные ассоциации с широким кругом явлений.

   Можно выделить два основных типа символов. К первому типу можно отнести символы, имеющие основу в культурной традиции – образы-символы моря, паруса, дороги, пути, неба, метели, огня, креста и др.

   Ко  второму типу можно отнести символы, создававшиеся без опоры на культурную традицию. Такие символы возникали  внутри одного литературного произведения или ряда произведений. Таковы символы вишнёвого сада в пьесе Чехова «Вишнёвый сад», барса в поэме Лермонтова «Мцыри», бешено мчащейся Руси-тройки в поэме Гоголя «Мёртвые души». Символом жизни и веры, метафорой души в романе Пастернака «Доктор Живаго» является свеча. 

   Подтекст- скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста. В театре подтекст может раскрываться при помощи умолчания, интонации, жеста, мимики. Подтекст в большей степени характерен для реалистических произведений, основанных на психологизме.

   Большое значение подтекст имеет в произведениях  Достоевского, Горького. Особенно развита  система подтекстовых значений в  драматургии Чехова. 
 
 
 
 

  1. Психологизм. Народность. Историзм.
 

   Психологизм – способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, её динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя. 

   Народность – идейно-художественное качество литературного произведения или творчества, прочно связанного с духовными интересами широких кругов общества, с его традициями, идеалами. Подлинно народным писатель остаётся и тогда, когда показывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своего народа.

Информация о работе Теория и история литературы